СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аспекты финансового анализа

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА

Просмотр содержимого документа
«Аспекты финансового анализа»

«АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА»


ВВЕДЕНИЕ

3

1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА


1.1 Финансовый анализ в системе экономического анализа

5

1.2 Содержание, основные понятия, цели и задачи финансового анализа

6

2 МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА


2.1 Методика абсолютных показателей отчетности

9

2.2 Методика относительных показателей отчетности

10

2.3 Методика финансовых коэффициентов

11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

14





























РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА»


ВВЕДЕНИЕ

Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов. Так, собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы, а кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам.

Финансовый анализ - это метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности.

В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Такого рода анализ может выполняться как управленческим персоналом данного предприятия, так и любым внешним аналитиком, поскольку в основном базируется на общедоступной информации. Тем не менее, принято выделять два вида финансового анализа: внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия.

Информационная база такого анализа гораздо шире и включает любую информацию, циркулирующую внутри предприятия и полезную для принятия управленческих решений.

Соответственно расширяются и возможности анализа. Внешний финансовый анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия и потому не имеющими доступа к внутренней информационной базе предприятия. Внешний анализ менее детализирован и более формализован.

Чтобы обеспечить выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и его реальных и потенциальных контрагентов. Этим и продиктована актуальность финансового анализа.

Цель реферата – рассмотреть аспекты финансового анализа.

В соответствии с поставленной целью сформулированы задачи реферата:

- во-первых, изучить методологические основы финансового анализа;

- во-вторых, понять место финансового анализа в системе экономического анализа;

- в-третьих, проанализировать содержание, основные понятия, цели и задачи финансового анализа;

- в-четвертых, рассмотреть методы финансового анализа;

- в-пятых, сделать выводы.

Методологической основой написания реферата послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в области управления персоналом, психологии, статьи и монографии, опубликованнные в печати.




























1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА

1.1 Финансовый анализ в системе экономического анализа

Экономический анализ как одна из разновидностей анализа вообще представляет собой систематизированную совокупность аналитических процедур, цель которых – получение заключений, рекомендаций о состоянии объектов, относящихся как к макро-, так и микроуровню, в связи с чем выделяют общетеоретический экономический анализ и конкретно-экономический анализ на микроуровне, т.е. на уровне отдельных предприятий.

    • рамках общетеоретического экономического анализа (макроэкономического анализа) изучаются такие макропоказатели, как валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход, уровень безработицы, экономический рост, инфляция, расслоение населения по доходам и т.д. Конкретно-экономический анализ на микроуровне, или анализ хозяйственной деятельности связан с изучением, измерением и обобщением влияния многочисленных факторов на результаты деятельности организации с целью повышения эффективности хозяйственных процессов.

Традиционно анализ хозяйственной деятельности подразделяется на финансовый анализ и управленческий анализ, что связано с разделением бухгалтерского учета на финансовый и управленческий учет. Финансовый учет – это официальный учет, ведение которого осуществляется в соответствии с действующими стандартами, обязательными для любой организации, при этом документы финансового учета представляются в налоговые, статистические и другие органы, могут быть объектом аудиторской проверки и обязательного опубликования в средствах печати. Управленческий учет формируется на основе широкого спектра внутренней информации, поступающей от различных экономических служб (бухгалтерии, планово-экономического отдела, службы маркетинга, финансово-аналитической службы и т.п.), необходим руководству и специалистам для принятия управленческих решений в сфере оптимизации хозяйственных процессов, носит необязательный (факультативный) характер.

Финансовый анализ основывается на данных бухгалтерской отчетности, традиционно рассматривается как внешний анализ, основное внимание уделяет финансовым результатам, платежеспособности и финансовой устойчивости, росту эффективности использования собственного и заемного капитала, имеет ретроспективный характер. Аналитическая информация, полученная методами финансового анализа, используется внешними пользователями, а также управленческим персоналом с целью получения обобщенного представления о финансовом благополучии коммерческой организации.

Управленческий анализ нацелен на изучение совокупности объектов в процессе всего цикла управления производством, при этом изучаемые объекты включают, с одной стороны, производственные и трудовые ресурсы, с другой – хозяйственные процессы и их результаты. Управленческий анализ дает возможность углубить финансовый анализ за счет привлечения данных производственного учета, т.е. возможность выполнить комплексный экономический анализ и оценку эффективности хозяйственной деятельности в целом. Необходим для планирования, контроля, выработки стратегии и тактики финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства, носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной.

