СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Архитектура средневековья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сравнительный анализ романского и готического стилей

Просмотр содержимого документа
«Архитектура средневековья»

Урок всеобщей истории в 6 классе

Тема: Архитектура западноевропейского Средневековья. Романский и готический стили.

Цель: 

  • формирование у учащихся представлений о художественной культуре Средневековья. 

Задачи:

  • ознакомить учащихся и истоками и характером романского и готического стилей;

  • выявить отличительные особенности романского и готического стилей;  развивать познавательную активность;

  • воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира искусства, интерес к искусству и его истории.

Оборудование:

  • компьютер, экран

Ход урока. 

I Организационный этап.

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с художественной культурой эпохи Средневековья.

Работа в тетради. (слайд №1)

Тема «Архитектура западноевропейского Средневековья».

II Изучение нового материала.

1. Постановка цели.

- Наибольшее развитие в средневековую эпоху получает монументальная архитектура. И сегодня на уроке мы познакомимся с архитектурными стилями Средневековья, будем учиться их различать.

2. Работа в тетради. (слайд № 2)

 Cтиль – устойчивое единство художественных приемов и средств, используемых при создании произведений искусства.

3. Словарная работа.

- Во время урока вы услышите слова – специальные термины, которые употребляются в архитектуре. И чтобы вам было понятно,  чем идет речь, я бы хотела прокомментировать  эти термины.

  • Свод – выпуклая архитектурная конструкция; используется как покрытие или перекрытие сооружений.

  • Капитель – венчающая часть колонны или столба.

  • Рельеф – полу-объемное скульптурное изображение. (слайд № 3)

  • Портал – архитектурно оформленный вход в здание

  • Фасад – в архитектуре наружная, главная сторона здания. (слайд № 4)

  • Фронтон –  верхняя треугольная часть фасада храма

- У нас работали две поисковые группы учащихся, которые подготовили информацию по данным стилям. Ваша задача, знакомясь с архитектурными стилями средневековой Европы, заполнить сравнительную таблицу (в тетрадях начертить). (слайд № 5)


«Особенности стилей средневекового искусства»


Романский стиль

Готический стиль

Церковная архитектура



Светская 

архитектура



Живопись



Скульптура




I часть

4. Сообщение  1 ученика о происхождении термина «романское искусство» (слайд № 6)

Термин «романское искусство» появился в начале XIX столетия. Так обозначали европейское искусство X-XII веков. Ученые полагали, что архитектура в тот период находилась под сильным влиянием так называемого «романского» зодчества  (от лат. romanus – римский). Позже взгляд исследователей на средневековое искусство изменился, но название «романское искусство» сохранилось.

Становление романского искусства в различных странах  и областях Европы происходило неравномерно. Если на северо-востоке Франции период романики завершился в конце XII века, то в Германии и Италии характерные черты этого стиля наблюдались даже в XIII  столетии.

5. Работа в тетради.

Термин «романское искусство» возник в XIX веке, так обозначают стиль европейского искусства X-XII веков.

6. Сообщение 2 ученика «Краткая характеристика романской архитектуры»

Архитектура романского стиля отличалась оборонительным, крепостным характером – имела массивные стены, узкие окна, высокие башни. Такая особенность была вызвана частыми войнами, суровыми условиями жизни и желанием отгородится от внешнего мира. Постройки этого периода отличались суровой простотой, ясностью объемов, внушительностью, тяжеловесностью, монолитностью, замкнутостью, отсутствием украшений. Созданные преимущественно для сельского ландшафта они прекрасно гармонировали с природным окружением.

7. Слово учителя. (слайд № 6)

- Главными и наиболее значимыми сооружениями романского стиля были монастырь-крепость, храм – крепость, замок-крепость. Основным типом культового здания был собор. Романский храм, вытянутый в плане в виде латинского креста, олицетворял собой модель мира и отражал католическую идею «крестного пути» страдания и искупления грехов.

- В романской архитектуре получили распространение башни: узкие, высокие с шатровыми вершинами сторожили храм с восточной и западной стороны. 

