СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Атмосферное давление

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Решаемая учебная проблема

Как меняется АД в пространстве и во времени.

 

Основные понятия

            Атмосферное давление, нормальное атмосферное давление, барометр, ртутный барометр, барометр-анероид.

 

Оборудование: барометр-анероид, оборудование для опытов, карточки, презентация, учебник.

 

 Методы обучения: наглядно-иллюстративный, словесно-индуктивный, практический

.

Формы  работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Просмотр содержимого документа
«Атмосферное давление»

Тема урока: «Атмосферное давление». (ФГОС ООО).

6 класс.


Учитель МБОУ Российская гимназия № 59: Цырендылыкова З.П.

Учебник: география. Начальный курс: 6 класс. А.А.Летягин.

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, проводить опыты и эксперименты, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать понятие "атмосферное давление"; дать представление об изменении атмосферном давлении с высотой, научить определять атмосферное давление на разной высоте; познакомить со строением барометра, развивать логическое мышление, математические способности; воспитывать интерес к географии.

Задачи урока:

  1. Ответить на вопрос «Что такое атмосферное давление?» и узнать о способе измерения атмосферного давления.

  2. Рассмотреть различия в нагреве земной поверхности солнечными лучами и проследить зависимость давления воздуха от характера подстилающей поверхности.

  3. Научиться решать задачи, используя данные по теме «Атмосферное давление».

Планируемые образовательные результаты

В результате педагогического взаимодействия на уроке учащиеся смогут:

На предметном уровне

Давать определения терминов, понятий по тематике урока; объяснять причины изменения атмосферного давления воздуха с высотой; устанавливать зависимость атмосферного давления от температуры; определять и рассчитывать атмосферное давление; работать с тематическими картами; измерять атмосферное давление с помощью барометра.

На метапредметном уровне

Познавательные. Находить достоверные сведения в источниках географической информации; анализировать и обобщать тематическую информацию; формулировать выводы; определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

Регулятивные. Определять цель, проблему в процессе деятельности: учебной и жизненно-практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки.

Коммуникативные. Излагать своё мнение в монологе и диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами, понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде; различать в речи другого мнения; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.

Личностные. Аргументировано оценивать свои и чужие поступки в учебной ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои эмоции; адекватно выражать и контролировать их; понимать эмоциональное состояние других людей.

На личностном уровне

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии; понимание закономерностей изменения атмосферного давления во времени и пространстве, влияния атмосферного давления на здоровье человека; понимание и принятие процедуры инструментального определения атмосферного давления.

Решаемая учебная проблема

Как меняется АД в пространстве и во времени.


Основные понятия

Атмосферное давление, нормальное атмосферное давление, барометр, ртутный барометр, барометр-анероид.


Оборудование: барометр-анероид, оборудование для опытов, карточки, презентация, учебник.


Методы обучения: наглядно-иллюстративный, словесно-индуктивный, практический

.

Формы  работы: фронтальная, парная, индивидуальная.














Структура и ход урока

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов Деятельность учащихся

1. Мотивационный этап.

(создание проблемной ситуации) 5 минут.





1.1.Формулирование проблемы











1.2. Версии

Добрый день, ребята!

-Каждому из вас приходилось слышать о том, что изменение давления атмосферного воздуха влияет на самочувствие человека.

-Почувствуйте себя метеорологами-наблюдателями!

Проблема: Имеет ли вес воздух? Везде ли на Земле вес воздуха одинаковый?


- Каждый из вас хорошо понимает значение атмосферы для всех живых организмов на Земле. Например, без пищи человек может прожить 5 недель, без воды 5 дней, а без воздуха только 5 минут

- Как вы думаете, воздух, как и всякое вещество, имеет ли массу? (ответы учащихся).

Итак, вы сказали, что воздух имеет вес? Значит, воздух давит на нас.

Ребята, давайте, сформулируем тему сегодняшнего урока. (Ответы учеников)

-  Правильно, запишем тему урока «Атмосферное давление».

- Какие у вас есть версии решения проблемы?



Познавательные УУД


1. Участвуют в диалоге с учителем.

2. Дают определения терминам, понятиям по данной тематике урока.

3. Устанавливают причинно-следственные связи.


Ученики вступая в диалог с учителем выявляют противоречие – проговаривают и осознают его

Мы узнали, что:

на каждый квадратный сантиметр поверхности атмосфера давит с силой 1кг 33г. Люди, как и многие животные, приспособлены к этому давлению. Мы его не чувствуем, так как оно уравновешивается давлением, существующим внутри организма.









2. Актуализация имеющихся знаний




2.1.Пробное учебное действие.

+ 5-8 минут

- Что мы уже знаем по этой проблеме?

Чтобы разобраться в этом явлении, попробуем с вами доказать существование атмосферного давления.

У каждого из вас на столе бутылка воды, стакан, лист бумаги.

Опыт № 1. «Вода в перевёрнутом стакане”.

