СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аспекты системного подхода в практике повышения роли физического воспитания в формировании и сохранении здоровья школьников

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

. Аспекты системного подхода в практике повышения роли физического воспитания в формировании и сохранении и здоровья школьников. В статье освещены некоторые аспекты системного подхода в практике повышения роли физического воспитания в формировании и сохранении здоровья школьников, посредством реализации программы развития физической культуры в общеобразовательном учреждении.

Просмотр содержимого документа
«Аспекты системного подхода в практике повышения роли физического воспитания в формировании и сохранении здоровья школьников»


АСПЕКТЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ПРАКТИКЕ ПОВЫШЕНИЯ РОЛИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ И СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

Шулак В.Л.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №1 города Докучаевска», г. Докучаевск, Донецкая Народная Республика


Аннотация. Аспекты системного подхода в практике повышения роли физического воспитания в формировании и сохранении и здоровья школьников. В статье освещены некоторые аспекты системного подхода в практике повышения роли физического воспитания в формировании и сохранении здоровья школьников, посредством реализации программы развития физической культуры в общеобразовательном учреждении.

Abstract. Aspects of a systematic approach in the practice of increasing the role of physical education in the formation and preservation and health of schoolchildren. The article highlights some aspects of a systematic approach to the practice of increasing the role of physical education in shaping and maintaining the health of schoolchildren, through the implementation of a program for the development of physical culture in a general educational institution

Ключевые слова: здоровье, дети, системный подход, программа по развитию физической культуры.

Keywords: health, children, a systematic approach, a program for the development of physical culture.

Вопрос формирования и сохранения здоровья всегда являлся актуальным для государства, поскольку здоровье населения, в конечном итоге, считается одним из фундаментов функционирования государства. Учитывая тот факт, что формирование и сохранение здоровья происходит на первых этапах жизни человека, поэтому вопросы данной проблематики актуальны в системе образования. В статье 6 Закона Донецкой Народной Республики «О физической культуре и спорте» из числа основных направлений государственной политики в сфере физической культуры и спорта можно выделить:

- вовлечение населения в занятия физической культурой и спортом;

- содействие формированию у спортсменов и иных физических лиц, занимающихся физической культурой и спортом, патриотизма и национального самосознания;

- физическое воспитание подрастающего поколения, содействие развитию школьного и студенческого спорта. [2, с.7].

Для достижения качественных результатов в сфере государственной политики в данном направлении необходим системный подход, что только усиливает актуальность проблематики.

Обзор литературы. В области физической культуры и спорта в Донецкой Народной Республике в основе законодательной базы лежит Закон «О физической культуре и спорте», в котором акцентируется внимание, что организация физического воспитания и спорта в образовательных учреждениях включает в себя «формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом» (п.3, ч.3 ст.39) [2, с. 57]. В целом, вопросы организации физической культуры и спорта в образовательных учреждениях в различных аспектах были предметом анализа многих авторов. В целом, результатами исследований являлся вывод о необходимости комплексного, системного подхода с учетом различных факторов, влияющих на решение вопросов данной проблематики (индивидуальный подход, возрастные особенности и т.д.).

Цель исследования. Рассмотреть некоторые аспекты системного подхода в практике повышения роли физического воспитания в формировании и сохранении здоровья школьников, посредством реализации программы развития физической культуры в общеобразовательном учреждении.

Задачи исследования:

1. Дать оценку особенностям системного подхода в вопросе формировании и сохранении здоровья школьников, посредством реализации программы развития физической культуры в общеобразовательном учреждении. 2. Определить основное содержание программы развития физической культуры в общеобразовательном учреждении.

Результаты исследования. Качество образования всегда было стержнем всей системы образования, поскольку в результате образовательной деятельности, осуществляемой по социальному заказу со стороны государства, общества, в том числе и родителей, формируется та модель выпускника, востребованная и отличающаяся высоким уровнем подготовленности к дальнейшему освоению знаний, формированию умений и навыков уже на новом уровне системы образования. Особое значение уровень качества образования приобретает в условиях уже не просто становления государственности Донецкой Народной Республики, а и интеграции в образовательное пространство Российской Федерации, поэтому возникает необходимость в синхронизации процессов, связанных с осуществлением образовательной деятельности. В Законе Донецкой Народной Республики «Об образовании» образование определено как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения» [1, с. 2], что уже подразумевает комплексный, системный подход в вопросах развития образования, где физическая культура и спорт занимает важнейшее значение.