                                                                           

- Важным элементом романской архитектуры была колонна, ее  капитель украшена скульптурным орнаментом.

- Но ведущим началом романского зодчества была стена.

- Если есть гладкие стены, то их можно украсить. Каким образом? (росписью)

- Стены романских храмов были украшены фресками  и мозаиками. К сожалению, живопись романского периода практически не сохранилась.

- В романский период впервые появилась монументальная скульптура. Скульптурные изображения – рельефы – располагались,  как правило,  на  порталах (архитектурно оформленных входах).

- Если храм представлялся крепостью бога, то замок – крепостью рыцаря. Романские каменные замки с мощными оборонительными стенами были неприступными крепостями. Возводились замки у реки на холме, окруженном рвом с водой, через ров перекидывался подъемный мост.

8. Сообщение 3 ученика об одном из памятников романской архитектуры

Собор и башня в Пизе. Начало строительства – 1063 г. Италия. (слайд № 7)

К выдающимся произведениям архитектуры Центральной Италии, впитавшей античные традиции,  относится знаменитый комплекс в Пизе. Этот прекрасный ансамбль, включавший в себя собор и башню, создавался в течение долгого времени: строительство было начато в 1063 году, а закончилось лишь в XII веке. В XI веке здесь работал архитектор Бускетто, в XII веке – архитектор Райнальдо. Самой известной частью комплекса является знаменитая Пизанская «падающая» башня. Некоторые исследователи полагают, что башня наклонилась в результате  оседания фундамента в самом начале работ, и тогда было решено сделать ее наклонной.

9. Микро-итог.

- Именно в романской архитектуре впервые появились огромные здания,  целиком выстроенные из камня. Своды, массивные толстые стены, крупные опоры, обилие гладких поверхностей, скульптурный орнамент – характерные черты романской церкви. 

(Заполнение таблицы в тетрадях). «Особенности стилей средневекового искусства»



Романский стиль

Готический стиль

Церковная архитектура

Своды, массивные толстые стены, крупные опоры, обилие гладких поверхностей, скульптурный орнамент

Ажурные формы, арки, галереи, башни, громадные окна – витражи, обилие скульптур.

Светская 

архитектура



Живопись



Скульптура



 

II часть

1. Сообщение 3 ученика о происхождении термина «готическое искусство».

Наименование «готическое искусство» (от итал. gotico – «готский», по названию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения. «Готическое» в те времена означало «варварское» в противовес «римскому»: готическим называли искусство, которое не следовало античным традициям, а значит,  не представляло интереса для современников.

Представления о том, что готическое искусство бесформенно и не заслуживает внимания, изменились лишь в XIX веке, когда эпоху Средневековья перестали считать «темными веками» в истории человечества. Однако название «готическое» сохранилось за европейским искусством позднего Средневековья. В различных европейских странах готика имела свои характерные  особенности и хронологические рамки, но её расцвет приходится на XIII –XIV века.

2. Работа в тетради.

-  Термин «готическое искусство» возник в эпоху Возрождения. Так обозначают стиль европейского искусства XII – XV веков.

3. Сообщение 4 ученика «Краткая характеристика готической архитектуры» (слайд № 8)

Трудно найти подходящие слова и сравнения, чтобы описать впечатление от готического собора. Кто знает об этих соборах понаслышке, считает главным признаком готики высотность. Действительно, соборы высоки и тянутся к небу бесчисленными стрелами башен и башенок, заостренных арок. Готические соборы не только высоки, но и очень протяженны. Например, Шартрский собор имеет длину 130 метров. Чтобы его обойти, нужно преодолеть путь в полкилометра.

В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен, неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален.

Главным строительным материалом оставался камень, даже архитекторов и строителей в ту пору называли каменщиками. Они собирались в артели и строили, переезжая из города в город, обмениваясь навыками и знаниями. Наверное, поэтому готическая архитектура отличается большим стилистическим единством, и в ней нет такого обилия школ, как в романской.

