СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ароматерапия - один из методов оздоровления детей (презентация)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность проблемы сохранения физического и психического здоровья школьников становится все более очевидна в связи с наблюдаемым ростом общей заболеваемости детей, увеличением нервно-психических болезней.

В таких условиях также важно найти немедикаментозные методы профилактики и лечения В этом случае ароматерапия - уникальный метод профилактики, укрепления и восстановления здоровья учащихся. 

Просмотр содержимого презентации
«№5 ароматерапия»

Учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач.  Н.К.Смирнов    В. Г. Чикирева г. Ишим 2017

Учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач. Н.К.Смирнов

В. Г. Чикирева

г. Ишим

2017

МАОУ «Ишимская школа-интернат» я вляется муниципальным образовательным учреждением г.Ишима, в котором обучаются 130 учащихся Тюменской области.

МАОУ «Ишимская школа-интернат» я вляется муниципальным образовательным учреждением г.Ишима, в котором обучаются 130 учащихся Тюменской области.

Актуальность проблемы сохранения физического и психического здоровья школьников становится все более очевидна в связи с наблюдаемым ростом общей заболеваемости детей, увеличением нервно-психических болезней.  В таких условиях также важно найти немедикаментозные методы профилактики и лечения В этом случае ароматерапия - уникальный метод профилактики, укрепления и восстановления здоровья учащихся.
  • Актуальность проблемы сохранения физического и психического здоровья школьников становится все более очевидна в связи с наблюдаемым ростом общей заболеваемости детей, увеличением нервно-психических болезней.
  • В таких условиях также важно найти немедикаментозные методы профилактики и лечения В этом случае ароматерапия - уникальный метод профилактики, укрепления и восстановления здоровья учащихся.
Ц е л и и з а д а ч и а р о м а п р о ф и л а к т и к и  Цель:  сохранение и укрепление физического и психического здоровья всех участников образовательного процесса. Задачи: Повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды. Повышение работоспособности. Профилактика инфекционных и острых респираторных заболеваний. Профилактика переутомления. Коррекция поведения воспитанников. Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе.

Ц е л и и з а д а ч и а р о м а п р о ф и л а к т и к и

Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья всех участников образовательного процесса.

Задачи:

  • Повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды.
  • Повышение работоспособности.
  • Профилактика инфекционных и острых респираторных заболеваний.
  • Профилактика переутомления.
  • Коррекция поведения воспитанников.
  • Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе.

В приказе Министерства здравоохранения РФ от 04.04.2003 г за № 139 «Об утверждении Инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений» в пункте 7.2 сказано: «Для повышения сопротивляемости организма, успокаивающего или тонизирующего действия применяется ароматерапия – ароматизация помещений эфирными маслами растительного происхождения». Таким образом, с 2003 года ароматерапия получила законное право применения в образовательных учреждениях России.
  • В приказе Министерства здравоохранения РФ от 04.04.2003 г за № 139 «Об утверждении Инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений» в пункте 7.2 сказано: «Для повышения сопротивляемости организма, успокаивающего или тонизирующего действия применяется ароматерапия – ароматизация помещений эфирными маслами растительного происхождения».
  • Таким образом, с 2003 года ароматерапия получила законное право применения в образовательных учреждениях России.
Есть «учение с увлечением», а есть «лечение с наслаждением», так можно сказать об ароматерапии.

Есть «учение с увлечением», а есть «лечение с наслаждением», так можно сказать об ароматерапии.

Аромамасла – это живая душа растений. Они летучи, неповторимы по своим свойствам и благоуханию.

Аромамасла – это живая душа растений. Они летучи, неповторимы по своим свойствам и благоуханию.

Лечебные свойства эфирных масел многообразны. Все масла обладают бактерицидным, антисептическим, противовоспалительным действием. Самые сильные антисептики – масло чайного дерева, лимона, гвоздики.

Лечебные свойства эфирных масел многообразны. Все масла обладают бактерицидным, антисептическим, противовоспалительным действием. Самые сильные антисептики – масло чайного дерева, лимона, гвоздики.

Ароматерапия один из методов оздоровления детей, который можно применять широко, с высокой эффективностью, поэтому методу уделяется большое внимание.

Ароматерапия один из методов оздоровления детей, который можно применять широко, с высокой эффективностью, поэтому методу уделяется большое внимание.

