СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Архитектура итальянского Возрождения. Урок-презентация по МХК/искусству, 10 класс, базовый уровень

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по МХК/искусство "Архитектура итальянского Возрождения" предназначена для учителей и учащихся 10 класса (УМК Г.И. Даниловой) базовый уровень. Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "МХК/искусство" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Архитектура итальянского Возрождения. Урок-презентация по МХК/искусству, 10 класс, базовый уровень»

МХК, 10 класс Урок № 28 Архитектура итальянского Возрождения  Пьеро делла Франческа. Вид идеального города. Ок.1480г. Урбино, Палаццо дукале  Д.З.:  Гл.25, творческая мастерская зад. 6 стр. 293 © ред. А.И. Колмаков

МХК, 10 класс

Урок № 28

Архитектура итальянского Возрождения

Пьеро делла Франческа. Вид идеального города. Ок.1480г. Урбино, Палаццо дукале

Д.З.: Гл.25, творческая мастерская зад. 6 стр. 293

© ред. А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА познакомить учащихся с архитектурой итальянского Возрождения;  расширить кругозор, развивать навыки анализа художественных произведений;  воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к культуре других народов планеты, к интернациональному культурному наследию.

ЦЕЛИ УРОКА

  • познакомить учащихся с архитектурой итальянского Возрождения;
  • расширить кругозор, развивать навыки анализа художественных произведений;
  • воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к культуре других народов планеты, к интернациональному культурному наследию.
ПОНЯТИЯ, ИДЕИ Гуманизм; Возрождение (Раннее, Позднее) ; палаццо; барокко; великие архитекторы Возрождения: Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, Д. Браманте, Микеланджело, Я. Сансовино, А. Палладио

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • Гуманизм;
  • Возрождение (Раннее, Позднее) ;
  • палаццо;
  • барокко;
  • великие архитекторы Возрождения: Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, Д. Браманте, Микеланджело, Я. Сансовино, А. Палладио

Универсальные учебные действия

  • высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных произведений архитектуры и аргументировать его в рамках свободной дискуссии; обобщать и систематизировать полученные знания о развитии и художественных принципах итальянской архитектуры эпохи Возрождения; проводить сравнительный анализ архитектурных сооружений эпохи итальянского Возрождения с произведениями Античности и Средних веков; комментировать научные точки зрения и оценки деятелей культуры; описывать и анализировать памятники архитектуры в единстве формы и содержания; разрабатывать индивидуальный творческий проект архитектурного сооружения в традициях идеального города Возрождения; готовить рассказ, выставку, презентацию о жизни и творчестве одного из архитекторов; снимать видеофильм о достопримечательностях одного из городов эпохи итальянского Возрождения
  • высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных произведений архитектуры и аргументировать его в рамках свободной дискуссии;
  • обобщать и систематизировать полученные знания о развитии и художественных принципах итальянской архитектуры эпохи Возрождения;
  • проводить сравнительный анализ архитектурных сооружений эпохи итальянского Возрождения с произведениями Античности и Средних веков;
  • комментировать научные точки зрения и оценки деятелей культуры;
  • описывать и анализировать памятники архитектуры в единстве формы и содержания;
  • разрабатывать индивидуальный творческий проект архитектурного сооружения в традициях идеального города Возрождения;
  • готовить рассказ, выставку, презентацию о жизни и творчестве одного из архитекторов;
  • снимать видеофильм о достопримечательностях одного из городов эпохи итальянского Возрождения
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Флорентийское чудо Брунеллески. Великие архитекторы эпохи Возрождения Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет архитектура итальянского Возрождения.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Флорентийское чудо Брунеллески.
  • Великие архитекторы эпохи Возрождения

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет архитектура итальянского Возрождения.

