СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Атмосфера: источники загрязнения, вещества.

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Сформировать представление о веществах загрязняющие атмосферу.
  2. Перед человечеством стоит масштабная задача - сохранение воздушной оболочки, защищающей планету. Не случайно называют этот газовый слой «жизненно важным» компонентом, ведь газовая оболочка содержит воздух, который необходим нам для жизни. К сожалению, не все компоненты полезны и безопасны для здоровья. Причиной этого становится серьезная экологическая проблема -  загрязнение атмосферы. Все процессы, происходящие на планете, оставляют свои следы в газовой оболочке. Неправильно думать, что загрязнение атмосферы началось после того, как человеческая цивилизация открыла для себя промышленные производства. Сегодня ученые точно знают, что защитная оболочка загрязнялась практически все время: первоначально - из-за естественных причин, впоследствии к ним добавились искусственные (антропогенные) причины.

Просмотр содержимого документа
«Атмосфера: источники загрязнения, вещества.»

Атмосфера: источники загрязнения, вещества.


Цель: Выявить источники загрязнения атмосферы.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с составом и строением атмосферы.

  2. Сформировать представление о веществах загрязняющие атмосферу.

  3. Развитие у учащихся интереса к окружающей среде, памяти, мышления.

Тип урока: урок-лекция.

Методы обучения: рассказ, объяснение.

Средства обучения: схема.

Основные понятия: «Загрязнение атмосферы», «Проектно-исследовательская работа».


Ход урока:

Приветствие





Записать в тетрадь



















Рассказ










Записать в тетрадь




Рассказ




Записать в тетрадь














Рассказ





Записать в тетрадь





Рассказ




















Записать в тетрадь

















































Написать на доске

Организационный момент.

Здравствуйте! Садитесь!


Формирование знаний.


Загрязнение атмосферы – привнесение в атмосферный воздух новых нехарактерных для него физических, химических и биологических веществ или изменение естественной среднемноголетней концентрации этих веществ в нём.


Основные загрязнители атмосферного воздуха:

  • Оксид углерода

  • Оксиды азота

  • Диоксид серы

  • Углеводороды

  • Альдегиды

  • Тяжёлые металлы (Pb,Cu,Zn,Cd,Cr)

  • Аммиак

  • Атмосферная пыль


Источники загрязнения атмосферы:

  • Природные источники загрязнения. Извержения вулканов, пыльные бури, лесные пожары, пыль космического происхождения, частицы морской соли, продукты растительного, животного и микробиологического происхождения.


Уровень такого загрязнения рассматривается в качестве фонового, который мало изменяется со временем. Главный природный процесс загрязнения приземной атмосферы — вулканическая и флюидная активность Земли Крупные извержения вулканов приводят к глобальному и долговременному загрязнению атмосферы, о чем свидетельствуют летописи и современные наблюдательные данные (извержение вулкана Пинатубо на Филиппинах в 1991 году). Это обусловлено тем, что в высокие слои атмосферы мгновенно выбрасываются огромные количества газов, которые на большой высоте подхватываются движущимися с высокой скоростью воздушными потоками и быстро разносятся по всему земному шару. Продолжительность загрязненного состояния атмосферы после крупных вулканических извержений достигает нескольких лет.


  • Антропогенные источники загрязнения.

  • Сжигание горючих ископаемых, которое сопровождается выбросом 5 млрд т. углекислого газа в год.


В результате этого за 100 лет (1860—1960 гг.) содержание СО2 увеличилось на 18 % (с 0,027 до 0,032 %). За последние три десятилетия темпы этих выбросов значительно возросли. При таких темпах к 2000 г. количество углекислого газа в атмосфере составит не менее 0,05 %.


  • Работа тепловых электростанций, когда при сжигании высокосернистых углей в результате выделения сернистого газа и мазута образуются кислотные дожди.

  • Выхлопы современных турбореактивных самолетов с оксидами азота и газообразными фторуглеводородами из аэрозолей, которые могут привести к повреждению озонового слоя атмосферы (озоносферы).

  • Производственная деятельность.

  • Выбросы предприятиями различных газов.

  • Сжигание топлива в факельных печах, в результате чего образуется самый массовый загрязнитель — монооксид углерода.

  • Сжигание топлива в котлах и двигателях транспортных средств, сопровождающееся образованием оксидов азота, которые вызывают смог.

  • В крупных городах значительную долю выбросов в атмосферу дает именно автотранспорт.


Также можно разделить источники загрязнения атмосферы на стационарные и передвижные. Стационарный источник - непередвижной технологический агрегат (установка, устройство, аппарат и т.п.), выделяющий в процессе эксплуатации вредные вещества (например, ТЭЦ). К передвижным источникам относятся все виды транспорта.


Последствия загрязнения атмосферы: образование смогов и кислотных дождей. Глобальные последствия:Истончение защитного озонового слоя стратосферы вокруг Земли, особенно четко проявившееся над Антарктидой (так называемая «озоновая дыра»).

Результатом загрязнения атмосферы – изменение климата Земли.


Содержащаяся в атмосфере двуокись углерода играет большую роль в жизни человека, растений и животных, предохраняет землю от перегрева. При отсутствии атмосферы средняя температура земной поверхности была бы -23С, в действительности же она +15С. Но хозяйственная деятельность человека - прежде всего сжигание огромных масс топлива - нарушила баланс углекислого газа в природе. Это создает, по мнению многих ученых, реальную угрозу так называемого парникового эффекта - заметного потепления климата, изменение количества осадков, таяния льдов, повышения уровня Мирового океана.

Загрязнение воздуха, представляющее более явную и скорую угрозу здоровью людей, связано с попаданием в атмосферу токсинов, которые вырабатываются в некоторых производственных процессах. Все загрязняющие атмосферный воздух вещества в большей или меньшей степени оказывают отрицательное влияние на здоровье человека. Эти вещества попадают в организм человека преимущественно через систему дыхания. Органы дыхания страдают от загрязнения непосредственно.

Установлена зависимость между уровнем загрязнения воздуха и такими заболеваниями, как поражение верхних дыхательных путей, сердечная недостаточность, бронхиты, астма, пневмония, эмфизема легких, а также болезни глаз. Резкое повышение концентрации примесей, сохраняющееся в течение нескольких дней, увеличивает смертность людей пожилого возраста от респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний.


Практическая часть.


Проектирование – процесс разработки и создание проекта, т.е. совокупность взаимосвязанных работ.


ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА


І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)

  1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.

  2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;

  3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;

  4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;

  5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;

  6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.


ІІ этап. Планирование исследовательской работы

  1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;

  2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;

  3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперемента и конечного результата);

  4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);

  5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.


ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)

  1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.

  2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.


ІV этап. Выводы

  1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;

  2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратное, экономически выгодно, экологичное ли выполнение твоей исследовательской работы);

  3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).


V этап. Отчет и защита работы

  1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы: защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;

  2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопросы.


Домашнее задание.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!