Тема. Автоматизация звуков Х и С. Закрепление слухоречевого и лексического материала по тексту «Муха».
1. Автоматизировать звуки С и Х в слогах, словах и фразах на материале текста «Муха».
2.Формировать навыки слоговой структуры слов; определять положение логического (смыслового) ударения в предложении.
3. Закрепить слухоречевой материал по тексту «Муха»
Вырабатывать самоконтроль при автоматизации звуков С и Х, добиваться чистого проговаривания.
Формировать умения различать щелевые согласные в слогах.
2.Различать слова по длительности звучания, учить узнавать односложные, двухсложные и трёхсложные слова.
3.Развивать слуховое внимание, слухоречевую память, пассивный и активный словарь, вербально-логическое мышление, произношение.
4.Формировать умения определять положение логического (смыслового) ударения в предложении.
5.Формировать интонационно окрашенную речь, умение говорить внятно, естественно.
Воспитывать интерес к изучаемой теме путем применения игровых методов обучения, создания проблемных ситуаций на уроке.
Орг. момент. Поздоровайся Послушайте, что мы будем делать на уроке | - |
Учитель | Ученик |
Будем хорошо говорить звуки С и Х. Будем слушать рассказ и выбирать слова со звуками С и Х Будем выполнять задания. Будем думать и отвечать правильно. | Буду слушать Буду говорить Буду думать |
2.Упражнение на формирование умения различать щелевые согласные в слогах. Повтори слоги (за экраном) | Таблица 22 стр57 СА – ХА АСА - АХА СИ – ХИ АСИ - ИХИ СУ – ХУ УСУ - УХУ СО – ХО ОСО - ОХО СЭ - ХЭ ЭСЭ – ЭХЕ СЫ - ХЫ |
3.Игра «Запомни нужные слова» «Я буду читать рассказ. Вы внимательно слушаете. Надо запомнить слова, в которых есть звук Х и звук С. Когда я закончу читать рассказ, вы будете называть слова. Карточки с буквами С и Х. (Перевернуты. Дети не видят, какая буква. Выбирают произвольно.) | Холодный, муха, кухня, хозяйничает, халат, хохочет, хобот, хлопья, холодно, уходят. Один ученик называет слова в которых есть звук С, другой – со звуком Х). |
4.Покажи на картинке предметы, в названии которых есть звук Х | Обучающиеся показывают предметы и называют их. |
5. Выбери из текста слова из 1 слога, 2 слогов, 3 слогов, 4 слогов | Табличка. Заполняют табличку. |
6. Раздели слова на слоги Холодно, халатик, хобот, хорошо, хлопья. | Делят слова на слоги. |
7.Подбери слова, противоположные по смыслу | Холодно- Зима – Ночь – Вечер - |
8.Закончи предложение: Муха впадает в спячку, потому что … На улице холодно, потому что … Мухе холодно, потому что … Если муха меньше слона, то слон …. Если лето теплее зимы, то зима … | |
9. Нарисуй. Хохочет Муха Халат Слоник хлопья | |
10.«Восстанови пропущенное слово» «Я прочитаю слова, а вы должны их запомнить. Потом я прочитаю эти слова ещё раз, но пропущу одно слово из них. Послушайте внимательно и назовите слово, которое я пропустила». Муха, хобот, кухня, холодно, хлопья. Муха, хобот, кухня, хлопья. Самостоятельная игра со звуком С. Ваня называет слова, Дима запоминает. Затем повторное называние слов и определение, какое слово пропущено. | «Восстанови пропущенное слово» Муха, хобот, кухня, холодно, хлопья. Стекло, слоник, насекомые, весна. спать |
11. Вставьте пропущенные слова в предложения. Холодным осенним вечером подлетела муха __________. Села на стекло и _________. На_______ хозяйничает девочка. Она в тёплом ________. На халате _________ весёлый слоник с длинным _________. Слонику _________. Посыпались снежные __________. Холодно мухе, холодно. На зиму все насекомые __________в спячку. Вот и _______ будет спать до весны. | Вставляют слова. |
Физминутка. | Под музыку и видеоролик. |
12. Различение повествовательной и вопросительной интонации. Холодный осенний вечер. Подлетела муха к окну? На кухне хозяйничает девочка. Девочка в тёплом халате? Слонику хорошо? Посыпались снежные хлопья. Холодно мухе. На зиму все насекомые уходят в спячку. Муха будет спать до весны? | На повествовательное предложение показывают точку и говорят – точка: на вопросительное - ? |
13.Формирование умения определять положение логического ударения в предложении. На кухне хозяйничает девочка? 1.Ученики определяют логическое (смысловое) ударение в вопросе и отвечают. Девочка в тёплом халате. 2.Сами пытаются задать вопросы друг другу, выделяя логическое ударение. На выбор. Посыпались снежные хлопья. Подлетела муха к окну? Холодный осенний вечер. Муха будет спать до весны? | Да, на кухне. Хозяйничает. Девочка Девочка в тёплом халате? Девочка в тёплом халате? Девочка в тёплом халате? |
14.Составление диалога по тексту с использованием вопросов с логическим ударением. | Диалог. - Холодным осенним вечером подлетела муха к окну? - Да, вечером. - Села муха на стекло? - На стекло. - Муха смотрит? - Да. Смотрит. - На кухне хозяйничает девочка? - Девочка. - Она в тёплом халате? - Да, в тёплом. - На халате хохочет весёлый слоник с длинным хоботом? - Хохочет. - Слонику хорошо? - Да, хорошо. - О чём думает муха? - О том, как бы погреться на тёплом халатике. - Посыпались снежные хлопья? - Да, снежные. - Холодно мухе? - Холодно. - На зиму все насекомые уходят в спячку? - Да. Все . - Муха будет спать до весны? - До весны. |
15. Итог. Вы слушали и говорили хорошо. Молодцы! | |
| |
С учениками 6 класса (Дима 2-х стороняя сенсоневральная тугоухость, Ваня –глухота. Кохлеарная имплантация справа).