  • связи с радикальным изменением условий хозяйствования все большее практическое значение приобретает системный и комплексный подход к экономическому анализу, в результате чего сформировалась относительно новая дисциплина – комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Отличительной чертой комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности является изучение состояния не только внутренней среды организации, но и внешней, что диктуется требованиями рыночных условий хозяйствования, действием факторов неопределенности и риска, необходимостью отслеживать положение организации в отрасли, в кругу хозяйственных партнеров и среди конкурентов.


    1. Содержание, основные понятия, цели и задачи финансового анализа

К настоящему времени в российской теории и практике финансового анализа сложились два основных подхода к его содержанию – ограниченный (узкий) подход и комплексный (широкий) подход.

Первый подход связан со спецификой развития в период ад-министративно-командной системы прикладного экономического анализа, подчиненного государственному планированию, контролю над исполнением планов и строго определенным хозяйственным связям, когда для анализа финансово-экономического положения предприятия достаточно было ограничиться изучением его внутренней среды. Очевидно по инерции, на начальном этапе рыночных преобразований методы финансового анализа в отечественной экономической литературе были ориентированы преимущественно на анализ бухгалтерской отчетности. В этом случае содержание финансового анализа составляют совокупность методов оценки, анализа и прогнозирования финансового состояния предприятия, основанных на использовании бухгалтерской отчетной и учетной информации.

Под финансовым состоянием предприятия понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Это комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих степень обеспеченности, целесообразность размещения и эффективность использования финансовых ресурсов. Финансовое состояние предприятия свидетельствует о финансовой конкурентоспособности, т.е. платежеспособности, кредитоспособности, экономической устойчивости, о выполнении обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.

Согласно западному, комплексному подходу финансовый анализ рассматривается широко и охватывает все аспекты аналитической работы, входящие в систему финансового менеджмента, т.е. связаны с управлением финансами хозяйствующего субъекта, включая и анализ внешней среды, в частности, рынок капитала. Западный подход появился под влиянием и развитием рыночных процессов в экономически развитых странах и к началу 70-х годов усилиями представителей англоамериканской финансовой школы сформировался в самостоятельную научную дисциплину, посвященную методологии и технике управления финансами крупных компаний. Произошло это путем дополнения базовых разделов теории финансов аналитическими разделами – анализом финансового состояния компании, анализом и методами управления дебиторской задолженностью и др.

При комплексном подходе под финансовым анализом понимается совокупность аналитических процедур, основанных на использовании общедоступной информации финансового характера и предназначенных для оценки состояния и эффективности использования экономического потенциала фирмы, а также принятия управленческих решений, направленных на оптимизацию хозяйственной деятельности.

Содержательная часть финансового анализа включает в себя:

- анализ текущей деятельности – анализ положения с платежеспособностью, финансовой устойчивостью, оходностью, политикой в отношении дебиторов и кредиторов и др.;

- анализ деловых партнеров – анализ финансового положения фактических или потенциальных контрагентов, их надежности в плане исполнения своих обязательств;

- оценку инвестиционной деятельности, т.е. оценку направлений вложения денег, инвестиционной привлекательности, оптимальности инвестиционного портфеля;

- оптимизацию и поиск альтернативных вариантов источников финансирования, в том числе оценку оптимальности структуры источников, возможностей поддерживать целевую структуру пассивов и оценку предпочтительности финансовых инструментов для привлечения дополнительных источников;

- оценку положения на рынке капиталов, в частности, оценку динамики макроэкономических и собственных индикаторов на рынке капиталов.

Главная цель финансового анализа состоит в своевремен-ном выявлении и устранении недостатков в финансовой деятельности предприятия и в нахождении резервов улучшения его финансового состояния.

При этом необходимо решать следующие задачи:

Количественная оценка изменений финансового состояния предприятий за отчетный период или ряд периодов (структурно-динамический анализ).

Выявление основных факторов, обусловивших эти изменения.

Изучение причинно-следственных связей между различными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности, необходимых для оценки поступления и использования финансовых ресурсов.

Прогноз основных тенденций в финансовом состоянии и разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.

Разработка управленческих решений, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового положения предприятия.

Особенности финансового анализа:

- обеспечение общей характеристики имущественного и финансового положения предприятия;

- приоритетность оценок: а) платежеспособность; б) финансовая устойчивость; в) рентабельность и оборачиваемость;

- базирование на общедоступной информации;

- доступность результатов анализа к любым пользователям;

- возможность стандартизации счетно-аналитических процедур;

- использование денежного измерителя в системе критериев;

- высокий уровень достоверности итогов анализа.

