СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская адаптированная рабочая программа коррекционного развивающего занятия "Этика общения и этикет (6-9 классы)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная планирование предназначено для учителей дефектологов

Просмотр содержимого документа
«Авторская адаптированная рабочая программа коррекционного развивающего занятия "Этика общения и этикет (6-9 классы)"»

Авторская рабочая программа

коррекционного развивающего занятия «Этика общения и этикет»


1.Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного развивающего занятия «Этика общения и этикет» для обучающихся 7-9 классов ГБОУ «Бугульминская школа № 10» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012г;

- Федерального государственного образовательного стандарта для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов;

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-9 классы;

Программа коррекционного развивающего занятия «Этика общения и этикет» составлена с учётом психофизических особенностей учащихся 7-9 классов с интеллектуальной недостаточностью и возможностями их познавательной деятельности.

Предлагаемый учебный курс с общим названием «Этика общения и этикет» является по своему содержанию интегрированным, но его основное понятийное ядро — нравственно-этические знания. Помимо собственно этических категорий, в него включены элементы психологии, права, истории, литературы, без которых невозможно достаточно полно усвоить систему нравственно-этических понятий, осуществить комплексный подход к формированию сознания и личности в целом.

Цель данного коррекционного развивающего занятия — достижение практической целесообразности формирования нравственных представлений, их прогнозирование и реализация в непосредственном опыте учащихся. Такой подход позволяет не сводить процесс обучения к заучиванию правил, отчетам учащихся и другим требованиям дидактического порядка.

Задачи:

формирование представлений о себе как «я», значимой и равноправной личности для окружающих;

формирование представлений о морально-этических нормах поведения и общения и ориентация на их выполнение;

формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде;

развитие умения производить сознательную самооценку своих поступков и себя как личности; ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; саморегуляция поведения и деятельности;

формирование потребности в соблюдение правил нравственного поведения, необходимого для общения и сотрудничества;

развитие социального опыта;

развитие когнитивной и эмоциональной сферы;

развитие нравственных личностных качеств;

формирование умений познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных для подросткового возраста социальных ролях.

Общая характеристика учебного предмета

Коррекционное развивающее занятие «Этика общения и этикет» предназначен для для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Главное в работе учителя по данной программе — три основных содержательных направления:

• знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание своего «Я»;

• на основе анализа собственных ощущений, размышлений, примеров поведения научить подростка понимать особенности окружающих его людей, уметь объяснять их действия и поступки для коммуникации и взаимодействия с окружением: сверстниками, педагогами, родителями и др.;

• системное и последовательное изучение истоков и причин возникновения социальных норм поведения человека, добиваясь понимания законов и правил, принятых в общении между людьми в самых разнообразных ситуациях.

Коррекционное развивающее занятие «Этика общения и этикет» связано с эмоционально - чувственной сферой: с пониманием, сопереживанием, с личным опытом учеников, поэтому эффект их будет зависеть от уровня их общего и культурного развития, умения производить самооценку своих поступков и себя как личности, а также от педагогических условий: правильно выбрать форму урока, подачу материала, его объем и содержание. Работа по программе предполагает использование таблиц, смех, сюжетных картин, фрагментов кинофильмов, а также выполнение практических заданий: практические упражнения в ходе изучения правил поведения и этикета, драматизация, работа с простейшими тестами. Для ведения занятий без использования учебника желательно иметь опорные конспекты, рисунки, терминологические словари, доступ к цифровым образовательным ресурсам. В основе программы лежат принципы доступности, последовательности в изложении материала. Интегрированность учебного курса позволяет включать в объем изучаемого помимо собственно этических категорий ещё и элементы психологии, права, а также базовые знания учащихся по истории, чтению, музыке, труду, изобразительному искусству. Данный курс подводит итог, закрепляет практические навыки учащихся в коммуникативном взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями, окружающими людьми.

