СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская адаптационная педагогическая разработка «Этот загадочный мир математики» программа факультативного курса (спецкурса)для обучающихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа факультативного курса (спецкурса)  по математике «Этот загадочный мир математики» предназначена, для  всех обучающихся 5 – 6 классов, как проявляющих интерес и склонность к изучению математики, так и равнодушных к ней. Она составлена с учетом содержания программы по математике для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования.  

Просмотр содержимого документа
«Авторская адаптационная педагогическая разработка «Этот загадочный мир математики» программа факультативного курса (спецкурса)для обучающихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений»
















Авторская адаптационная педагогическая разработка

«Этот загадочный мир математики»

программа факультативного курса (спецкурса)


для обучающихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений


Образовательная область: «Математика и информатика»










Авторы разработки:

Баженова Людмила Александровна,

учитель математики,

I квалификационной категории

Гусева Светлана Викторовна,

учитель математики

МКОУ «Илирская СОШ №2»

I квалификационной категории








п. Прибрежный, 2019 г


Пояснительная записка

Факультативный курс (спецкурс) «Этот загадочный мир математики» предназначен для обучающихся 5 – 6 классов общеобразовательных учреждений, разработан в соответствии с основным положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Курс основан на знаниях и умениях, полученных при изучении математики в основной школе. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, коммуникативных качеств личности.

В основе курса лежит:

  • Программа средней общеобразовательной школы факультативные курсы. Сборник 2. Часть I. Математика, биология, химия. М.: «Просвещение», 1990.

  • Математика. Сборник рабочих программ. 5 – 6 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [сост. Т. А. Бурмистрова]. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 80 с.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011- стр.48.

  • Федерального базисного учебного плана для ОУ РФ утверждённого приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004, № 1312;

Программа, рассчитана на 34 часа (1 ч в неделю).

Рабочая программа факультативного курса (спецкурса) по математике «Этот загадочный мир математики» предназначена, для всех обучающихся 5 – 6 классов, как проявляющих интерес и склонность к изучению математики, так и равнодушных к ней. Она составлена с учетом содержания программы по математике для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования. Предназначена для:

- обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получение качественного общего образования;

- обеспечения достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.


Рассматриваемые на занятиях занимательные геометрические и практические задания имеют прикладную направленность. Тематика занятий с системой соответствующих заданий позволяет учителю дифференцировать процесс обучения, осуществлять личностно-ориентированное, развивающее, гуманистически направленное обучение.

Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, стимулирует обучающихся к самостоятельному применению и пополнению своих знаний через содержание курса, стимулирует самостоятельность и способность к самореализации. В результате у учеников формируется устойчивый интерес к решению задач повышенной трудности, значительно улучшается качество знаний, совершенствуются умения применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за пределами школы. А это на сегодняшний день очень актуально в связи с осуществлением компетентностно-ориентированного подхода.

Организация проектной деятельности учащихся в школе является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, спецкурс поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Проектный метод связан с практической деятельностью. Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах. Но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается уже в 5 - 6 классов.

Цель

  • развивать математический образ мышления

При реализации рабочей программы решаются также следующие задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

  • расширять математические знания в области математики;

  • развивать мотивацию к собственной учебной деятельности;

  • учить применять математическую терминологию;

  • учить проектной деятельности;

  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.


















Планируемые результаты освоения программы факультативного курса «Этот загадочный мир математики»

В результате изучения данного курса учащиеся получат возможность овладеть следующими предметными, метапредметными и личностными учебными действиями:

Личностные:

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

  • умение контролировать процесс и результат математической деятельности;

  • первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.

Метапредметные

регулятивные

учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять план и последовательность действий;

  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

  • предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;

  • осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;

  • концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

  • адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.

познавательные

учащиеся получат возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

  • формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  • видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;

  • выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  • планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

  • выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;

  • интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

  • оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).

коммуникативные

учащиеся получат возможность научиться:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

  • взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

  • слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;

  • разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные

учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;

  • пользоваться предметным указателем энциклопедий справочников для нахождения информации;

  • уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;

  • выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

  • применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;

  • самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.



Формы и методы организации учебного процесса.

Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в две недели.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа.

          Методы контроля: презентация, тестирование.

Технологии, методики:

уровневая дифференциация;

проектная деятельность;

  • проблемное обучение;

  • моделирующая деятельность;

  • поисковая деятельность;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, викторина, КВНы, газета, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

Дети сами выбирают тему, которая им интересна по данной тематике, или предлагают свою тему.



Содержание учебного курса


I. Натуральные числа – 16 часов

Приёмы устного счёта. О разных системах счисления. Как люди научились считать. Старинные меры длины, веса. Открытия в арифметике, сделанные юными математиками. Логика и смекалка. Математические игры. Математика в профессиях. Проекты на выбор по теме «В мире чисел». Защита проекта (форма игра, презентация, КВН)

II Дроби 8 ч

История дробей. История десятичных дробей

Дроби. Действия с дробями. Решение задач.

Проект по математике – «Ох уж эти загадочные дроби»

Зашита проекта (сочинение, презентация, рисунки, сказки, стихи)


III Значение процента в жизни (8 ч)

Проценты. Проценты в жизни.

Проценты в моей семье и школе.

Проект «Значение процента в жизни»

IV Обобщающее занятия «Этот загадочный мир математики» (проект) – 2 ч


Учебно-тематическое планирование


Тема

Количество часов

I. Натуральные числа


16

1

Приёмы устного счёта разных системах счисления.

2

2

Как люди научились считать.

1

3

Старинные меры длины, веса

2

4

Открытия в арифметике, сделанные юными математикам

2

5

Логика и смекалка.

3

6

Математические игры.

2

7

Математика в профессиях.

2

8

Проекты на выбор по теме «В мире чисел».

1

9

Защита проекта (форма игра, презентация, КВН)

1

II Дроби

8 ч

1

История дробей. История десятичных дробей

1

2

Дроби. Действия с дробями

2

3

Решение задач.

2

4

5

Проект по математике «Ох уж эти загадочные дроби»

Зашита проекта «Ох уж эти загадочные дроби» (сочинение, презентация, рисунки, сказки, стихи)


2

1

III Значение процента в жизни


8


Проценты. Проценты в жизни.

3


Проценты в моей семье и школе.

3


Проект «Значение процента в жизни»

2

IV Обобщающее занятия «Этот загадочный мир математики» (проект)

2


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • Славенко Н.В. Развивающее обучение в 5 классе. Спецкурс 1. – Департамент образования г.Братска Городской информационно-методический научный центр, 1996. – 123с

  • Глейзер Г.И. История математики в школе: IV-VI кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 239с.

  • Глейзер Г.И. История математики в школе: VII-VIII кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 240с.

  • Глейзер Г.И. История математики в школе: IX-X кл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983. – 351с.

  • Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике. – М.: Флинта, 1998. – 224 с.

  • Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Глав. ред. М.Д.Аксенова; метод. и отв. ред. В.А.Володин. – М.: Авантаж, 2003. – 688с.

  • Ткачева М. В. домашняя математика. М..: Просвещение , 1993. – 181 с.

  • Славенко Н.В. Развивающее обучение в 5 классе. Спецкурс 1. – Департамент образования г.Братска Городской информационно-методический научный центр, 1996. – 123с.


Интернет-ресурсы:



Электронные ресурсы на компакт – дисках:


Детская энциклопедия «Хочу все знать»

Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Большая советская энциклопедия.


Технические средства обучения (ТСО)

1.Компьютер мультимедийный (обеспечивается выходом в Интернет).

2.Мультимедийный проектор.

3.Проекционный экран

4.Телевизор



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!