ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КЛАССЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
ЦЕЛЬ : РАССМОТРЕТЬ ПОНЯТИЕ «МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»;
ИХ ОСОБЕННОСТИ;
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КЛАССА.
ПРАВИЛА ПЕДСОВЕТА
- БУДЬ АКТИВНЫМ.
- ПРЕДЛАГАЙ ИДЕИ.
- УМЕЙ СЛУШАТЬ.
- НЕ ПЕРЕБИВАЙ.
- УВАЖАЙ СОБЕСЕДНИКА.
- НЕ ЗАСЫПАЙ!
Межличностные отношения -это отношения в малой группе между хорошо знакомыми людьми.
Малая группа - это двое или более человек, объединенных одной целью, сходными интересами и потребностями в общении и совместной деятельности, находящихся в непосредственном контакте друг с другом.
Основы классификации:
Виды малых групп:
Совместная деятельность.
Производственные, учебные,
спортивные, семейные и т.д.
Длительность существования.
Постоянные, временные.
Характер отношений между членами группы.
Формальные (официальные), неформальные (неофициальные)
Положительное воздействие малой группы на человека:
Малая группа:
- Подкрепляет уверенность человека в себе.
- Способствует складыванию самооценки личности.
- Обучает поведению в обществе и способствует усвоению общественных ценностей.
- Помогает отработать коммуникативные навыки.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ?
ЛИЧНОСТЬ – ЭТО УСТОЙЧИВАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЧЕРТ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ИНДИВИДА КАК ЧЛЕНА ТОГО ИЛИ ИНОГО ОБЩЕСТВА.
Межличностные отношения носят обоюдный, то есть взаимный характер.
Здесь уместно употреблять слово «взаимно»:
- Взаимодействие
- Взаимопомощь
- Взаимовыручка
- Взаимопонимание …
«Чего не хочешь для себя, не делай другому» (Лампридий) -
это важнейший закон
межличностных отношений.
ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В НАУКЕ ПОНЯТИЕМ ОТНОШЕНИЕ ОБОЗНАЧАЕТСЯ ОСОБЕННАЯ СВЯЗЬ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И ОСОБЕННОСТЬ В ТОМ, ЧТО РАЗУМ И ЧУВСТВА ЧЕЛОВЕКА ВЛИЯЮТ НА ЕГО СВЯЗЬ С МИРОМ ЛЮДЕЙ И ВЕЩЕЙ.
ДЕЛОВЫЕ И ЛИЧНЫЕ.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - –
ЭТО ВЗАИМОСВЯЗИ
ОТДЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ.
ПРИЯТЕЛЬСКИЕ,
ТОВАРИЩЕСКИЕ.
СЕМЕЙНЫЕ.
ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ФОРМИРУЕТСЯ О ТНОШЕНИЕ К
ЭТОМУ ЧЕЛОВЕКУ
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В КОЛЛЕКТИВЕ ВЫЗЫВАЮТ РЕАКЦИЮ СО СТОРОНЫ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
ИСХОДЯ ИЗ ОТНОШЕНИЯ ФОРМИРУЕТСЯ СИСТЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ( МЕЖДУ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЛЮДЬМИ)
ЭТА СИСТЕМА ВКЛЮЧАЕТ
В СЕБЯ:
1 . ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ- СОГЛАСОВАННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ.
2. ВЗАИМОПОНИМАНИЕ- ПОНИМАНИЕ ДРУГ ДРУГА НА ОСНОВЕ ВЗАИМНОСТИ.
3. ВЗАИМОВОСПРИЯТИЕ- ВОСПРИЯТИЕ ОДНИМ ЧЕЛОВЕКОМ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА
ЧУВСТВА В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СКЛАДЫВАЮТСЯ НА ОСНОВЕ ЧУВСТВ:
ЧУВСТВА, СБЛИЖАЮЩИЕ ЛЮДЕЙ, ОБЪЕДИНЯЮЩИЕ ИХ, РОЖДАЮЩИЕ ГОТОВНОСТЬ К СОВМЕСТНЫМ ДЕЙСТВИЯМ И УСИЛИЯМ.
ЧУВСТВА, РАЗЪЕДИНЯЩИЕ ЛЮДЕЙ- НЕТ СОТРУДНИЧЕСТВА.
ДЕЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ( ОФИЦИАЛЬНЫЕ )- ОТНОШЕНИЯ С СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВИЛ.
ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СКЛАДЫВАЮТСЯ НА ОСНОВЕ ЧАСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЛЮДЕЙ.
ЗНАКОМСТВО, ПРИЯТЕЛЬСТВО, ТОВАРИЩЕСТВО.
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ- «ЗНАЮ В ЛИЦО» – САМЫЙ ШИРОКИЙ КРУГ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.
САМАЯ ШИРОКАЯ ФОРМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ- ЗНАКОМСТВА
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – «ПРИВЕТСТВУЮ» - ТОЛЬКО ПРИ ВЗАИМНОМ УЗНАВАНИИ.
