СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Атавизмы и рудименты, отличия и схожесть человека от животного мира

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания из открытого банка заданий ФИПИ, материал для подготовки к ОГЭ биология. Можно проверять себя в режиме презентации.

Просмотр содержимого документа
«Атавизмы и рудименты, отличия и схожесть человека от животного мира»

Отличия человека, Атавизмы и Рудименты. ОГЭ биология

Отличия человека, Атавизмы и Рудименты.

ОГЭ биология

Общая характеристика типа Хордовые 1) Осевой скелет – хорда, лежащая над кишечником (по крайней мере, на одной из стадий жизни) 2) Нервная система – нервная трубка, лежащая над хордой. 3) В стенке глотки имеются жаберные щели (по крайней мере, в эмбриональном развитии). 4) Мышечный хвост – постанальный отдел тела, в него заходят хорда и нервная трубка, но не заходит кишечник. 5) Кровеносная система замкнутая, сердце расположено на брюшной стороне тела. 6) Полость тела вторичная, симметрия тела двусторонняя, в туловищном отделе тела развита метамерия Три подтипа:   1) головохордовые (ланцетник)  2) оболочники (асцидия; на ранних стадиях похожа на ланцетника, во взрослом состоянии ведет прикрепленный образ жизни, фильтратор)  3) позвоночные (черепные)

Общая характеристика типа Хордовые

  • 1) Осевой скелет – хорда, лежащая над кишечником (по крайней мере, на одной из стадий жизни)
  • 2) Нервная система – нервная трубка, лежащая над хордой.
  • 3) В стенке глотки имеются жаберные щели (по крайней мере, в эмбриональном развитии).
  • 4) Мышечный хвост – постанальный отдел тела, в него заходят хорда и нервная трубка, но не заходит кишечник.
  • 5) Кровеносная система замкнутая, сердце расположено на брюшной стороне тела.
  • 6) Полость тела вторичная, симметрия тела двусторонняя, в туловищном отделе тела развита метамерия
  • Три подтипа:  1) головохордовые (ланцетник) 2) оболочники (асцидия; на ранних стадиях похожа на ланцетника, во взрослом состоянии ведет прикрепленный образ жизни, фильтратор) 3) позвоночные (черепные)

Класс Млекопитающие

  • Основные признаки 1. Имеются молочные железы, выкармливают детенышей молоком. 2. Живорождение, внутриутробное развитие, наличие матки и плаценты (кроме первозверей). 3. Шерсть, потовые железы, подкожная жировая клетчатка – обеспечивают теплокровность. 4. Дифференцированные зубы (разные – резцы, клыки и коренные) позволяют измельчать пищу в ротовой полости. 5. Диафрагма (мышца, граница между грудной и брюшной полостью) – участвует в дыхании.
  • Дополнительные признаки 6. Альвеолярные легкие – обеспечивают максимальную площадь газообмена. 7. Семь позвонков в шейном отделе позвоночника. 8. Безъядерные эритроциты. 9. Ушная раковина, наружный слуховой проход и три слуховые косточки в среднем ухе.
  • Признаки, которые есть не только у млекопитающих, но и у птиц 10. Теплокровность (температура тела постоянная, позволяет сохранять активность независимо от температуры окружающей среды). 11. Четырехкамерное сердце, полное разделение артериальной и венозной крови – обеспечивает теплокровность. 12. Хорошее развитие головного мозга, мышление, сложное поведение – позволяет приспосабливаться к меняющимся условиям среды.

Сходства и отличия человека и человекообразных обезьян

  • Сходства
  • крупный размер тела, отсутствие хвоста
  • сходные формы ушной раковины, жевательных поверхностей коренных зубов
  • 4 группы крови, 5 долей в легких, 7-8 сосочков в почке, червеобразный отросток
  • сходные заболевания (СПИД, сифилис, проказа)
  • сходная мимика, сложное поведение
  • 46 хромосом у человека, 48 у понгид
  • 91% генов одинаковы у человека и шимпанзе
  • Отличия 1) Скелет:
  • в связи с большим объемом мозга мозговая часть черепа больше лицевой
  • в связи с прямохождением
  • сводчатая стопа расширенный таз изгибы в позвоночнике (S-образный позвоночник) грудная клетка расширена в стороны
  • сводчатая стопа
  • расширенный таз
  • изгибы в позвоночнике (S-образный позвоночник)
  • грудная клетка расширена в стороны
  • в связи с трудовой деятельностью большой палец руки хорошо развит и сильнее противопоставлен остальным пальцам
  • в связи с речью развит подбородок
  • 2) Объем мозга в 2 раза больше, объем коры в 3 раза больше за счет извилин. Благодаря этому человек может вырабатывать вторую сигнальную систему, т.е. способность оперировать словами-понятиями, отделенными от конкретных предметов. (Например, слово «стол» обозначает понятие, которому может соответствовать множество очень разных предметов.)
  • Вторая сигнальная система не врожденная, она формируется в процессе обучения человека в детском возрасте. Таким образом, для формирования человека обязательно требуется общество.
1. Число позвонков какого отдела позвоночника служит доказательством принадлежности человека к классу Млекопитающие? 1) шейного 2) грудного 3) поясничного 4) Крестцового 2. По каким признакам человека относят к классу Млекопитающие? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) нервная система трубчатого типа 2) жаберные щели на глотке зародыша 3) четырёхкамерное сердце 4) ушные раковины 5) скелет верхних и нижних конечностей 6) борозды и извилины в коре больших полушарий 3. Какой признак человека характеризует его как представителя класса Млекопитающие? 1) на ранних стадиях эмбрионального развития формируется кишечная трубка 2) формируется внутренний костный скелет 3) развивается замкнутая кровеносная система и два круга кровообращения 4) имеется грудобрюшная перегородка диафрагма

1. Число позвонков какого отдела позвоночника служит доказательством принадлежности человека к классу Млекопитающие?

