СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Авторская кукла как средство нравственно-эстетического воспитания детей"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка для внеурочных занятий

Просмотр содержимого документа
«"Авторская кукла как средство нравственно-эстетического воспитания детей"»


Управление образования администрации Муромского района

МБОУ «Молотицкая средняя школа»














Методическая разработка:













Выполнила: Рябова Н.В.

учитель технологии

педагог дополнительного образования








2020 г.

Содержание



Введение.


  1. Авторская кукла как один из элементов нравственно-эстетического воспитания детей.


2. Воплощение идеи.


Заключение.


Список литературы.


Приложения























1

Введение

Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Воспитать любовь к прекрасному, это значит, ознакомить детей с различными видами искусства и в первую очередь с произведениями народного творчества. Народное прикладное искусство глубоко традиционно, что проявляется не только в преемственности художественных навыков, но и в устойчивом сохранении на протяжении длительного времени наиболее характерных образов, форм и мотивов. Благодаря свойственной народному искусству способности хранить и развивать свои наиболее ценные достижения оно донесло до нашей эпохи богатое художественное наследие, ставшее основой для развития современного декоративно-прикладного искусства.
Советские педагоги А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина, Н. С. Карпинская, В. М. Федяевская неоднократно отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества, пробуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного. Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир ребенок. И этот потенциал надо раскрыть. Декоративно-прикладное искусство – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы можно наблюдать следующую особенность – чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем большее количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия. Таким образом, многие пытаются отойти от того стандарта, который окружает нас на протяжении жизни. Некоторые популярные сейчас виды декоративно-прикладного искусства были рождены в далеком прошлом. Поэтому и отношение к народному искусству должно быть особенным. Когда-то А.С. Пушкин по этому поводу сказал так: «Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, определяется отношением к прошлому». Современная деятельность предъявляет новые требования к воспитанию: не подавляя авторитарно ребенка, его волю, воспитывать самостоятельную личность, учитывать и разумно направлять потребность и интересы ребенка, стремиться понимать его внутренний мир. Поэтому целью своей работы считаю: - формирование эстетических чувств к народной культуре и истории предков через создание индивидуальных образов народной куклы. Задачи: - познакомить учащихся с историей народной куклы, русскими традициями и обрядами; - воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков; - развивать творческую и познавательную активность, воображение, ассоциативно-образное мышление, художественный вкус.






















Авторская кукла как один из элементов нравственно-эстетического воспитания детей

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю, ее истории. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов.
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Развиваются образное представление, мышление, воображение. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка предметов русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.
Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принципы общей дидактики: связь с жизнью, наглядность, систематичность и последовательность, индивидуальный подход в обучении и художественном развитии детей.
В нашем кружке большое внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели, выделили в процессе восприятия. Создавая свое изделие, декоративно-прикладного искусства дети отмечают, почему оно им нравится, что в нем интересного, почему оно радует их, или наоборот, вызывает отрицательное отношение. Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной. Поэтому выражение отношения к изображаемому или предмету – это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности детского творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей. Общественная направленность проявляется в том, что они создают что-то своими руками для других (поделки, игрушки в подарок малышам для игр, мамам, и папам к праздникам). В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремление выполнять работу как можно лучше. Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях, потребность в добрых делах. Занятия по декоративно-прикладному творчеству не только формируют умения и навыки по изготовлению предметов народного творчества, но и помогают осознать свои творческие силы, взглянуть на окружающий мир глазами созидателя. На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, фигурку вместе составляет общую композицию. В процессе занятий декоративно-прикладным искусством у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевая трудности. При создании коллективных работ у детей воспитывается чувство единения, взаимопомощи, коммуникативные качества, терпимость друг к другу, формируются умения действовать согласованно, самостоятельно. Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей



