СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Атомы химических элементов

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-обобщение "Атомы химических элементов"

Цель урока:  Обобщить и систематизировать изученный материал по темам «Строение атома и систематизация химических элементов. Структура Периодической системы». 

На уроке используются разноуровневые задания, игры...

Просмотр содержимого документа
«Атомы химических элементов»

Урок обобщения, повторения и систематизации знаний по теме "Атомы химических элементов". 8-й класс

Цель урока: Обобщить и систематизировать изученный материал по темам «Строение атома и систематизация химических элементов. Структура Периодической системы».

Задачи урока:

Образовательные: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме; подготовить учащихся к контрольной работе.

Развивающие: развивать у учащихся умения сравнивать и анализировать теоретические сведения, применять их на практике, делать выводы; развивать логическое мышление.

Воспитательные: формировать естественно-научное мировоззрение; информационную культуру.

Методы, используемые на уроке: частично-поисковые; индивидуальная работа учащихся.

Оборудование: периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева; индивидуальные карточки – заготовки; компьютер; мультимедийный проектор и экран.

Ход урока

Вводная часть.

После приветствия учитель называет тему урока и сообщает его цели и задачи. Поясняет, что цель урока – не только обобщение и систематизация знаний по изученному материалу, но и выяснение степени готовности учащихся к контрольной работе. Чтобы вовлечь весь класс в совместный процесс познания, заинтересовать учащихся с любым уровнем подготовки учитель вводит игровой момент. Он сообщает, что на сегодняшний урок, знаний учащихся уже достаточно для того, чтобы отправиться в небольшое путешествие-плавание по океану “Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева”. Необходимо представить, что каждый ряд учащихся класса – это корабль (ученики, сидящие на первой парте – капитаны, а все остальные – матросы корабля).

I этап.

Итак, выполняя первое задание, вы можете получить разрешение выхода “кораблей” в океан “Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева”.

  1. Задание: угадайте химический элемент.

1 вариант:

а) 3-й период III группа ______;

б) 20 p+ , 20 n0 , 20 e- ________;

 

в) 3717 Э ____;

г) 1s22s22p5_______.

2 вариант:

а) 2-й период IV группа ______;

б) 12 p+ , 12 n0 , 12 e- ________;

 

в) 4019 Э ____;

г) 1s22s22p3_______.

(Учитель проверяет задание у “капитана”, а он в свою очередь у членов своей команды.)

Подводится итог первого этапа: за правильно выполненное задание вручаются баллы (карточки или открытки).

  1. фронтально: «Верю – не верю»

Ребята, вам предлагаются пять утверждений о внутреннем строении атома. Вы вправе верить им или нет. Ваша задача в тетради напротив номера утверждения, с которым вы согласны, поставить значок «+», а где не согласны «-».

Утверждения:

1.Только электроны входят в состав атома.

2.Электроны - отрицательно заряженные частицы.

3.Количество нейтронов и электронов одинаковое.

4.Относительная атомная масса равна количеству электронов.

5.Заряд ядра зависит от количества протонов.

Количество правильных ответов совпадает с оценкой.

Ответы: Нет, Да, Нет, Нет, Да

- Объясните, почему высказывания 1, 3 и 4 неверны? (С места 1 – 2 ученика)

- А что такое «химический элемент»? (Это определённый вид атомов)

II этап.

Учитель: Поздравляю с успешным началом плавания. Впереди “корабль” ____ ряда. Плавание продолжается! Вы знаете, что команда – “дружная семья”, поэтому следующая работа – коллективная, состоит из двух заданий.

1 задание: Определите, какие величины, характеризующие строение атома и положение химического элемента в таблице периодической системы, численно равны между собой. Буквы, соответствующие правильным ответам, образуют название химического элемента, обнаруженного в 1868 году астрономами Ж. Жансеном и Н. Локьером в солнечном спектре. Каждый участник команды выполняет одно задание и карточку передает другому ученику. ( Этот элемент – гелий).

Строение атома

Положение химического элемента в таблице периодической системы Д.И. Менделеева

Порядковый номер

Номер периода

Номер группы

Заряд ядра

Г

Е

Д

Число электронов в атоме

Е

З

К

Число протонов в ядре атома

Л

В

М

Число электронов в наружном слое

О

А

И

Число электронных слоев

Р

Й

Я

2 задание: Заполните таблицу. Каждый участник команды выполняет одно задание и карточку передает другому ученику.

Знак

Название

Число протонов

Число нейтронов

Число электронов

S

 

 

 

 

 

алюминий

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

20

К

 

 

 

 

Подводится итог второго этапа: за правильно выполненное задание вручаются баллы (карточки или открытки).

III этап.

Учитель: после второго этапа впереди “корабль” ____ ряда. Ночь, но любой моряк должен хорошо ориентироваться по звездам. В нашем случае – хорошо разбираться, как изменяются металлические и неметаллические свойства элементов в периодах и группах.

Задание: Укажите знаком “

А) усиление неметаллических свойств:

S

N

O

As Se Br

Si P S

P S Cl

Te

As

Se

Б) усиление металлических свойств:

B

Mg

Be

Mg Al Si

K Ca Se

Na Mg Al

Ga

Sr

Ca

Работа выполняется у доски и в тетрадях учащихся, за правильно выполненное задание вручаются баллы (карточки или открытки). Подводится итог третьего этапа.

