Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Организационный момент |
Добрый день, ребята! У нас сегодня немного необычный урок. К нам в гости приехали учителя географии из других школ района. Я хочу пожелать нам всем успеха и удачной работы. | Создает эмоциональный настрой. | Слушают учителя, настраиваются на урок. |
II. Опрос домашнего задания |
На прошлом уроке нами была изучена тема «Солнечная радиация». Сейчас мы проверим, как же вами усвоена данная тема. Несколько ребят получают карточки с индивидуальными заданиями, остальные работают вместе со мной. | Раздает карточки индивидуальной работы слабым обучающихся (дифференцированный подход); | Индивидуальная работа по карточкам (тест). |
– Что такое солнечная радиация? (Излучение солнцем тепла и света) – Что мы называем суммарной солнечной радиацией? – Разница между поступлением суммарной солнечной радиации и ее потерями на отражение и тепловое излучение – это… (радиационный баланс) | Фронтальный опрос для класса, проверка усвоения пройденного материала. | Отвечают на вопросы учителя, осуществляют самопроверку усвоения материала. |
А сейчас я предлагаю вам прием ПОПС П – позиция О – обоснование П – подтверждение С – следствие Позиция: «Суммарная солнечная радиация на юге России больше чем на севере» Вам необходимо либо доказать, либо опровергнуть данную позицию. | Создает условия для творческой деятельности детей, контролирует выполнение задания по формуле ПОПС. | Выполняют предложенное задание, развивают логическое мышление. |
А сейчас давайте посмотрим, что у вас получилось. | Слушает и комментирует ответы учащихся, обеспечивает положительную реакцию на творчество одноклассников. | Зачитывают свои варианты ответов на задание. |
Ребята! Перед Вами небольшой список утверждений. Вам необходимо их распределить на три группы: 1. Чем больше широта местности, тем ниже солнце поднимается над горизонтом. (Всегда) 2. Радиационный баланс зависит от подстилающей поверхности (Dсегда) 3. Поступление солнечной энергии в высоких широтах больше, чем на экваторе (Иногда – только летом, когда на полюсе полярный день) 4. Чем ниже широта местности, тем больше различий между зимой и летом. (Никогда – на экваторе между зимой и летом практически нет отличий) 5. В пасмурный день можно хорошо загореть. (Никогда) | Формулирует задание, учит анализировать. | Выполняют работу: распределяют предложенные утверждения на 3 группы, учатся анализировать. |
А сейчас давайте проверим вашу работу. | Слушает и комментирует ответы учащихся. | Зачитывают и поясняют свои варианты ответов на задание, обосновывают выбор написания. |
Ребята! Вы неплохо освоили данную тему, давайте подумаем, где вам могут пригодиться данные знания? | Формулирует вопрос, развивающий логическое мышление учащихся | Отвечают на вопрос учителя. |
III. Изучение нового материала |
Стадия вызова В природе постоянно происходят различные движения или перемещения. Приведите примеры таких движений (океанические течения, круговорот воды в природе, течение рек, движение литосферных плит). В процессе всех перемещений возникают какие-либо последствия (Какие?) | Мотивация ребят на изучение нового материала. | Предполагают, высказывают свою точку зрения. |
Сегодня на уроке мы поговорим о циркуляции воздушных масс Открываем тетради, записываем тему урока «Атмосферная циркуляция» – Ребята, какие ассоциации у вас вызывает данное словосочетание? – Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Давайте поставим цель нашего урока. | Формулирует тему урока, актуализирует знания, учит формулировать познавательную цель. | Формулируют цель урока:«Изучить особенности циркуляции атмосферы в России и выяснить последствия атмосферной циркуляции в природе и жизни человека». Записывают тему урока в тетрадь. |
Стадия: осмысление содержания По картам атласа давайте посмотрим, в каких климатических поясах расположена территория России (арктический, субарктический, умеренный). Мы с вами знаем, что в каждом климатическом поясе формируются различные воздушные массы. | Формулирует задание, актуализирует способы деятельности при работе с картой. | Работают с картой, определяют тип воздушных масс, записывают в тетрадь в виде схемы. |
Давайте посмотрим по климатической карте, какие ВМ господствуют над территорией России? | Учит работать с картой. | Анализируют карту. |
Каждая ВМ обладает определенными свойствами. Давайте вспомним, какими свойствами обладают все перечисленные ВМ? | Формулирует вопрос. | Отвечают на вопрос учителя. |
Ребята, посмотрите на физическую карту и скажите: Смогут ли воздушные массы идущие с Атлантического, Тихого и Сев.Ледовитого океанов проникнуть в глубь нашей страны? | Создает проблемную ситуацию. | Анализируют физическую карту России и делают вывод. |
Давайте сделаем вывод: какой же фактор влияет на перенос воздушных масс? | Подводит обучающихся к выводу. | Делают вывод. |
