МХК, 10 класс
Урок № 28
Архитектура итальянского Возрождения
Пьеро делла Франческа. Вид идеального города. Ок.1480г. Урбино, Палаццо дукале
Д.З.: Гл.25, творческая мастерская зад. 6 стр. 293
© ред. А.И. Колмаков
ЦЕЛИ УРОКА
- познакомить учащихся с архитектурой итальянского Возрождения;
- расширить кругозор, развивать навыки анализа художественных произведений;
- воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к культуре других народов планеты, к интернациональному культурному наследию.
ПОНЯТИЯ, ИДЕИ
- Гуманизм;
- Возрождение (Раннее, Позднее) ;
- палаццо;
- барокко;
- великие архитекторы Возрождения: Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, Д. Браманте, Микеланджело, Я. Сансовино, А. Палладио
Универсальные учебные действия
- высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных произведений архитектуры и аргументировать его в рамках свободной дискуссии; обобщать и систематизировать полученные знания о развитии и художественных принципах итальянской архитектуры эпохи Возрождения; проводить сравнительный анализ архитектурных сооружений эпохи итальянского Возрождения с произведениями Античности и Средних веков; комментировать научные точки зрения и оценки деятелей культуры; описывать и анализировать памятники архитектуры в единстве формы и содержания; разрабатывать индивидуальный творческий проект архитектурного сооружения в традициях идеального города Возрождения; готовить рассказ, выставку, презентацию о жизни и творчестве одного из архитекторов; снимать видеофильм о достопримечательностях одного из городов эпохи итальянского Возрождения
- высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных произведений архитектуры и аргументировать его в рамках свободной дискуссии;
- обобщать и систематизировать полученные знания о развитии и художественных принципах итальянской архитектуры эпохи Возрождения;
- проводить сравнительный анализ архитектурных сооружений эпохи итальянского Возрождения с произведениями Античности и Средних веков;
- комментировать научные точки зрения и оценки деятелей культуры;
- описывать и анализировать памятники архитектуры в единстве формы и содержания;
- разрабатывать индивидуальный творческий проект архитектурного сооружения в традициях идеального города Возрождения;
- готовить рассказ, выставку, презентацию о жизни и творчестве одного из архитекторов;
- снимать видеофильм о достопримечательностях одного из городов эпохи итальянского Возрождения
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
- Флорентийское чудо Брунеллески.
- Великие архитекторы эпохи Возрождения
Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет архитектура итальянского Возрождения.
подвопросы
- Флорентийское чудо Брунеллески . Собор Санта-Мария дель Фьоре — архитектурный символ Флоренции. Оригинальность и новизна конструктивного решения. Соединение лучших традиций античного зодчества и новых архитектурных замыслов (на примере творений великого зодчего).
- Великие архитекторы эпохи Возрождения *. Творения Л. Б. Альберти: новая трактовка античного наследия (на примере памятников архитектуры). д. Браманте как основоположник архитектуры Высокого Возрождения, выработка собственного стиля зодчего. Архитектурный облик Венеции: парадность и красочность столицы Позднего Возрождения, уникальность природных условий. Основные типы общественных сооружений (на примере шедевров Я. Сансовино и А. Налладио)
Проверка знаний учащихся
эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени.
1. Возрождение –
(Ренессанс)
мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.
2. Гуманизм –
этап в истории итальянской культуры, предшествующий Ренессансу.
3. Проторенессанс -
реалистический взгляд на мир, следование самой природе
4. Особенность письма живописца Джотто -
новые принципы построения пространства,
изображение интерьера, пейзажа и особенно внутреннего мира героев.
5. Художественные
открытия Джотто -
сюжеты священного писания, античная мифология, психологический портрет.
6. Тематика работ Боттичелли –
7. Как называется данная работа и кто её выполнил?.
Поцелуй Иуды (Джотто)
Троица (Мазаччо)
Благовещение
(Боттичелли)
Святой Георгий
(Донателло)
Введение во храм
(Джотто)
Мадонна с младенцем
(Мазаччо)
Оплакивание Христа
(Боттичелли)
Архитектура итальянского Возрождения
Особенности архитектуры итальянского Возрождения :
-возрождение классических античных традиций;
- создание светлых и гармоничных сооружений, выражающих рациональность, чёткость и ясность архитектурных форм.
