СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Архитектура Западноевропейского Средневековья"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая разработка урока МХК для 10 класса по программе Г.И. Даниловой

Просмотр содержимого документа
«"Архитектура Западноевропейского Средневековья"»




Тема урока: «Архитектура западноевропейского Средневековья»

Цели:

Обучающие:

  1. Познакомить учащихся с обликом романской и готической архитектуры;

  2. Выявить элементы каркасной системы готических соборов.

Развивающие:

  1. Продолжить развитие навыков описания архитектурного сооружения через подбор ряда прилагательных или существительных, выстраивая ассоциативный ряд;

  2. Развивать логику мышления в процессе анализа произведения архитектуры (умение сопоставлять, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы по изученному материалу);

  3. Развивать умение отбирать материал при подготовке сообщения, ярко и лаконично преподносить информацию.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать художественный вкус и уважительное отношение к культурному наследию Средневековья.

  2. Прививать навыки коммуникативной культуры (умение слушать собеседника, уважать его мнение, уметь отстаивать свою точку зрения)

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: ПК, проектор, компьютерная презентация, музыкальное оформление (группа Avis Dei – композиция «Зелёные рукава», Гендель «Аллилуйя»).

Методы: обучение в диалоге, проблемные задания, подготовка сообщения, составление словаря урока.

Ход урока:

У: Сегодня мы продолжаем разговор об эпохе Средневековья в Европе. Нагляднее и красноречивее всего о ней нам расскажут произведения архитектуры, т.к в этот период архитектура занимает исключительное положение и становится главным видом искусства.

В архитектуре Средневековья выделяют два основный стиля:

- романский (X – XIIвв.)

- готический (XIII – XVвв.)

Романский стиль архитектуры.

Термин романский стиль (лат. romanus) появился в начале 19 столетия. Так обозначали европейское искусство 10 – 12 вв., в котором исследователи усматривали влияние так называемого «романского» (римского) зодчества. Романское искусство развивалось на территории от Испании до Польши, включая Италию на юге, Великобританию и Скандинавские страны на севере.

Под музыку группы Avis Dei демонстрируются слайды №№ 3 - 16 Замки романского стиля

У: Перед вами средневековые феодальные замки 10 – 12 вв.

- какие мысли и чувства у вас вызывает романская архитектура?

- какими определениями можно охарактеризовать архитектуру романского стиля?

Уч: Суровость, грозность, строгость и простота. Стены толстые, крепкие, массивные. Прочно стоят на земле.






У: что вы можете сказать по поводу архитектурного силуэта? Из каких геометрических форм он сложен? Присутствуют ли украшения на стенах?

Уч: архитектурный силуэт ясный, простой, сложен из простых геометрических форм. Наружная отделка практически отсутствует.

У: к какому типу построек относятся эти сооружения?

Уч: это феодальные замки.

У: как бы вы назвали архитектуру романского типа? Знаменитый скульптор О. Роден дал этой архитектуре выразительную характеристику: «Тяжелое безмолвие». Здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные мощные стены из тёсанных камней стены с узкими проёмами окон и дверей. С чем связаны такие особенности романской архитектуры?

Уч: Такие особенности романской архитектуры средневекового замка связаны с тем, что замок нёс в себе, в первую очередь, оборонительное назначение.

У: Исторически романское искусство (10 – 12 вв.) соответствовало периоду феодализма. Желая иметь надеж­ную армию, короли, как награду за службу, раздавали своим верным воинам зе­мельные наделы, которые назывались на германский лад леном (займом) или фео­дом, что и дало наименование сложившемуся в IX-XI вв. общественному строю.