1) шейного

2) грудного

3) поясничного

4) Крестцового

2. По каким признакам человека относят к классу Млекопитающие? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) нервная система трубчатого типа

2) жаберные щели на глотке зародыша

3) четырёхкамерное сердце

4) ушные раковины

5) скелет верхних и нижних конечностей

6) борозды и извилины в коре больших полушарий

3. Какой признак человека характеризует его как представителя класса Млекопитающие?

1) на ранних стадиях эмбрионального развития формируется кишечная трубка

2) формируется внутренний костный скелет

3) развивается замкнутая кровеносная система и два круга кровообращения

4) имеется грудобрюшная перегородка диафрагма

4. По каким признакам человека относят к классу Млекопитающие? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) наличие зубов в лунках челюстей 2) способность регулировать температуру своего тела 3) наличие нервной системы 4) альвеолярное строение лёгких 5) закладка у зародышей нервной трубки над хордой 6) наличие сводчатой стопы 5. На рисунке под каким номером изображён один из рудиментов человека? (укажите все рудименты) 6. На рисунке под каким номером изображён один из атавизмов человека? (укажите все атавизмы)

4. По каким признакам человека относят к классу Млекопитающие? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) наличие зубов в лунках челюстей

2) способность регулировать температуру своего тела

3) наличие нервной системы

4) альвеолярное строение лёгких

5) закладка у зародышей нервной трубки над хордой

6) наличие сводчатой стопы

5. На рисунке под каким номером изображён один из рудиментов человека? (укажите все рудименты)

6. На рисунке под каким номером изображён один из атавизмов человека? (укажите все атавизмы)

7. В чём отличие Человека разумного от животных класса Млекопитающие? Выберите три верных ответа из шести 1) развитие речи 2) наличие пяти отделов головного мозга 3) формирование опорно-двигательного аппарата 4) формирование сводов стопы 5) способность изготавливать орудия труда 6) наличие зрительного и слухового анализаторов 8. По каким признакам человека относят к классу Млекопитающие? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) диафрагма 2) млечные железы 3) пять отделов головного мозга 4) потовые железы 5) пятипалая конечность 6) три отдела в скелете конечностей 9. Человек, в отличие от других млекопитающих позвоночных животных, имеет 1) пять отделов в головном мозге 2) хорошо развитые органы чувств 3) вторую сигнальную систему 4) семь шейных позвонков

7. В чём отличие Человека разумного от животных класса Млекопитающие? Выберите три верных ответа из шести

1) развитие речи

2) наличие пяти отделов головного мозга

3) формирование опорно-двигательного аппарата

4) формирование сводов стопы

5) способность изготавливать орудия труда

6) наличие зрительного и слухового анализаторов

8. По каким признакам человека относят к классу Млекопитающие? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) диафрагма

2) млечные железы

3) пять отделов головного мозга

4) потовые железы

5) пятипалая конечность

6) три отдела в скелете конечностей

9. Человек, в отличие от других млекопитающих позвоночных животных, имеет

1) пять отделов в головном мозге

2) хорошо развитые органы чувств

3) вторую сигнальную систему

4) семь шейных позвонков

10. Человек, в отличие от позвоночных животных, 1) имеет пять отделов головного мозга 2) имеет хорошо развитые органы чувств 3) обладает абстрактным мышлением 4) обладает объёмным зрением 11. По каким признакам человека относят к типу Хордовые? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) наличие диафрагмы 2) наличие жаберных щелей на глотке зародыша 3) формирование трёх типов зубов в лунках челюстей 4) формирование потовых желёз 5) закладка у зародышей нервной трубки 6) закладка у зародышей пищеварительной трубки 12. У человека, в отличие от других представителей класса Млекопитающие, в процессе эволюции сформировалась способность 1) к передаче сигналов с помощью жестов 2) воспринимать сигналы, исходящие из внешней среды 3) добывать и использовать огонь 4) взаимодействовать в группе

10. Человек, в отличие от позвоночных животных,

1) имеет пять отделов головного мозга

2) имеет хорошо развитые органы чувств

3) обладает абстрактным мышлением

4) обладает объёмным зрением

11. По каким признакам человека относят к типу Хордовые? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) наличие диафрагмы

2) наличие жаберных щелей на глотке зародыша

3) формирование трёх типов зубов в лунках челюстей

4) формирование потовых желёз

5) закладка у зародышей нервной трубки

6) закладка у зародышей пищеварительной трубки

12. У человека, в отличие от других представителей класса Млекопитающие,

в процессе эволюции сформировалась способность

1) к передаче сигналов с помощью жестов

2) воспринимать сигналы, исходящие из внешней среды

3) добывать и использовать огонь

4) взаимодействовать в группе

13. У человека, в отличие от других представителей класса млекопитающих, 1) зародыш развивается в матке 2) имеются сальные и потовые железы 3) имеется диафрагма 4) мозговой отдел черепа больше лицевого 14. Как и у всех позвоночных, у человека 1) внутренний скелет образован хордой 2) тело покрыто волосяным покровом 3) имеется сердце, кровеносная система замкнутая 4) имеется грудобрюшная перегородка диафрагма 15. В чём отличие Человека разумного от животных класса Млекопитающие? Выберите три верных ответа из шести 1) прямохождение 2) теплокровность 3) развитие абстрактного мышления 4) наличие диафрагмы 5) формирование условных рефлексов 6) высокая степень противопоставления большого пальца кисти всем остальным