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ- ПРИВЕТСТВУЮ И РАЗГОВАРИВАЮ НА ОБЩИЕ ТЕМЫ.
ПО ОТНОШЕНИЮ К ЗНАКОМЫМ ЛИЧНЫЕ ЧУВСТВА ПРОЯВЛЯЮТСЯ РЕДКО. ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ БЫТЬ ЗНАКОМЫМ, НО НЕ ПРИЯТЕЛЕМ.
ПРИЯТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ВОЗНИКАЮТ ИЗ ЗНАКОМСТВ НА ОСНОВЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА К
ДРУГОМУ.
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ: ВЗАИМНАЯ ТЯГА, СИМПАТИЯ, СТРЕМЛЕНИЕ К КОНТАКТУ, К ОБЩЕНИЮ.
ОТНОШЕНИЯ ТОВАРИЩЕСТВА - БОЛЕЕ БЛИЗКИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
ОСНОВА - ОБЩАЯ ЦЕЛЬ, СРЕДСТВА И РЕЗУЛЬТАТЫ ОБЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СИМПАТИИ И АНТИПАТИИ
СИМПАТИИ - ВНУТРЕННЕЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ , ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ. БЛАГОДАРЯ СИМПАТИИ ЛЮДИ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ В ГРУППЫ, СИМПАТИИ НА УРОВНЕ ЧУВСТВ.
Симпатичен, а почему не знаю.
АНТИПАТИИ - ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ СИМПАТИИ, ПОНЯТЬ ДРУГОГО - УСЛОВИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
УСЛОВИЯ НОРМАЛЬНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
НОРМАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВОЗМОЖНЫ ПРИ НАЛИЧИИИ У ЛЮДЕЙ СПОСОБНОСТИ СОПЕРЕЖИВАНИЯ, СОЧУВСТВИЯ.
ЕСЛИ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ДРУЖЕСКИЕ, ПРИЯТЕЛЬСКИЕ, ТО ДОБИТЬСЯ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ ЛЕГЧЕ.
В ПРОЦЕССЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЛЮДИ НЕ ПРОСТО ОБЩАЮТСЯ , ОНИ ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ ДРУГ НА ДРУГА, ПОДРАЖАЮТ ДРУГ ДРУГУ.
НО МОЖНО ПОДРАЖАТЬ ПО – РАЗНОМУ.
Особенности межличностных взаимоотношений в школе
Существуют разные отношенческие системы в школе (общеобразовательном учреждении):
учащийся –учащийся;
учитель – ученик;
учитель – родитель;
родитель – ученик.
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Учащиеся ориентированы на активное взаимодействие и общение между собой.
Учитель – на активность каждого в обучении и получении личных достижений.
Совместная деятельность осуществляется по признаку места расположения учащихся.
ПРОБЛЕМЫ
- Взаимоотношения в классе всегда имеют определенную динамику развития. Они изменяются как от класса к классу, так и от начала года к его окончанию.
- В каждом классе складывается определенная система межличностных отношений.
Формирование межличностных отношений в классе
В классе всегда есть:
- формальная группа – о ней знает учитель, учащиеся, она на виду;
- неформальная группа – в неё входят учащиеся, и о ней учитель может даже не знать.
Взаимоотношения между этими группами в одном классе могут быть дружескими( но редко), чаще антагонистическими, что порождает конфликты.
Структура группы
Класс делится на определенные страты:
- лидеры, «звезды», высокостатусные;
- приближенные к лидерам, среднестатусные,
- аутсайдеры, не принятые, низкостатусные.
Наиболее сложная ситуация у средне-
и низкостатусных учащихся.
Среднестатусные – желание стать
лидером велико, но как добиться
такого положения, вырабатывает свои
способы.( Они в 3 раза чаще используют
мнение взрослых в определении
ориентира поведения).
Низкостатусные не могут влиять на сверстников, компенсируют это
тем, что ищут место и время для удовлетворения потребности в самоутверждении, а не только тем, что они не могут участвовать в делах, но они находят для себя более важные дела, чем в школе.
Мероприятия по межличностному взаимодействию
- Коллективные дела.
- Мероприятия всего класса.
- Походы!!!
- Совместные мероприятия с другим классом.
- Совместные мероприятия с родителями.
Компоненты межличностных отношений
- Когнитивный компонент
- Эмоциональный компонент
- Поведенческий компонент
КАКИЕ ОТНОШЕНИЯ СУЩЕСТВУЮТ В ВАШЕМ КЛАССЕ: ПОПРОБУЙТЕ СДЕЛАТЬ АНАЛИЗ
ВЫВОД
Формирование межличностных отношений – одна из основных проблем школы, школьного и классного коллективов.
Но просто так, на пустом месте, не находя понимания между личностями - коллектива из группы ребят не получится.