  • Применение ароматерапии не требует больших средств.
  • Не требует разрешения санэпидстанции.
  • Воздействует на психосферу.
  • Укрепляет защитные функции организма.
  • При помощи ароматерапии происходит дезинфекция.

    Восстановить и сохранить здоровье детей с минимальными затратами.

    Последовательность действий для педагога:

    Последовательность действий для педагога:

    • извещение родителей об использовании ароматерапии, просвещение родителей на родительском собрании;
    • консультация с медицинским работником;
    • проведение аллергических проб в течение 3 дней;
    • распыление раствора масел на шторы, цветы, в воздух утром, каждый день после проветривания 2-3 раза в день на переменах.
    • каждый день вести наблюдение за состоянием здоровья, психоэмоциональным состоянием, активностью на уроке, качеством усвоения изучаемого материала учащимися;
    • по возможности подобрать учащимся средства индивидуальной защиты - аромакулон и составить индивидуальную композицию аромамасел;
    Ароматерапию проводим 21 день, затем делаем перерыв 7 дней. Оптимальная композиция масел состоит в том, чтобы не смешивать 3-4 аромамасел. Запах должен детям нравится. Эфирное масло не использовать в чистом виде (разводим в растительном масле, кефире, можно капнуть на соль для ванн, крем любой, шампунь).
    • Ароматерапию проводим 21 день, затем делаем перерыв 7 дней. Оптимальная композиция масел состоит в том, чтобы не смешивать 3-4 аромамасел. Запах должен детям нравится. Эфирное масло не использовать в чистом виде (разводим в растительном масле, кефире, можно капнуть на соль для ванн, крем любой, шампунь).
    Проба на аллергическую реакцию.

    Проба на аллергическую реакцию.

    • Перед тем как приступить к процессу ароматерапии, необходимо провести пробу на аллергическую реакцию.
    • Проба проводится в 3 этапа:
    • 1-й день: поместить 1 каплю масла на носовой платок и дать понюхать.
    • 2-й день: 1 каплю развести в масле и нанести на внутреннюю поверхность ладони.
    • 3-й день: 1-2 капли развести в ванной, продолжительность ванны должна быть 3-5 минут.
    • Если реакция отрицательная, то у ребенка будем наблюдать слезотечение, резь в глазах, першение в горле, тошноту, покраснение кожи.
    Ароматерапия на страже эмоционального равновесия

    Ароматерапия на страже эмоционального равновесия

    Аромапрофилактика в школе.   Использовать ароматерапию в школе можно индивидуально: с применением аромакулонов, аромаплатков, аромабижутерии и нанесением эфирных масел на одежду. В классных комнатах, особенно в период выполнения контрольных работ, для повышения интереса к обучению, ускорения процессов запоминания, сосредоточения, повышение концентрации внимания помогут ароматы базилика, розмарина, мелиссы, чабреца, розы. Для уменьшения усталости, снижения утомляемости могут быть полезны ароматы корицы, мяты, гвоздики, бергамота, майорана, сосны, лимона, можжевельника, наполняющие классы и коридоры школы во время перемен.

    Аромапрофилактика в школе.

    • Использовать ароматерапию в школе можно индивидуально: с применением аромакулонов, аромаплатков, аромабижутерии и нанесением эфирных масел на одежду.
    • В классных комнатах, особенно в период выполнения контрольных работ, для повышения интереса к обучению, ускорения процессов запоминания, сосредоточения, повышение концентрации внимания помогут ароматы базилика, розмарина, мелиссы, чабреца, розы.
    • Для уменьшения усталости, снижения утомляемости могут быть полезны ароматы корицы, мяты, гвоздики, бергамота, майорана, сосны, лимона, можжевельника, наполняющие классы и коридоры школы во время перемен.

    Непоседливых детей успокоит запах мускатного шалфея, лаванды, сандалового дерева. Чтобы избавить ребенка от лишних волнений перед выступлением, контрольной работой или экзаменом можно использовать лаванду, ромашку, розу, ваниль. Во время эпидемий гриппа, ОРВИ ароматизацию воздуха можно проводить эвкалиптом, миртом, лимоном, геранью, гвоздикой, пихтой, лимонником.