13. У человека, в отличие от других представителей класса млекопитающих,

1) зародыш развивается в матке

2) имеются сальные и потовые железы

3) имеется диафрагма

4) мозговой отдел черепа больше лицевого

14. Как и у всех позвоночных, у человека

1) внутренний скелет образован хордой

2) тело покрыто волосяным покровом

3) имеется сердце, кровеносная система замкнутая

4) имеется грудобрюшная перегородка диафрагма

15. В чём отличие Человека разумного от животных класса Млекопитающие? Выберите три верных ответа из шести

1) прямохождение

2) теплокровность

3) развитие абстрактного мышления

4) наличие диафрагмы

5) формирование условных рефлексов

6) высокая степень противопоставления большого пальца кисти всем остальным

16. Отличительной от высокоорганизованных животных особенностью человека является то, что человек 1) имеет первую сигнальную систему 2) способен пользоваться обобщёнными понятиями 3) легко поддаётся обучению 4) обладает высокой коммуникабельностью 17. Как и у всех хордовых, у человека 1) на ранних стадиях эмбрионального развития формируется кишечная трубка 2) формируется внутренний хрящевый скелет 3) имеются грудная и брюшная полости тела 4) имеется грудобрюшная перегородка диафрагма 18. У человека, в отличие от орангутана, 1) больше лицевой отдел черепа 2) больше объём головного мозга 3) верхние конечности длиннее нижних 4) грудная клетка образована рёбрами 19. Из современных человекообразных обезьян человек имеет наибольшее родство с 1) орангутаном 2) шимпанзе 3) гиббоном 4) гориллой

16. Отличительной от высокоорганизованных животных особенностью человека является то, что человек

1) имеет первую сигнальную систему

2) способен пользоваться обобщёнными понятиями

3) легко поддаётся обучению

4) обладает высокой коммуникабельностью

17. Как и у всех хордовых, у человека

1) на ранних стадиях эмбрионального развития формируется кишечная трубка

2) формируется внутренний хрящевый скелет

3) имеются грудная и брюшная полости тела

4) имеется грудобрюшная перегородка диафрагма

18. У человека, в отличие от орангутана,

1) больше лицевой отдел черепа

2) больше объём головного мозга

3) верхние конечности длиннее нижних

4) грудная клетка образована рёбрами

19. Из современных человекообразных обезьян человек имеет наибольшее родство с

1) орангутаном

2) шимпанзе

3) гиббоном

4) гориллой

20. Какой признак отличает Человека разумного от животных? 1) развитие периферической нервной системы 2) наличие двух кругов кровообращения 3) развитие S-образной формы позвоночника 4) формирование трёх зародышевых листков в период эмбрионального развития 21. Сходство строения большинства систем органов у млекопитающих животных и человека служит доказательством их 1) родства 2) жизни в одинаковых условиях 3) происхождения от земноводных 4) возникновения в одно и то же историческое время 22. Качественной особенностью человека, в отличие от других приматов, является 1) абстрактное мышление 2) орудийная деятельность 3) условный рефлекс 4) рассудочная деятельность 23. Что отличает человекообразную обезьяну от человека? 1) общий план строения 2) уровень обмена веществ 3) строение передних конечностей 4) забота о потомстве

20. Какой признак отличает Человека разумного от животных?

1) развитие периферической нервной системы

2) наличие двух кругов кровообращения

3) развитие S-образной формы позвоночника

4) формирование трёх зародышевых листков в период эмбрионального развития

21. Сходство строения большинства систем органов у млекопитающих животных и человека служит доказательством их

1) родства

2) жизни в одинаковых условиях

3) происхождения от земноводных

4) возникновения в одно и то же историческое время

22. Качественной особенностью человека, в отличие от других приматов, является

1) абстрактное мышление

2) орудийная деятельность

3) условный рефлекс

4) рассудочная деятельность

23. Что отличает человекообразную обезьяну от человека?

1) общий план строения

2) уровень обмена веществ

3) строение передних конечностей

4) забота о потомстве

24. У человека, в отличие от других млекопитающих, 1) верхняя конечность состоит из плеча, предплечья и кисти 2) кисть крючкообразная, со слаборазвитым большим пальцем 3) нижняя челюсть соединена с черепом подвижно 4) большой палец руки противопоставлен всем остальным 25. Какой признак, свойственный человеку, является признаком животных типа Хордовые? лёгкие, состоящие из альвеол 2) нервная система узлового типа 3) волосяной покров 4) жаберные щели в стенке глотки зародыша 26. К рудиментам человека относят 1) многососковость 2) околоушные мышцы 3) развитие хвостового отдела 4) развитие густого шерстного покрова 27. Отличия человека от человекообразных обезьян, связанные с его трудовой деятельностью, проявляются в строении 1) сводчатой стопы 2) S-образного позвоночника 3) лёгких 4) кисти

24. У человека, в отличие от других млекопитающих,

1) верхняя конечность состоит из плеча, предплечья и кисти

2) кисть крючкообразная, со слаборазвитым большим пальцем

3) нижняя челюсть соединена с черепом подвижно

4) большой палец руки противопоставлен всем остальным

25. Какой признак, свойственный человеку, является признаком животных типа Хордовые?