К этому же времени относится и зарождение рыцарства. Само слово «ры­царь» означает в переводе с немецкого «всадник». Рыцарем сын знатного чело­века становился с момента вручения ему оружия, когда он достигал возраста, чтобы стать воином. Юноша благородного происхождения, прежде чем сделаться рыцарем, в течение некоторого времени должен был исполнять обязан­ности оруженосца при каком-либо сеньоре. Когда подходил срок, юноша полу­чал меч как символ его нового положения. Кроме меча посвящаемый получал панцирь, шлем и копье. Ночь перед посвящением будущий рыцарь проводил в церкви в молитве, а его меч, положенный на алтарь, получал благословение духовного лица. Это означало, что рыцарь являлся защитником церкви и хри­стианской веры. Рыцари должны были также оказывать покровительство вдо­вам, сиротам, паломникам. Но вместо этого они постоянно враждовали между собой, совершали набеги и грабили. Бесконечные распри рыцарей при почти не прекращающихся войнах обусло­вили появление укрепленных замков. Европа буквально покрылась замками.

Сообщение ученика: Не­смотря на свое сугубо утилитарное назначение, замок стал символом власти сеньора над окрестными землями, а также культурным символом эпохи. Замок был не только жилищем феодалов, оборонительный сооружением. Но и важнейшим центром духовной и культурной жизни. В замке проходили рыцарские турниры, устраивались состязания певцов и музыкантов, выступали бродячие актёры. Обычно замок строили на естественной возвышенности, и он доминировал над окрестно­стью, либо на островах широких рек и озер. Замок являлся одновременно и жи­лищем феодала, и крепостью, поэтому большое внимание уделялось стенам. Толщиной они были в несколько метров, их окружали глубокие рвы, заполнен­ные водой. Единственным входом в замок служили ворота через башню, от кото­рой через ров наводили подъемный мост. Но даже если авангард наступающих перескакивал через мост, в узком проходе башни опускалась массивная решетка. Стены замка увенчивались зубцами, позади которых был деревянный настил, и защитники оттуда стреляли по врагу, или же сбрасывали камни, или выливали кипящую смолу, нечистоты - все, что оказывалось под рукой. Со временем баш­ни стали делать круглыми, чтобы увеличить радиус обстрела, а в верхней части помещали особые нависающие галерейки с люками в полу. В центре двора возво­дилась каменная башня - донжон - последнее убежище в случае осады. (Слайд №17) Обычно это была трех-четырехэтажная башня, с очень толстыми стенами и узенькими, редко расположенными окнами. Это как бы крепость внутри крепости. Наряду с оборонительной, донжоны обычно выполняли функцию жилища феодалов. Также в нём часто располагались различные важные помещения замка — оружейные, главный колодец, склады продовольствия.






В XII в. рядом с донжоном стали строить дом, возле него капеллу, погреба, кухню, конюшни. К внутреннему двору примыкал более широкий двор с мельницей, пекарней, ремесленными мастерскими. Во время осады он служил убежищем для окрестных жителей. Таким был один из величественных и мощных замков Франции. (Слайды № 18 – 19)

Архитектура Испании несла на себе отпечаток реконкисты - освободительных религиозных войн с маврами. Почти все строения - монастыри, города, замки - имели характер крепостей и воз­водились на вершинах обрывистых скал. Особенно много таких строений было в Кастилии, даже получившей свое название от испанского слова castillo - крепость. Самым большим и величественным из романских замков Кастилии является по­строенный на крутой скале в Сеговии королевский дворец Алькасар, окруженный толстыми стенами, вырастающими прямо из скалы, с множеством башен.

Таким образом, устройство жилища феодала диктовалось прежде всего не­обходимостью обороны, а не стремлением к комфорту и красоте.

Учитель подводит микроитог (Слайд № 20)

Что характерно для романских феодальных замков?

Как называется главная башня в романских феодальных замках?

Слайд № 21

У: Центром романского города и наиболее совершенным воплощением романско­го представления о жизни городской коммуны являлся кафедральный городской со­бор. По свидетельству монаха Рауля Глабера, приблизительно через три года после 1000 г. весь мир единодушно сбросил древнее рубище, чтобы облечься в белоснеж­ные одежды церквей, хотя большинство из них были еще достаточно хороши и не требовали переделок; христианские народы словно соперничали между собой в ве­ликолепии, стараясь превзойти друг друга изяществом своих храмов. Этот размах строительства был обусловлен той огромной ролью, которую стала играть цер­ковь. XI-XII века были временем господства теологии во всех областях, в том чис­ле и в науке, и в политике, а появление ересей, ставило перед церковью задачу демонстрации своего могущества, выра­жавшейся прежде всего в архитектурных формах.

