СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Атмосферное давление

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Атмосферное давление»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 17 имени Героя Российской Федерации А.Б. Буханова» города Смоленска











План-конспект урока по географии

«Атмосферное давление»

6 класс







Выполнила:

учитель географии и биологии

Степанова Валерия Михайловна



















Смоленск

2021

Тема «Атмосферное давление»

Цель урока: Сформировать представление об атмосферном давлении, о причинно-следственных отношениях между характером подстилающей поверхности, температурой воздуха над ней, высотой над уровнем моря и атмосферным давлением.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний:

  1. Что такое атмосфера?

  2. Из чего состоит атмосфера?

  3. Каково строение атмосферы?

  4. Какое значение имеет атмосфера для жизни на Земле?

  5. Почему вершины высоких гор покрыты снегами и льдами?

  6. Как нагревается воздух над сушей и морем?

  7. Какие свойства характерны для теплого и холодного воздуха?

3.Мотивация и целеполагание

Сегодня на уроке мы будем волшебниками.

  1. Узнать что такое АД?

  2. Как АД измеряется? Почему в мм  рт. ст.?

  3. Что влияет на изменение АД?

4.Изучение новой темы.

1. Понятие об атмосферном давлении.

Воздух очень легкий. Он состоит из газов, поэтому по сравнению с водой и горными породами, его вес очень мал. Но и он оказывает давление на поверхность Земли и тела, находящиеся на ней. Мы живем на дне воздушного океана, поэтому испытываем на себе вес всей толщи атмосферы. Сколько весит воздух? Почему люди не чувствуют давление атмосферы?

Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней тела и предметы.

На уровне моря 1 куб. м воздуха весит всего 1 кг 300 г.

На 1 кв. см земной поверхности воздух давит с силой в 1 кг.

Если в среднем поверхность человеческого тела составляет около 1.5 кв. м, то оказывается, что на каждого из нас воздух давит с силой около 15 т. Мы его не чувствуем, так как у человека внешнее давление уравновешивается внутренним.

Как измерить давление атмосферы, впервые догадался итальянский ученый Э.Торричелли. Предложенный им опыт был осуществлен в 1643г.

(Обучающиеся высказывают предположения о результатах опыта).

Результаты этого опыта Торричелли объяснил следующим образом. «До сих пор, - писал он,- существовало мнение, будто сила, не позволяющая ртути, вопреки ее природному свойству, падать вниз, находится внутри верхней части трубки, т.е. заключается либо в пустоте, либо в веществе предельно разреженном. Однако я утверждаю, что это сила – внешняя – и что сила берется извне. На поверхность жидкости, находящейся в чаше действуют своей тяжестью 50 миль воздуха. Что же удивительного, если ртуть… поднимается настолько, чтобы уравновесить тяжесть наружного воздуха».

Попробуйте сформулировать определение «атмосферное давление».

Проверим по учебнику и словарю (Работа со словарем и учебником)

Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней тела и предметы

2. Измерение атмосферного давления.

В ежедневном прогнозе погоды по телевидению, радио, в газетах наряду с температурой, осадками, ветром, указывается и атмосферное давление. На климатической и синоптической картах атмосферное давление указывается в единицах СИ — гектопаскалях (гПа): 1 гПа=0,75 мм рт.ст. На картах давление показано изобарами – линии, соединяющие на карте точки с одинаковым давлением. Обучающиеся находят изобары на карте «Климат» в атласе

Знакомство с устройством барометров и их видами

1.Ртутный барометр (работа по рис.92 учебника, с.135) Барометр Э.Торричелли. В запаянную на одном конце стеклянную трубку он налил ртуть и, перевернув ее открытым концом вниз, опустил в сосуд с ртутью. Столбик ртути под силой тяжести частично опустился в трубке, но не до конца, сохранив высоту 760 мм. Эта высота и была принята за эталон нормального атмосферного давления. Действующие подобным образом ртутные барометры используются и по сей день.

2. Барометр-анероид (демонстрация прибора, знакомство с принципом работы). Сегодня чаще применяется металлический (анероидный) барометр. Это тонкостенная металлическая коробочка, откуда выкачан воздух. При увеличении атмосферного давления дно коробочки вдавливается, при уменьшении выгибается. Изменение положения донышка с помощью рычажного механизма передается стрелке, колеблющейся над циферблатом.)

3 .Альтиметр. Барометрический альтиметр – это прибор, измеряющий атмосферное давление для определения абсолютных и относительных высот.

Атмосферное давление измеряется в миллиметрах ртутного столба (мм рт.ст.) Атмосферное давление  равное 760 мм. рт. ст. принято считать нормальным. Но это вовсе не означает, что такая величина атмосферного давления является климатической нормой для всех регионов и в течение всего года.

