СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская концепция учителя химии Медведевой Л.И на тему: «Индивидуально - дифференцированная работа на уроках химии»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская концепция учителя химии

МКОУ Лещановская СОШ Медведевой Л.И.,

участника конкурса «Учитель года»

Воробьевского муниципального района

Тема: «Индивидуально - дифференцированная работа на уроках химии»

Просмотр содержимого документа
«Авторская концепция учителя химии Медведевой Л.И на тему: «Индивидуально - дифференцированная работа на уроках химии»»

Авторская концепция учителя химии

МКОУ Лещановская СОШ Медведевой Л.И.,

участника конкурса «Учитель года»

Воробьевского муниципального района

Тема: «Индивидуально - дифференцированная работа на уроках химии».

Химия - одна из сложнейших наук, для изучения которой необходимо приложить много сил, усилий, упорства. Только сила воли и упорство помогут овладеть этой наукой.
Знания, полученные при изучении химии, помогут правильно понять суть явлений происходящих внутри нас, а также вокруг нас.
Основная задача обучения химии – обеспечить прочное усвоение учащимися системы химических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни, достаточных для изучения других дисциплин и продолжения образования, а также для понимания сущности явлений происходящих в природе.
Цель моей педагогической деятельности: воспитание всесторонне развитой личности и формирование устойчивых знаний во взаимосвязи с другими науками.
Усвоение химических знаний должно идти через формирование основных химических понятий. На каждом этапе изучения химии формируются соответствующие понятия. К концу изучения всего курса они должны выстроится в строгую соответствующую систему химических понятий, которая является ядром всех знаний химии . Изучение химии начинается с восьмого класса. Для детей это новый предмет, о которым они мало что знают. Нельзя говорить, что химия для них абсолютно новый предмет. Кое, какие знания у детей всё же имеются. Источниками этих знаний являются или телевидение, или рассказы старшеклассников, или ещё что-нибудь. Поэтому представление о химии у детей искажённое, неправильное. Некоторые представляют её как какого-то монстра, от которой только одни беды. Но мы знаем, что это не так. Поэтому очень важно на первых уроках сформировать правильное понимание сущности химии, как науки, достижения которой приносят большую пользу человечеству. Мои первые уроки в восьмом классе проходят в упрощённой форме. Я даю детям возможность высказать свою точку зрения, рассказать, что они знают про то или иное явление, вещество и др. Очень важен положительный настрой класса. С этой целью я провожу ряд простых, красочных, опытов. Уже на ранних этапах я подчёркиваю, что химия это не отдельный предмет, что она связана с другими предметами, и для лучшего понимания сущности химии необходимы знания и из других областей. Химия неразрывно связана с такими предметами как биология, физика, математика, география, история и др. таким образом дети понимают необходимость лучшего изучения и других предметов.

Формирование концепции.

В последние годы идёт модернизация образования. Это коснулось и химии тоже. В средней школе сокращаются часы, нет условий для преподавания химии и др.
На этапе модернизации системы начального образования особенно актуальна проблема развития у детей внутренней мотивации учения, поскольку её наличие способствует реальному переведению всего изученного во внутренний план действий и служит одним из наиболее очевидных признаков эффективного обучения. Любая учебная деятельность начинается с того, что у ребёнка возникает потребность присвоить новую информацию: « я хочу», « мне надо», «я могу». Потребности являются источником активности человека, а мотив выражает направление его активности. С другой стороны, - это осознанная потребность». Это первый этап изучения химии. «Я буду изучать кислоты, чтобы знать про них всё», «я буду изучать взрывчатые вещества, чтобы делать фейерверки», «я буду изучать химию, чтобы поступить в ВУЗ»- вот некоторый перечень мотивов. Для этого он ставит перед собой цель и планирует свою деятельность.
В последние годы школьники всё чаще относят химию к числу нелюбимых и трудных предметов. Уровень большинства наших детей оставляет желать лучшего.

В соответствии с теорией развивающего обучения в центр учебно-воспитательного процесса я ставлю межличностное взаимодействие учителя и ученика, включающее различные типы взаимодействия отношений. Взаимоотношения учителя и ученика являются очень важным моментом в образовательном процессе. В конечном итоге от этих взаимоотношений зависит успешность выполнения поставленной цели. Учитель был, есть и остаётся примером для подражания
За последние годы число детей нежелающих учиться, возрастает в геометрической прогрессии. Особенно ярко выражена эта проблема в сельских школах

причины:
1. низкая образованность родителей;
2. малая обеспеченность семей;
3. пьющие родители;
4. неполные семьи и, как правило, мать одна воспитывает детей.