Описание ценностных ориентиров содержания

учебного предмета

Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к обучению, умению учиться, получать знания и использовать их в дальнейшем в процессе жизнедеятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.

Требования к подготовке учащихся.

Минимальный:

понимание элементарных правил вежливости, поведения, этикета;

представление об основных категориях этики (добро, зло, красота, дружба);

представление о некоторых этических нормах;

представление об особенностях психической деятельности (восприятие, ощущение, память и др.);

представление о добре и зле;

представление о семье, месте и роли ребенка в семье;

представление о родственниках и родственных отношениях;

высказывание отношения к поступкам героев литературных произведений (кинофильмов), одноклассников, сверстников и других людей с учетом сформированных представлений об этических нормах и правилах;

признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения.

Достаточный:

представление о единстве всех людей, как социальной общности;

представление об условиях для формирования интересов, привычек, взглядов, убеждений;

знание и владение элементарными правилами вежливости (умение правильно здороваться, благодарить за услуги, помощь, приносить извинение и т. д.);

умение оценивать своё поведение, поступки;

понимание ценности дружеских связей и взаимоотношений в коллективе;

формирование права личности к самоуважению;

осознание влияния индивидуально-личностных качеств на характер, отношения к ним других людей;

осознание значения правильной организации домашнего хозяйства;

аргументированная оценка поступков героев литературных произведений (кинофильмов), одноклассников, сверстников и других людей с учетом сформированных представлений об этических нормах и правилах;

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

ведение диалога с учетом наличия разных точек зрения, аргументация своей позиции в процессе личного и делового общения, соблюдение этики взаимоотношений в процессе взаимодействия с разными людьми.

В результате освоения предметного содержания учащиеся получают возможность приобрести базовые учебные умения, навыки, освоить способы деятельности.

Функции базовых учебных действий:

- обеспечение успешности изучения содержания этики;

- формирование готовности учащихся с ОВЗ к дальнейшему образованию;

- обеспечение целостности развития личности обучающегося.

Планируемые результаты

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения учащихся в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты включают индивидуально личностные качества и социальные (жизненные) компетенции учащихся, социально значимые ценностные установки.

В ходе изучения предмета учащиеся получают возможность приобрести следующие личностные результаты:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличие мотивации к труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:

знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие как основы культурных традиций многонационального народа России;

знакомство с основами морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

формирование представлений об этике, культуре и их роли в истории и современности;

осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;

понятие о совершенствовании собственного здоровья - представление о психической деятельности человека;

представление о дружбе и об умении выстраивать отношения со сверстниками и в коллективе, представление о типах дружеских отношений, понятие о конфликтах в отношениях друзей;

представление о добре и зле;

представление о семье и о родственных связях в семье;

представление о значении родителей для ребёнка;

понятие о нравственном и безнравственном поведении;

представление о любви и счастье;

понятие об этике взаимоотношений юноши и девушки;

представление о браке и его мотивах;

понятие о материнстве и отцовстве, об обязанностях и правах отца и матери.


Содержание коррекционного курса

7 класс

Введение

Раздел «Введение» предполагает знакомство учащихся с новым коррекционным развивающим занятием «Этика общения и этикет» — с взаимоотношениями между людьми, отдельным человеком и обществом, правилами, регулирующими поступки людей. В этой части следует раскрыть цели и задачи изучения этого предмета. Особенно важно донести до учеников сведения о том, что нравственные правила в обществе возникли давно, они имеют исторические корни, помогают устанавливать и регулировать отношения в человеческом сообществе.

Темы для изучения и обсуждения

1. Общее представление о коррекционном развивающим занятием «Этика общения и этикет» как системе знаний о правилах взаимоотношений между людьми, отдельным человеком и обществом, о правилах, регулирующих поступки людей.

2. Этические представления людей в разные эпохи, краткое знакомство с историей происхождения этических правил (см. социокультурные разделы по программе истории).

