1. Мотивационный этап. (создание проблемной ситуации) 5 минут. 1.1.Формулирование проблемы 1.2. Версии | Добрый день, ребята! -Каждому из вас приходилось слышать о том, что изменение давления атмосферного воздуха влияет на самочувствие человека. -Почувствуйте себя метеорологами-наблюдателями! Проблема: Имеет ли вес воздух? Везде ли на Земле вес воздуха одинаковый? - Каждый из вас хорошо понимает значение атмосферы для всех живых организмов на Земле. Например, без пищи человек может прожить 5 недель, без воды 5 дней, а без воздуха только 5 минут - Как вы думаете, воздух, как и всякое вещество, имеет ли массу? (ответы учащихся). Итак, вы сказали, что воздух имеет вес? Значит, воздух давит на нас. Ребята, давайте, сформулируем тему сегодняшнего урока. (Ответы учеников) - Правильно, запишем тему урока «Атмосферное давление». - Какие у вас есть версии решения проблемы? | Познавательные УУД 1. Участвуют в диалоге с учителем. 2. Дают определения терминам, понятиям по данной тематике урока. 3. Устанавливают причинно-следственные связи. Ученики вступая в диалог с учителем выявляют противоречие – проговаривают и осознают его Мы узнали, что: на каждый квадратный сантиметр поверхности атмосфера давит с силой 1кг 33г. Люди, как и многие животные, приспособлены к этому давлению. Мы его не чувствуем, так как оно уравновешивается давлением, существующим внутри организма. |
2. Актуализация имеющихся знаний 2.1.Пробное учебное действие. + 5-8 минут | - Что мы уже знаем по этой проблеме? Чтобы разобраться в этом явлении, попробуем с вами доказать существование атмосферного давления. У каждого из вас на столе бутылка воды, стакан, лист бумаги. Опыт № 1. «Вода в перевёрнутом стакане”. Наливаем в стакан воду до самого края. Прикрываем стакан листком плотной бумаги и, придерживая бумагу ладонью, быстро перевернём стакан кверху дном. Теперь уберём ладонь. Вода из стакана не выливается. Почему? Подумайте (ответы учащихся). Итак, атмосферное давление – это сила, с которой атмосфера давит на каждый сантиметр земной поверхности. Если атмосферное давление – это величина, то должен существовать прибор для измерения этой величины. Это барометр – анероид. Демонстрация барометра-анероида.
| 1. Вспоминают, изученный материал. Определяют проблему в процессе проведения опыта, работают в паре. Делают вывод и отвечают на вопрос учителя. Ответ: вода не вылилась, так как давление воздуха, действующее на лист бумаги снизу, выше давления воды в стакане, действующего на лист бумаги сверху. Давление воздуха прижимает лист к краям стакана и удерживает воду, значит, воздух имеет вес. Коммуникативные УУД - Излагают своё мнение в диалоге с учителем, аргументируя его, подтверждая фактами. Регулятивные УУД - Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности |
Поиск решения (открытие нового знания). 4.1.Этап выявления места и причины затруднения; - от 10 до 20 минут 4.2. Этап выхода из затруднения; 5) Этап реализации 6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; | - Ребята, кто знает, как устроен барометр-анероид? Найдите в тексте параграфа достоверные сведения (дети читают). В 1844 г. Люсьен Види сконструировал новый, безжидкостный барометр, получивший название барометр-анероид (от греческого слова "анерос" - безжидкостный). Его основной частью является круглая металлическая коробка, из которой откачали воздух. При повышении атмосферного давления коробка сжимается, и ее верхняя поверхность начинает тянуть прикрепленную к ней пружину. При уменьшении давления пружина разгибается, и верхнее основание коробки приподнимается. К пружине с помощью передаточного механизма прикреплена стрелка-указатель. Эта стрелка перемещается по шкале, показывая повышение или понижение атмосферного давления. Давайте узнаем как измеряли давление атмосферы в далёком прошлом. Учащиеся продолжают работать с текстом учебника и узнают, что: в 1643г. итальянский учёный Эванджелиста Торричелли (1608-1647) описал свой знаменитый эксперимент. Стеклянную трубку с запаянным концом он наполнил ртутью. Перевернув трубку запаянным концом вверх, он погрузил её в чашку с ртутью. Часть ртути вылилась в чашку. Торричелли измерил высоту столбика ртути, оставшейся в трубке, предположив, что его вес уравновешивается давлением атмосферы на поверхность ртути в чашке. С тех пор значение атмосферного давления выражают в миллиметрах ртутного столба, например 760 мм рт.ст. Эксперимент № 1 Эксперимент № 2 Теперь кладите линейку на место и накройте ту часть линейки, которая на столе, бумагой. Ударьте по краю линейки с той же силой. Что наблюдаете? Движение линейки ограничивается листом бумаги. Вывод: воздух имеет вес. Чем больше поверхность, тем сильнее давит на неё воздух. - Давайте отправимся в горы. Первые воздухоплаватели обнаружили, что при подъёме вверх становится трудно дышать. То же самое происходит и при подъёме в горы. Почему это происходит? Посмотрите на таблицу? Высота | Атмосферное давление | 0 км | 760 мм.рт.ст. | 1 км | 665 мм. рт.ст | 2 км | 570 мм.рт.ст. | 3 км | 475 мм.рт.с. | 4 км | 380 мм.рт.ст. | 5 км | 275 мм.рт.ст. | Первый фактор изменения атмосферного давления – высота над уровнем моря.
