Авторская адаптационная педагогическая разработка
«Этот загадочный мир математики»
программа факультативного курса (спецкурса)
для обучающихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений
Образовательная область: «Математика и информатика»
Авторы разработки:
Баженова Людмила Александровна,
учитель математики,
I квалификационной категории
Гусева Светлана Викторовна,
учитель математики
МКОУ «Илирская СОШ №2»
I квалификационной категории
п. Прибрежный, 2019 г
Пояснительная записка
Факультативный курс (спецкурс) «Этот загадочный мир математики» предназначен для обучающихся 5 – 6 классов общеобразовательных учреждений, разработан в соответствии с основным положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Курс основан на знаниях и умениях, полученных при изучении математики в основной школе. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности.
В основе курса лежит:
Программа средней общеобразовательной школы факультативные курсы. Сборник 2. Часть I. Математика, биология, химия. М.: «Просвещение», 1990.
Математика. Сборник рабочих программ. 5 – 6 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [сост. Т. А. Бурмистрова]. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 80 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011- стр.48.
Федерального базисного учебного плана для ОУ РФ утверждённого приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004, № 1312;
Программа, рассчитана на 34 часа (1 ч в неделю).
Рабочая программа факультативного курса (спецкурса) по математике «Этот загадочный мир математики» предназначена, для всех обучающихся 5 – 6 классов, как проявляющих интерес и склонность к изучению математики, так и равнодушных к ней. Она составлена с учетом содержания программы по математике для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования. Предназначена для:
- обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получение качественного общего образования;
- обеспечения достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Рассматриваемые на занятиях занимательные геометрические и практические задания имеют прикладную направленность. Тематика занятий с системой соответствующих заданий позволяет учителю дифференцировать процесс обучения, осуществлять личностно-ориентированное, развивающее, гуманистически направленное обучение.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, стимулирует обучающихся к самостоятельному применению и пополнению своих знаний через содержание курса, стимулирует самостоятельность и способность к самореализации. В результате у учеников формируется устойчивый интерес к решению задач повышенной трудности, значительно улучшается качество знаний, совершенствуются умения применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы. А это на сегодняшний день очень актуально в связи с осуществлением компетентностно-ориентированного подхода.
Организация проектной деятельности учащихся в школе является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, спецкурс поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Проектный метод связан с практической деятельностью. Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах. Но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается уже в 5 - 6 классов.
Цель
При реализации рабочей программы решаются также следующие задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области математики;
развивать мотивацию к собственной учебной деятельности;
учить применять математическую терминологию;
учить проектной деятельности;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Планируемые результаты освоения программы факультативного курса «Этот загадочный мир математики»
В результате изучения данного курса учащиеся получат возможность овладеть следующими предметными, метапредметными и личностными учебными действиями:
Личностные:
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные
регулятивные
учащиеся получат возможность научиться:
составлять план и последовательность действий;
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
познавательные
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).
коммуникативные
учащиеся получат возможность научиться:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные
учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
пользоваться предметным указателем энциклопедий справочников для нахождения информации;
уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Формы и методы организации учебного процесса.
Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в две недели.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа.
Методы контроля: презентация, тестирование.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проектная деятельность;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, викторина, КВНы, газета, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна по данной тематике, или предлагают свою тему.
Содержание учебного курса
I. Натуральные числа – 16 часов
Приёмы устного счёта. О разных системах счисления. Как люди научились считать. Старинные меры длины, веса. Открытия в арифметике, сделанные юными математиками. Логика и смекалка. Математические игры. Математика в профессиях. Проекты на выбор по теме «В мире чисел». Защита проекта (форма игра, презентация, КВН)
II Дроби 8 ч
История дробей. История десятичных дробей
Дроби. Действия с дробями. Решение задач.
Проект по математике – «Ох уж эти загадочные дроби»
Зашита проекта (сочинение, презентация, рисунки, сказки, стихи)
III Значение процента в жизни (8 ч)
Проценты. Проценты в жизни.
Проценты в моей семье и школе.
Проект «Значение процента в жизни»
IV Обобщающее занятия «Этот загадочный мир математики» (проект) – 2 ч
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
I. Натуральные числа | 16 |
1 | Приёмы устного счёта разных системах счисления. | 2 |
2 | Как люди научились считать. | 1 |
3 | Старинные меры длины, веса | 2 |
4 | Открытия в арифметике, сделанные юными математикам | 2 |
5 | Логика и смекалка. | 3 |
6 | Математические игры. | 2 |
7 | Математика в профессиях. | 2 |
8 | Проекты на выбор по теме «В мире чисел». | 1 |
9 | Защита проекта (форма игра, презентация, КВН) | 1 |
II Дроби | 8 ч |
1 | История дробей. История десятичных дробей | 1 |
2 | Дроби. Действия с дробями | 2 |
3 | Решение задач. | 2 |
4 5 | Проект по математике «Ох уж эти загадочные дроби» Зашита проекта «Ох уж эти загадочные дроби» (сочинение, презентация, рисунки, сказки, стихи) | 2 1 |
III Значение процента в жизни | 8 |
| Проценты. Проценты в жизни. | 3 |
| Проценты в моей семье и школе. | 3 |
| Проект «Значение процента в жизни» | 2 |
IV Обобщающее занятия «Этот загадочный мир математики» (проект) | 2 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Славенко Н.В. Развивающее обучение в 5 классе. Спецкурс 1. – Департамент образования г.Братска Городской информационно-методический научный центр, 1996. – 123с
Глейзер Г.И. История математики в школе: IV-VI кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 239с.
Глейзер Г.И. История математики в школе: VII-VIII кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 240с.
Глейзер Г.И. История математики в школе: IX-X кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983. – 351с.
Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике. – М.: Флинта, 1998. – 224 с.
Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Глав. ред. М.Д.Аксенова; метод. и отв. ред. В.А.Володин. – М.: Авантаж, 2003. – 688с.
Ткачева М. В. домашняя математика. М..: Просвещение , 1993. – 181 с.
Славенко Н.В. Развивающее обучение в 5 классе. Спецкурс 1. – Департамент образования г.Братска Городской информационно-методический научный центр, 1996. – 123с.
Интернет-ресурсы:
Электронные ресурсы на компакт – дисках:
Детская энциклопедия «Хочу все знать»
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Большая советская энциклопедия.
Технические средства обучения (ТСО)
1.Компьютер мультимедийный (обеспечивается выходом в Интернет).
2.Мультимедийный проектор.
3.Проекционный экран
4.Телевизор