4.  Слово учителя. (слайд № 9)

- Готические соборы значительно отличались от церквей романского периода: романская церковь тяжеловесна и приземиста, готический собор легок и устремлен ввысь. Это связано с тем, что в готической архитектуре стали использовать новую конструкцию сводов. Если в романской церкви массивные своды покоятся на толстых стенах, то в готическом соборе свод опирается на арки, а те  в свою очередь – на столбы. (слайд № 10) Такая конструкция  дала возможность уменьшить толщину стен, увеличить внутреннее пространство здания. Стены стали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон и арок.

- В готическом соборе  исчезла ровная поверхность стены, поэтому стенная роспись уступила место витражу (слайд № 11-12) – изображению, составленному из скрепленных между собой цветных стекол, которое помещали в проем окна.  Громадные окна – то узкие и высокие, то круглые (так называемые готические розы) с цветными стеклами и сложнейшими переплетением рам.

- Внутри и снаружи собор украшало множество статуй и рельефов. (слайд № 13)

                                                               

5. Сообщение 5 ученика об одном из выдающихся произведений готики


Нотр-Дам де Пари. 1163 г. –XIV в.   Париж. Франция.          (Слайд № 14) 

Характерные черты ранней готики воплотились в главном соборе столицы Франции – Нотр-Дам де Пари (собор Парижской Богоматери). Величественный Норт-Дам де Пари был заложен в 1163 году (первый камень будущего собора заложил папа Александр III) , но его строительство продолжалось в течение нескольких столетий – до XIV века. В храм ведут три входа – портала, обрамленных уходящими в глубину арками; над ними находятся ниши со статуями – так называемая «королевская галерея», изображения библейских царей и французских королей.

Много лет собор стоял полуразрушенным, пока в 1831 году не появился знаменитый роман Виктора Гюго, ознаменовавший собой возрождение интереса к историческому наследию, и готическому искусству в частности, и привлекший внимание к плачевному состоянию великого памятника архитектуры. Король своим указом поручил восстановить храм.  С тех пор постоянной заботой властей является сохранение собора в его подлинном виде.

6. Микроитог.

Готический собор – это бесконечно сложная, изменчивая  игра ажурных форм. Арки, галереи, башни, громадные окна – то узкие и высокие, то круглые (так называемые готические розы) с цветными стеклами и сложнейшим переплетом рам. Собор внутри и снаружи населен массой скульптур (например, в Шартрском соборе около 9 тысяч одних только статуй). Словом готический собор – это целый мир.

(Заполнение таблицы в тетрадях). «Особенности стилей средневекового искусства»



Романский стиль

Готический стиль

Церковная архитектура

Своды, массивные толстые стены, крупные опоры, гладкие поверхности, скульптурный орнамент, фрески.

Ажурные формы, арки, галереи, башни, громадные окна – витражи, обилие скульптур.

Светская 

архитектура

Замки

Ратуша (здание городского самоуправления)

Живопись

Изображение библейских сюжетов; имели назидательный характер.

Витражи

Скульптура

Рельеф

Множество статуй и рельефов


Проверка заполнения таблицы (слайд № 15)


III. Обобщение  полученных знаний

- Как вы понимаете такой термин как  «синтез искусств»?

- Синтез искусств – органичное единство, взаимосвязь различных видов искусства в рамках единого художественного произведения.

- О взаимосвязи, каких видов искусств можно сказать относительно романского и готического стилей? (архитектура, живопись, скульптура).

- Главным их них является …? (архитектура)

-Верно. Живопись и скульптура подчинены архитектуре.

На основе полученных знаний учащиеся под руководством учителя проводят сравнительно-сопоставительный анализ романского и готического стилей.

Результатом работы является сравнительная таблица.

IV. Итог урока

- Сегодня на уроке мы  продолжили знакомство с художественной культурой Средних веков и на основе сравнительно-сопоставительного анализа архитектуры того времени получили представление о стилях средневековья.



Литература:

- Данилова Г. И. Мировая художественная культура. Учебное пособие. М.: ДРОФА – 2013.

- Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика. Кн. для учителя/ Сост. Алпатов М. В. и др. М. – Просвещение. – 1987.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!