Поэтому стоит определить особенности системного подхода в вопросе формировании и сохранении здоровья школьников:

1) учет государственных стандартов;

2) создание всесторонних условий, в том числе и обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием;

3) учет индивидуальных способностей и состояния здоровья обучающихся, в том числе, с медицинским контролем;

4) привлечение всех причастных и заинтересованных социальных субъектов (родители, учреждения, организации и т.д.);

5) формирование модели здорового образа жизни;

6) создание условий для социализации и самоопределения обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных критериев и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Учитывая данные особенности, перечень которых далеко не исчерпывающий, необходимо системно и структурировано подходить в вопросе формирования и сохранения здоровья школьников. С этой целью существует потребность в создании программы развития физической культуры в общеобразовательном учреждении. Программа может создаваться с учетом следующих особенностей:

- количественный и качественный потенциал обучающихся общеобразовательного учреждения с точки зрения существующего уровня развития физической культуры и спорта;

- возможность акцентирования внимания на определенных направлениях (спортивного профиля, ГФСК «ГТО ДНР» и т.п.);

- определение временных рамок программы с постоянным мониторингом промежуточных результатов для возможной коррекции работы;

- уровень взаимодействия с социальной средой.

В МОУ «Школа №1 города Докучаевска», с учетом вышеперечисленных подходов, в 2018 году была принята Программа «Здоровье, спорт и школа», рассчитанная на 2018-2020 г.г.

Целью Программы, имеющей школьный уровень, является повышение эффективности использования возможностей физкультурно-спортивной, здоровьесберегающей инфраструктуры школы для укрепления здоровья, развития физической культуры и спорта, ГФСК «ГТО ДНР», олимпийского образования, гармоничного развития личности, формирования потребности у школьников в физическом самосовершенствовании, воспитании патриотизма и гражданственности, необходимости вести здоровый, спортивный образ жизни.

Задачами Программы были определены:

- систематизация работы по физической культуре среди школьников;

- реорганизация системы физкультурного воспитания обучающихся школы;

- увеличение количества обучающихся, принимающих участие в школьных, городских, региональных и республиканских соревнованиях;

- расширение участия обучающихся, родителей в мероприятиях по физической культуре и спорту, пропаганда здорового образа жизни;

- выявление одаренных детей с целью подготовки и участию в спортивных мероприятиях.

Программа определила направления, в соответствии с которыми осуществляется деятельность. Вкратце рассмотрим их содержание.

1. Совершенствование содержания системы физического воспитания.

Цель: систематизация работы по физкультурной работе и воспитанию обучающихся, а также олимпийскому образованию, с созданием условий для развития обучающихся со спортивной одаренностью, повышение качества их обучения.

В это направление входит:

- введение в содержание работы (урок, групповые занятия и др.) во внеурочное время вопросов ГФСК «ГТО ДНР», олимпийской тематики;

- развитие спортивной одаренности и т.д.

2. Организация спортивно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы.

Цель: создание рациональной системы нормального физического развития и физической подготовки обучающихся всех возрастов, увеличение возможностей их организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.

Содержание работы:

- организация школьных соревнований по различным видам спорта с перспективой участия на муниципальном, региональном и республиканском уровнях;

- утверждение и реализация ежегодного календаря физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, включая мероприятия ГФСК «ГТО ДНР» и т.д.

3. Реализация учебной программы.

Цель: развитие всесторонне развитой личности обучающегося, который владеет умениями и навыками здорового образа жизни.

Содержание работы:

- развитие и укрепление здоровья обучающихся;

- формирование чувства ответственности за сохранение здоровья;

- формирование и закрепление системы знаний о здоровом образе жизни и т.д.

Внеурочная деятельность физкультурного воспитания ведется по следующим программам: секция футбола, шахматный кружок «Гамбит».

4. Социальное партнерство.

Цель: увеличение числа школьников в спортивных секциях.

Содержание работы:

- сотрудничество с образовательными учреждениями по взаимодействию в вопросах физического воспитания обучающихся (МУДО «Детско-юношеская спортивная школа», СК «Доломит»);

- организация и проведение совместных мероприятий, в том числе мероприятий ГФСК «ГТО ДНР»;

- взаимодействие школы с другими общественными организациями и учреждениями;

- пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни.