2 МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА

2.1 Методика абсолютных показателей отчетности

Метод анализа это системный, комплексный подход к изучению результатов деятельности организации, измерению влияния на них отдельных факторов, обобщению материалов анализа виде выводов и рекомендаций на основе обработки специальными методическими приемами (методиками).

Методика анализаэто система алгоритмов и правил, гарантирующих эффективное приложение метода. К наиболее часто используемым методическим приемам анализа бухгалтерской отчетности относят:

- методику абсолютных, относительных и средних показате-лей отчетности;

- методику финансовых коэффициентов;

- горизонтальный анализ;

- вертикальный анализ;

- трендовый анализ.

Абсолютные показатели характеризуют численность, объем (размер) изучаемого процесса. Для отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете используют три вида измерителей: натуральные, трудовые и стоимостные (денежные). Стоимостной измеритель является обобщающим, обеспечивающим сопоставимость разнородных объектов учета, на его основе построена информация бухгалтерской отчетности организации. Следовательно, методика абсолютных показателей представляет собой непосредственное изучение данных, представленных в отчетности. Абсолютные показатели отчетности являются фактическими данными. Кроме того, для целей учета и анализа рассчитываются аналогичные показатели, которые могут быть нормативными, плановыми, учетными, аналитическими.

Абсолютные показатели получаются не только непосредственно из отчетности, но и расчетным путем. Расчетным абсолютным показателем является, например, абсолютное отклонение, рассчитываемое как разница между двумя одноименными показателями:


±А = А1 – А0,


где А1 – значение абсолютного показателя в отчетном периоде;

А0 значение абсолютного показателя в базисном периоде;

      • – абсолютное отклонение (изменение) показателя.

К абсолютным показателям относят также алгебраическую сумму фактических данных отчетности, которая рассчитывается случаях агрегирования статей баланса, определения показателей-нетто и т.п.


А= А1 ± А2 ± … ± Аn.


Исходя из баланса, можно определить важнейшие абсолютные показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия.


    1. Методика относительных показателей отчетности

В финансовом анализе относительные показатели можно рассматривать как альтернативу абсолютным показателям. Относительные величины рассчитываются как отношение абсолютных и других относительных показателей, показывают количество единиц одного показателя, приходящееся на единицу другого. Два основных вида:

1. Относительные показатели динамики. Характеризуют изменение процесса во времени, выражаются в виде темпов роста или прироста. Темпы прироста представляют, как правило, в процентном выражении, темпы прироста – в процентах, когда базовое значение принимается за 100% и в долях единицы, когда базисное значение принимается за 1.

    • относительным показателям динамики относят индексы, которые характеризуют явление за различные периоды. Чаще всего используются индексные ряды, т.е. рассчитанные к определенной базовой величине. Индексы бывают базисные, когда все показатели относят к одному и тому же базовому показателю, или цепные, когда каждый последующий показатель относится к предыдущему, рассчитываются в виде темпов роста или темпов прироста, выражаются и в процентах, и в долях единицы

2. Относительные показатели структуры. С помощью этих показателей измеряется удельный вес, или доля составных частей в целом. Рассчитывается как отношение числа единиц (объема) части совокупности к общей численности единиц (или объема) всей совокупности:

Удельный вес (доля), % = (Пi / Пn) × 100%,

где Пi – величина части совокупности;

Пn – величина всей совокупности.

Абсолютное содержание одного процента меняется с течением времени, поэтому показатели структуры надо применять в сочетании с абсолютными величинами.

Средние величины. Применяются для общей характеристики анализируемого явления, особенно для отражения массовых явлений. В средней величине отражаются типичные черты изучаемых явлений по соответствующему признаку. Средняя величина – это показатель «середины» или «центра» исследуемых данных, их можно использовать для сопоставления показателей ряда предприятий, структурных подразделений одного предприятия и т.д. Примеры средних величин: средний баланс, средняя величина дебиторской и кредиторской задолженности, средняя выработка, среднесписочная численность рабочих.

  • финансовом анализе средние величины используют при расчете многих показателей, но чаще всего применяют среднюю арифметическую (простую и взвешенную) и ее разновидность среднюю хронологическую.