«Без нее, без куклы, мир бы рассыпался, развалился. И дети перестали бы походить на родителей, И народ бы рассеялся пылью по лицу земли» А. Синявский (Голос из Хора) На мой взгляд, в этих строках очень хорошо сказано как о значении и важности куклы для детей, так и для народа в целом. Современному, а особенно городскому, человеку сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной стороны, крестьянская жизнь была заполнена тяжелым физическим трудом, а с другой - общеизвестны веселые деревенские праздники, которые были приурочены к церковным датам. В народном сознании уживались православные обычаи, а также древние языческие приметы и обряды. Деревенские праздники были разнообразны и многочисленны, они сопровождались разнообразной символикой и ритуальными предметами. Не последнее место среди них занимала и кукла. Она была самым понятным и доступным посредником между человеком и неведомыми силами природы. Считалось, что чем древнее способ изготовления куклы, тем действеннее ее роль в совершении обряда. К сожалению, мы люди 21 века видим в этих традиционных куклах только внешние, декоративные особенности, плохо понимая их истинное значение. Символика многих праздничных обрядов со временем утратилась. Каждая кукла – это мир, который рядом, в котором мы живем каждый день. Каждая из них является входом в этот мир, прекрасный и настоящий, в мир любви, заботы о своих родных и близких. Зачастую мы его видим и не замечаем за очевидным и обыденным. Кукла – это возможность вспомнить о себе, о том, зачем мы в этом мире и попробовать сказать об этом с ее помощью. Кукла не рождается сама: создает ее человек. Являясь частью культуры, кукла сохраняет в своем образе черты создающего ее народа. В традиционно-бытовой материальной культуре славянских народов, особое место принадлежит текстильным куклам. Выступая на совещании по игрушке, советский педагог Е. А. Флерина говорила: «Народ в игрушке дает ребенку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребенку, так как это правдивое и жизнерадостное искусство, оно радует ребенка, учит видеть и понимать окружающую его жизнь. Лишенная тенденциозности, фальши и позирования, народная игрушка, забавляя и радуя ребенка, прямо и просто учит его творчеству и труду». Все это позволяет говорить о том, что народная игрушка играет важную роль в художественном развитии детей: развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, осознание собственной значимости. Ведь кукла, - это воплощение индивидуального представления о мире каждого ребенка. Очень многие современные психологи в своих работах обращают внимание на проблему формулирования своих намерений. Осознанное и хорошо сформулированное желание, превращается в намерение, которое двигает и направляет на правильный путь и современного человека. И в нашей жизни стоит обратиться к опыту предыдущих поколений, использовать их опыт использования обрядовых кукол в качестве медитативных предметов. Только в разговоре с куклой человек оказывается равен самому себе, только ей он может раскрыть свою душу. В куклы играло и играет все человечество, на протяжении многих веков. Похоже, за этой игрой стоит что-то очень важное и можно попробовать разглядеть, что же такое игра в куклы, что она дает людям, если в нее играют все, невзирая на возраст и пол. Что за основа жизни или устроения мира стоит за этим привычным и обыденным действием, если куклы изменяясь, соответствуя временам - не уходят из нашей жизни, а дети и взрослые все так же играют.












Воплощение идеи.

Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приемы изготовления народной тряпичной куклы – незримого посредника между миром детей и взрослых. В своей работе я рассматриваю возможности эстетического и нравственного воспитания на образцах живописи местного художника А.В. Морозова, музей которого располагается в нашей школе. Здесь пейзажи и портреты, натюрморты и жанровые сцены, которые поражают тонким цветом и колоритом полотен (Слайд 5-7) Как наглядный материал использую работы учащихся по декоративно-прикладному искусству, выполненных в различных видах техники: вышивка, лоскутная техника, аппликация (Слайд 8-10) . Наш кружок работает с 2008 года. Программа кружка состоит из нескольких разделов изучения декоративно-прикладного творчества. Ярким разделом программы является «Народная кукла». Бесспорно – это любимое занятие детей. Кто как не дети – вдохновенные творцы кукол. При слове «кукла» в нашем сознании возникает некий образ, связанный с миром детства. Думаю, каждый из нас согласится, что самая любимая игрушка это та, что сделана своими руками. И пусть в ней не было безукоризненно симметричных линий и четко вырисованных черт лица, но зато в ней было что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем душой. С большим удовольствием занимаюсь изготовлением кукол с детьми и получаю от этой работы непередаваемое удовлетворение. Первыми куклами в нашей трудовой практике были обрядовые куклы (Слайд 11, 12) . Простоватые на первый взгляд, они очень разнообразны по форме и декоративному исполнению. Дети всегда пытались изобразить на этом безликой кукле черты лица, т.е. вселить в нее душу. Эту возможность они получили при изготовлении сшивной куклы. Чтобы вызвать интерес к этой работе, приобщить детей к истокам русской культуры, я решила сама изготовить свою сшивную куклу, в русских традициях, в образе молодой девушки. Собственный пример – это наиболее естественная форма содружества, сотворчества ученика и учителя. У детей появился интерес к истории родного края, природе, труду людей. Рассматривая куклу, ее одежду, лицо дети стали придумывать ей «личную историю» и предложили сделать для нее мужа и маленькую девочку – их дочку. Таким образом, мы решили вместе изготовить еще две куклы.