подвопросы Флорентийское чудо Брунеллески . Собор Санта-Мария дель Фьоре — архитектурный символ Флоренции. Оригинальность и новизна конструктивного решения. Соединение лучших традиций античного зодчества и новых архитектурных замыслов (на примере творений великого зодчего). Великие архитекторы эпохи Возрождения *. Творения Л. Б. Альберти: новая трактовка античного наследия (на примере памятников архитектуры). д. Браманте как основоположник архитектуры Высокого Возрождения, выработка собственного стиля зодчего. Архитектурный облик Венеции: парадность и красочность столицы Позднего Возрождения, уникальность природных условий. Основные типы общественных сооружений (на примере шедевров Я. Сансовино и А. Налладио)

подвопросы

  • Флорентийское чудо Брунеллески . Собор Санта-Мария дель Фьоре — архитектурный символ Флоренции. Оригинальность и новизна конструктивного решения. Соединение лучших традиций античного зодчества и новых архитектурных замыслов (на примере творений великого зодчего).
  • Великие архитекторы эпохи Возрождения *. Творения Л. Б. Альберти: новая трактовка античного наследия (на примере памятников архитектуры). д. Браманте как основоположник архитектуры Высокого Возрождения, выработка собственного стиля зодчего. Архитектурный облик Венеции: парадность и красочность столицы Позднего Возрождения, уникальность природных условий. Основные типы общественных сооружений (на примере шедевров Я. Сансовино и А. Налладио)
Проверка знаний учащихся эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени.  1. Возрождение – (Ренессанс) мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.  2.  Гуманизм –  этап в истории итальянской культуры, предшествующий Ренессансу. 3. Проторенессанс - реалистический взгляд на мир, следование самой природе  4. Особенность письма живописца Джотто -  новые принципы построения пространства, изображение интерьера, пейзажа и особенно внутреннего мира героев. 5. Художественные открытия Джотто -  сюжеты священного писания, античная мифология, психологический портрет. 6. Тематика работ Боттичелли –

Проверка знаний учащихся

эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени.

1. Возрождение –

(Ренессанс)

мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.

2. Гуманизм –

этап в истории итальянской культуры, предшествующий Ренессансу.

3. Проторенессанс -

реалистический взгляд на мир, следование самой природе

4. Особенность письма живописца Джотто -

новые принципы построения пространства,

изображение интерьера, пейзажа и особенно внутреннего мира героев.

5. Художественные

открытия Джотто -

сюжеты священного писания, античная мифология, психологический портрет.

6. Тематика работ Боттичелли –

7. Как называется данная работа и кто её выполнил?. Поцелуй Иуды (Джотто) Троица (Мазаччо) Благовещение  (Боттичелли) Святой Георгий (Донателло) Введение во храм  (Джотто) Мадонна с младенцем (Мазаччо) Оплакивание Христа (Боттичелли)

7. Как называется данная работа и кто её выполнил?.

Поцелуй Иуды (Джотто)

Троица (Мазаччо)

Благовещение

(Боттичелли)

Святой Георгий

(Донателло)

Введение во храм

(Джотто)

Мадонна с младенцем

(Мазаччо)

Оплакивание Христа

(Боттичелли)

Архитектура итальянского Возрождения

Архитектура итальянского Возрождения

Особенности архитектуры итальянского Возрождения : -возрождение классических античных традиций; создание светлых и гармоничных сооружений, выражающих рациональность, чёткость и ясность архитектурных форм.  В эпоху раннего Возрождения ( XV в. ) при сильном влиянии средневековой готики основное внимание уделялось строительству центрально-купольных храмовых сооружений и городских дворцов – палаццо.  К нач. Х VI в. происходят изменения в композиции, оформлении фасадов, внедряются ордерные элементы и пышный декор, монументальная архитектура. Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции Палаццо Веккьо во Флоренции

Особенности архитектуры итальянского Возрождения :

-возрождение классических античных традиций;

  • создание светлых и гармоничных сооружений, выражающих рациональность, чёткость и ясность архитектурных форм.

В эпоху раннего Возрождения ( XV в. ) при сильном влиянии средневековой готики основное внимание уделялось строительству

центрально-купольных храмовых сооружений и городских дворцов палаццо.