Господствующий тип храма – вытянутая в плане базилика, символизирующая главную идею католической церкви – идею крестного пути, пути страдания и искупления грехов. Здание церкви мыслилось как центр Вселенной, земное воплощение божественной модели мира. Дом Бога был призван изолировать человека от волнений и страстей мира житейского. Ничто не должно было отвлекать от сокровенного общения с Богом.

Храм подобного типа должен был вмещать большое количество людей. Поэтому перед архитекторами встала задача расширения внутреннего пространства. (Слайды № 22 – 23)

С этой целью:

1.вместо деревянных стали использовать каменные перекрытия. Купола мало соответствовали продольному плану подобных построек, поэтому в романских храмах стали использовать цилиндрические (над центральным нефом) и крестовые (над боковыми нефами) своды перекрытий. (Слайд 24) Использование крестовых сводов позволило увеличить объём базилики, но и потребовало более мощных опор для распределения нагрузок, что обусловило появление толстых стен с небольшим количеством узких проёмов и массивных столбов центрального нефа.

2. (Слайд № 25) новшество – поперечный неф перед алтарём (трансепт) Тяжёлая поступь опорных столбов центрального нефа, тонувшего в полумраке, в предалтарной части прерывалась «рукавами» трансепта, которые завершались великолепными оконными проёмами – розами с цветными стекольными вставками – витражами.. сосредоточение света в восточной части храма, льющегося из окон апсид и трансепта зримо олицетворяло идею единоборства косной материи и божественного света, а также обозначало границу между небесной и земной сферами. Между мирянами и клиром.

3. (Слайд № 26) увеличили восточную часть храма (хор), предназначенную для духовенства. Под хором располагались небольшие подземные помещения, служившие местом хранения церковных реликвий, а также использовавшиеся для погребений.






4 (Слайд № 27) Внешний облик романских храмов дополняли башни: центральная крупная на средокрестье и боковые – квадратные и восьмигранные. Лейтмотив романского архитектурного стиля – полуциркульная арка. Она повторялась в арках нефов, в очертаниях сводов, оконных и дверных проёмах, завершала входной портал. (Слайд № 28) Входы соборов стали оформлять в виде расположенных одна за другой, уменьшающихся полукруглых арок, опирающихся на пристенные колонны, так называемый перспективный портал.

Порталы романский церквей имели скульптурное убранство, которое выполняло очень важную просветительскую функцию. (Слайд № 29 Страшный суд на тимпане портала церкви Сен Дени. Париж) Прежде всего оно говорило о суровом и неотвратимом наказании человека за греховную земную жизнь. В центре композиции обычно изображали восседающего на троне Христа, а остальное пространство полукруглой части над дверным проёмом делилось на регистры. В верхнем изображалась Дева Мария и некоторые апостолы, в нижних, по правую руку от Христа, располагался рай, слева – ужасающие подробности ада. Стоя перед таким порталом верующий всерьёз боялся конца света и больше думал о спасении собственной души.

Крупнейшими центрами романской архитектуры стали Франция, Германия, Италия. Несмотря на формирование в романскую эпоху общеевропейского архитектурного стиля, в этих странах сложились региональные художественные школы, в которых были свои различия. (Слайды № 30 – 34)

Учитель подводит микроитог по романскому архитектурному стилю. Составление словаря: базилика, трансепт, хор, полуциркульная арка, перспективный портал.

Архитектура готики

У: Наименование «готическое искусство» (от итал. gotico – «готский», по названию германского племени) возникло в эпоху Возрождения. «Готическое» в те времена означало «варварское» в противовес «римскому»: готическим называли средневековое искусство Северной Европы, которое не следовало античным традициям, а значит, не представляло интереса для современников (эпохи Возрождения).