  • лёгкие, состоящие из альвеол

2) нервная система узлового типа

3) волосяной покров

4) жаберные щели в стенке глотки зародыша

26. К рудиментам человека относят

1) многососковость

2) околоушные мышцы

3) развитие хвостового отдела

4) развитие густого шерстного покрова

27. Отличия человека от человекообразных обезьян, связанные с его трудовой деятельностью, проявляются в строении

1) сводчатой стопы

2) S-образного позвоночника

3) лёгких

4) кисти

28. Как называют семейство, в которое помимо человека включены человекообразные обезьяны? 1) гоминиды 2) сумчатые 3) игрунковые 4) Лемуровые 29. Какой признак характерен для вида Человек разумный? 1) хорошо развитый подбородок 2) наличие ногтей 3) развитый ствол головного мозга 4) объёмное зрение 30. Что из перечисленного может служить примером рудимента у человека? 1) наличие хвоста 2) дополнительные молочные железы 3) избыточная волосатость 4) наличие копчика 31. Человек относится к классу млекопитающих, так как он 1) вынашивает плод в матке 2) обладает членораздельной речью 3) имеет клеточное строение 4) питается готовыми органическими веществами

28. Как называют семейство, в которое помимо человека включены человекообразные обезьяны?

1) гоминиды

2) сумчатые

3) игрунковые

4) Лемуровые

29. Какой признак характерен для вида Человек разумный?

1) хорошо развитый подбородок

2) наличие ногтей

3) развитый ствол головного мозга

4) объёмное зрение

30. Что из перечисленного может служить примером рудимента у человека?

1) наличие хвоста

2) дополнительные молочные железы

3) избыточная волосатость

4) наличие копчика

31. Человек относится к классу млекопитающих, так как он

1) вынашивает плод в матке

2) обладает членораздельной речью

3) имеет клеточное строение

4) питается готовыми органическими веществами

32. Вставьте в текст «Сходство человека с животными» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. СХОДСТВО ЧЕЛОВЕКА С ЖИВОТНЫМИ В эмбриональном развитии человека есть черты, характерные для всех представителей типа Хордовые. Развитие двух пар конечностей, позвоночник формирующийся из __________ (А), определяют принадлежность человека к подтипу __________ (Б). Четырёхкамерное сердце, развитая кора головного мозга, __________ (В) железы, кожный покров и зубы четырёх видов свидетельствуют о принадлежности человека к классу __________ (Г). ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: 1) Пищевод 2) Позвоночные 3) Хорда 4) Потовая 5) Млечная 6) Млекопитающие 7) Головной мозг 8) Поджелудочная 33. Что из перечисленного может служить примером рудимента у человека? 1) наличие хвоста 2) дополнительная пара молочных желёз 3) избыточная волосатость 4) наличие зачаточных ушных мышц

32. Вставьте в текст «Сходство человека с животными» пропущенные термины из

предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

СХОДСТВО ЧЕЛОВЕКА С ЖИВОТНЫМИ

В эмбриональном развитии человека есть черты, характерные для всех представителей типа Хордовые. Развитие двух пар конечностей, позвоночник формирующийся из __________ (А), определяют принадлежность человека к подтипу __________ (Б). Четырёхкамерное сердце, развитая кора головного мозга, __________ (В) железы, кожный покров и зубы четырёх видов свидетельствуют о принадлежности человека к классу __________ (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) Пищевод 2) Позвоночные 3) Хорда

4) Потовая 5) Млечная 6) Млекопитающие

7) Головной мозг 8) Поджелудочная

33. Что из перечисленного может служить примером рудимента у человека?

1) наличие хвоста

2) дополнительная пара молочных желёз

3) избыточная волосатость

4) наличие зачаточных ушных мышц

34. Какой из приведённых признаков принадлежит обезьяне? 1) позвоночник имеет S-образный изгиб 2) плоская стопа 3) руки короче, чем ноги 4) чашеобразный таз 35. Какой из приведённых признаков принадлежит человеку? 1) руки длиннее, чем ноги 2) лицевой скелет лучше развит, чем мозговой 3) имеет чашеобразный таз 4) имеет защёчные мешки 36. В головном мозге человека, в отличие от головного мозга млекопитающих животных, имеются центры 1) объёмного цветового зрения 2) регуляции произвольных движений 3) речи и абстрактного мышления 4) мышечного и кожного чувств 37. Человека относят к классу Млекопитающие, так как он 1) имеет молочные железы 2) обладает членораздельной речью 3) имеет клеточное строение 4) питается готовыми органическими веществами

34. Какой из приведённых признаков принадлежит обезьяне?

1) позвоночник имеет S-образный изгиб

2) плоская стопа

3) руки короче, чем ноги

4) чашеобразный таз

35. Какой из приведённых признаков принадлежит человеку?