Вследствие этого я стала работать над темой – «индивидуально-дифференцированная работа на уроках химии». Каждый урок строю таким образом, чтобы все присутствующие в классе дети могли понять меня по уровню своего развития. Конечно, основной упор необходимо делать на успевающих учеников, но в то же время и слабые ученики должны усвоить хоть малую часть из той информации, которая прозвучит на уроке. Для этого я излагаю материал в очень доступной форме, используя простые, понятные слова и термины.
В своей работе я использую различные приёмы и методы работы, позволяющих мне поднять интерес учащихся к изучению моих предметов. Ведь если есть интерес, то дети сами будут стремиться к учёбе, а если нет, то нужно заставлять учить урок, а это не всегда получается.
1. Общение - я выбрала демократический стиль общения. Скажу лишь то, что дети сильно тянутся к общению с учителем, потому что многие из них лишены нормального общения с взрослыми.
2. Я составляю задания разной сложности, учитывая психологические и индивидуальные особенности обучаемых детей. Это важный момент урока.
Ведь если загружать слабого ученика по полной программе, то он напрочь потеряет всякий интерес к твоему предмету, и чтобы этого не произошло нужно требовать от него только то, что он может усвоить. Конечно, бывает и так, что ребёнок не может, или не хочет ничего делать. В этом случае учитель находится в очень затруднительном положении. Как быть? Что с таким ребёнком делать? И здесь на помощь приходит мастерство учителя, его умение вовлечь ребёнка в деятельность, придумывать простые задания и умение задать вопросы таким образом, чтобы ребёнок обязательно на них ответил. В своей работе я использую карточки с разными заданиями, составленные с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
3. Использую игровые методы обучения.
Каждый ребёнок стремится выиграть в той или иной игре. Это приносит ему радость, он доволен собой, он удовлетворён своими способностями. Больше всего использую такие игры как: а) крестики и нолики, б) игра - вопросы учителю, в) гейм - дальше: учитель быстро задаёт вопросы и ученик отвечает, если не знает- говорит дальше. При этом засекается время - и так с несколькими детьми, г) игра- задумай химический элемент, или соединение из двух элементов(бинарное соединение).
Игра крестики и нолики использую для повторения, закрепления формул разных классов соединений. Для этого к доске вызываются два ученика, и учитель задаёт вопросы. Например- написать формулу оксида калия. Если тот, кому был задан вопрос, отвечает неправильно, то на этот же вопрос может ответить другой ученик. Если же и он не правильно отвечает, то вопрос переходит к классу. Можно игру проводить так, чтобы вопросы задавали сами играющие друг другу, или, чтобы класс задавал вопросы.
Игра- вопросы учителю хороша тем, что дети учатся правильно формулировать свой вопрос. Ведь прежде чем задать вопрос нужно найти или знать на него ответ, а потом правильно задать вопрос. Эта игра развивает речь и умение выражать свою мысль.
4. Эффективно работает метод работы в парах. Дети, сидящие за одной партой работают вместе над решением проблемы. Этот метод я использую при проведении самостоятельных и практических работ. При таком раскладе дети не мешают друг другу, как это бывает в иных случаях.
5. Существенным моментом урока является опрос.
В классе разный уровень знаний у детей, и поэтому опрос должен быть соответствующий. Как правило, слабых учеников нет смысла вызывать к доске. Их опрос я провожу на месте, используя выше перечисленные методы. У доски работают более сильные ученики. Очень часто дети отвечают письменно. Особенно те, кто стесняется излагать материал у доски перед всеми. При таком опросе развивается и качество письма, и почерк, и умение строить логически правильные предложения.
Неотъемлемой частью образовательного процесса по химии являются элективные занятия. В сельских условиях, где мало возможностей дополнительно заниматься химией, они необходимы для углубленного изучения химии, подготовки учеников к поступлению, повышения уровня общих химических знаний. На элективах мы занимаемся углублением знаний и развиваем умение решать задачи разного уровня.
Весьма существенным компонентом педагогического процесса является эстетическое воспитание. Для эстетического воспитания на уроках химии
• показываю ученикам гармонию и стройность формул, красоту периодической системы;
• всегда подчёркиваю единство химической и биологической наук, их взаимосвязь и служение человечеству;
• изучаем исторические данные и биографии великих химиков.
В последнее время мы наблюдаем падение нравственных устоев нашего общества. В обществе процветает преступность, проституция, расовая дискриминация, наркомания, пьянство. В недалёком прошлом среди сельских детей ничего из перечисленных не было распространено. Сегодня же мы видим курящих и пьющих детей уже в 4-5 классах, начиная с 8 классов можно встретить и курящих девочек. Всеобщая доступность всего перечисленного, отсутствие должного родительского контроля привело к таким проблемам. Существенным моментом каждого моего урока является воспитание человечности в детях, терпимости к ближнему, взаимоуважение и уважение к взрослым. Почти на каждом уроке веду разговоры о здоровом образе жизни. В целом, для того, чтобы стать УЧИТЕЛЕМ не достаточно знать свой предмет. Учитель должен обладать самым главным – обаянием и умением донести до учеников материал так, чтобы они это правильно усвоили. А для этого учитель должен постоянно совершенствоваться, совершенствовать свои знания, умения, наращивать опыт преподавания и общения с детьми. Иной раз я ловлю себя на мысли, что я в свободное время почти постоянно думаю о завтрашних уроках. Как рассказать, какой делать опрос, какие приготовить карточки, кого и как опрашивать. Поэтому мои уроки проходят интересно, насыщенно, и детям приятно на моих уроках и мне с ними приятно работать. Думаю, в будущем моё совершенствование я продолжу и я с учениками достигну высоких результатов.
Свою концепцию я хочу закончит словами великого Конфуция:
Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!