Понять самого себя

В процессе работы по данному разделу формируются следующие простейшие представления:

человек как особый биологический вид, обладающий определенными биологическими и психическими характеристиками, отличающими его от всех других видов живых существ. Единство человеческого сообщества на Земле;

представление об индивидуальных особенностях каждого человека как индивида с его физической и психической уникальностью (неповторимостью);

представление о формировании человека как личности в процессе роста, развития, деятельности, общения с другими людьми;

представление о единственности, ценности и неповторимости каждого человека.

Раздел «Понять самого себя» обращен к самому учащемуся, предполагает осознание себя как личности, что дает возможность учителю обращаться к примерам и анализу разнообразных чувств, поступков людей, а также стимулировать учащихся к оценке собственных достоинств и недостатков применительно к эталонным образцам личности. Обращение к анализу особенностей собственной личности развивает самосознание ребенка, дает возможность формировать навыки самоанализа, самооценки и понимание самобытности и неповторимости себя как человеческой личности, что в дальнейшем служит основанием для воспитания доброго, уважительного отношения к другим людям. (Материал этого раздела является базовым для понимания следующих разделов.)

Темы для изучения и обсуждения

1. Человек как биологический вид (строение тела, особенности психической деятельности). Единство всех людей как социальная общность.

2. Индивидуальные особенности каждого человека. Биологические характеристики: цвет глаз, кожи, форма лица, особенности строения тела и др. Особенности психической деятельности: восприятие, ощущения, память, речь, мышление, эмоции, чувства, задатки, темперамент.

3. Социальные факторы в формировании личности в ходе роста и развития разнообразных видов деятельности:

развитие мышления, речи, индивидуальных способностей человека;

условия для формирования интересов, привычек, взглядов, убеждений, мировоззрения.

4. Основные виды деятельности личности на разных возрастных этапах: игра, учение, труд. Их роль и влияние на развитие личности человека.

5. Направленность личности: желания, потребности, мотивы, интересы.

6. Поведение, поступки как проявление личности, индивидуальных качеств человека, возможности для их познания другим человеком.

Отношение товарищества

В ходе работы по изучению данного раздела учителю необходимо помнить о том, что подростковый возраст характеризуется ослаблением связи с родителями, поиском новых, равноправных отношений со сверстниками и что это период активного становления личности, ее самопознания и самоутверждения. Для умственно отсталого ребенка данный период опасен возможностью неверного понимания отношений товарищества, что является одной из причин их вхождения в отношения (группы) с антисоциальной направленностью. Основными смысловыми направлениями в работе по этому разделу должны стать следующие:

формирование представлений о дружбе, ее основах, правилах взаимоотношений между товарищами;

формирование представлений о способах различения истинной дружбы от отношений подчинения, потребительства и др.;

формирование представлений о причинах конфликтов, возникающих в дружбе, товарищеских связях, возможностях и способах их преодоления.

Темы для изучения и обсуждения

1. Дружба — чувство, присущее человеку. Когда и как возникают дружеские связи. Для чего человеку нужна дружба.

2. Дружеские связи и взаимоотношения в коллективе людей:

коллектив объединяет общая деятельность, человек учится строить межличностные отношения, помогает выработке навыков коллективного взаимодействия и дисциплины, в коллективе формируются права личности, самоуважение, умение соотносить свои интересы с общественными;

дружба основана на эмоциональной и деловой привязанности к конкретному человеку, она характеризуется избирательностью, устойчивостью, психологической глубиной. В дружбе человек имеет возможность узнавать себя в другом человеке, он реализует потребность в самоанализе, самовыражении.

3. Почему говорят: «Скажи мне, кто твой друг...»? Основа дружеских отношений — согласие интересов, убеждений, воли, уважение, доверие, преданность, сотрудничество и партнерство.

4. «Какой ты друг?» Узы товарищества: честность, правдивость, взаимопомощь. Помощь настоящая и ложная.

