№ | Параметры анализа | Урок: содержание и выводы | |
Раздел 1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ | |
1 | ФИО учителя | Проскурякова В.В. | |
2 | Дата посещения урока | 12.10.2018 | |
3 | Предмет | математика | |
4 | Класс | 5 | |
5 | Учащихся по списку | 23 | |
6 | Учащихся по факту | 23 | |
7 | Своевременность явки учителя на урок. | Учитель начал урок вовремя | |
8 | Готовность учителя к началу урока. | Учитель готов к началу урока | |
9 | Готовность учащихся к началу урока. Организация класса. | Учащиеся готовы к началу урока | |
10 | Оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими и раздаточными материалами, ресурсы учителя и информационные ресурсы ученика | Урок оснащен наглядными пособиями, компьютерная презентация; Учебник И. Виленкин «Математика 5» | |
11 | Санитарное состояние класса Температурный режим Проветривание Освещение | Соответствуют санитарным нормам | |
12 | Наличие технологической карты урока. | Технологическая карта урока в наличии | |
14 | Соответствие темы урока календарно-тематическому планированию | Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию | |
Раздел 2. ТИП, СТРУКТУРА УРОКА, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УРОКОВ ПО ТЕМЕ, ЦЕЛИ УРОКА (образовательные, развивающие, воспитательные) | |
1 | Тип урока. Урок открытия нового знания Результативность урока: Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму. | «Открытие» нового знания» Цель урока: Формирование способности учащихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счет введения понятия корень уравнения, . Формировать умение решать сложные уравнения | |
2 | Организация проверки домашнего задания: – полнота и глубина проверки; – методика повторения, дифференциация заданий; – охват учащихся проверкой, занятость класса; – объективность оценки, аргументация отметки. | Весь класс активно работает при проверке домашнего задания | |
Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ | |
1 | Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся. | Урок спланирован в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся | |
2 | Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска | 1.Учащиеся выполняют задание 2.Взаимопроверказадания 3.Решают уравнения | |
3 | Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа. | Выполняют задания в парах. Осуществляют самопроверку. Решают сложные уравнения по образцу. | |
4 | Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся | Нагрузка на память и мышление учащихся соответствует возрастным особенностям учащихся | |
5 | Использованные учителем приемы для активизации мыслительной работы учащихся. | Актуализация знаний о уравнениях; используется проблемный метод обучения | |
6 | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения. | Карта самооценки. Критерии выставления оценок. | |
Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ | |
1 | Методы обучения (методов проблемного обучения; сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися; самостоятельная работа учащихся) Целесообразность и обоснованность их применения применяемых методов | На уроке используется проблемный метод обучения. На уроке используются формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная. Используемый метод целесообразен и обоснован | |
2 | Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления ,планирование устойчивого внимания и сосредоточенности | Актуализация знаний об уравнениях. | |
3 | Использование установок в форме убеждения, внушения | Подвожу учащихся к открытию нового понятия | |
4 | Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых | Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний; 1Организация устного счета и повторения компонентов арифметических действии 2. Из предложенных записей выберите в первый столбик числовые выражения, во второй - буквенные выражения, в третий – остальные выражения. 2.Обсуждают проблему и приходят к мнению, что им необходимы новые знания . 3.Формулируют тему и цель урока | |
5 | Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся | Открытие нового понятия: проблемная задача, подводящий диалог, проблемная ситуация, отгадать загадку. | |
6 | Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы | Решают проблемную задачу. Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке | |
7 | Наличие межпредметных связей и особенностей организации пространства (формы работы и ресурсы) | Подготовка к изучению алгебры. | |
8 | Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей). Наличие формулировок: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д | 1.Предлагаю вновь вернуться к проблеме . 2.Предлагаю учащимся вспомнить определение уравнения и правила на основе знания взаимосвязей между компонентами и резуль-татами действий (слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого). 3.Организую работу по выполнению индивидуальных заданий в парах с последующей проверкой. Предлагаю выполнить задание решить сложное уравнение по образцу. | |
9 | Практическая направленность учебного процесса: практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения | Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений Регулятивные: проявляют познавательную инициативу Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре, координируют свои действия | |
10 | Включение в содержание урока упражнений творческого характера | Познавательные: выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют свою деятельность Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем Организую обсуждение: Какова была тема урока? Какие задачи ставили? Что применяли? | |
11 | Деятельность обучающихся: Познавательная Коммуникативная Регулятивная | Личностные: понимают,что результат деления натуральных чисел можно записать в виде дроби и умеют это делать,понимают смысл дроби Познавательные: передают содержание информации в развернутом виде, осознанно и произвольно строят речевые высказывания Коммуникативные: умеют офор-млять мысль в устной и письмен-ной речи с учетом ситуаций | |
12 | Планирование задания на дом: – объем, характер материала, его посильность; – наличие и характер инструктажа; - своевременность окончания урока. | Обсуждение задаваемого домашнего задания; Объем и характер дом. Задания соответствует норме; Урок закончен вовремя | |
Раздел 5. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА | | Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. |
1 | Эмоциональность урока. Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми. | Эмоциональность урока на высоком уровне | |
