СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Архитектура Древней Греции. Ордерная система" (с использованием регионального материала)

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Предмет: Мировая художественная культура

Тема урока: "Архитектура Древней Греции. Ордерная система"

(с использованием регионального материала)

 

 

Просмотр содержимого документа
«"Архитектура Древней Греции. Ордерная система" (с использованием регионального материала)»

МБОУ «Новомирская СОШ»


Предмет: Мировая художественная культура


Тема урока: "Архитектура Древней Греции. Ордерная система"

(с использованием регионального материала)


Учитель музыки и МХК Левченко Марина Александровна



































10 класс

Г.И.Данилова «Мировая художественная культура»

Учебная тема: «Культура Античности»


Тема урока: "Архитектура Древней Греции. Ордерная система" (Слайд 1)


Эпиграф: "Человек – мера всех вещей»

Протагор

(Слайд 2)

Цель урока: познакомить учащихся с ордерной системой, доказать, что в основе культурных достижений античности лежит любовь к человеку.

(Слайд 3)

Задачи:

  • расширить представления учащихся о роли и вкладе в культуру Древних Греков;

  • сформировать у школьников навыки сравнения, умения выделять главное;

  • мотивировать ребят на дальнейшее самостоятельное знакомство с элементами архитектурного убранства городов.

  • Воспитание толерантности и уважения к культурному наследию разных народов.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные: овладение понятийным аппаратом по предмету; формирование навыков анализа и синтеза; умений оценивать произведения архитектуры; совершенствование навыков работы с иллюстративными материалами, источниками;

Личностные: способность к оценке своей деятельности, и деятельности своих одноклассников, повышение уровня мотивации к изучению предмета, выбирать успешные стратегии в учебных ситуациях, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, сформированность основ эстетического образования.

Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, выделять главную информацию, анализировать и систематизировать ее, умение делать выводы.

Средства обучения:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация учителя, , дидактический материал для работы в группах.


Ход урока


1. Организационный этап.


У.Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке мы продолжаем разговор об удивительной и до сих пор таинственной для нас Древней Греции. Не секрет, что именно эта эпоха – эпоха античности, являясь образцом внутренней и внешней красоты человека, впервые показала миру, каких вершин может достичь человек. Поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла афоризм Протагора "Человек – мера всех вещей". Слайд 4

Ребята, как вы понимаете эти слова?

(Выслушиваются мнения учащихся.)

У. – Эти слова высечены на фронтоне храма в Дельфах- Слайд 5 и, как мне кажется, соответствуют всей архитектуре Древней Греции, главной особенностью которой были органичность и соразмерность человеку. Чтобы познать себя сегодняшних, необходимо понять, каким был человек в далеком прошлом, в эпоху “счастливого детства человечества”

2.Этап усвоения новых знаний


У.Итак, как вы уже догадались, сегодня на уроке мы будем рассматривать архитектуру Древней Греции, а именно ордерную систему: познакомимся с тремя видами ордеров и проследим, как в античном ордере отразилась основополагающая сущность античного искусства – его направленность на человека. Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Славу искусству Эллады составляет монументальная архитектура, в которой выразились основные принципы, сформулированные впоследствии римским зодчим Витрувием: «прочность, польза и красота».
Ребята, на протяжении многих сотен лет греческие архитекторы разрабатывали каждый элемент здания. Итогом их трудов было создание ордерной системы..

Слайд 6

Ордерная система это сочетание и взаимодействие несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов.

Эту роль в строительстве храмов осуществляют опоры-колонны и лежащие на них балочные перекрытия..

Вспомните, что такое колонна?.

Слайд 7

(Колонна (фр.) – элемент здания, опора, обычно круглого или квадратного сечения.

– Колонна со всеми ее деталями, а также части, расположенные над и под колонной, составляют единое целое, и ее возведение подчиняется определенному правилу, порядку.

Слайд 8

Порядок назван латинским словом "ОРДО".

Отсюда и название "ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА", архитектурный ордер.