5. Типы дружеских отношений:

истинная дружба (единство взглядов, интересов и т. д.);

дружба-соперничество (нет равенства в отношениях, один хочет подчинить себе другого, нет уважения);

дружба-компанейство (отсутствуют прочные связи, избирательность в отношениях, которые имеют поверхностный характер).

6. Возникновение конфликтов в отношениях друзей. Причины их возникновения, способы преодоления конфликтов.

7. Этические правила в отношениях друзей (друзья-мальчики, друзья мальчик и девочка, друзья-девочки, друг-взрослый).


8 класс

Представление людей о добре и зле. Идеал.

Тема является достаточно сложной для понимания умственно отсталыми учащимися, поэтому не следует использовать сложные, отвлеченные категории и примеры. Нужно опираться на личный опыт учащихся, их конкретные дела и поступки, подвести их к пониманию того, что не всегда дела и поступки, приятные самому человеку, являются добром, равно как неприятные — злом. В этой теме необходимо раскрыть положительное влияние добрых дел и поступков на формирование личности, возможно знакомство учащихся с оценками этих нравственных категорий на примерах мировых религий.

Идеал рассматривается с точки зрения эталона — измерителя высоких нравственных качеств личности, способствующего ее развитию, если это положительный идеал, и мешающего развитию, если идеал ложный. Изучение ведущих качественных характеристик человеческой личности позволит обогатить развитие эмоциональной сферы. Учителю необходимо опираться на примеры, близкие и понятные детям, на возможные действия известных исторических героев, сказочных или литературных персонажей.

Темы для изучения и обсуждения.

1. Представления людей о добре и зле. Как проявляется добро. Почему возникает зло. Эволюция взглядов на добро и зло в ходе истории человеческого общества.

2. Влияние добрых или недобрых (неправильных) поступков человека на его характер, на отношение к нему других людей. Как люди распознают в человеке доброжелательность, недоброжелательность.

3. Идеал как представление о наиболее совершенных физических и психологических свойствах человека.

Нравственный идеал людей различных эпох. Идеал действительный и иллюзорный.

4. Индивидуально-личностные качества человека, их влияние на его характер и отношение к нему других людей:

любовь — ненависть; благородство — низость; бесстрашие — страх; мужество — трусость; стыд — бесстыдство; щедрость — скупость; мудрость — глупость; милосердие — жестокость; мягкость — грубость; доброжелательность — зависть.

Взаимоотношения с родителями.

Взаимоотношения со взрослыми — одна из важнейших проблем юношеского возраста, включающая в себя как социальный, так и психологический аспекты. Потребность в самоутверждении со стороны подростка нередко приводит к серьезным противоречиям, принимает форму тяжелых семейных конфликтов, которые тягостны и родителям, и детям. Основная задача содержания данного раздела — попытаться помочь ребенку понять и преодолеть сложности, возникающие во взаимоотношениях с родителями. Для этого необходимо:

выяснить, каково значение семьи (или людей, заменяющих ее) для роста и развития ребенка;

показать важность влияния семьи на формирование личности ребенка;

объяснить подростку, что нередко причиной недоразумений в семье является он сам, его эгоистические (потребительские) желания и поступки.

В этой части важно подвести учащихся к пониманию мотивов, поступков и возможных реакций их родителей, обсудить достойные способы выхода из проблемных ситуаций, возникающих в семье в силу тех или иных причин

Работа требует соблюдения такта со стороны учителя, понимания реальной обстановки в семьях учащихся, а также дополнительной работы с родителями, в противном случае существует опасность провокации конфликтов на основе того, что «нам сказал учитель...».

Темы для изучения и обсуждения.

1. Что такое семья. Семья в жизни человека. Место и роль ребенка в семье. Связи в семье: материальные, духовные, дружеские и др. (общность взглядов, привычек, традиции семьи и т. д.). Родственники и родственные отношения.

2. Влияние семьи на формирование личности (социальное положение, род занятий родителей, материальный статус семьи, состав семьи, характер взаимоотношений между ее членами). Ролевые, социальные функции членов семьи.