5. Пропаганда и популяризация спортивных достижений спортсменов (школы, города, ДНР).

Цель: путем информирования о спортивных достижениях в школе и в социуме заинтересованности обучающихся в занятиях физкультурой и спортом.

Содержание работы:

- организация конкурсов «Обучающийся года» – номинация «Спортивная надежда», «Самый спортивный класс»;

- размещение информации в СМИ и т.д.

6. Информационно-просветительская работа.

Цель: распространение информации среди участников образовательного процесса о физической культуре и спорте, их направлениях.

Содержание работы:

- олимпийские уроки, классные часы, конкурсы, лекции;

- оформление стендов и т.д.

Программа реализовывается, по мере необходимости корректируется, имеются определенные успехи, которые могут стать темой отдельного исследования по итогам работы.

Выводы. Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики определяет для общества ориентиры развития, в котором «…необходимы не только высокообразованные, но и духовно богатые, инициативные граждане, способные адекватно относиться к происходящим в мире и стране событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям, к пониманию себя, своего места в обществе, к принятию ответственных решений в сложных ситуациях, прогнозированию возможных последствий совершаемых действий, открытые к взаимодействию, мобильные, активные, сопричастные к судьбе Отечества» [3, с. 1]. Для формирования такой модели гражданина роль системного подхода в вопросе повышения роли физического воспитания в формировании и сохранении здоровья школьников, посредством реализации программы развития физической культуры в общеобразовательном учреждении имеет высокое значение в силу всесторонности, структурированности, учета различных факторов.

Список использованной литературы:


1. Закон Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 г. (Постановление №I-233П-НС) «Об образовании». - /Сайт Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.- URL: http://mondnr.ru/dokumenty/zakony/send/6-zakony/20-zakon-ob-obrazovanii (дата обращения: 08.02.2020). - Режим доступа: свободный. - Текст: электронный.

2. Закон Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 г. «О физической культуре и спорте». - /Сайт Народного Совета Донецкой Народной Республики URL: https://dnrsovet.su/o-fizicheskoj-kulture-i-sporte/ (дата обращения: 08.02.2020). - Режим доступа: свободный. - Текст: электронный.

3. Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики. (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.08.2017 г. №832). - /Сайт Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.- URL: http://mondnr.ru/component/jdownloads/send/4-prikazy/2330-prilozhenie-k-prikazu-832-ot-16-08-2017-g (дата обращения: 08.02.2020). - Режим доступа: свободный. - Текст: электронный.

4. Шулак, В.Л. Методологические аспекты синтеза технологий в системе образования. /В.Л. Шулак. - Текст: электронный// Методологические аспекты синтеза технологий в системе образования. // Вестник Донецкого педагогического института. Научный журнал [текст]. Выпуск 1. – Донецк: ДонПИ, 2018. – С.58-65. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/metodologicheskie-aspekty-sinteza-tehnologiy-v-sisteme-obrazovaniya(дата обращения: 08.02.2020).

6. Шулак, В.Л. Актуальные направления оценки качества образования: требования и перспективы. /В.Л. Шулак. - Текст: электронный// Актуальные направления оценки качества образования: требования и перспективы. // Управление качеством образования на муниципальном уровне [Текст]: сб.материалов III Республиканской научно-практической конференции 20 ноября 2019 года. – Том 1 / Под ред. М. Н. Кушакова, Л. Н. Волковой и др. – г. Донецк, 2019. – С.113-117. URL: https:// https://cloud.mail.ru/public/2SZd/3Y8asMFu7/Сборник%202019%201%20том.pdf (дата обращения: 08.02.2020).



Регистрационная форма участника



Международная научно-практическая интернет-конференция

«Здоровьесбережение как инновационный аспект

современного образования»



Фамилия, имя, отчество участника (ов)

Шулак Вадим Леонидович

Должность

Директор Муниципального общеобразовательного учреждения «Школа №1 города Докучаевска»

Ученая степень

-

Ученое звание

-

Наименование организации (полностью)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №1 города Докучаевска»

Контактный телефон

+380713103681

E-mail

[email protected]

Название статьи






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!