Наливаем в стакан воду до самого края. Прикрываем стакан листком плотной бумаги и, придерживая бумагу ладонью, быстро перевернём стакан кверху дном. Теперь уберём ладонь. Вода из стакана не выливается. Почему? Подумайте (ответы учащихся).

Итак, атмосферное давление – это сила, с которой атмосфера давит на каждый сантиметр земной поверхности.
Если атмосферное давление – это величина, то должен существовать прибор для измерения этой величины.
Это барометр – анероид.

Демонстрация барометра-анероида.

1. Вспоминают, изученный материал. Определяют проблему в процессе проведения опыта, работают в паре. Делают вывод и отвечают на вопрос учителя.

Ответ: вода не вылилась, так как давление воздуха, действующее на лист бумаги снизу, выше давления воды в стакане, действующего на лист бумаги сверху. Давление воздуха прижимает лист к краям стакана и удерживает воду, значит, воздух имеет вес.


Коммуникативные УУД

- Излагают своё мнение в диалоге с учителем, аргументируя его, подтверждая фактами.


Регулятивные УУД

- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности



  1. Поиск решения

(открытие нового знания).









4.1.Этап выявления места и причины затруднения;



- от 10 до 20 минут















4.2. Этап выхода из затруднения;













5) Этап реализации









































6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;















- Ребята, кто знает, как устроен барометр-анероид? Найдите в тексте параграфа достоверные сведения (дети читают).

В 1844 г. Люсьен Види сконструировал новый, безжидкостный барометр, получивший название барометр-анероид (от греческого слова "анерос" - безжидкостный).
Его основной частью является круглая металлическая коробка, из которой откачали воздух.

При повышении атмосферного давления коробка сжимается, и ее верхняя поверхность начинает тянуть прикрепленную к ней пружину. При уменьшении давления пружина разгибается, и верхнее основание коробки приподнимается. К пружине с помощью передаточного механизма прикреплена стрелка-указатель. Эта стрелка перемещается по шкале, показывая повышение или понижение атмосферного давления.

Давайте узнаем как измеряли давление атмосферы в далёком прошлом.

Учащиеся продолжают работать с текстом учебника и узнают, что: в 1643г. итальянский учёный Эванджелиста Торричелли (1608-1647) описал свой знаменитый эксперимент. Стеклянную трубку с запаянным концом он наполнил ртутью. Перевернув трубку запаянным концом вверх, он погрузил её в чашку с ртутью. Часть ртути вылилась в чашку. Торричелли измерил высоту столбика ртути, оставшейся в трубке, предположив, что его вес уравновешивается давлением атмосферы на поверхность ртути в чашке. С тех пор значение атмосферного давления выражают в миллиметрах ртутного столба, например 760 мм рт.ст.

Эксперимент № 1

  • Кладём линейку на край стола так, чтобы один край выступал.

  • Ударим по краю линейки.

  • Что произошло?

  • Линейка упала со стола.

Эксперимент № 2

  • Теперь кладите линейку на место и накройте ту часть линейки, которая на столе, бумагой.

  • Ударьте по краю линейки с той же силой.

  • Что наблюдаете?

  • Движение линейки ограничивается листом бумаги.

Вывод: воздух имеет вес. Чем больше поверхность, тем сильнее давит на неё воздух.


- Давайте отправимся в горы. Первые воздухоплаватели обнаружили, что при подъёме вверх становится трудно дышать. То же самое происходит и при подъёме в горы.

Почему это происходит? Посмотрите на таблицу?

Высота

Атмосферное давление

0 км

760 мм.рт.ст.

1 км

665 мм. рт.ст

2 км

570 мм.рт.ст.

3 км

475 мм.рт.с.

4 км

380 мм.рт.ст.

5 км

275 мм.рт.ст.


Первый фактор изменения атмосферного давления – высота над уровнем моря.

При подъеме на 10,5 м атмосферное давление понижается на 1 мм рт. ст.- именно это и заметил Ториичелли ещё 350 лет назад! 
Зная, высоту любого объекта, вы сможете рассчитать разницу атмосферного давления, и наоборот, зная разницу давления можно рассчитать высоту или глубину объекта.
Задача
Какова высота горы, если у подножья атмосферное давление 755 мм рт. ст., а на вершине 520 мм рт. ст.?
Решение
Найдем разницу между атмосферным давлением – 755 – 520 получим 235 мм.рт. ст
Затем, умножим разницу давлений на 10,5 (постоянная величина) , получим высоту горы 2км 467 метров
Решение задач (работа у доски)

Альпинисты поднимаются на гору, высота которой 5100 м. У подножия горы давление составляет 720 мм.рт.ст., какое давление будет на вершине горы?


- Давайте, откроем климатическую карту, попробуем дать ответ на следующие вопросы.
Одинаково ли будет атмосферное давление на материке Антарктида, в районе экватора? .
Существуют две закономерности.
Чем больше высота над уровнем моря, тем меньше атмосферное давление и чем холоднее воздух, тем больше его давление.
Атмосферное давление, как и температура величина изменчивая.