3. Значение родителей для ребенка:

тепло, поддержка, ощущение защищенности;

власть родителей (материальные блага, наказание, поощрение);

образец для подражания (нередко идеал, авторитет); друг и советчик.

4. Стиль взаимоотношений родителей с детьми:

авторитарность, строгость, нетерпимость в отношениях с детьми, наказания;

любовь и внимание к ребенку, его проблемам, уважение его интересов, доброе и бережное отношение;

подчиненность ребенку, всетерпимость со стороны родителей, потакание требованиям, капризам детей.

Значение каждого типа отношений и их влияние на характер ребенка, его последующую жизнь.

5. Ребенок в жизни семьи.

6. Конфликты с родителями. Причины конфликтов:

отход от интересов родителей, потребность в самостоятельности, непонимание родителями интересов ребенка, стремление к гиперопеке, постоянная тревога за детей;

повышенные материальные требования со стороны детей, не знающих бюджета семьи, стремление к иждивенчеству;

смена авторитетов у ребенка (смена идеала), анализ недостатков в поведении родителей, болезненные реакции на несоответствие родителей эталонным представлениям;

непонимание и нежелание родителей понять своего ребенка;

разница взглядов, интересов в таких вопросах, как мода, способ организации досуга, взаимоотношения с друзьями и т. д.

Предупреждение и преодоление конфликтов в семье.

7. Правила поведения в семье, с родными и близкими людьми.

9 класс

Условия, влияющие на деятельность человека

Учителю следует быть очень внимательным и предельно точным в отборе материала к этим занятиям. Не следует использовать отвлеченные и малодоступные детям примеры, необходимо опираться на личный опыт учащихся, конкретные дела и поступки, оценивая их с точки зрения нравственных категорий долга, совести, необходимости и т. д. Задача учителя заключается в том, чтобы сформировать у учащихся представление о свободе личности в собственных действиях, поступках, праве выбора своего пути, однако при этих условиях личность несет индивидуальную ответственность за собственный выбор. Выбор, в свою очередь, происходит под влиянием и с учетом многих факторов: чувства долга, складывающихся обстоятельств, общественного мнения, совести и др.

Темы для изучения и обсуждения

1. Что такое долг, совесть, общественное мнение. Их влияние на поведение личности.

2. Свобода, необходимость, ответственность. Их роль и значение в поведении человека, принятии решений.

3. Свобода выбора, мера ответственности человека за свои поступки.

4. Что такое мораль и право. История происхождения некоторых правовых норм. Взаимосвязь морали и права.

5. Деяние, направленное против другой личности (ее здоровья, жизни), оскорбление чести и достоинства, лишение имущества. Наказание за проступки.

6. Основные разделы права: семейное право, уголовное право, административное право, трудовое право (общее представление).

7. Ответственность человека за совершенное правонарушение (знакомство с отдельными статьями Уголовного, Гражданского кодексов по выбору учителя).

8. Нравственное и безнравственное поведение человека, группы людей, их оценка обществом, государством.

Семья

Нередко примеры взаимоотношений в семье для многих учащихся оказываются негативными, поэтому следует, не ущемляя чувств детей, показать возможность существования иных отношений для того, чтобы привлечь их внимание к нравственным способам построения их будущей семьи.

Основные задачи данного раздела:

сформировать представления о проблемах создания и сохранения семьи;

направить внимание юношей и девушек на понимание и анализ своих чувств и желаний относительно понятий (люблю, нравится);

дать представление о эмоциональных, социальных и психологических аспектах проблемы взаимоотношения полов, их нравственно-правовой ответственности;

дать некоторые практические умения по планированию и ведению семейного хозяйства;

дать представление о приемах (способах) разрешения возможных конфликтов в семье;

выявить представления учащихся относительно своей будущей семейной роли: муж — отец, жена — мать, а также об обязанностях и ответственности каждого члена семьи.