К нач. Х VI в. происходят изменения в композиции, оформлении фасадов, внедряются ордерные элементы и пышный декор, монументальная архитектура.

Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции

Палаццо Веккьо во Флоренции

Архитектуры эпохи Возрождения Л.Б.Альберти Ф.Брунеллески Д.Браманте Микеланджело Я. Сансовино А. Палладио

Архитектуры эпохи Возрождения

Л.Б.Альберти

Ф.Брунеллески

Д.Браманте

Микеланджело

Я. Сансовино

А. Палладио

Родина итальянского Возрождения - г.Флоренция - «Цветок Тосканы», «Зеркало Италии».

Родина итальянского Возрождения - г.Флоренция -

«Цветок Тосканы», «Зеркало Италии».

В нач.  XV в.  Флоренция претендовала на роль главного города Италии, служила своеобразной моделью современного города со своими открытиями, скульптурами и картинами – «культурная провинция». Закат Флоренции – костры инквизиции, сжигание книг, картин, скульптур, гравюр и рисунков известных мастеров.

В нач. XV в. Флоренция претендовала на роль главного города Италии, служила своеобразной моделью современного города со своими открытиями, скульптурами и картинами – «культурная провинция».

Закат Флоренции – костры инквизиции, сжигание книг, картин, скульптур, гравюр и рисунков известных мастеров.

Макет собора Санта-Мария дель Фьоре Филиппо Брунелески  ( 1377-1446 ),  архитектор В 1418 году власти Флоренции объявили конкурс на сооружение купола  для строящегося Кафедрального собора Санта-Мария дель Фьоре. Победителем этого конкурса стал Филиппо Брунеллески , который обошёл со своим проектом всех своих конкурентов. При этом Брунеллески целых четыре года доказывал комиссии свою способность построить самый большой купол в мире.

Макет собора Санта-Мария дель Фьоре

Филиппо Брунелески ( 1377-1446 ), архитектор

В 1418 году власти Флоренции объявили конкурс на сооружение купола для строящегося Кафедрального собора Санта-Мария дель Фьоре.

Победителем этого конкурса стал Филиппо Брунеллески , который обошёл со своим проектом всех своих конкурентов. При этом Брунеллески целых четыре года доказывал комиссии свою способность построить самый большой купол в мире.

Собор Санта-Мария дель Фьоре  (1296-1470)  - символ Флоренции Диаметр купола - 42 м, Высота – 35м Длина — 153 м Ширина— 90 м Брунеллески успел возвести только сам купол, а его завершение – верхняя часть купола - строили по чертежам после его смерти.

Собор Санта-Мария дель Фьоре (1296-1470) - символ Флоренции

Диаметр купола - 42 м,

Высота – 35м

Длина — 153 м

Ширина— 90 м

Брунеллески успел возвести только сам купол, а его завершение – верхняя часть купола - строили по чертежам после его смерти.

собор Санта-Мария дель Фьоре

собор Санта-Мария дель Фьоре

Устройство собора собор Санта-Мария дель Фьоре

Устройство собора

собор Санта-Мария дель Фьоре

Воспитательный дом  (1419-1444 )   Филиппо Брунелески Воспитательный дом во Флоренции - это первое здание  выполненное в стиле  Возрождения . Особую изюминку дому придаёт сине-белое сочетание стен и круглых медальонов с изображением младенцев, что придавала нарядность зданию.  Внутри приюта есть красивый двор. На втором этаже разместились коллекция фресок и галерея Приюта.

Воспитательный дом (1419-1444 ) Филиппо Брунелески

Воспитательный дом во Флоренции - это первое здание выполненное в стиле Возрождения . Особую изюминку дому придаёт сине-белое сочетание стен и круглых медальонов с изображением младенцев, что придавала нарядность зданию. Внутри приюта есть красивый двор. На втором этаже разместились коллекция фресок и галерея Приюта.