Готика явилась высшей ступенью средневекового искусства и первым в истории общеевропейским художественным стилем. Родиной готического стиля считается Франция, а его основой – церковное зодчество.

Под музыку Генделя «Аллилуйя» из оратории «Мессия» демонстрируются слайды № 36 – 41)

У: какие эмоциональные чувства у вас вызывает готическая архитектура? Какими определениями можно охарактеризовать данную архитектуру? Какое название дали бы ей вы?

Уч: Впечатление лёгкости, невесомости, ажурности. Вертикальность, остроконечность, насыщенность пластикой, лёгкость, динамичность. Устремлённость ввысь, к небу, к Богу.

У: «Застывшей музыкой в камне» называли этот стиль французы. Внешний вид готического собора с его острыми шпилями, богато украшенными порталами рождал в душе человека восторг и удивление перед подобным творением рук человеческих. Как величественный корабль на волнах житейского моря, он горделиво возвышался над городом. При взгляде на готический собор создавалось впечатление, что вся его каменная громада легко движется вверх наперекор законам физики, наглядно воплощая идею торжества человеческого духа над плотью.

Готические соборы были главными архитектурными сооружениями и украшениями городов позднего Средневековья. Именно они являлись центром общественной и духовной жизни средневекового города. Их стены были свидетелями пышных праздничных литургий и будничных богослужений. Здесь проходили торжественные церемонии, коронование царей, отмечались всенародные празднества, устраивались религиозные театрализованные представления.

В основе готического собора – романская базилика. Какие архитектурные преобразования были сделаны для создания ощущения простора, большей вместимости и, вместе с тем, лёгкости сооружения?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, учащимся раздаются листы с распечатанным текстом (см. Приложение 1). На самостоятельную работу с текстом отводится 5 мин. После этого идёт совместное обсуждение каркасной конструкции с просмотром слайдов 43 - 59





Учитель подводит итог обсуждению, учащиеся составляют словарь (нервюра, аркбутан, контрфорс, пинакль, фиал, стрельчатая арка, вимперги)

Для закрепления темы урока учащимся предлагается таблица, в которой необходимо соотнести утверждения с соответствующим стилем архитектуры:



романика

утверждения

готика


  1. Собор может иметь колоссальный размер

  2. Окна могут занимать весь простенок между колоннами

  3. Нагрузку несут стены по всей длине собора

  4. Помещения визуально объединены в одно целое благодаря тонкости опорных колонн

  5. Окна небольшие, так как прорезают несущую стену

  6. Нагрузку передают элементы каркасной конструкции, равномерно распределённые по периметру здания

  7. Тонкие стены, возведённые между колоннами, являются ненесущими перегородками

  8. Все помещения разграничены между собой массивными стенами и колоннами

  9. Окна могут занимать весь простенок между колоннами, вместо перегородки




У: Готический стиль держался в Европе свыше трех веков и прошел три основ­ные стадии развития:

1. В период зарождения и в последующее столетие он опреде­лялся как ранняя готика (XII-XIII вв.).

2. В XIV в. он получил название «лучистая готика» от формы горбылей в окне-розе, лучами расходящихся от центра.

3. Даль­нейшее развитие стиля в XV в., характеризующееся избытком украшений, излюб­ленным мотивом которых стало качающееся пламя свечи, определило его новое название - «пламенеющая готика». (Слайды № 63 – 68)

Готика, как никакой другой стиль, предоставила христианской церкви новые возможности для своего утверждения. Во всех чертах готического искусства, в особенностях католического обряда виден расчёт на натиск, на использование захватывающих театральных эффектов, на усиление эмоционального начала. Торжественно-эмоциональный ход богослужения, сопровождаемый духовной музыкой, нашёл эффективную поддержку в архитектурном облике храма, и вместе они достигали основной цели – привести верующих в состояние религиозного экстаза.

Учитель оценивает работу учащихся.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!