Этот раздел важен для детей-сирот, так как личного опыта проживания в семье и наблюдений за развитием семейных отношений эти учащиеся, как правило, не имеют, и в этой связи необходимо использовать большее количество конкретных житейских примеров для анализа проблемных ситуаций.

Темы для изучения и обсуждения (анкетирования перед обсуждением)

1. Что такое любовь и счастье. Многозначность этих понятий. Представления о счастье у разных людей: работа, семья, достаток.

Роль мировоззрения человека в формировании представлений о счастье.

2. Кого и за что можно любить. Восприятие лиц противоположного пола (юноши, девушки). Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение.

3. Влюбленность и любовь. Романтическая любовь.

4. Нравственность и сексуальность.

5. Почему ссорятся влюбленные. Как прощать обиды, какие проступки непростительны для человека.

6. Этика взаимоотношений юноши и девушки.

7. Брак и его мотивы (любовь, общность интересов, взглядов, целей — нравственная основа будущего благополучия семьи).

8. Молодая семья и ее первые шаги в семейной жизни. Помощь и поддержка друг друга, терпимость к привычкам и особенностям характера партнера, уважение.

9. Социальная роль молодоженов. Их обязанности. Взаимопомощь в молодой семье.

10. Что такое материнство, отцовство. Забота о воспитании детей — родительский долг. Ответственность молодых родителей за жизнь и здоровье ребенка. Формирование общих взглядов на процесс воспитания детей. Воспитание малыша в молодой семье.

11. Взаимоотношения с родителями, родственниками. Материальная и духовная связь с родителями. Влияние опыта прежней жизни супругов на процесс создания новой семьи.

12. Экономика и быт молодой семьи. Потребности семьи: естественные и искусственные, вещизм. Организация и ведение домашнего хозяйства (на примерах домоводства).

13. Атмосфера семьи: чувства, привычки, традиции. Нравственные правила общения, принятые в семье, в обществе друзей.

14. Нравственный портрет семьи, ее влияние на жизнь окружающих.

15. Мода: происхождение, история. Знаковая функция моды: определение принадлежности к определенному племени, классу, сословию. Ее роль в настоящее время: средство самовыражения, средство коммуникации, идентификации, средство приобретения общественного статуса. Правильное отношение к моде, свой стиль, соответствие материальным возможностям.

16. Семейные конфликты. Их происхождение и психологическая основа: неготовность (моральная, психологическая) супругов к выполнению своей семейной роли, различие взглядов, интересов, привычек, традиций, вмешательство и негативное влияние родителей, друзей, отсутствие понимания, взаимопомощи и т. д.

17. Предотвращение конфликтов, способы их разрешения.

18. Причины распада семьи. Нравственное поведение в ситуации развода. Знакомство с положениями Гражданского кодекса: судьба детей, обязанности и права отца и матери по отношению к детям, раздел имущества.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Таблица тематического распределения количества часов в 7 классе:

п/п

Разделы

Количество

часов

Основные виды

учебной деятельности

1.

Введение

2

Формирование представления об истории развития этических представлений, их преемственности от поколения к поколению.

Формировать понимание о значении правил в обществе как об одном из способов регулирования отношений в человеческом сообществе.

2.

Понять самого себя

17


Формирование представления о человеке как об особом биологическом виде с психическими характеристиками, знакомство психическими особенностями человека.

Формирование навыков определенных видов деятельности, необходимых для реализации различных социальных ролей.

Знакомство с основными нравственными качествами человека, формирование умения выявлять и выстраивать причинно-следственные связи между поступками людей и их последствиями, формирование умения давать оценку этим последствиям.

Выработка привычки вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.

3.

Отношение товарищества

15

Формирование представления о дружбе, ее основах, правилах взаимоотношений между друзьями и товарищами.

Формирование навыка успешного преодоления конфликтных ситуаций между товарищами через анализ причин этих конфликтов.

Таблица тематического распределения количества часов в 8 классе:

п/п

Разделы

Количество

часов

Основные виды

учебной деятельности

1.