1) руки длиннее, чем ноги

2) лицевой скелет лучше развит, чем мозговой

3) имеет чашеобразный таз

4) имеет защёчные мешки

36. В головном мозге человека, в отличие от головного мозга млекопитающих животных, имеются центры

1) объёмного цветового зрения

2) регуляции произвольных движений

3) речи и абстрактного мышления

4) мышечного и кожного чувств

37. Человека относят к классу Млекопитающие, так как он

1) имеет молочные железы

2) обладает членораздельной речью

3) имеет клеточное строение

4) питается готовыми органическими веществами

38. Человека относят к классу Млекопитающие, так как у него 1) пальцы имеют ногтевые пластинки 2) конечности состоят из отделов 3) есть диафрагма и потовые железы 4) постоянная температура тела 39. Что подтверждает родство человека и животных? 1) общий план строения 2) прямохождение 3) размножение и кормление молоком 4) сходство эмоций 40. У человека, как и у других представителей класса Млекопитающие, имее(ю)тся 1) S-образный позвоночник 2) сросшиеся кости таза 3) хорошо развитие кости пальцев рук 4) сальные и потовые железы 41. Какой признак позволяет отнести человека к классу Млекопитающие? 1) лёгочное дыхание 2) два круга кровообращения 3) головной мозг, состоящий из пяти отделов 4) разделение зубов на резцы, клыки и коренные

38. Человека относят к классу Млекопитающие, так как у него

1) пальцы имеют ногтевые пластинки

2) конечности состоят из отделов

3) есть диафрагма и потовые железы

4) постоянная температура тела

39. Что подтверждает родство человека и животных?

1) общий план строения

2) прямохождение

3) размножение и кормление молоком

4) сходство эмоций

40. У человека, как и у других представителей класса Млекопитающие, имее(ю)тся

1) S-образный позвоночник

2) сросшиеся кости таза

3) хорошо развитие кости пальцев рук

4) сальные и потовые железы

41. Какой признак позволяет отнести человека к классу Млекопитающие?

1) лёгочное дыхание

2) два круга кровообращения

3) головной мозг, состоящий из пяти отделов

4) разделение зубов на резцы, клыки и коренные

42. Чем отличается человекообразная обезьяна от человека? 1) строением кисти руки 2) дифференциацией зубов 3) общим планом строения 4) уровнем обмена веществ 43. У человека, в отличие от млекопитающих животных, развиты(-а) 1) условные рефлексы 2) вторая сигнальная система 3) органы чувств 4) забота о потомстве 44. У человека, в отличие от человекообразных обезьян, есть 1) диафрагма 2) S-образный позвоночник 3) борозды и извилины в конечном мозге 4) стереоскопическое цветовое зрение 45. Человек и современные человекообразные обезьяны сходны тем, что 1) владеют речью 2) способны к обучению 3) способны к абстрактному мышлению 4) изготовляют каменные орудия труда

42. Чем отличается человекообразная обезьяна от человека?

1) строением кисти руки

2) дифференциацией зубов

3) общим планом строения

4) уровнем обмена веществ

43. У человека, в отличие от млекопитающих животных, развиты(-а)

1) условные рефлексы

2) вторая сигнальная система

3) органы чувств

4) забота о потомстве

44. У человека, в отличие от человекообразных обезьян, есть

1) диафрагма

2) S-образный позвоночник

3) борозды и извилины в конечном мозге

4) стереоскопическое цветовое зрение

45. Человек и современные человекообразные обезьяны сходны тем, что

1) владеют речью

2) способны к обучению

3) способны к абстрактному мышлению

4) изготовляют каменные орудия труда

46. Чем отличается человек от шимпанзе? 1) группами крови 2) способностью к обучению 3) генетическим кодом 4) способностью к абстрактному мышлению 47. Сходство человека и млекопитающих животных свидетельствует 1) об их родстве и общем плане строения 2) об одинаковом уровне их организации 3) о разном уровне их организации 4) об их происхождении от разных предков 48. Сходство обезьяны и человека заключается в 1) одинаковой степени развития коры мозга 2) одинаковых пропорциях черепа 3) способности к образованию условных рефлексов 4) способности к творческой деятельности 49. Человек относится к классу Млекопитающие, так как он имеет различные по строению и выполнению функций зубы 2) способен к формированию условных рефлексов 3) имеет тело, состоящее из клеток и тканей 4) питается готовыми органическими веществами

46. Чем отличается человек от шимпанзе?

1) группами крови

2) способностью к обучению

3) генетическим кодом

4) способностью к абстрактному мышлению

47. Сходство человека и млекопитающих животных свидетельствует

1) об их родстве и общем плане строения

2) об одинаковом уровне их организации

3) о разном уровне их организации

4) об их происхождении от разных предков

48. Сходство обезьяны и человека заключается в

1) одинаковой степени развития коры мозга

2) одинаковых пропорциях черепа

3) способности к образованию условных рефлексов

4) способности к творческой деятельности

49. Человек относится к классу Млекопитающие, так как он

  • имеет различные по строению и выполнению функций зубы

2) способен к формированию условных рефлексов

3) имеет тело, состоящее из клеток и тканей

4) питается готовыми органическими веществами

50. Общим для человека и человекообразных обезьян является то, что они 1) холоднокровные 2) плацентарные 3) бесчерепные 4) Яйцеживородящие 51. О чём свидетельствует наличие хвоста у зародышей человека? 1) об отклонениях в развитии 2) о развитии с неполным превращением 3) об изменчивости организмов в период развития 4) о происхождении человека от общих предков с другими хордовыми 52. У человека, в отличие от человекообразных обезьян, 1) имеется головной и спинной мозг 2) вырабатываются условные рефлексы 3) имеется объёмное цветовое зрение 4) мозговой отдел черепа преобладает над лицевым 53. Что может служить примером рудимента у человека? 1) наличие хвоста 2) многососковость 3) избыточная волосатость 4) наличие третьего века

50. Общим для человека и человекообразных обезьян является то, что они

1) холоднокровные

2) плацентарные

3) бесчерепные

4) Яйцеживородящие

51. О чём свидетельствует наличие хвоста у зародышей человека?