2.3 Методика финансовых коэффициентов

Финансовые коэффициенты рассчитываются как отношение двух взаимосвязанных абсолютных показателей отчетности и выражаются в долях единицы, определяют взаимосвязи показателей. Подразделяются на два вида – коэффициенты распределения (структуры) и коэффициенты координации.

Коэффициенты распределения (структуры) рассчитываются в том случае, когда определяют долю того или иного абсолютного показателя в общем итоге включающей его группы. В строгом статистическом смысле коэффициенты координации показывают взаимосвязь между частями одного целого, однако в финансовом анализе данную группу коэффициентов рассматривают как соотношение неоднородных абсолютных показателей.

Финансовые коэффициенты, будучи относительными характеристиками, позволяют сопоставить результаты деятельности разных организаций , независимо от масштаба абсолютных показателей, а также во временном разрезе. Они играют определяющую роль в финансовом анализе и дают возможность выделить факторы, влияющие на величину результативного показателя; установить причинно-следственные связи между факторами и анализируемым показателем.


Аналитические финансовые коэффициенты характеризуют соотношения между различными статьями бухгалтерской отчетности. В европейских странах, в США, а в последние годы и в России применяется практика сравнения коэффициентов со среднеотраслевыми значениями. Отклонение значений коэффициентов от среднеотраслевого уровня является предпосылкой для более детального анализа финансового состояния организации.

Коэффициенты платежеспособности характеризуют платежеспособность и ликвидность предприятия. Анализу платежеспособности отводят первостепенное значение. Показатели характеризуют способность организации превращать активы в деньги для погашения обязательств по мере их возникновения.

Коэффициенты финансовой устойчивости характеризуют структуру капитала, его источников и степень обеспеченности активов источниками формирования. О финансовой устойчивости можно судить, например, по допустимой доле заемных и собственных средств. Устойчивость финансового положения предприятия – фактор его застрахованности от возможного банкротства.

Коэффициенты рентабельности позволяют получить обобщенную оценку способности предприятия генерировать достаточный уровень прибыли. Показатели данной группы относятся к показателям эффективности, рассчитываются как отношение тех или иных показателей прибыли к затратам или ресурсам.

Коэффициенты оборачиваемости характеризуют способность активов (пассивов) трансформироваться в денежную форму, а следовательно предназначены для оценки эффективности использования предприятием имеющихся у него активов. Бывают двух видов – показатели скорости оборота и показатели времени оборота.









ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансовый анализ представляет собой способ Накопления, трансформации и использования. Информации финансового характера, имеющего целью:

- оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия;

- оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции финансового их обеспечения;

- выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;

- спрогнозировать положение предприятия на рынке капиталов.

Основная цель финансового анализа – оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования предприятия.

Основная задача – эффективное управление финансовыми ресурсами предприятия.

Предметом финансового анализа являются финансовые ресурсы и их потоки.

Объектом финансового анализа является финансовая деятельность предприятия.

Субъектами выступают органы государственной власти, научно-исследовательские институты, фонды, центры, общественные организации, средства массовой информации, аналитические службы предприятий.

Метод финансового анализа – это система теоретико-познавательных категорий, научного инструмента и регулятивных принципов исследования финансовой деятельности предприятия, т.е.:


М= (К, I, Р),

где К – система категорий;

I – научный инструментарий;

Р – система регулятивных принципов.

Категории финансового анализа – это наиболее общие, ключевые понятия данной науки (фактор, модель, ставка, процент, дисконт, денежный поток, леверидж и др.).

Научный инструмент (аппарат) финансового анализа – это совокупность общенаучных и конкретно-научных способов исследования финансовой деятельности предприятия.

Принципы финансового анализа регулируют процедурную сторону его методологии и методики (системность, комплексность, регулярность, преемственность, объективность и др.).


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абдукаримов, И.Т. Анализ финансово – хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / И.Т. Абдукаримов Л.Г. Абдукаримова, В.В.Смагина; Федеральное агентство по образованию, Тамбовский государственный университет имени Т.Р. Державина. Тамбов: Изд–во ТГУ им. Державина, 2015. – 600с.

2. Артеменко, В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие / В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир – М.: «ДИС», НГАЭиУ, 2012. – 128 с.

3. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры: Учебное пособие / В.В. Ковалев - М.: Финансы и статистика, 2014. – 560 с.

4. Савицкая, Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной дея-тельности: краткий курс – 3-е изд. Учебник / Г.В. Савицкая – М.: ИНФРА-М, 2016, - 425с.






















13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!