Просмотр содержимого документа
«Авторская методическая разработка презентационного материала к уроку социального педагога "Девиантное поведение подростков"»
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ
Социальный педагог
Зуб Елена Анатольевна
План:
1. Понятие «Девиантное поведение» 2. Причины появления девиантного поведения 3. типы девиантного поведения 4. Формы девиантного поведения
«Бывает только неправильный путь , но не бывает безвыходного положения». Китайская пословица
Социальные нормы
предписания
требования
пожелания
Ожидание соответствующего поведения
Функции социальных норм
1. Как стандарты поведения(обязанности, правила)
2. Как ожидание поведения (реакция других людей)
5/2/19
определение
Девиация ( от лат. deviatio – отклонение в поведении ) поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, что ждет от человека общество.
5/2/19
причины
психологические
биологические
социальные
5/2/19
причины
психологические
биологические
социальные
- особенности эмоционально-волевой и мотивационной сферы, особенности самосознания, темперамента, характера, создающие предпосылки для формирования отклонений в поведении
- наследственные, врожденные, и приобретенные заболевания различного рода, провоцирующие девиации
- неблагоприятное семейное воспитание;
- неблагополучный характер межличностных отношений со сверстниками и взрослыми;
- общие неблагоприятные условия социокультурного развития общества
5/2/19
биологические причины:
- поражения UHC;
- тяжелые соматические заболевания раннего возраста;
- хронические соматические заболевания;
- наследственная предрасположенность к тем или иным отклонениям (например, синдром дефицита внимания, отягощенный алкоголизмом);
- неврозы и невроподобные расстройства;
- задержки психического развития;
- заболевания с предполагаемым фатальным исходом;
- раннее половое созревание или его дисгармония;
- дефекты анализаторов и органов чувств;
- психические заболевания (шизофрения, эпилепсия).
5/2/19
психологические причины
- акцентуация (в некоторых случаях патологического характера), неадекватная самооценка;
низкое самоуважение;
- отклонения в психическом развитии, инфантильность суждений;
- эмоциональная неустойчивость;
- агрессивность;
- деформации потребностно-мотивационной сферы;
- повышенная тревожность, страхи;
- зависимость от окружающих, конформность и др.;
- отсутствие чувства безопасности;
- осознание невозможности соответствовать ожиданиям семьи;
- неспособность справиться с учебной нагрузкой;
- низкий уровень вербального интеллекта;
- склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакций на порицание;
- слабость функций самоконтроля и саморегуляции;
- аффективная возбудимость, импульсивность;
- невыраженность школьных интересов, отрицательное отношение к учебе.
5/2/19
психологические причины (следствие неправильного воспитания)
- леность, отсутствие желания учиться и трудиться;
- пассивность поведения, безразличие к окружающей жизни, несамостоятельность в любых видах деятельности;
- неорганизованность, проявляющаяся в склонности к дезорганизации, противодействию, провоцировании непослушания у других, неумении управлять собственной активностью, несамостоятельности в организации собственной деятельности либо жесткой самоорганизованности без учета собственных возможностей;
- ненастойчивость, характеризующаяся неспособностью ставить труднодостижимые, далекие цели или руководствоваться ими, даже если они поставлены;
- эгоистичность, базирующаяся на предпочтении во всем личных интересов интересам других людей и общества в целом;
- недисциплинированность;
- упрямство, капризность;
- грубость;
- лживость.
5/2/19
Социальные причины (неблагополучная семья)
- отсутствие привязанности к детям;
- ссоры, конфликты, скандалы в семье;
- распад семьи;
- неправильный тип воспитания в семье (неприятие ребенка, гипертрофированное, тревожно-ментальное, эгоцентрическое отношение к нему);
- асоциальное поведение родителей;
- психические заболевания, алкоголизация и подобные формы интоксикации родителей, инвалидность родителей;
- враждебная, жесткая семья;
- семья, не обеспечивающая ухода и надзора;
- появление нового члена семьи (отчима, мачехи, братьев, сестер);
- негативное восприятие родителями возможностей ребенка, его успехов, его поведения и личности в целом;
- жесткие требования соответствовать представлениям родителей;
- непоследовательность и несогласованность требований к ребенку;
- жизнь вдали от семьи и потеря одного из родителей (или всех);
- многодетность семьи (более четырех человек);
- нахождение одного из родителей в заключении;
- ограничения и плохие взаимоотношения родителей с другими людьми вне семьи.
5/2/19
Аддиктивное
Делинкветное
Психопатологическое
Типы девиантного поведения
Патохарактерологическое
На базе гиперспособностей
5/2/19
Делинкветное поведение-
Физическое воздействие, преступление. Отличия делинкветного поведения от криминального поведения сходны в тяжести правонарушений, это поведение может проявляться в озорстве и желании поразвлечься. Подросток «за компанию» и из любопытства может бросать с балкона тяжелые предметы в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания в «жертву». Основой делинкветного поведения является психический инфантилизм .
5/2/19
Аддиктивный тип-
стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или с постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Жизнь видится им неинтересной и однообразной. Их активность, переносимость трудностей повседневной жизни снижена; есть скрытый комплекс неполноценности, зависимость, тревожность; стремление говорить неправду; обвинять других.
5/2/19
Патохарактерологический тип
поведение, обусловленное патологическими изменениями характера сформировавшиеся в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности. У многих лиц наблюдается завышенный уровень притязаний, тенденции к доминированию и властвованию, упрямство, обидчивость, нетерпимость к противодействию, склонность к самозвинчиванию и поиски поводов для разрядки аффективного поведения .
5/2/19
Психопатологический тип
саморазрушающее поведение. Агрессия направляется на себя, внутрь самого человека. Аутодеструкция проявляется в виде суицидного поведения, наркотизация, алкоголизации.
5/2/19
Девиантное поведение
Позитивное Негативное
5/2/19
основные формы проявления девиантного поведения несовершеннолетних:
бродяжничество
попрошайничество
тунеядство
нежелание учиться
употребление наркотиков
употребление спиртных напитков
пребывание на учете в КДН
суицидальное поведение
приводы в милицию
наличие судимости
воровство
участие в криминальных группах
вандализм
курение
жестокость
токсикомания
раннее начало половой жизни
повышенная агрессия
хулиганство
5/2/19
бродяжничество
Основные причины побегов :
- недостаточный надзор;
- потребность в развлечениях и удовольствиях;
- реакция протеста на чрезмерные требования или недостаток внимания;
- реакция тревоги и страха наказания у робких;
- побег вследствие фантазерства.
5/2/19
бродяжничество
5/2/19
Нежелание учиться
5/2/19
Участие в криминальных группировках
- объект подражания - «отрицательный» герой
( реальный человек);
-льстит внимание взрослого человека;
- группа формируется из мальчиков;
- привлекает «настоящая взрослая» жизнь;
- пьянство, воровство;
- могут привлекаться и девочки;
5/2/19
Формы агрессии
5/2/19
5/2/19