Авиамоделирование
1. Учебно – тематический план 1-го года обучения
№ | Тема | Общее количество часов | В том числе |
Теоретические (час) | Практические (час) |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2. | Начальное сведение о воздухе | 2 | 1 | 1 |
3. | Простейшие летающие модели | 12 | 2 | 10 |
4. | Воздушные змеи | 24 | 6 | 18 |
5. | Схематическая модель планера | 38 | 6 | 32 |
6. | Модель планера А-3 «Дрозд» | 46 | 6 | 40 |
7. | Регулирование. Запуски моделей | 18 | 4 | 14 |
8. | Заключительное занятие | 2 | 2 | - |
| Итого | 144 | 29 | 115 |
Содержание первого года обучения
1. Вводное занятие.
Знакомство с каждым кружковцем, его интересами и увлечениями. История создания авиации, ее значение в жизни человека. Инструменты и приспособления, применяемые на кружке, их назначение. Демонстрация ранее построенных моделей. Правила работы кружка. Инструктаж по технике безопасности (охране труда).
2. Начальное сведение о воздухе.
Воздушные течения и их причины. Направление ветра, его скорость, исследование свойств воздуха. Краткий исторический очерк А. Ф. Можайского и К.Э. Циолковского. Зависимость сопротивления воздуха от формы тела.
Практическая работа. Изготовление простейшего прибора по измерению скорости ветра.
3. Простейшие летающие модели
Что такое самолет и его основные части. Подъемная сила и лобовое сопротивление крыла модели (самолета). Силы, действующие на модель в полете. Центр тяжести и поперечный угол V. Три принципа создания подъемной силы (аэростатической, аэродинамической и реактивной).
Практическая работа. Изготовление бумажных летающих моделей «Утка», «Тандем», «Дельта», «Дископлан», «Летающие крыло». Изготовление контурной летающей модели С-37, МиГ – 29 и бумажного ракетоплана. Метательные планера «Юниор», «Пионер». Проведение соревнований с построенными моделями.
Постройка простейшей модели вертолета «Муха».Постройка соосного вертолета. Проведение соревнований с построенными моделями.
4. Воздушные змеи.
Воздушный змей – самый древний летательный аппарат. Использование воздушных змеев в военном деле и как первого летательного аппарата. Почему и как летает воздушный змей, силы, действующие на него в полете. Определение силы ветра по школе Бофорта. Требование к конструкции воздушных змеев. Запуск и техника (безопасности при запуске змеев).
Практическая работа. Постройка плоского «русского змея», коробчатого - ромбического змея и необычного воздушного змея. Обтяжка моделей змеев лавсановой пленкой, тонкой синтетической тканью и полиэтиленовой пленкой. Крепление уздечек и леера к модели воздушного змея.
5. Схематическая модель планера.
Краткий исторический очерк о создании О. Лилиемталем планера и его полеты. Полеты первых русских планеристов К.К. Арцеулова, П.Н. Нестеров, Г.С. Тереверко. Рекордные полеты русских планеров. Использование планеров в годы Великой Отечественной войны. Развитие дельтапланеризма. Способы запуска планеров с помощью амортизатора, лебедки и самолета.
Практическая работа. Постройка схематической модели планера, подбор материала и технология изготовления отдельных деталей. Вычерчивание рабочих чертежей в натуральную величину. Изготовление деталей планера: грузика, рейки фюзеляжа, стабилизатора, киля, передних и задних кромок крыла. Изготовление нервюр и законцовок крыла, сборка крыла. Изготовление пилона крыла. Сборка стабилизатора и киля. Обтяжка поверхностей: крыла, стабилизатора и киля. Установка съемных деталей на места и определение центра тяжести. Регулировка и запуск модели, устранение замеченных недостатков.
6. Модели планера А-3 «Дрозд».
Силы, действующие на планер в полете. Дальность планирования. Угол планирования. Скорость снижения. Парение планера в восходящих потоках воздуха. Влияние геометрических форм модели на качество полета.
Практическая работа. Вычерчивание рабочих чертежей в натуральную величину. Изготовление шаблонов нервюр носовой части.
Изготовление частей и деталей модели планера: носовой части фюзеляжа, рейки фюзеляжа, стабилизатора, киля. Изготовление передней, задней кромки, лонжеронов, нервюр. Сборка крыла и стабилизатора на стапиле. Обтяжка поверхностей крыла, стабилизатора, киля. Сборка модели и определение центра тяжести модели.
7. Регулировка и запуск модели.
Правила безопасности полетов. Техника запуска моделей. Запуски моделей с целью выработки определенных устойчивых навыков по запуску моделей.
Практическая работа. Тренировочные запуски, устранение замеченных недостатков. Подготовка моделей к соревнованиям, выставкам. Определение результатов, разбор полетов.
8. Заключительное занятие.
Подведение итогов работа кружка за учебный год. Перспективы работы в новом учебном году. Беседа «Чему мы научились на занятиях в кружке». Рекомендации по самостоятельной работе в летние каникулы. Разбор и оценка полетов.
Учащиеся, закончившие первый год обучения, должны знать:
Охрану труда при работе с инструментами.
Название, назначение и устройство основных частей самолета и планера
Теорию полета планеров.
Основные правила регулировки простейших моделей планеров.
Вычерчивание рабочих чертежей.
Учащиеся должны уметь:
Пользоваться инструментами, приспособлениями и материалами.
Выполнять рабочие чертежи.
Изготавливать модели планеров, уметь их регулировать.
Находить центр тяжести.
Определять силу и направление ветра (ориентировочно) по местным признакам: дыму, деревьям, состояние водной поверхности.
Конечным результатом первого года обучения является: умение пользоваться технической литературой. Знание видов, классов и конструкций авиамоделей. Приобретение навыков запуска воздушных змеев и моделей планеров. Участие в соревнованиях.