В эпоху раннего Возрождения ( XV в. ) при сильном влиянии средневековой готики основное внимание уделялось строительству
центрально-купольных храмовых сооружений и городских дворцов – палаццо.
К нач. Х VI в. происходят изменения в композиции, оформлении фасадов, внедряются ордерные элементы и пышный декор, монументальная архитектура.
Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции
Палаццо Веккьо во Флоренции
Архитектуры эпохи Возрождения
Л.Б.Альберти
Ф.Брунеллески
Д.Браманте
Микеланджело
Я. Сансовино
А. Палладио
Родина итальянского Возрождения - г.Флоренция -
«Цветок Тосканы», «Зеркало Италии».
В нач. XV в. Флоренция претендовала на роль главного города Италии, служила своеобразной моделью современного города со своими открытиями, скульптурами и картинами – «культурная провинция».
Закат Флоренции – костры инквизиции, сжигание книг, картин, скульптур, гравюр и рисунков известных мастеров.
Макет собора Санта-Мария дель Фьоре
Филиппо Брунелески ( 1377-1446 ), архитектор
В 1418 году власти Флоренции объявили конкурс на сооружение купола для строящегося Кафедрального собора Санта-Мария дель Фьоре.
Победителем этого конкурса стал Филиппо Брунеллески , который обошёл со своим проектом всех своих конкурентов. При этом Брунеллески целых четыре года доказывал комиссии свою способность построить самый большой купол в мире.
Собор Санта-Мария дель Фьоре (1296-1470) - символ Флоренции
Диаметр купола - 42 м,
Высота – 35м
Длина — 153 м
Ширина— 90 м
Брунеллески успел возвести только сам купол, а его завершение – верхняя часть купола - строили по чертежам после его смерти.
собор Санта-Мария дель Фьоре
Устройство собора
собор Санта-Мария дель Фьоре
Воспитательный дом (1419-1444 ) Филиппо Брунелески
Воспитательный дом во Флоренции - это первое здание выполненное в стиле Возрождения . Особую изюминку дому придаёт сине-белое сочетание стен и круглых медальонов с изображением младенцев, что придавала нарядность зданию. Внутри приюта есть красивый двор. На втором этаже разместились коллекция фресок и галерея Приюта.
Воспитательный дом. Филиппо Брунелески
Церковь Сан-Лоренцо
В 1419 году, Брунеллески впервые было предложено построить здание полностью по своему собственному проекту.
Основатель рода Медичи пригласил Брунеллески разработать новый проект для церкви Сан-Лоренцо, «желая сделать вещь красивую и богатую» .
Леон Баттиста Альберти 1404-1472
- блестящий математик и физик, поэт и музыкант, философ и скульптор.
Альберти.
Палаццо Ручеллаи.
1446-1451 гг.
Флоренция.
Изучая различия между античными ордерами, он использовал их в декоративном оформлении фасадов зданий.
В его творчестве античное наследие получило новую трактовку и яркую пластическую выразительность.
Величайшими творениями архитектора стали церковь Санта-Мария Новелла и палаццо Ручеллаи во Флоренции
Статуя Альберто в Уффици
Внутренний дворик
Лоджия Ручеллаи
Альберти. Палаццо Ручеллаи.
Церковь Санта-Мария Новелла 1470 год (Флоренция) - Альберти
Донато Браманте
(1444–1514) - итальянский архитектор, основоположник высокого Возрождения
Санта-Мария-
делле-Грацие,
г.Милан (1492-1497).
Глубоко впитав дух античной архитектуры, он сумел соединить его с лучшими достижениями зодчих того времени – Ф.Брунеллески.
главная церковь
доминиканского монастыря в западной части Милана. В трапезной этого храма находится одна из самых знаменитых фресок в мире — «Тайная вечеря»
Леонардо да Винчи.
Талант Браманте раскрылся в Риме, куда он был приглашён Папой Юлием II .
Браманте создал собственный стиль:
- центрические купольные сооружения,
- двор с колоннами и полуциркульными арками в нижнем этаже,
- круглые окна в верхнем этаже с орнаментом.