2 | Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность | Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность | |
3 | Темп и ритм образовательного процесса (должны быть оптимальными, действия должны быть завершенными) | Темп урока оптимальный, все действия на уроке завершены | |
4 | Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда | Атмосфера на уроке доброжелательная, способствующая активному творческому труду | |
5 | Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения | 7 раз на уроке менялись виды деятельности; сочетались различные методы и приемы обучения | |
6 | Соблюдение единого орфографического режима | Учитель следил за тем, чтобы учащиеся соблюдали единый орфографический режим | |
7 | Обеспечение активного учения каждого школьника | На уроке обеспечивалось активное участие каждого ученика | |
8 | Педагогическое поведение учителя на уроке. Самообладание и педагогический такт, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися. | Педагогическое поведение учителя на уроке было на высоком уровне, соблюдался педагогический такт и самообладание; корректное взаимоотношение с учащимися | |
9 | Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины | Учитель умело организовывал класс на учебную деятельность | |
10 | Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразительность, жестикуляция. Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства | На уроке учитель владел голосом, правильностью речи, дикцией. Использовал артистическое умение, педагогическую технику исполнительского мастерства | |
11 | Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств) | Учитель рационально использовал средства обучения | |
12 | Результаты урока: – ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;– подведение итога урока; – выполнение намеченного плана урока; – достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока; – качество знаний, умений, навыков учащихся – достижение планируемых результатов (предметных, личностных, метапредметных). | Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке. Организую обсуждение: Какова была тема урока? Какие задачи ставили? Что применяли? Учащиеся проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха) Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений | |
13 | Итог урока | Рефлексия Цель: Зафиксировать новое содержание, оценить свою деятельность на уроке. Мне на уроке понравилось… Мне показалось трудным… Я бы ещё хотел выполнить … Главным результатом считаю… | |
14 | Домашнее задание | Домашнее задание: П.10, выучить правила. №395 сделать. Выполнить творческое задание: составить примеры сложных уравнений на сложение, вычитание. | |
На уроке математики в 5 классе по теме «Уравнений» была использована технология проблемного обучения.
Применялись следующие методы: метод проблемного изложения, проблемная задача, частично-поисковый (эвристический)– как сочетание восприятия, учителя учеником, репродуктивный – система приемов решение типовых задач.
Тема сообщалась через создание проблемной ситуации. Я учитывала возрастные особенности учащихся, уровень обученности и развития их при постановке целей и задач урока. Ученики принимали участие в формировании цели и задач урока.
-По дидактической цели это урок новых знаний.
-По основному способу проведения: фронтальная и индивидуальная работа в сочетании с разными видами самостоятельной деятельности на основе
компьютерной презентации содержания урока. Я использовала различный спектр заданий и материалов, способных вызвать интерес обучающихся к изучаемой теме.
Рассмотрим основные этапы данного урока
1.Орг. Момент включал в себя предварительную организацию класса, мобилизующее начало урока, мотивацию деятельности учащихся, создание психологической комфортности и подготовку учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Подготовка класса и каждого ученика была проверена мною визуально. Для снятия стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке атмосферы доброжелательности, сотрудничества я использовала рефлексивный момент.
2.Актуализация и проверка опорных знаний началась с создания проблемной ситуации, которая подвела детей к цели и задачам урока. В ходе вопросно – ответной беседы дети включились в коллективную деятельность.
Используя наглядно – демонстративный метод обучения, дети имели возможность высказывать свои мнения, выслушать своих товарищей, проявлять познавательную активность, делать выводы. Данный этап проходит в форме диалога между мной учителем и учащимися. Наводящие вопросы позволяли моим ученикам двигаться в правильном направлении и подойти к открытию новых знаний.
3. В открытии новых знаний от создания проблемной ситуации началась основная работа для достижения задач урока.
На этапе «открытия новых знаний» использовался частично – поисковый, практические методы обучения. В ходе коллективной деятельности дети учились анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
На этапе «Первичное закрепление» дети работали по образцу используя шаблоны, которые помогали ориентироваться в выполнении поставленных задач, имея возможность самостоятельно контролировать выполнения задания.
В ходе выполнения самостоятельной работы ребята получили достоверную информацию о достижении собственных планируемых результатов. На этом этапе удалось определить уровень усвоения материала и приступила к устранению типичных ошибок у ребят и доведению знаний учащихся до обязательного уровня.
По окончанию самостоятельной работы, с помощью готовых ответов на экране, учащиеся осуществили самопроверку.
Следующий этап – подведение итогов. Дидактическая цель – анализ, самоанализ и оценка успешности достижения планируемых результатов.
В конце урока дается домашнее задание с объяснением выполнения.
Все этапы урока взаимосвязаны между собой и работали на развитие УУД.
2. Этап создание проблемной ситуации.
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование.
Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: планирование, саморегуляция.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества сверстниками.
-составлять план решения проблемы.
Регулятивные: обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
Познавательные: строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения.
Коммуникативные: строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.
Учащиеся показали умение добывать и анализировать информацию, смогли подойти к проблеме комплексно. Они справились с предложенными заданиями, уверенно отвечали.