Воспитательный дом. Филиппо Брунелески

Воспитательный дом. Филиппо Брунелески

Церковь Сан-Лоренцо В 1419 году, Брунеллески впервые было предложено построить здание полностью по своему собственному проекту. Основатель рода Медичи пригласил Брунеллески разработать новый проект для церкви Сан-Лоренцо,  «желая сделать вещь красивую и богатую» .

Церковь Сан-Лоренцо

В 1419 году, Брунеллески впервые было предложено построить здание полностью по своему собственному проекту.

Основатель рода Медичи пригласил Брунеллески разработать новый проект для церкви Сан-Лоренцо,  «желая сделать вещь красивую и богатую» .

Леон Баттиста Альберти  1404-1472  - блестящий математик и физик, поэт и музыкант, философ и скульптор. Альберти. Палаццо Ручеллаи. 1446-1451 гг. Флоренция. Изучая различия между античными ордерами, он использовал их в декоративном оформлении фасадов зданий.  В его творчестве античное наследие получило новую трактовку и яркую пластическую выразительность. Величайшими творениями архитектора стали церковь Санта-Мария Новелла и палаццо Ручеллаи во Флоренции Статуя Альберто в Уффици

Леон Баттиста Альберти 1404-1472

- блестящий математик и физик, поэт и музыкант, философ и скульптор.

Альберти.

Палаццо Ручеллаи.

1446-1451 гг.

Флоренция.

Изучая различия между античными ордерами, он использовал их в декоративном оформлении фасадов зданий.

В его творчестве античное наследие получило новую трактовку и яркую пластическую выразительность.

Величайшими творениями архитектора стали церковь Санта-Мария Новелла и палаццо Ручеллаи во Флоренции

Статуя Альберто в Уффици

Внутренний дворик Лоджия Ручеллаи     Альберти. Палаццо Ручеллаи.

Внутренний дворик

Лоджия Ручеллаи  

Альберти. Палаццо Ручеллаи.

Церковь Санта-Мария Новелла  1470 год (Флоренция) - Альберти

Церковь Санта-Мария Новелла 1470 год (Флоренция) - Альберти

Донато Браманте  (1444–1514) - итальянский архитектор,  основоположник высокого Возрождения  Санта-Мария- делле-Грацие,  г.Милан (1492-1497). Глубоко впитав дух античной архитектуры, он сумел соединить его с лучшими достижениями зодчих того времени – Ф.Брунеллески. главная церковь доминиканского монастыря в западной части Милана. В трапезной этого храма находится одна из самых знаменитых фресок в мире — «Тайная вечеря»  Леонардо да Винчи.

Донато Браманте

(1444–1514) - итальянский архитектор, основоположник высокого Возрождения

Санта-Мария-

делле-Грацие,

г.Милан (1492-1497).

Глубоко впитав дух античной архитектуры, он сумел соединить его с лучшими достижениями зодчих того времени – Ф.Брунеллески.

главная церковь

доминиканского монастыря в западной части Милана. В трапезной этого храма находится одна из самых знаменитых фресок в мире — «Тайная вечеря» 

Леонардо да Винчи.

Талант Браманте раскрылся в Риме, куда он был приглашён Папой Юлием II . Браманте создал собственный стиль: центрические купольные сооружения, двор с колоннами и полуциркульными арками в нижнем этаже, круглые окна в верхнем этаже с орнаментом. В начале 16в. Браманте осуществил реконструкцию Ватикана , преобразовав его в единый архитектурный комплекс. Модель Ватикана Вилла Бельведер Карликовое государство внутри территории Рима.

Талант Браманте раскрылся в Риме, куда он был приглашён Папой Юлием II .

Браманте создал собственный стиль:

  • центрические купольные сооружения,
  • двор с колоннами и полуциркульными арками в нижнем этаже,
  • круглые окна в верхнем этаже с орнаментом.

В начале 16в. Браманте осуществил реконструкцию Ватикана , преобразовав его в единый архитектурный комплекс.

Модель Ватикана

Вилла Бельведер

Карликовое государство внутри территории Рима.

