СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Арктика - фасад России

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: повышение осведомленности обучающихся о природе, истории исследования и освоения, задачах современного освоения Арктики; воспитание патриотизма и гордости за величие своей страны, мужество и стойкость своего народа.

Просмотр содержимого документа
«Арктика - фасад России»

МКОУ «СОШ а. Малый Зеленчук

имени Героя советского Союза Умара Хабекова»


"АРКТИКА - ФАСАД РОССИИ"























2019 год





ТЕМА: "АРКТИКА - ФАСАД РОССИИ"



Форма урока: устный журнал

Цель урока: повышение осведомленности обучающихся о природе, истории исследования и освоения, задачах современного освоения Арктики; воспитание патриотизма и гордости за величие своей страны, мужество и стойкость своего народа.

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерная презентация об Арктике, карта России.

Ход урока

1. Организация класса.

Ребята! Сегодня у нас необычный Всероссийский урок географии. Такие уроки пройдут по всем школам нашей страны.

Тема нашего урока: «Арктика – фасад России».

Арктика (греч. — «медведь» (по созвездию Большая Медведица).

Россия является признанным лидером среди полярных держав мирового сообщества.

Арктика – её изучение и освоение – всегда привлекала внимание учёных, экономистов, путешественников и исследователей.

Всё возрастающий в настоящее время интерес в Арктике вызван несколькими причинами, в том числе экономическими.

Важно также внимание к вопросам улучшения качества жизни людей, проживающих в российской Арктике. Президент России В.В. Путин выразил уверенность, что люди должны жить и работать в Арктике. Необходимо осваивать этот регион, учитывая все экологические и климатические проблемы, однако, необходимо обеспечить безопасность коренных народов этого региона, уделить должное внимание сохранению флоры и фауны этих земель. Освоение арктических районов не должно нанести вред всем живым существам на этих широтах.

Сегодня мы будем говорить об этом необычно суровом и в то же время красивом царстве льда и снега.

Наш урок пройдёт в форме устного журнала.

Откроем первую страницу и перенесёмся в далёкое прошлое.

Первая страница «По следам великих экспедиций»

Освоение Арктики полно ярких, значимых, порой драматических событий.

История открытия и исследования Арктики достаточно продолжительна. Ещё в XI в. отряды поморов совершали дальние походы в северные моря, открывали и исследовали новые земли и расширяли территорию Русского государства.

Русские поморы - небольшая по численности, но самобытная группа старожильческого русского населения на Белом море.

Их можно назвать первооткрывателями Русского Севера.

Начиная с XVII в. были организованы уже государственные экспедиции для описания и изучения арктических регионов.

В результате были составлены первые карты арктического и дальневосточного побережья, обнаружили месторождения полезных ископаемых. Сейчас мы послушаем небольшие сообщения о путешественниках и их открытиях.

Дежнев Семён Иванович (около 1605— начало 1673), русский мореплаватель, первооткрыватель пролива между Азией и Америкой.

Беринг Витус Ионассен (Иван Иванович) (1681—1741), российский мореплаватель, капитан-командор (1730 г.).

Шмидт Отто Юльевич (1891—1956), российский астроном, геофизик, полярный исследователь, государственный и общественный деятель.

Папанин Иван Дмитриевич (1894— 1986), полярный исследователь, доктор географических наук (1938 г.), контрадмирал (1943 г.), дважды Герой Советского Союза (1937, 1940 гг.).

Вторая страница «Лыжный мост».

Сообщение учащегося.

Ежегодно к Арктическим пространствам нашей страны снаряжается экспедиция «На лыжах – к Северному полюсу!». К участию в экспедиции приглашаются учащиеся общеобразовательных учебных заведений, колледжей, коррекционных классов и школ, детских домов и других государственных образовательных и социальных учреждений 1997-1999 годов рождения, которым на момент начала экспедиции будет полных 16, но еще не исполнится 19 лет. 

Это не единственная необычная экспедиция в Арктику. Мы переходим к следующей странице, которую назвали «Плавучий университет».

Третья страница «Плавучий университет».

Арктический плавучий университет – это инновационный проект, объединяющий науку и образование с целью сохранения арктической среды и обеспечения устойчивого развития региона для будущих поколений.

Не смотря на леденящие душу и тело погодные условия, этот природный регион хранит в себе несметные богатства. Мы переходим к следующей странице «Кладовая Арктики».



Четвёртая страница «Кладовая Арктики».

  • на шельфе Баренцева (включая Печорское) моря – 11 месторождений, в том числе четыре нефтяных (Приразломное, Варандей-море, Медынское-море, Долгинское), одно нефтегазоконденсатное (Северо-Гуляевское), три газоконденсатных (Штокмановское, Поморское, Ледовое), три газовых (Северо-Кильдинское, Мурманское, Лудловское);

  • – на шельфе Карского моря (в том числе в Тазовской и Обской губах) – 11 месторождений, в том числе два нефтегазоконденсатных (Салекаптское, Юрхаровское), два газоконденсатных (Ленинградское, Русановское), семь газовых (Антипаютинское, Семаковское, Тота-Яхинское, Каменномысское-море, Северо-Каменномысское, Гугорьяхинское, Обское);

  • – на шельфе Охотского моря – восемь месторождений, в том числе одно нефтяное (Одопту-море, Северный купол), пять нефтегазоконденсатных (Пильтун-Астохское, Одопту-море, Аркутун-Дагинское, Чайво, Лунское), одно газоконденсатное (Киринское), одно газовое (Венинское).

  • В Арктической зоне сконцентрирована добыча 91 % природного газа и 80 % (от общероссийских разведанных запасов) газа промышленных категорий.

  • В пределах материковой части Арктики располагаются запасы и прогнозные ресурсы медно никелевых руд, олова, платиноидов, агрохимических руд, редких металлов и редкоземельных элементов, крупные запасы золота, алмазов, вольфрама, ртути, черных металлов, оптического сырья и поделочных камней.



В Арктике живут удивительные животные. Одним из них является современник мамонта, доживший до наших дней – это овцебык. В Арктике можно встреть белого медведя, гренландского оленя, огромное количество птиц, устраивающих птичьи базары, тюлени.



А мы переходим к заключительной странице нашего устного журнала

Викторина «Знаешь ли ты Арктику?»

1. Какое значение имеет Северный ледовитый океан для стран, берега которых омывают его воды?

2. Назовите и покажите, какие страны омываются водами Северного Ледовитого океана?

3. Самый большой остров в Арктике- …

4. Какому государству принадлежит остров Гренландия?

5. Назовите и покажите моря РФ, которые омывают побережье нашей страны

6. Почему Карское и Восточно-Сибирское моря менее соленые, чем Чукотское и Баренцево?

7. Какой пролив разделяет Евразию и Америку?

8. Назовите самую восточную островную точку РФ!

9. Кто такие поморы?

10. Сколько месяцев длится навигация по СМП (Северный морской путь)?


Подведение итогов урока.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!