    • Непоседливых детей успокоит запах мускатного шалфея, лаванды, сандалового дерева.
    • Чтобы избавить ребенка от лишних волнений перед выступлением, контрольной работой или экзаменом можно использовать лаванду, ромашку, розу, ваниль.
    • Во время эпидемий гриппа, ОРВИ ароматизацию воздуха можно проводить эвкалиптом, миртом, лимоном, геранью, гвоздикой, пихтой, лимонником.

    Мы начали применять эфирные масла методом распыления во всех классах прямо во время уроков. Это является дополнительным валеологическим моментом, так как происходит смена деятельности на уроке, изменение динамической позы ученика. Используемые масла: лимон, сладкий апельсин, грейпфрут, пихта.

    Мы начали применять эфирные масла методом распыления во всех классах прямо во время уроков. Это является дополнительным валеологическим моментом, так как происходит смена деятельности на уроке, изменение динамической позы ученика. Используемые масла: лимон, сладкий апельсин, грейпфрут, пихта.

    Используются  различные методы ароматерапии. Холодные ингаляции. Аромат масла вдыхается либо непосредственно из флакона, либо после нанесения на ткань. Дыхание должно быть при этом ровным и глубоким. Время ингаляции 3-5минут, процедуру можно повторить 3-10 раз в сутки.

    Используются

    различные методы ароматерапии.

    Холодные ингаляции.

    Аромат масла вдыхается либо непосредственно из флакона, либо после нанесения на ткань. Дыхание должно быть при этом ровным и глубоким. Время ингаляции 3-5минут, процедуру можно повторить 3-10 раз в сутки.

    Ингаляция. Наиболее эффективное лечебное действие достигается с применением ингалятора Махольда. Благодаря аппарату, лекарство, распыленное на мельчайшие частички попадает в каждую ветвь бронхиального дерева и легко впитывается в кровь.

    Ингаляция.

    Наиболее эффективное лечебное действие достигается с применением ингалятора Махольда. Благодаря аппарату, лекарство, распыленное на мельчайшие частички попадает в каждую ветвь бронхиального дерева и легко впитывается в кровь.

    В период эпидемии гриппа мы рекомендуем ученикам, их родителям и педагогам школы-интерната ношение различной аромабижутерии.

    В период эпидемии гриппа мы рекомендуем ученикам, их родителям и педагогам школы-интерната ношение различной аромабижутерии.

    Аромабижутерия.  Медальоны могут быть разного вида - желательного из мелкопористой (терракотовой) глины, 1-3 капли достаточно для ингалирования в течение 10-14 дней.

    Аромабижутерия.

    Медальоны могут быть разного вида - желательного из мелкопористой (терракотовой) глины, 1-3 капли достаточно для ингалирования в течение 10-14 дней.

    Аромалампы. Керамические изделия, нагревательным элементом в которых является свеча или эл.лампа, сверху емкость для воды. В теплую воду добавляются эфирные масла в количестве от 2 до 5 капель на помещение 15кв.м. Время работы лампы 30 минут.

    Аромалампы.

    Керамические изделия, нагревательным элементом в которых является свеча или эл.лампа, сверху емкость для воды. В теплую воду добавляются эфирные масла в количестве от 2 до 5 капель на помещение 15кв.м. Время работы лампы 30 минут.

    Распыление.  На 1 литр воды к 1 столовой ложке спирта добавляем 7-15 капель эфирного масла. Распыляем в учебных комнатах и других помещениях школы. Очень эффективный способ во время эпидемии гриппа.

    Распыление.

    На 1 литр воды к 1 столовой ложке спирта добавляем 7-15 капель эфирного масла. Распыляем в учебных комнатах и других помещениях школы. Очень эффективный способ во время эпидемии гриппа.

    Аромакнига.  Несколькими каплями аромамасла аккуратно ароматизировать листы детской книги, либо подержать книгу 1-2 минуты над парами кипящей воды с несколькими каплями эфирного масла.

    Аромакнига.

    Несколькими каплями аромамасла аккуратно ароматизировать листы детской книги, либо подержать книгу 1-2 минуты над парами кипящей воды с несколькими каплями эфирного масла.

    Аромалампа. В аромалампу заправляются эфирные масла, разбавленные в воде, из расчета 2 капли на 5 м 2 , непрерывность работы от 25 до 45 минут, до 4 раз в день. Предварительно проветрить помещение.

    Аромалампа.