Собор Святого Петра   В основе плана Браманте лежал равноконечный греческий крест  вписанный в квадрат . В центре – огромный купол. В углах - четыре купольные капеллы, а по углам с внешней стороны - четыре колокольни. Композиция предполагалась строго симметричная.  Ко времени смерти Браманте были возведены лишь наружные стены храма на высоту сводов.

Собор

Святого

Петра

  В основе плана Браманте лежал равноконечный греческий крест вписанный в квадрат . В центре – огромный купол. В углах - четыре купольные капеллы, а по углам с внешней стороны - четыре колокольни. Композиция предполагалась строго симметричная.

Ко времени смерти Браманте были возведены лишь наружные стены храма на высоту сводов.

— отдельно стоящая часовня, возведённая Браманте по заказу испанских монархов  на римском холме Яникул в 1502 г.  Впервые перед римлянами предстало произведение высокого . Темпьетто входит в состав культового комплекса Сан-Пьетро-ин-Монторио, возведённого в Трастевере на месте, где предположительно был распят апостол Пётр. Темпьетто во дворе церкви  Сан-Пьетро-ин-Монторио , Рим

— отдельно стоящая часовня, возведённая Браманте по заказу испанских монархов  на римском холме Яникул в 1502 г.

Впервые перед римлянами предстало произведение высокого .

Темпьетто входит в состав культового комплекса Сан-Пьетро-ин-Монторио, возведённого в Трастевере на месте, где предположительно был распят апостол Пётр.

Темпьетто во дворе церкви 

Сан-Пьетро-ин-Монторио , Рим

Архитектура Венеции Венеция – столица Позднего Возрождения.

Архитектура Венеции

Венеция – столица Позднего Возрождения.

Венеция – город, расположенный на  118 островах , разделён 160 каналами через которые переброшено около  400 мостов. Большинство зданий здесь построено на сваях, дома тесно прижаты друг к другу. Эти уникальные природные условия во многом и определили характерные особенности венецианской культуры.

Венеция – город, расположенный на 118 островах , разделён 160 каналами через которые переброшено около 400 мостов. Большинство зданий здесь построено на сваях, дома тесно прижаты друг к другу.

Эти уникальные природные условия во многом и определили характерные особенности венецианской культуры.

Центр г.Венеции – площадь Сан - Марко Дворец дожей Собор Святого Марка Библиотека Сан-Марко

Центр г.Венеции – площадь Сан - Марко

Дворец дожей

Собор Святого Марка

Библиотека Сан-Марко

Библиотека собора Сан-Марко  1536г. Якопо Сансовино  1486-1570, итальянский архитектор и скульптор Высокого и Позднего Возрождения,  ученик Браманте. Во время строительства библиотеки, в декабре 1545 году Сансовино был отстранён от государственной службы за катастрофу — на строительстве произошло обрушение сводов перекрытий, через два года должность вернули, а самого Сансовино реабилитировали. Библиотека является самым прославленным сооружением мастера. Она находится на Пьяццетта ди Сан-Марко, эта небольшая площадь известна своей популярностью у писателей, художников и поэтов.

Библиотека собора Сан-Марко 1536г.

Якопо Сансовино 1486-1570, итальянский архитектор и скульптор

Высокого и Позднего Возрождения,

ученик Браманте.

Во время строительства библиотеки, в декабре 1545 году Сансовино был отстранён от государственной службы за катастрофу — на строительстве произошло обрушение сводов перекрытий, через два года должность вернули, а самого Сансовино реабилитировали. Библиотека является самым прославленным сооружением мастера. Она находится на Пьяццетта ди Сан-Марко, эта небольшая площадь известна своей популярностью у писателей, художников и поэтов.

По словам архитектора Палладио библиотека собора Сан-Марко была самым прекрасным и самым богато украшенным зданием.

По словам архитектора Палладио библиотека собора Сан-Марко была самым прекрасным и самым богато украшенным зданием.