1) об отклонениях в развитии

2) о развитии с неполным превращением

3) об изменчивости организмов в период развития

4) о происхождении человека от общих предков с другими хордовыми

52. У человека, в отличие от человекообразных обезьян,

1) имеется головной и спинной мозг

2) вырабатываются условные рефлексы

3) имеется объёмное цветовое зрение

4) мозговой отдел черепа преобладает над лицевым

53. Что может служить примером рудимента у человека?

1) наличие хвоста

2) многососковость

3) избыточная волосатость

4) наличие третьего века

54. Человек отличается от человекообразных обезьян 1) хромосомным набором 2) способностью к общению 3) наличием 4-х групп крови 4) конечностями хватательного типа 55. Какой из приведённых признаков принадлежит обезьяне? 1) большой палец на ноге противопоставлен остальным 2) стопа имеет своды 3) руки короче, чем ноги 4) чашеобразный таз 56. Что отличает человекообразную обезьяну от человека? 1) строение передних конечностей 2) уровень обмена веществ 3) общий план строения 4) забота о потомстве 57. Человека относят к классу млекопитающих, так как у него 1) пальцы имеют ногтевые пластинки 2) конечности состоят из отделов 3) четырёхкамерное сердце 4) есть диафрагма, потовые и млечные железы

54. Человек отличается от человекообразных обезьян

1) хромосомным набором

2) способностью к общению

3) наличием 4-х групп крови

4) конечностями хватательного типа

55. Какой из приведённых признаков принадлежит обезьяне?

1) большой палец на ноге противопоставлен остальным

2) стопа имеет своды

3) руки короче, чем ноги

4) чашеобразный таз

56. Что отличает человекообразную обезьяну от человека?

1) строение передних конечностей

2) уровень обмена веществ

3) общий план строения

4) забота о потомстве

57. Человека относят к классу млекопитающих, так как у него

1) пальцы имеют ногтевые пластинки

2) конечности состоят из отделов

3) четырёхкамерное сердце

4) есть диафрагма, потовые и млечные железы

58. Какой из перечисленных фактов может служить доказательством близкого родства человека с человекообразными обезьянами? 1) способность младенца цепляться за пальцы взрослого и висеть на них 2) одинаковый набор генов и клеточное строение 3) четырёхкамерное сердце и совершенная терморегуляция 4) рефлекторное реагирование на произносимые слова 59. По какому признаку отличают человека от человекообразных обезьян? 1) лёгочное дыхание 2) четырёхкамерное сердце 3) сводчатая стопа 4) постоянная температура тела 60. У человека, в отличие от позвоночных животных, 1) имеется головной и спинной мозг 2) вырабатываются рефлексы 3) тело состоит из различных тканей и органов 4) мозговой отдел черепа преобладает над лицевым 61. Что доказывает родство человека и хордовых животных? 1) вскармливание потомства молоком 2) постоянная температура тела 3) наличие внутреннего осевого скелета 4) наличие коры головного мозга

58. Какой из перечисленных фактов может служить доказательством близкого родства человека с человекообразными обезьянами?

1) способность младенца цепляться за пальцы взрослого и висеть на них

2) одинаковый набор генов и клеточное строение

3) четырёхкамерное сердце и совершенная терморегуляция

4) рефлекторное реагирование на произносимые слова

59. По какому признаку отличают человека от человекообразных обезьян?

1) лёгочное дыхание

2) четырёхкамерное сердце

3) сводчатая стопа

4) постоянная температура тела

60. У человека, в отличие от позвоночных животных,

1) имеется головной и спинной мозг

2) вырабатываются рефлексы

3) тело состоит из различных тканей и органов

4) мозговой отдел черепа преобладает над лицевым

61. Что доказывает родство человека и хордовых животных?

1) вскармливание потомства молоком

2) постоянная температура тела

3) наличие внутреннего осевого скелета

4) наличие коры головного мозга

62. Человек относится к классу Млекопитающие, так как он 1) имеет клеточное строение 2) обладает членораздельной речью 3) питается готовыми органическими веществами 4) имеет ушные раковины 63. В головном мозге человека по сравнению с мозгом шимпанзе лучше развит 1) продолговатый мозг 2) мозжечок 3) средний мозг 4) передний мозг 64. У человека, в отличие от млекопитающих животных, 1) развиты большие полушария головного мозга 2) имеются безусловные рефлексы 3) происходит транспорт веществ 4) вырабатываются условные рефлексы 65. В головном мозге человека, в отличие от головного мозга млекопитающих животных, имеются Центры 1) речи 2) обоняния 3) зрения и слуха 4) координации движения

62. Человек относится к классу Млекопитающие, так как он

1) имеет клеточное строение

2) обладает членораздельной речью

3) питается готовыми органическими веществами

4) имеет ушные раковины

63. В головном мозге человека по сравнению с мозгом шимпанзе лучше развит

1) продолговатый мозг

2) мозжечок

3) средний мозг

4) передний мозг

64. У человека, в отличие от млекопитающих животных,

1) развиты большие полушария головного мозга

2) имеются безусловные рефлексы

3) происходит транспорт веществ

4) вырабатываются условные рефлексы

65. В головном мозге человека, в отличие от головного мозга млекопитающих животных, имеются Центры