Представление людей о добре и зле. Идеал

16

Изучение ведущих качественных характеристик личности.

Формирование понимания влияния добрых дел на становление личности человека.

Формирование представления о нравственном идеале.

Умение анализировать поступки людей, давать им оценку на примере литературных персонажей, а также с опорой на уже имеющийся личный опыт.

Умение давать оценку поведению людей с точки зрения моральных норм.

2.

Взаимоотношения с родителями

18


Формирование понимания значимости семьи для полноценного развития личности человека.

Умение давать оценку поступкам членов семьи, их мотивам, реакции на происходящие в семье события.

Знакомство с видами родственных связей, их особенностями.

Формирование понимания роли ребенка в семье.

Осознание значимости родителей для ребенка, их влияния на его дальнейшую жизнь.

Формирование умения соотносить свои потребности с возможностями семьи, в том числе и материальными.

Таблица тематического распределения количества часов в 9 классе:

п/п

Разделы

Количество

Часов

Основные виды

учебной деятельности

1.

Условия, влияющие на деятельность человека

13


Формирование представления о свободе личности в собственных действиях, поступках, ответственности за них.

Знакомство со множеством факторов, влияющих на деятельность человека, на его поступки и принимаемые им решения.

Закрепление навыков поведения в общественных местах.

Формирование представлений о правовой культуре.

Формирование понятий о выполнении нравственных норм в социуме.

2.

Семья

21

Формирование представления о проблемах создания и сохранения семьи, об эмоциональных, социальных и психологических аспектах проблемы взаимоотношения полов.

Формировать практические умения по планированию и ведению семейного хозяйства.

Знакомство с нравственными принципами и законами построения добрых конструктивных взаимоотношений в семье

Формировать представление о своей будущей семейной роли и об ответственности в этом качестве.

Осознание важности здорового образа жизни членов семьи.

Описание материально-технического обеспечения

Печатные пособия:

  1. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. — М., 2011.

  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. — СПб., 2008.

  3. Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Основы этики. – М, 2004

  4. Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков. Практ. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2008.

  5. Гущина Т.Н. Я и мои ценности… Тренинговые занятия для развития социальных навыков у подростков. – М.:АРКТИ, 2008.

  6. Закон Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» от 21.07.2008.- Краснодар: ООО БК «Группа Б», 2009

  7. Зеленкова И.Л. Основы этики. – М: «ВЛАДОС», 2007

  8. Иванов В.Г. Этика. – СПб: Питер, 2007

  9. Калинина Р.Р. Введение в психологию семейных отношений. – СПб: Речь, 2008

  10. Классный руководитель. №1-2007.

  11. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. – М.: «ВЛАДОС», 2005

  12. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М., 2009.

  13. Северина О.А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. – М: «Глобус», 2008

  14. Семейное воспитание: Краткий словарь. /Сост. И.В.Гребенников, Л. В. Ковинько. — М., 1990.

  15. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М., 2002.

  16. Этика. Под ред. А. А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. М. Гардарики 2000.

  17. Этика. Энциклопедический словарь. М., Гардарики, 2001

Интернет-ресурсы:

  1. http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

  2. http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  3. http://ru.wikipedia.org/ - Википедия

  4. http://www.megabook.ru/ - мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия

  5. http://katalog.iot.ru/?cat=26 – каталог образовательных ресурсов

  6. Российская Государственная Библиотека: http://www.rsl.ru

  7. Государственная публичная научно-техническая библиотека: http://www.gpntb.ru

  8. Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского: http://www.gnpbu.ru

Дидактический материал:

Карточки с заданиями

Тесты

Дидактические игры

Технологические карты

Опросники для анкет

Карточки с кейсами

Выдержки из материалов СМИ

Тексты для чтения

Цифровые, электронные и экранно-звуковые ресурсы:

Презентации

Видеофильмы

Видеоролики

Аудиозаписи




14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!