Чтобы приступить к работе мы, просмотрели портреты А. В Морозова, местного художника, в которых изображены крестьяне во время праздника и во время работы, народные обряды, познакомились с художественными произведениями и научно-популярными журналами на народную тему. Собрали удивительный материал из истории жизни простого народа, наших предков. После того как куклы были сшиты, дети с удовольствием стали подбирать ткань для сарафана, передника, рубахи и портов. Вместе обсуждали цвет, фактуру и орнамент ткани, декоративную отделку, особенность данного народного костюма, положение кукол в композиции. Трудность в работе всегда возникает при изготовлении глаз куклы. От того, какое выражение глаз мы нарисуем, будет зависеть характер и настроение нашей куклы. Особый живой интерес девочки проявили при изготовлении маленькой куклы – их дочки. Каждая рисовала свои глаза, а потом вместе подбирали какие из них подходят для нашего образа. В результате у нас получилась целая семья. Если судить по выражению глаз – семья счастливая. А семья – это любовь, доверие, уважение друг к другу. Оформляя композицию, сплели из прутьев плетень и посадили счастливую семью на березовую лавочку. Проект получил название «У плетня» (Слайд 13).

И тут же родились следующие строки к ней:

«Тихим, летним вечерком,

У плетня – под грушей

Вышел Ваня всей семьей

Соловьев послушать».

Эта композиция вдохновила детей на самостоятельное изготовление следующей композиции из сшивных кукол. Продолжая тему народных традиций, за основу нашей дальнейшей работы взяли воспоминание одной старой крестьянки: «У нас детство было лет до семи. И было очень трудно. Вставали рано. С младшими водились, корову пасли. Я помогала глину месить, носить воду – дом мы строили. Очень уставали. Жать начинали с восьми лет. Вставали в три часа утра… Помню, день был холодный, а мы жали. Руки замерзли, оглянулась назад – тятенька так погрозил, дак реву да жну… Много ли подросла – косить стали брать. А косили горбушами. За день-то так натюкаешься, что спину не разогнуть. А в школе я одну зиму только и проучилась, больше не отпустили. Тут прясти, тут жать, тут за ребенком смотреть надо, вот мои учения и кончились». Современному человеку может показаться странным, что в старину тяжелый труд не убивал желание людей повеселиться. Когда люди трудились, они часто пели, перекликались шутками-прибаутками. Уставшие люди вечерами «играли» хороводы, катались на санках, по крыше на соломе кататься любили, в чиж играли, из песка ватрушки пекли, баловались, в речке купались. В церковь на исповедь ходили. Изучив жизнь и быт крестьян, мы выбрали тему отдыха крестьян после тяжелого трудового дня. Проблемой выбора времени года не вызвало сомнений – за окном стояла солнечная морозная погода. Кроили, сшивали куклу, подбирали ткань. Выкраивали куклу не по шаблону, а каждую индивидуально. Некоторые фигуры кукол запечатлены в движении (мальчик с поднятой рукой). Прически сделали из шерстяных ниток, заплели их в косички, привязали яркие ленточки. Наряды для кукол, которые можно снимать и одевать, каждый подбирал по своему вкусу: штанишки, юбочки, платки , шапки и даже сапоги с варежками – все подчеркивает уникальность творения. К тому же, шить одежду для кукол – для детей одно удовольствие. Все зависело от образного представления, мышления, воображения, основанного на изучении материала фантазии ребенка, его видения мира, мира добра и красоты, в который он отправит свою куклу. Как интересно придумывать образ для каждой куклы – ведь они так похожи на людей! Постепенно, в процессе создания из несложных материалов, у каждой куклы «проявляется» характер, привычки и история. Вся работа проходила на радостных эмоциях, в основе которых возникали глубокие чувства любви к народной истории, к нашим предкам. Оживила композицию красивая пушистая елка. Кукол усадили на сани, заставили лепить снежную бабу и играть в снежки, кто-то просто любовался природой. Получилась композиция в движении. Все это сделало ее личностно-значимой. Закончить эту работу мы решили отрывком из произведения А.Н. Некрасова:

Играйте же дети! Живите на воле!