1) речи

2) обоняния

3) зрения и слуха

4) координации движения

66. Какой признак, имеющийся только у человека и у млекопитающих животных, подтверждает их родство? 1) внутреннее оплодотворение 2) развитие зародыша в матке 3) органы дыхания лёгкие 4) центральная и периферическая нервная система 67. У человека, в отличие от млекопитающих животных, развиты(-то) 1) абстрактное мышление 2) условные рефлексы 3) железы внутренней секреции 4) скелетные мышцы 68. В коре головного мозга человека, в отличие от аналогичного отдела мозга остальных млекопитающих, имеются центры 1) удовольствия и грусти 2) регуляции произвольных движений 3) объёмного слуха и цветного зрения 4) абстрактного мышления и речи 69. У человека и человекообразных обезьян одинаковы 1) группы крови 2) условные рефлексы 3) объёмы мозга 4) изгибы позвоночника

66. Какой признак, имеющийся только у человека и у млекопитающих животных, подтверждает их родство?

1) внутреннее оплодотворение

2) развитие зародыша в матке

3) органы дыхания лёгкие

4) центральная и периферическая нервная система

67. У человека, в отличие от млекопитающих животных, развиты(-то)

1) абстрактное мышление

2) условные рефлексы

3) железы внутренней секреции

4) скелетные мышцы

68. В коре головного мозга человека, в отличие от аналогичного отдела мозга остальных

млекопитающих, имеются центры

1) удовольствия и грусти

2) регуляции произвольных движений

3) объёмного слуха и цветного зрения

4) абстрактного мышления и речи

69. У человека и человекообразных обезьян одинаковы

1) группы крови

2) условные рефлексы

3) объёмы мозга

4) изгибы позвоночника

70. Чем череп человека отличается от черепа человекообразной обезьяны? 1) наличием лицевого и мозгового отделов 2) большим объёмом мозгового отдела 3) расположением глазниц и надбровных дуг 4) способом соединения теменных и височных костей 71. Человек, в отличие от животных, услышав одно или несколько слов, воспринимает 1) набор звуков 2) местонахождение источника звуков 3) громкость звуков 4) их смысл 72. Какое изменение в строении стопы появилось у человека в связи с прямохождением? 1) сформировались своды 2) срослись кости предплюсны 3) большой палец приобрёл подвижность 4) в большом пальце появились две фаланги 73. У человека, в отличие от орангутана, 1) больше лицевой отдел черепа 2) больше объём головного мозга 3) верхние конечности длиннее нижних 4) грудная клетка уплощена с боков

70. Чем череп человека отличается от черепа человекообразной обезьяны?

1) наличием лицевого и мозгового отделов

2) большим объёмом мозгового отдела

3) расположением глазниц и надбровных дуг

4) способом соединения теменных и височных костей

71. Человек, в отличие от животных, услышав одно или несколько слов, воспринимает

1) набор звуков

2) местонахождение источника звуков

3) громкость звуков

4) их смысл

72. Какое изменение в строении стопы появилось у человека в связи с прямохождением?

1) сформировались своды

2) срослись кости предплюсны

3) большой палец приобрёл подвижность

4) в большом пальце появились две фаланги

73. У человека, в отличие от орангутана,

1) больше лицевой отдел черепа

2) больше объём головного мозга

3) верхние конечности длиннее нижних

4) грудная клетка уплощена с боков

74. В чём состоит отличие скелета человека от других приматов? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны . 1) в шейном отделе семь позвонков 2) мозговой отдел преобладает над лицевым 3) стопа имеет своды 4) позвоночник представлен пятью отделами 5) форма позвоночника S-образная 6) имеются пояса конечностей 75. Человека отличает от человекообразных обезьян наличие 1) заботы о потомстве 2) первой сигнальной системы 3) второй сигнальной системы 4) Теплокровности 76. Общим признаком для человека и других млекопитающих является 1) строение черепа 2) количество зубов 3) объём головного мозга 4) строение сердца 77. К какой систематической группе класса Млекопитающие относят вид Человек разумный? сумчатые 2) грызуны 3) хищные 4) приматы

74. В чём состоит отличие скелета человека от других приматов? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны .

1) в шейном отделе семь позвонков

2) мозговой отдел преобладает над лицевым

3) стопа имеет своды

4) позвоночник представлен пятью отделами

5) форма позвоночника S-образная

6) имеются пояса конечностей

75. Человека отличает от человекообразных обезьян наличие

1) заботы о потомстве

2) первой сигнальной системы

3) второй сигнальной системы

4) Теплокровности

76. Общим признаком для человека и других млекопитающих является

1) строение черепа 2) количество зубов

3) объём головного мозга 4) строение сердца

77. К какой систематической группе класса Млекопитающие относят вид Человек разумный?