При подъеме на 10,5 м атмосферное давление понижается на 1 мм рт. ст.- именно это и заметил Ториичелли ещё 350 лет назад! Зная, высоту любого объекта, вы сможете рассчитать разницу атмосферного давления, и наоборот, зная разницу давления можно рассчитать высоту или глубину объекта. Задача Какова высота горы, если у подножья атмосферное давление 755 мм рт. ст., а на вершине 520 мм рт. ст.? Решение Найдем разницу между атмосферным давлением – 755 – 520 получим 235 мм.рт. ст Затем, умножим разницу давлений на 10,5 (постоянная величина) , получим высоту горы 2км 467 метров Решение задач (работа у доски) Альпинисты поднимаются на гору, высота которой 5100 м. У подножия горы давление составляет 720 мм.рт.ст., какое давление будет на вершине горы? - Давайте, откроем климатическую карту, попробуем дать ответ на следующие вопросы. Одинаково ли будет атмосферное давление на материке Антарктида, в районе экватора? . Существуют две закономерности. Чем больше высота над уровнем моря, тем меньше атмосферное давление и чем холоднее воздух, тем больше его давление. Атмосферное давление, как и температура величина изменчивая. Следить за его изменениями помогает барометр. Его называют «предсказателем погоды». Если давление понижается – это к дождю, если растет , то к ясной, сухой погоде - На карте атмосферное давление показано изобарами – линиями, проходящими через точки с одинаковыми значениями атмосферного давления. | Познавательные УУД Находят достоверные сведения в тексте параграфа. Выделяют главное в тексте. Формулируют вывод. Предлагают свои варианты ответов. Познавательные УУД 2. Опыт Торричелли (рис. 75)., читают всем классом, рассматривают рисунок. Находят ключевые слова в тексте Коммуникативные УУД Регулятивные УУД 1. Выдвигают версии решения проблемы, осознают конечный результат. 2. Сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки самостоятельно. 3. В диалоге с учителем делают вывод. Вывод: с увеличением высоты над уровнем моря давление понижается.
Воздух становится менее плотным, и молекулы воздуха находятся на большом расстоянии друг от друга. При этом уменьшается и давление Решение задачи записывают в тетрадь 755-520=235 мм.рт.ст. 235 10,5=2,467 Ответ: высота горы 2 км. 467м. 5100:10,5=486 720-486=234 мм.рт.ст. Ответ: 234 мм.рт.ст. Работа с климатической картой. Работают в паре, должны найти причину и следствие Если в Антарктиде всегда холодно, а на экваторе – жарко, то атмосферное давление будет зависеть от температуры. Теплый воздух легче холодного. Чем температура ниже, тем вес воздуха больше. Поэтому холодный воздух давит на земную поверхность сильнее, чем теплый. Следовательно, в Антарктиде атмосферное давление высокое, а на экваторе - низкое. Вывод: второй фактор - атмосферное давление будет зависеть от температуры воздуха На карте находят изобары. Учащиеся по карте находят линии – изобары. Ответ: На личностном уровне понимание закономерностей изменения атмосферного давления во времени и пространстве, влияние АД на здоровье человека |
7) Этап самостоятельной работы | Выполните Самостоятельная работа (задания на одной странице на каждого ученика) Рассмотрите рисунок. Выполните следующие задания: Как изменяется атмосферное давление при подъёме/опускании? В какой из указанных точек атмосферное давление будет наиболее/наименее высоким? Для каждой из точек выберите соответствующие показатели атмосферного давления: 760мм. рт.ст., 740 мм.рт.ст., 710 мм.рт.ст. Из предложенного списка выберите данные повышенного и пониженного атмосферного давления, впишите их в схему: 740 мм, 730мм, 760мм, 780мм, 795мм. Атмосферное давление | Пониженное | Нормальное | Повышенное | | | | | В диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки. За самостоятельную работу выставляется «5» - правильный ответ на все вопросы; «4» - один неверный ответ; «3» - два неверных ответа; «2» - три неверных ответа. На выполнение работы отведено – 6 минут. |