На то вам и красное детство дано,

Чтоб вечно любить это скудное поле,

Чтоб вечно вам милым казалось оно.

Храните свое вековое наследство,

Любите свой хлеб трудовой –

И пусть обаянье поэзии детства

Проводит нас в недра землицы родной!..

Работа получила название по одноименному произведению А.Н. Некрасова «Крестьянские дети» (Слайд 14).

Следующей нашей совместной работой стала композиция под названием «Снежный хоровод» (Слайд 15).

Перед началом работы мы вспомнили наши русские народные сказки. Слушание и чтение народных сказок доставило нам много счастливых минут. Мы не устаем удивляться богатству народной выдумки, заложенной в них мудрости. По словам В.П. Аникина, писателя и собирателя фольклора, сказки – «умное чудо», сотворенное художественным гением народа». В основе нашего разговора были их сказочные образы: Русалка, Снегурочка, Дед Мороз, Царевна-лебедь, Баба яга, Единорог-конь с рогом во лбу, Соловей-разбойник и др. Все они были созданы народной фантазией. В фантастических образах дети узнают знакомых им в жизни птиц, животных, а в Русалке, Снегурочке фигуру человека. Все эти образы были созданы народной фантазией. За основу нашей композиции мы решили взять сказочный образ снежинки. В понимании детей – это образ девочки, сделанной из снега. Рассказ о народной традиции водить хороводы помог детям представить будущую композицию в виде хоровода снежинок. За основу куклы – снежинки мы решили взять технологию изготовления безликой куклы «кувадки», которую делали крестьянки для своих детей. Ведь образ снежинки тоже не наделен душой. В этой работе дети проявляли свою фантазию, старались показать динамичность, живость через «движение» тел снежинок. Они располагали их в разных неожиданных местах, поворачивая их, то лицом друг к другу, то спиной. В процессе работы над композицией «Снежный хоровод» постоянно предлагала детям поиграть с поделкой, эмоционально разговаривать с ней. Для активизации интереса детей, пробуждения интереса, радостных эмоций использовались коллективный труд, чтение стихов о зиме, снеге, снежинках. Простота технологического изготовления произведения, мотивирует у детей особый интерес на этапе художественного оформления работы. Творческая художественная направленность занятий проявляется не только в желании их умении выполнять изделие красивыми, аккуратными и нарядными, но и в предварительном обдумывании создаваемого образа. Мысленная работа важна для создания и развития образа. Одевание снежинок вызвало бурю эмоций. Они с нежностью и аккуратностью наряжали кукол в шелковые прозрачные юбочки, украшали головными уборами, выполненными из белой тонкой ткани, дополняли костюм элементами декора. Каждая кукла приняла свой неповторимый сказочный облик, и каждый образ стал индивидуален. Творцы кукол тесно связаны с природой. Такая близость определяет радостный оптимистический характер своей работы. Не было бы целостности композиции, если бы мы не дополнили ее сказочными деревьями, кружевным снежным домиком, большим костром, вокруг которого водят хоровод снежинки. Я предложила девочкам поиграть с куклами, прежде чем куклы-снежинки примут неподвижное состояние. Игра – важный этап в работе. Дети высвобождают свою творческую энергию, развивают образное мышление, придумывают диалоги между куклами, фантазию, пространственные представления, и завершая работу, мы сочинили к нашему снежному хороводу следующие строки:

«На лесной опушке собрались подружки.

Легкие, пушинки - белые снежинки.

Водят, водят хоровод – провожают Новый год».

Стоило нам смастерить одних кукол, как появились новые замыслы и светлые идеи. Уроки технологии позволяют систематически знакомить детей с материальной культурой народа в частности с обычаями и традициями, бытующими в селе. Их необходимо хранить и развивать.