Так же на перенос ВМ влияет положение России относительно планетарных центров атмосферного давления. Посмотрите на экран. Рассмотрим внимательно изображение. Мы видим области повышенного и пониженного давления постоянного и сезонного действия, влияющие на перенос ВМ. Проанализируйте рисунок и запишите в тетрадь области повышенного и пониженного давления постоянного и сезонного действия. | Сообщает о планетарных центрах атмосферного давления, демонстрирует рисунок на слайде, учит анализировать. | Анализируют изображение, записывают в тетрадь центры атмосферного давления. |
В повседневной жизни мы очень часто слышим фразу «атмосферный фронт» Где мы можем услышать эту фразу? Именно с этим термином связана резкая смена ВМ. Атмосферный фронт это зона контакта разных ВМ шириной в десятки, а длиною в сотни км. Атмосферный фронт – это переходная зона между ВМ с разными свойствами | Подводит под понятие «атмосферный фронт». | Отвечают на вопрос, записывают определение в тетрадь. |
Вам необходимо прочитать первый абзац текста на стр.92 и ответить на вопрос: какие бывают атмосферные фронты, и чем они отличаются друг от друга? Записать ответ в виде схемы. | Учит работать с текстом, синтезировать информацию, составлять схему. | Анализируют текст учебника, составляют схему. |
Ребята, обратите внимание на слайд. Перед вами схема образования теплого и холодного фронтов. Сейчас вы будете работать в парах. Ваша задача – составить мини-рассказ об атмосферном фронте, используя рисунок. Первый ряд описывает теплый фронт, второй – холодный фронт. | Демонстрирует рисунок на слайде,организует работу в парах. | Анализируют рисунок, составляют рассказ об одном из атмосферных фронтов. |
Проверим, что у вас получилось. | Слушает и корректирует ответы учеников. | Рассказывают об атмосферных фронтах. |
Вдоль атмосферных фронтов на их изгибах возникают огромные вихри– циклоны и антициклоны.(Циклон – в переводе с греческого-вращающийся) Я предлагаю вам поработать с текстом и рисунком и сравнить циклоны и антициклоны. Вашему вниманию предлагается таблица и варианты ответов. Необходимо правильно расставить слова и фразы в правильные ячейки Элементы сравнения | Циклоны | Антициклон | Давление в центре | | | Движение воздуха | | | Потоки воздуха | | | Погода летом | | | Погода зимой | | | Пониженное. Морозная безоблачная погода. Восходящие. Движение воздуха от центра – по часовой стрелке. Повышенное. Движение воздуха к центру против часовой стрелки. Нисходящие. Похолодание и дождливая пасмурная погода. Похолодание, дождливая пасмурная погода. Оттепель с осадками в виде снега. Сухая безоблачная погода без осадков. | Сообщает о циклонах и антициклонах, организует самостоятельную работу с учебником, контролирует его выполнение | Работают с текстом, отбирают необходимую информацию, заполняют таблицу |
А сейчас давайте проверим вашу работу | Слушает и корректирует (если это необходимо) ответ учащихся, проверяет правильность заполнения таблицы. | Отвечают на вопрос учителя, вносят коррективы в работу (если это необходимо). |
Ребята, вы поработали с информацией, давайте попробуем сформулировать определения: циклон – это…, антициклон – это… | Подведение под понятие «циклон» | Формулируют определения циклона и антициклона, записывают их в тетрадь. |
Физкультминутка: Я прошу вас встать со своих рабочих мест. По моей команде вы должны изобразить движение воздуха: –первый ряд– движение воздуха в циклоне; –второй ряд– движение воздуха в антициклоне. | Сообщает задание для физкультминутки. | Выполняют задание, демонстрируют движения воздуха в циклоне и антициклоне. |
Ребята, давайте подведем итог нашего урока. Ответте, пожалуйста, на вопрос: К каким изменениям в природе приводит циркуляция воздушных масс? Как изменения погоды влияют на человека? | Учит детей выстраивать логическую цепочку рассуждений, опираясь на жизненный опыт и знания, полученные на уроке. | Учатся делать правильное умозаключение. |
Стадия рефлексии (закрепление материала) Ребята, я предлагаю вам оценить свои знания, полученные на уроке и поиграть в игру «Верно – неверно». Я буду зачитывать фразы, а вы отвечайте: верно или неверно 1. Самая большая часть территории России лежит в умеренном климатическом поясе. (Верно) 2. Изменение свойств воздушных масс называется циркуляцией. (Неверно) 3. Атмосферный фронт – это переходная зона между ВМ с разными свойствами. (Верно) 4. Затяжные, моросящие дожди приносит холодный фронт. (Неверно) 5. Атмосферные вихри с низким давлением в центре это циклоны. (Верно) 6. Пришел антициклон: на улице стоит морозная солнечная погода. (Верно) | Создаю условия для самопроверки учащимися учебного материала. | Осуществляют самопроверку. |
Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, неплохо усвоили материал, давайте выставим оценки. | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности, выставляет оценки за урок. | Слушают учителя. |
IV. Домашнее задание |
А сейчас открывайте дневники и записывайте домашнее задание Параграф 19, стр 90. Задание 8, 11,12 стр 94. | Сообщает домашнее задание, поясняет его выполнение, выставляет отметки в дневник. | Записывают задание в дневник. |