  • сумчатые 2) грызуны 3) хищные 4) приматы
90. Сходство обезьяны и человека заключается в 1) одинаковом развитии коры больших полушарий 2) одинаковых пропорциях размеров туловища и конечностей 3) способности к быстрому образованию условных рефлексов 4) способности к трудовой и творческой деятельности 91. Человека от животных отличает наличие у него 1) безусловных рефлексов 2) инстинктов 3) первой сигнальной системы 4) второй сигнальной системы 92. Какая особенность скелета характерна для человека и человекообразных обезьян, в отличие от других млекопитающих? 1) большой палец руки противопоставлен всем остальным 2) кисть крючкообразная, со слабо развитым большим пальцем 3) верхняя конечность состоит из плеча, предплечья и кисти 4) нижняя челюсть соединена с черепом подвижно 93. Человек разумный, в отличие от других животных, 1) создаёт и использует орудия труда 2) всеяден 3) способен плавать под водой 4) способен переживать резкие температурные колебания

90. Сходство обезьяны и человека заключается в

1) одинаковом развитии коры больших полушарий

2) одинаковых пропорциях размеров туловища и конечностей

3) способности к быстрому образованию условных рефлексов

4) способности к трудовой и творческой деятельности

91. Человека от животных отличает наличие у него

1) безусловных рефлексов 2) инстинктов

3) первой сигнальной системы 4) второй сигнальной системы

92. Какая особенность скелета характерна для человека и человекообразных обезьян, в отличие от других млекопитающих?

1) большой палец руки противопоставлен всем остальным

2) кисть крючкообразная, со слабо развитым большим пальцем

3) верхняя конечность состоит из плеча, предплечья и кисти

4) нижняя челюсть соединена с черепом подвижно

93. Человек разумный, в отличие от других животных,

1) создаёт и использует орудия труда

2) всеяден

3) способен плавать под водой

4) способен переживать резкие температурные колебания

ПРЯМОХОЖДЕНИЕ

Около 6 - 7 млн лет назад в эволюции приматов произошло очень важное событие. Предок современного человека постепенно перешёл к хождению на двух конечностях. Это случилось вследствие изменения климата в Африке. Сухой климат привёл к тому, что на месте лесов возникли саванны, где вместо лазания по

деревьям требовалось быстрое передвижение по ровной поверхности.

Согласно трудовой гипотезе Ф. Энгельса, возникновение прямохождения тесно связано со специализацией руки обезьяны для трудовой деятельности: переноса предметов, детёнышей; манипулирования пищей и изготовления орудий. В вульгарном изложении прямохождение возникло для того, чтобы освободить руки для трудовой деятельности. В дальнейшем труд привёл к возникновению языка и общества. Однако, по современным данным, прямохождение возникло намного раньше изготовления орудий. Так, найденные

антропологами самые древние орудия из Гоны в Эфиопии имеют датировку лишь 2,7 млн лет назад.

Согласно так называемой гипотезе водной обезьяны, очень подробно разработанной Я. Линдбландом, предки человека могли вставать на задние ноги, чтобы переправляться через водные преграды. Известно, что большинство австралопитеков обитали недалеко от воды и, вероятно, добывали в воде часть своего пропитания. В строении человека есть ряд признаков, свидетельствующих о значительной адаптации человека к плаванию и нырянию, в отличие от орангутанов, горилл и шимпанзе: положение волос на теле по направлению от макушки к ногам по течению воды при нырянии, ориентация ноздрей вниз для сохранения воздуха в носовой полости, способность задерживать дыхание, редуцированный волосяной покров на теле, что нетипично для животных саванны. Гипотеза водной обезьяны в своём крайнем варианте многократно подвергалась критике, но некоторые её положения нельзя игнорировать.

Используя содержание текста «Прямохождение», ответьте на следующие вопросы.

1) Кто является автором трудовой гипотезы происхождения человека?

2) Каковы причины перехода ископаемого предка современного человека к прямохождению согласно трудовой гипотезе?

3) Что является аргументом в пользу гипотезы «водной обезьяны»?

Используя содержание текста «Прямохождение», ответьте на следующие вопросы.

1) Кто является автором гипотезы «Водной обезьяны»?

2) Что может служить доказательством «трудовой гипотезы» происхождения человека?

3) Какие преимущества, не указанные в тексте, в связи с прямохождением получил предок

современного человека? Назовите его.

ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫЕ ОБЕЗЬЯНЫ

Ближайшими родственниками человека считают человекообразных обезьян. Как и все млекопитающие животные, они вынашивают детёнышей в матке и вскармливают их молоком. У них интенсивный обмен веществ и постоянная температура тела, то есть они теплокровны. Среди зубов человекообразных обезьян различают резцы, клыки и коренные. У них, как и у человека, есть ушные раковины, а также рудиментарные органы копчиковая кость, складка в уголке глаза (третье веко), ушные мышцы и так далее. Обезьяны способны к обмену информацией, они обучаемы и могут преодолевать некоторые трудности, например, в

добывании пищи.

Однако между человеком и человекообразными обезьянами немало различий. Мозговой отдел черепа человека преобладает над лицевым. У обезьян наоборот, лицевой отдел больше. У человека хорошо развит подбородочный выступ, что связано с развитием мышц языка и речи. Объём мозга человека примерно в 3 раза больше, чем у шимпанзе. У него также более развита складчатость коры мозга, что обеспечило развитие мыслительной деятельности. Изменился и скелет человека. Он приспособлен к прямохождению и труду. В

связи с трудовой деятельностью развивается кисть, а в связи с прямохождением позвоночник приобретает изгибы, руки становятся короче ног, стопа вместе с позвоночником выполняет амортизационные функции.

Эволюционная близость человека и человекообразных обезьян не ограничивается сходством в строении и физиологии, она связана также и с общностью хромосомных наборов. Например, число хромосом у человека составляет 46, у человекообразных обезьян 48.

Используя содержание текста «Человек и человекообразные обезьяны», ответьте на следующие вопросы.

1) Каковы особенности скелета человека?

2) Почему человекообразные обезьяны не способны к целенаправленному созданию и

применению орудий труда (дайте два объяснения)?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!