Аттестационная работа
за курс 6 класса по предмету «География. Землеведение.»
(авторы учебника В.П. Дронов, Л.Е. Савельева)
Задание 1. Выполните задания теста с выбором одного ответа:
1. Днями равноденствия являются
1) 22 июня, 22 декабря; 2) 21 марта, 23 сентября; 3) 29 февраля, 31 июня.
2. При подъёме вверх на каждый километр температура воздуха понижается на
1) 10°; 2) 8°; 3) 6°.
3. Как называются линии на карте, соединяющие точки с одинаковой средней температурой воздуха?
1) изотермы; 2) изобары; 3) изогибсы.
4. В каком поясе освещённости находится Пермский край? В
1) южном умеренном; 2) северном умеренном; 3) холодном.
5. Как называется количество солей в граммах, растворённых в 1 л воды?
1) промилле; 2) растворимость; 3) солёность.
6. Что является причиной приливов и отливов в океане?
1) вращение Земли; 2) притяжение Луной; 3) притяжение Солнцем.
7. Какое из указанных течение соединяет три океана Земли?
1) Гольфстрим; 2) Южное Пассатное; 3) Течение Западных Ветров.
8. Как называется площадь суши, с которой стекает вода к главной реке и её притокам?
1) речной бассейн; 2) речная система; 3) водораздел.
9. Всё, что окружает живой организм, называется
1) биосферой; 2) средой обитания; 3) ареалом распространения.
10. Какие из перечисленных организмов безвозвратно исчезли с Земли по вине человека?
1) тиранозавр, квагга, дриопитек; 2) стегоцефал, тур, древесный папоротник;
3) дронт, странствующий голубь, морская корова.
ОТВЕТЫ:
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | | | | | | | | | | |
Задание 2. Для выполнения задания используйте контурную карту:
Подпишите на карте условные линии:
- Северный и Южный полярные круги;
- Северный и Южный тропики;
- Экватор;
- Меридиан Гринвича;
- Линию перемены дат.
2. Поставьте точки на карте по приведённым ниже координатам. Обозначьте эти точки соответственно цифрами 1 и 2. Точка 1 – 19° ю. ш. 45° в. д. Точка 2 – 43° с. ш. 45° в. д. В каком направлении точка 1 расположена от точки 2?
3. Буквами А и Б на карте обозначаны материки. Укажите их названия. Установите отличия географического положения этих двух материков.
Задание 3. Подготовьте описание одной из сфер Земли (на выбор) по предложенному плану:
А. АТМОСФЕРА
I. Определение.
II. Состав и строение атмосферы.
III. Климатообразующие факторы.
IV. Атмосферные явления.
V.Значение атмосферы.
VI. Произведите рассчёты:
1) У подножия горы температура воздуха равна +30°С. Чему равна температура воздуха на вершине горы, если её высота 7500 метров?
2) Определите суточную амплитуду температур, если известно, что наибольшая температура за сутки +10°С, а наименьшая - -3°С.
3) Рассчитайте, сколько граммов воды содержит 1м3 воздуха, если известно, что 1м3 насыщенного воздуха при температуре +10°С содержит 9 г воды, а относительная влажность воздуха составляет 30%.
4) Определите относительную высоту холма, если у его подножия давление 750 мм рт. ст., а на вершине – 744 мм рт. ст.
5) Определите по розе ветров, сколько дней и в каком направлении дул юго – восточный ветер.
Б. ГИДРОСФЕРА
I. Определение.
II. Состав гидросферы.
III. Мировой океан и его части.
IV. Реки и их характеристика.
V. Озёра и их характеристика.
VI. Подземные воды и их характеристика.
VII. Ледники и их характеристика.
VIII. Стихийные явления в гидросфере.
IХ. Значение гидросферы.
В. БИОСФЕРА
I. Определение.
II. Границы биосферы.
III. Распределение живого вещества в биосфере.
IV. Распространение жизни в океане.
V. Распределение жизни на поверхности суши (природные зоны, представители флоры и фауны зон).
VI. Почва и её характеристика.
VII. Значение биосферы.
Ответы
Задание 1 Каждый ответ оценивается в 1 балл. Итого 10 баллов.
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
Задание 2
1) Каждая правильная подпись оценивается в 1 балл. Итого 7 баллов.
2)
3) Каждый ответ оценивается в 1 балл. Итого 5 баллов.
- Северная Америка и Австралия.
- С. Америка находится в Северном и Западном полушариях.
- С. Америка омывается водами ТО, АО, СЛО.
- Австралия находится в Южном и Восточном полушариях.
- Австралия омывается водами ИО, ТО.