В начале 16в. Браманте осуществил реконструкцию Ватикана , преобразовав его в единый архитектурный комплекс.
Модель Ватикана
Вилла Бельведер
Карликовое государство внутри территории Рима.
Собор
Святого
Петра
В основе плана Браманте лежал равноконечный греческий крест вписанный в квадрат . В центре – огромный купол. В углах - четыре купольные капеллы, а по углам с внешней стороны - четыре колокольни. Композиция предполагалась строго симметричная.
Ко времени смерти Браманте были возведены лишь наружные стены храма на высоту сводов.
— отдельно стоящая часовня, возведённая Браманте по заказу испанских монархов на римском холме Яникул в 1502 г.
Впервые перед римлянами предстало произведение высокого .
Темпьетто входит в состав культового комплекса Сан-Пьетро-ин-Монторио, возведённого в Трастевере на месте, где предположительно был распят апостол Пётр.
Темпьетто во дворе церкви
Сан-Пьетро-ин-Монторио , Рим
Архитектура Венеции
Венеция – столица Позднего Возрождения.
Венеция – город, расположенный на 118 островах , разделён 160 каналами через которые переброшено около 400 мостов. Большинство зданий здесь построено на сваях, дома тесно прижаты друг к другу.
Эти уникальные природные условия во многом и определили характерные особенности венецианской культуры.
Центр г.Венеции – площадь Сан - Марко
Дворец дожей
Собор Святого Марка
Библиотека Сан-Марко
Библиотека собора Сан-Марко 1536г.
Якопо Сансовино 1486-1570, итальянский архитектор и скульптор
Высокого и Позднего Возрождения,
ученик Браманте.
Во время строительства библиотеки, в декабре 1545 году Сансовино был отстранён от государственной службы за катастрофу — на строительстве произошло обрушение сводов перекрытий, через два года должность вернули, а самого Сансовино реабилитировали. Библиотека является самым прославленным сооружением мастера. Она находится на Пьяццетта ди Сан-Марко, эта небольшая площадь известна своей популярностью у писателей, художников и поэтов.
По словам архитектора Палладио библиотека собора Сан-Марко была самым прекрасным и самым богато украшенным зданием.
Андреа Палладио 1508-1580
- крупнейший архитектор Венеции. Представитель Позднего Возрождения.
На основе античных и ренессансных традиций разрабатывал типы
городского дворца (палаццо Кьерикатив Виченце), загородной виллы («Ротонда» близ Виченцы),
церковного здания (Иль Реденторе в Венеции).
Творчески осмыслил ордерную систему, добивался связи здания с городской или природной средой.
«Теоретик архитектуры»
Центральная часть фасада церкви выполнена в виде портика с четырьмя колоннами и треугольным фронтоном над ними . В нишах находятся статуи святого Георгия и святого Стефана.
На тимпан е возвышается фигура более позднего времени – конца XVIII века.
В плане здание имеет форму латинского креста с перекрестно-открытым куполом .
Своды здания опираются на большие столбы – пилоны , украшенные пилястрами и полуколоннами.
В алтарной части помещен алтарь с бронзовыми скульптурами и двумя большими картинами
Церковь Сан-Джорджо Маджоре (1565)
Монастырь с церковью на острове Сан-Джорджо Маджоре
Вилла «Ротонда» 1551-1567
Загородный дом, или вилла, построена на вершине холма под Виченцой для вышедшего в отставку ватиканского чиновника Паоло Альмерико.
После перехода в 1591 г. в собственность братьев Капра вилла Альмерико была переименована в виллу Капра.
Иногда её называют вилла Альмерико-Капра.
Квадрат с вписанный в него круглым залом перекрытый куполом. К каждой стороне примыкают портики с лестницами впереди.
Контрольные вопросы
Творческая мастерская
Темы проектов, рефератов, сообщений
рефлексия
Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я научился…
- Я смог…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
Литература:
- Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
- Искусство/ МХК. 10 кл . Базовый уровень : учебник / Г.И. Данилова. — 2-е изд., стериотип. - М.: Дрофа, 2014.
- Калинина Е.М., учитель ИЗО и МХК, МОУ "Ермишинская средняя школа, р.п. Ермишь, Рязанская область, http://urokimxkizo.ucoz.ru/