    В аромалампу заправляются эфирные масла, разбавленные в воде, из расчета 2 капли на 5 м 2 , непрерывность работы от 25 до 45 минут, до 4 раз в день. Предварительно проветрить помещение.

    Ароматизировать воздух  в помещении можно, используя два простых способа:

    Ароматизировать воздух в помещении можно, используя два простых способа:

    • В чашу налить кипящую воду и капнуть в нее несколько капель необходимого эфирного масла, которое, испаряясь, очень быстро ароматизирует помещение.
    • Разбавьте эфирное масло в детском, без запаха креме, вазелине и нанесите небольшое количество на батарею, электролампу или масляный обогреватель в выключенном состоянии. При включении электроприбор нагреваясь будет служить ароматизатором воздуха в помещении.
    Применение аромапрофилактики на уроках

    Применение аромапрофилактики на уроках

    • Применять ароматерапию можно при изучении разных предметов, например, природоведения и биологии , когда свойство растения познается еще и ощущая его аромат. На таких уроках можно изучить большинство эфироносных растений и особенности влияния их аромата на организм человека.
    • На уроках химии можно узнать химические основы ароматерапии, и рассмотреть состав эфирных масел и влияние каждого из ингредиентов на самочувствие человека.
    В школе-интернате ароматерапия активно используется на уроках развития слухового восприятия. На занятиях с детьми используется аромамассаж ушных раковин, лица, кистей рук вместе с пальчиковой гимнастикой. Можно использовать аромапрофилактику и на уроках литературы. При изучении литературных произведений с описанием ароматов также можно включить применение эфирных масел. На таких уроках не только обучение и оздоровление идет параллельно, но и материал запоминается очень хорошо, так как задействована и обонятельная память учащихся.
    • В школе-интернате ароматерапия активно используется на уроках развития слухового восприятия. На занятиях с детьми используется аромамассаж ушных раковин, лица, кистей рук вместе с пальчиковой гимнастикой.
    • Можно использовать аромапрофилактику и на уроках литературы.
    • При изучении литературных произведений с описанием ароматов также можно включить применение эфирных масел. На таких уроках не только обучение и оздоровление идет параллельно, но и материал запоминается очень хорошо, так как задействована и обонятельная память учащихся.
    Ароматерапию можно использовать, оформляя класс к празднику. Например, учителя начальных классов к Новому году вырезали снежинки, а к 8 марта цветы - ароматизировали их и развесили по классу. Ароматерапия положительно действует на эмоциональное, психическое состояние, активизирует познавательную деятельность, укрепляет здоровье детей и дезинфицирует воздух школьных помещений. В классе создается эстетически благоприятная атмосфера, дети становятся более доброжелательными друг к другу и с радостью воспринимают эту методику.
    • Ароматерапию можно использовать, оформляя класс к празднику. Например, учителя начальных классов к Новому году вырезали снежинки, а к 8 марта цветы - ароматизировали их и развесили по классу.
    • Ароматерапия положительно действует на эмоциональное, психическое состояние, активизирует познавательную деятельность, укрепляет здоровье детей и дезинфицирует воздух школьных помещений.
    • В классе создается эстетически благоприятная атмосфера, дети становятся более доброжелательными друг к другу и с радостью воспринимают эту методику.
    Описание свойств эфирных масел, используемых в школе-интернате.

    Описание свойств эфирных масел, используемых в школе-интернате.

    • Выбор аромамасел, которые стали активно использоваться в школе, был сделан по следующим критериям:
    • Для помощи в нарушениях деятельности и болезни слухового аппарата (герань называют маслом «ухо-горло-нос»).
    • Аромамасла, коррегирующие поведение (лаванда, бергамот, валериана, мята, кедровое дерево).
    • Аромамасла, активизирующие умственную деятельность, улучшающие память (розмарин, лимон).
    • Аромамасла, которые нравятся многим детям и создают радостное настроение (цитрусовые, мята).
    • Аромамасла, имеющие сильное антибактерицидное действие и способствующие защите дыхательной системы в период эпидемии гриппа (эвкалипт, сосна, шалфей).
    Эфирные масла - не панацея, но это эффективное средство, помогающее и укрепляющее психическое и физическое здоровье человека.
    • Эфирные масла - не панацея, но это эффективное средство, помогающее и укрепляющее психическое и физическое здоровье человека.


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!