Задание 3
А. АТМОСФЕРА
Вопрос | Ответ | Балл |
1. Определение | Воздушная оболочка Земли. | 1 |
2. Состав и строение атмосферы | Состав: смесь газов (воздух) Строение: тропосфера, стратосфера и т.д. | 2 |
3.Климатообразующие факторы | Подстилающая поверхность, географическая широта, рельеф, океанические течения | 4 |
4. Атмосферные явления | Ураган, засуха, гроза, гололёд, град, ливень, смерч, осадки. | 8 |
5. Значение атмосферы | - защита от космического излучения; - условия существования живых организмов (дыхание и т.д.); - защита от перегревания и переохлаждения; - условия образования звука, ветров, осадков; - выветривание горных пород; - защита от метеоритов; | 6 |
6. Рассчёты | 1) - 15°С | 1 |
2) 13° | 1 |
3) 2,7 г | 1 |
4) 63 м | 1 |
5) 8 дней в СЗ направлении | 2 |
ИТОГО | 27 |
Оценивание, если выбор по 3 заданию АТМОСФЕРА
Итого 51 балл
«5» - 46 – 51 балл
«4» - 27 – 45 баллов
«3» - 15 – 26 баллов
«2» - 1-14 баллов
Б. ГИДРОСФЕРА
Вопрос | Ответ | Балл |
1. Определение | Водная оболочка Земли | 1 |
2. Состав гидросферы | Мировой океан, ледники, подземные воды, реки, озёра, болота. | 6 |
3.Мировой океан и его части | Моря, заливы, проливы | 3 |
4. Реки и их характеристика | Горные и равнинные. У реки есть исток, устье, русло. Река образует речную систему, водосборный бассейн. Между реками имеется водораздел. У реки есть режим (межень, паводок, половодье), питание. | 10 |
5. Озёра и их характеристика | Сточные и бессточные. Солёные и пресные. Озёрные котловины: тектонические, вулканические, ледниковые, карстовые, старица. | 9 |
6. Подземные воды и их характеристика | Грунтовые, межпластовые, артезианские. | 3 |
7.Ледники и их характеристика | Покровные и горные. Многолетняя мерзлота. | 3 |
8. Стихийные явления в гидросфере | Лавины, наводнения, карст, цунами | 4 |
9. Значение гидросферы | - условия существования живых организмов; - формирование климата; - формирование горных пород; - хозяйственная деятельность человека; - формирование рельефа. | 5 |
ИТОГО | 44 |
Оценивание, если выбор по 3 заданию ГИДРОСФЕРА
Итого 68 баллов
«5» - 61 – 68 балл
«4» - 31 – 60 баллов
«3» - 18– 30 баллов
«2» - 1-17 баллов
Б. БИОСФЕРА
Вопрос | Ответ | Балл |
1. Определение | Оболочка Земли, населённая живыми организмами. | 1 |
2. Границы биосферы | Атмосфера – до 20 км, гидросфера – до 10 км, литосфера – до 7 км. | 3 |
3.Распределение живого вещества в биосфере | Живое вещество всей суши – 99,9% (8% животные, 92% растения); океана – 0,1% (6% растения, 94% животные и микроорганизмы) | 5 |
4. Распространение жизни в океане | - в зависимости от климата; - в зависимости от удалённости от берега; - в зависимости от глубины (поверхность, толща, дно, глубоководные желоба) | 3 |
5. Распределение жизни на поверхности суши | - арктические пустыни (белый медведь, морской зверь) - тундра и лесотундра (олень, лишайник,…) - тайга (медведь, рысь, ель, лиственница,…) - смешанные леса (медведь, волк, берёза,…) - степи и лесостепи (дрофа, сайгак, травы,…) - саванны и редколесья (жираф, лев, акация,…) - прерии (бизон, кайот, суслик,…) - полупустыни и пустыни (вараны, змеи, ящерицы,…) - влажные тропические и экваториальные леса (обезьяны, птицы, питоны, …) | 9 |
6. Почва и её характеристика | Поверхностный слой земной коры на суше, обладающий плодородием. - строение: материнская порода+гумус; - почвенный профиль: перегнойный, переходный, почвообразующая порода; - по материнским породам: песчаные, глинистые, каменистые; - по частицам: мелкозернистые, крупнозернистые, комковатые; - типы: чернозёмы, подзолистые, бурые и т.д.. | 6 |
7. Значение биосферы | - сохранение постоянного состава вод в океане; - обеспечение человека продуктами питания; - разнообразие ландшафтов; - самоочищение водоёмов; - биовыветривание горных пород; - создание осадочных горных пород; - поддержание газового состава атмосферы. | 7 |
ИТОГО | 34 |
Оценивание, если выбор по 3 заданию БИОСФЕРА
Итого 58 баллов
«5» - 52 – 58 балл
«4» - 30 – 51 баллов
«3» - 17– 29 баллов
«2» - 1-16 баллов