Учитель: да, путешествовать вы любите и можете, а умеете отгадывать загадки?

  1. Славен ГОД зимой и летом


Г




О

Д

А алмазом славен этот…

(Углерод)


  1. В

    О



    Р



    Это и не ВОР как раз,

Это самый легкий газ!

(Водород)

  1. Ж

    Е

    Л

    Е



    Вот ЖЕЛЕ скажу я вам,

Мне совсем не по зубам. (Железо)




  1. С


    О

    Р

    Этот СОР бывает красным,

Белым тоже он бывает.

Он слывет огнеопасным

И об этом всякий знает. (Фосфор)

  1. Х


    О

    Р

    Этот ХОР нам всем известен,

Только не поет он песен. (Хлор)


IV этап.

Учитель: после третьего этапа и разминки впереди “корабль” ____ ряда. Но вот на пути наших кораблей препятствия “рифы”. Преодолеть их Вам опять поможет периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – своеобразная навигационная карта. Таблица несет в себе очень много информации: позволяет определять электронную конфигурацию атомов химических элементов, устанавливать максимальные степени окисления атомов в молекулах, а также помогает различить ионные и ковалентные соединения элементов!

Задание 1: вспомним строение атома. На доске изобразить строение атомов №6 и № 14, в классе по вариантам №11 и № 17

Сравните строение ато­мов этих химических элементов. Ребята, когда вы изображали строение атомов, вы указывали количество валентных электронов. Какие электроны мы называем валентными?

Задание № 2

Ниже приведены схемы строения атомов некоторых хими­ческих элементов. Какие из них относятся к атомам металлов, какие — к атомам неметаллов?



Задание 3. Распределите химические элементы, знаки которых приведены ниже, на две группы — металлы и неметаллы: S, Na, Р, Fe, N, Ag, А1, С, Ni

Si, CI, К, Br, Си, I, Ca, O, Zn.

Задание № 4

На следующем этапе мы обратимся к Периодической таблице, но для этого мы должны вспомнить её строение.

Посмотрите внимательно на Периодическую систему. Она вся поделена на клетки горизонтальными и вертикальными рядами. Как мы их называем? Расскажите мне о них поподробнее, используя план ответа на экране. (К ПС вызываются по одному 2 человека)

План ответа:

Определение.

Количество в периодической системе.

Деление на составляющие (какие?).

Как их найти?

Как обозначаются?

Физический смысл.

V этап.

Учитель: после четвертого этапа впереди “корабль” ____ ряда. Итак, путешествие подходит к концу, необходимо сделать соответствующие записи в “судовом журнале” (чистые листы с копировальной бумагой).

Характеристика химического элемента по следующему плану (план на листе ватмана в виде таблицы)

  • порядковый номер элемента, химический знак; номер периода;

  • номер группы (главная или побочная подгруппа); металл или неметалл;

  • число электронов на внешнем уровне; схема строения атома.

1 вариант: химический элемент – углерод; 2 вариант: химический элемент – литий.

Задание № 7

Найди элемент в периодической системе:

1. Это было известно еще до нашей эры. Правитель Персии Кир (2500 лет до н.э.) в военных походах питьевую воду сохранял в сосудах из этого металла.

...в Древней Индии накаленные стержни этого металла погружали в воду и потом ее использовали для обмывки ран, вода, приобретала лечебные свойства: в ней погибали микроорганизмы. Этот металл располагается в 4 периоде 1 группе побочной подгруппы, назовите его. (серебро)

2.Элемент находится в главной подгруппе VII группы 3 периода. Вещество, состоящее из атомов этого элемента, применяют для обеззараживания питьевой воды и уничтожения полевых грызунов. (хлор)

3. Недостаток этого элемента в организме приводит к выпадению шерсти у овец, появлению уродливой формы копыт и рогов у сельскохозяй­ственных животных и, поэтому, добавляется в рацион животных при возникновении названных отклонений в их развитии. Он находится 4 периоде 6 группе главной подгруппе. (Селен)

4. Для повышения урожайности томатов в качестве удобре­ния применяют соединения элемента электронная конфигурация атома которого1S2 2S23. Определите, какой это элемент. (Азот)

5. Элемент, являющийся необходи­мой составляющей костей и зубов

имеет строе­ние внешнего энергетического уров­ня: 2s22p5? (фтор)

VI этап.

Учитель: после пятого этапа впереди “корабль” ____ ряда. Наше путешествие подошло к концу, возвращаемся в порт, просчитываем самый короткий путь.

Задание: Мини-лабиринт(рисунок 1). Найдите путь, который приведет Вас к финишу. Начните прохождение лабиринта с верхней левой клетки. Если суждение, вписанное в эту клетку, правильно, то продолжайте путь по стрелке с обозначением “Да”. Если данное суждение ошибочно, то вам следует продолжить путь по стрелке с обозначением “Нет”. Если Вы потеряли путь, то начните его сначала.

Рисунок 1 (1-6-3-8-11-12)

Заключительный этап.

Подводим итоги. Оценка за лабиринт; за характеристику элемента по плану будет выставлена на следующем уроке. Учитель: Изучение периодического закона и периодической системы, строения атома не заканчивается для вас: в дальнейшем вы будете изучать химию элементов, опираясь на закон и систему.


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!