Если показания барометра не меняются, значит, и погода останется без изменений. Когда же давление начинает медленно падать, стрелка отклоняется, можно ожидать ветреную и дождливую погоду, если это происходит быстро, значит, надвигается шторм или гроза. Если давление быстро возрастает, следует ожидать кратковременного улучшения погоды, а если медленно, то вскоре наступит устойчивая хорошая погода.

Сегодня во многих странах единицей атмосферного давления принято считать гектопаскаль. Один гектопаскаль (сто паскалей) соответствует одному миллибару — прежней единице измерения давления атмосферы. Поэтому цифры на шкалах барометров не изменены. Если, к примеру, стрелка указывает 1000 миллибар, то метеорологи говорят о 1000 гектопаскалей.

3.Изменение атмосферного давления.

Найдите в учебнике и прочитайте о зависимости АД от температуры и высоты над уровнем моря. ( стр.136)

-Сформулируйте закономерности изменения АД с высотой.

Для  этого вставьте пропущенные слова: «Чем выше точка земной поверхности над уровнем  моря, тем … АД в этой точке, чем ниже точка земной поверхности над уровнем моря, тем … АД в этой точке».

- Как изменяется  масса воздуха с изменением температуры и что происходит с давлением? (на каждые 10,5 м  давление изменяется на 1 мм).

 - Сформулируйте закономерность изменения давления с изменением температуры.

Для  этого вставьте пропущенные слова: «Чем температура выше, тем масса воздуха …, соответственно давление будет …».

Физкультминутка

1.Глубоко вдохнуть, задержать дыхание на 8 секунд и медленно выдохнуть. Это упражнение повторить 4 раза.

2.Воздух вдыхать небольшими отрывками. Задержать воздух на 8 секунд и медленно выдохнуть. Это упражнение повторить 4 раза.

3.Воздух вдыхать небольшими отрывками. Задержать воздух на 8 секунд и выдохнуть воздух небольшими выдохами. Это упражнение повторить 3 раза.

4.Вдохнуть воздух через нос, а выдохнуть через рот. Повторить 3 раза.

5.Зажать правую ноздрю, вдохнуть воздух. Затем левую ноздрю выдохнуть. Повторить 3 раза.

6.Подышать медленно 1 минуту.

Задачи на определение АД.

№1.Летчик поднялся на высоту 2 км .Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности Земли оно равнялось 750 мм рт с.т?

№2.На вершине горы высотой 3,5 км барометр показывал 720 мм рт.ст . Каково давление у подножия ?

Обучающиеся составляют алгоритм решения задач на определение давления.

Решение задачи под руководством учителя.

4акрепление

1. Как меняется атмосферное давление при подъеме в горы?

А) остается неизменным;

Б) увеличивается;

В) уменьшается.

2. При каких условиях атмосферное давление считается нормальным?

А) уровень моря, +30° С;

Б) уровень моря, 0° С;

В) высота Москвы, 0° С

3. Как изменится давление, если Вы от берега моря подниметесь на высоту 200 м?

А) увеличится на 20 мм рт. ст.;

Б) уменьшится на 20 мм рт. ст.;

В) не изменится.

4. С помощью, каких приборов измеряется атмосферное давление?

А) ртутный барометр;

Б) барометр-анероид;

В) термометр;

Г) компас.

5. Что такое атмосферное давление?

А) масса столба воздуха, давящего на земную поверхность;

Б) масса всего воздуха атмосферы;

В) давление, оказываемое воздухом на земную поверхность.

6. Что такое изобара?

А) линия, соединяющая на карте точки с одинаковой температурой;

Б) линия, соединяющая на карте точки с одинаковым атмосферным давлением.

7. Почему человек не чувствует давления атмосферы?

А) человек обладает прочным скелетом;

Б) у человека внешнее давление уравновешивается внутренним;

В) атмосфера давит не на человека, а на поверхность Земли.

шахты.

Взаимопроверка. 1 – а, 2 – б, 3 – б, 4 – а,б, 5 – в, 6 – б, 7 – б,

Оценка «5» –1 ошибка, «4» - 2 ошибки, «3» - 4-5 ошибок, «2» - более 5 ошибок

Обучающиеся проговаривают основные понятия: атмосферное давление, барометр, изотермы, изобары

5.Итоги урока. Рефлексия.

1.Что же нового мы узнали на уроке? (возвращаемся к целям урока, которые были зафиксированы на доске).

2. Был ли сегодняшний урок интересным и нужным для тебя?

. 6.Домашнее задание

задание на выбор: § 28, составить задачу на определение атмосферного давления, составить 2 вопроса по тексту учебника.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!