В работе «Троицын день» (Слайд 16) дети отразили красоту русских традиций. Изучая историю малой Родины, особенности русского традиционного костюма учащиеся почувствовали себя причастными к жизни предков, быть ответственными за судьбу своего народа. Детям интересно было узнать об истории родного села, его традициях и обрядах. Учащимся пришлось проделать большую работу по поиску образа костюмов, достоверной информации о проведении народных праздников, в частности праздника «Троица» на селе.

Народные костюмы давно вышли из моды. Сейчас их можно увидеть вживую только лишь в пору народных гуляний. Но все – таки нам очень важно не терять связи со своими корнями. Поэтому для ребят изготовление народных костюмов для кукол стало счастливой возможностью прочувствовать всю красоту, привлекательность, яркость и самобытность русского народного костюма.

Троицын день с незапамятных времен является одним из любимейших праздников русского народа. Его можно с полным основанием назвать «зелеными святками», не только потому, что в этот день прихожане выстаиваются в церквах обедни с букетами луговых цветов или ветками деревьев, но и по той простой причине, что улицы и дома украшаются березками.

На Троицу парни и девки, собравшись, ходили в определенное место. Там цветными лентами украшали березку, потом вокруг нее водили хороводы и пели песни.

А вечером, обнимая березку, девушка просила: «Скажи, березка, чего мне в жизни ждать?». И слушала ответ в шелесте листьев березы.

Перед началом работы мы изучили особенности народного костюма того времени: рубаха, сарафан, понева, передник, юбка, познакомились с кроем одежды, тканями, с украшениями в женской одежде. Человек как бы был большим цветком среди деревьев. Одежда имела общественную оценку. Недаром жива пословица на Руси: «По одежке встречают, а по уму провожают». К женской одежде относились особенно требовательно. Она в целом возвеличивала женщину, делала ее великолепным цветком в живой природе. Женщина великолепно смотрелась и на лугу, и в поле, и когда водили хороводы.

«К нам сюда! Скорее! Просим!

Приходи честной народ.

Нынче русские березки

Затевают хоровод»

Эмоциональное состояние детей после выполнения этой работы отражают их высказывания:

«Мне очень понравилось шить для кукол русские народные сарафаны» (Лена,12 лет)

«Я сегодня будто побывала в сказке! Было очень интересно работать. Особенно изготавливать березовые веточки и делать венки» (Маша, 8 лет).

«Работая с куклами, я почувствовала себя причастной к жизни наших предков. Это моя Родина и мы должны беречь и хранить ее обычаи и традиции» (Яна,14 лет).


Тематика таких работ разнообразна. Зная, что результаты труда детей будут показаны на различных выставках, дети сами начинают предъявлять повышенные требования к качеству своих работ. И мы думаем продолжить работать над созданием композиций. Ведь творить чудеса с тряпичными куклами и придумывать им истории, рассказывая вам, – это так здорово и интересно!











Заключение


«Шагнуть вперед можно только лишь тогда,

когда нога отталкивается от чего-то,

движение от ничего или из ничего невозможно»

(писатель Василий Белов).

В любой самодельной игрушке отразились лучшие черты русских людей: они простые, жизнерадостные и мирные. С веками кукла преображалась, ширился ее круг использования. Сейчас существуют и детские игрушки, и куклы для интерьера, и сувенирные, и театральные, и многие другие. Любой народ должен хранить традиции своих предков, ведь без этого, как известно, не может быть будущего. Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь из сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость. И пусть их поделки далеко не произведения искусства, но они воспитывают в самих детях доброту и искренность, трудолюбие и любознательность, уважение к личности и чувство прекрасного. И если работы народных мастеров приносят в наш дом что-то близкое от лесной чащи и цветущих лугов, жаркого сенокоса и звона птичьих голосов, то детские работы – искренность и непосредственность, открытость и задумчивость, милую невинность детского видения мира, чистоту и щедрость маленького, но так много вбирающего в себя сердца, что-то удивительно теплое, близкое и родное каждому человеку..










Литература


  1. Г. Батурина, К. Лисова, Г. Суворова «Нравственное воспитание школьников на народных традициях» (Российский педагогический журнал, 2001 г.)

  2. И.Н. Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». 2010 г.

  3. Школа и пр-во №3 – 2009 г., №4 – 2009 г., Научно-методический журнал.

  4. Т.А. Пигилова «Русский дом», Москва 1993 г.

  5. А.В. Терещенко «История культуры русского народа» Москва ЭКСМО, 2007г.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!