Андреа Палладио  1508-1580 - крупнейший архитектор Венеции. Представитель Позднего Возрождения. На основе античных и ренессансных традиций разрабатывал типы городского дворца (палаццо Кьерикатив Виченце), загородной виллы («Ротонда» близ Виченцы), церковного здания (Иль Реденторе в Венеции).  Творчески осмыслил ордерную систему, добивался связи здания с городской или природной средой.  «Теоретик архитектуры»

Андреа Палладио 1508-1580

- крупнейший архитектор Венеции. Представитель Позднего Возрождения.

На основе античных и ренессансных традиций разрабатывал типы

городского дворца (палаццо Кьерикатив Виченце), загородной виллы («Ротонда» близ Виченцы),

церковного здания (Иль Реденторе в Венеции).

Творчески осмыслил ордерную систему, добивался связи здания с городской или природной средой. 

«Теоретик архитектуры»

Центральная часть фасада церкви выполнена в виде портика с четырьмя колоннами и треугольным фронтоном над ними . В нишах находятся статуи святого Георгия и святого Стефана. На тимпан е возвышается фигура более позднего времени – конца XVIII века.   В плане здание имеет форму латинского креста с перекрестно-открытым куполом .  Своды здания опираются на большие столбы – пилоны , украшенные пилястрами и полуколоннами.   В алтарной части помещен алтарь с бронзовыми скульптурами и двумя большими картинами Церковь Сан-Джорджо Маджоре (1565)

Центральная часть фасада церкви выполнена в виде портика с четырьмя колоннами и треугольным фронтоном над ними . В нишах находятся статуи святого Георгия и святого Стефана.

На тимпан е возвышается фигура более позднего времени – конца XVIII века.

В плане здание имеет форму латинского креста с перекрестно-открытым куполом .

Своды здания опираются на большие столбы – пилоны , украшенные пилястрами и полуколоннами.

В алтарной части помещен алтарь с бронзовыми скульптурами и двумя большими картинами

Церковь Сан-Джорджо Маджоре (1565)

Монастырь с церковью на острове Сан-Джорджо Маджоре

Монастырь с церковью на острове Сан-Джорджо Маджоре

Вилла «Ротонда»  1551-1567 Загородный дом, или вилла, построена на вершине холма под Виченцой для вышедшего в отставку ватиканского чиновника Паоло Альмерико. После перехода в 1591 г. в собственность братьев Капра вилла Альмерико была переименована в виллу Капра. Иногда её называют вилла Альмерико-Капра.  Квадрат с вписанный в него круглым залом перекрытый куполом. К каждой стороне примыкают портики с лестницами впереди.

Вилла «Ротонда» 1551-1567

Загородный дом, или вилла, построена на вершине холма под Виченцой для вышедшего в отставку ватиканского чиновника Паоло Альмерико.

После перехода в 1591 г. в собственность братьев Капра вилла Альмерико была переименована в виллу Капра.

Иногда её называют вилла Альмерико-Капра.

Квадрат с вписанный в него круглым залом перекрытый куполом. К каждой стороне примыкают портики с лестницами впереди.

Контрольные вопросы

Контрольные вопросы

Творческая мастерская

Творческая мастерская

Темы проектов, рефератов, сообщений

Темы проектов, рефератов, сообщений

рефлексия Оцените свою работу на уроке, закончите предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я научился… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось…

рефлексия

Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
Литература: Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И.  Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011  Искусство/ МХК. 10 кл . Базовый уровень : учебник / Г.И. Данилова. — 2-е изд., стериотип. - М.: Дрофа, 2014.   Калинина   Е.М., учитель ИЗО и МХК, МОУ

Литература:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
  • Искусство/ МХК. 10 кл . Базовый уровень : учебник / Г.И. Данилова. — 2-е изд., стериотип. - М.: Дрофа, 2014.
  •   Калинина   Е.М., учитель ИЗО и МХК, МОУ "Ермишинская средняя школа, р.п. Ермишь, Рязанская область, http://urokimxkizo.ucoz.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!