Следить за его изменениями помогает барометр. Его называют «предсказателем погоды». Если давление понижается – это к дождю, если растет , то к ясной, сухой погоде

- На карте атмосферное давление показано изобарами – линиями, проходящими через точки с одинаковыми значениями атмосферного давления.

Познавательные УУД


  1. Находят достоверные сведения в тексте параграфа.

  2. Выделяют главное в тексте.

  3. Формулируют вывод. Предлагают свои варианты ответов.











Познавательные УУД

2. Опыт Торричелли (рис. 75)., читают всем классом, рассматривают рисунок.


Находят ключевые слова в тексте













Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД


1. Выдвигают версии решения проблемы, осознают конечный результат.

2. Сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки самостоятельно.

3. В диалоге с учителем делают вывод.














Вывод: с увеличением высоты над уровнем моря давление понижается.





Воздух становится менее плотным, и молекулы воздуха находятся на большом расстоянии друг от друга. При этом уменьшается и давление




Решение задачи записывают в тетрадь

755-520=235 мм.рт.ст.

235 10,5=2,467

Ответ: высота горы 2 км. 467м.



5100:10,5=486

720-486=234 мм.рт.ст.

Ответ: 234 мм.рт.ст.




Работа с климатической картой.



Работают в паре, должны найти причину и следствие


Если в Антарктиде всегда холодно, а на экваторе – жарко, то атмосферное давление будет зависеть от температуры. Теплый воздух легче холодного.

Чем температура ниже, тем вес воздуха больше. Поэтому холодный воздух давит на земную поверхность сильнее, чем теплый. Следовательно, в Антарктиде атмосферное давление высокое, а на экваторе - низкое.
Вывод: второй фактор - атмосферное давление будет зависеть от температуры воздуха


На карте находят изобары.












Учащиеся по карте находят линии – изобары.

Ответ:


На личностном уровне понимание закономерностей изменения атмосферного давления во времени и пространстве, влияние АД на здоровье человека



7) Этап самостоятельной работы

Выполните

Самостоятельная работа

(задания на одной странице на каждого ученика)

Рассмотрите рисунок. Выполните следующие задания:

  1. Как изменяется атмосферное давление при подъёме/опускании?


  1. В какой из указанных точек атмосферное давление будет наиболее/наименее высоким?

  2. Для каждой из точек выберите соответствующие показатели атмосферного давления: 760мм. рт.ст., 740 мм.рт.ст., 710 мм.рт.ст.

  3. Из предложенного списка выберите данные повышенного и пониженного атмосферного давления, впишите их в схему: 740 мм, 730мм, 760мм, 780мм, 795мм.

Атмосферное давление

Пониженное

Нормальное

Повышенное





В диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки.

За самостоятельную работу выставляется

«5» - правильный ответ на все вопросы;

«4» - один неверный ответ;

«3» - два неверных ответа;

«2» - три неверных ответа.


На выполнение работы отведено – 6 минут.








8) Этап включения в систему знаний и повторения.










- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

  1. Что такое атмосферное давление?

  2. Как измеряется атмосферное давление? Кто изобрёл прибор для измерения атмосферного давления и его устройство?

  3. Как изменяется атмосферное давление с высотой?

  4. Как изменяется атмосферное давление в зависимости от нагревания земной подстилающей поверхности?

  5. Линии, проходящие через точки с одинаковыми значениями атмосферного давления называют…?



Самооценка (учащиеся ставят себе оценку в тетрадь)



9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке








– Чему важному и нужному вы научились, изучая тему «Атмосферное давление»?

- Что вам больше всего понравилось на сегодняшнем уроке.

– Какую работу мы сегодня выполняли?

Домашнее задание: § 25, задание 2, стр.133.


Общая оценка работы класса (внимание, прилежание, интерес.


Примечание

Оценивание достижений учащихся учителем.


Ι. Актуализация знаний

* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока.

ΙΙ. Открытие нового знания

* Отметить учеников, которые хорошо работали с таблицей.

* Отметить учеников, которые хорошо работали с рисунками и текстом.

* Отметить учеников, которые хорошо участвовали в дискуссии (приводили аргументы).

ΙΙΙ. Применение нового знания

* Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы.





Литература.


  1. Летягин, А.А. География. Начальный курс. 6 класс (Текст). - М.:Вентана-Граф. - 2016.

  2. Летягин, А.А. Душина, И.В., Пятунин, В.Б., Таможняя, Е.А. Программа. 5-9 классы. (Текст). - М.:Вентана-Граф. -  2015.

  3. Петрова, Н.Н., Максимова, Н.А.. География. Природа Земли и человек. 6 класс (Текст). - М.:Мнемозина. - 2014.

  4. Никитина, Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс (Текст). - М.:Вако. - 2010.

  5. Болотникова Н.В. Методические разработки к учебнику Е.М.Домогацих, Н.И. Алексеевского. География, 6 класс, 2014.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!