И сегодня особое внимание мы уделим именно опорному элементу- колоннам

Слайд 9
Основные греческие ордера – дорический, ионический и коринфский – сформировались не сразу. Они различались в деталях и пропорциях
В конце VII века до нашей эры появилась дорическая система, ее название произошло от названий одного из главнейших греческих племен – дорян, живших в Пелопоннесе, в Сицилии и южной части Апеннинского полуострова. Доряне отличались особым мужеством и суровостью. Давайте проследим, как особенности характера дорян, их мужество, твердость, стойкость нашли свое отражение в архитектуре.

Слайд 10

Как вы думаете, чему уделялось главное внимание в такой колонне?

Есть ли в ней декоративные элементы?

(Главное внимание уделялось не декоративным элементам, а строгой красоте линий.)

Слайд 11

Обратите внимание на капитель – так называется верхняя завершающая часть колонны. Опишите ее, опираясь на иллюстрацию и слайд дорической колонны храма Геры в Пестуме.

Ответ: (Колонна отличается простотой, особой торжественностью, не имеет базы, вырастает прямо из фундамента.)


Работа в группах


Задание для 1 группы


Слайд 12

– Ребята, обратите внимание на раздаточный материал (см. Приложение 1).

Прочитайте текст и ответьте на вопрос: что брали за основу древние греки при создании дорической колонны?

(работа с раздаточным материалом)

Ответ: (В дорической колонне воспроизведены пропорции несущей части мужского тела 1 : 5.)

Слайд 13

– Посмотрим на храм Афины.

Выглядят ли здесь колонны неустойчивыми, незаметными или наоборот?

Соблюдаются пропорции человеческого тела?

Слайд 14

В дорическом ордере вместо колонн-подпор иногда употребляли мужские фигуры - так называемых атлантов. В греческой мифологии атлант (гречь. «несущий»)- титан, отличавшийся необычной силой. В наказание за участие титанов в борьбе против олимпийских богов они должны были держать на плечах небесный свод.

(например, атланты в храме Зевса )

Слайд 15
Теперь рассмотрим ионический ордер. Свое название этот стиль взял также от названия племен – ионян, обитавших на полуострове Аттика, островах Эгейского моря и в западной части Малой Азии.

- Что вы знаете об этом народе?

(В отличие от дорян, ионяне имели мягкий характер, были склонны к мирным занятиям и искусствам.)

Давайте посмотрим, гармонировала ли созданная ими архитектура с их характером и образом мышления.

- Чем отличается ионическая колонна от дорической?

(Она более изящная, стройная, можно сказать, что нежная, украшенная спиралеобразными фигурами.)


Слайд 16

Перед нами – храм Ники Аптерос.

Если дорическую колонну мы сравнивали с обликом мужской красоты, то с чем можно сравнить ионическую?

(С женским обликом: тонкий, стройный ствол похож на талию. Вверху капитель словно распускается двумя упругими завитками .Завитки ионической капители подобны женским локонам, , а желобки на стволе колонны - складки женской одежды.

Слайд 17

В ионическом ордере вместо колонн-подпор иногда употребляли женские фигуры - так называемых кариатиды.

Кариатидами

(греч. «карийские девы»), называют вертикальную опору в виде женской задрапированной фигуры. Наиболее известные кариатиды античного времени — в портике Эрехтейона на афинском Акрополе


Слайд 18

Близкий к ионическому коринфский ордер появился лишь во второй половине 5 века до нашей эры. Его название произошло от города Коринф, в котором, по преданию, и создавался новый ордер.


Работа в группах


Задание для 2 группы

У - Прочитайте легенду о происхождении коринфской колонны (раздаточный материал – см. Приложение 2). Слайд 19

Слайд 20

– Посмотрите на коринфскую колонну святилища Аскления.

- Чем такая колонна отличается от ионической?

– Прочитав легенду и охарактеризовав внешний вид колонны, вы без труда определите, на что похожа данная колонна?

Ответ (На юную девушку, невесту.)

У - Коринфский ордер отличается особой праздностью и роскошью. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным каннелюрами, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканфа или другое название аканта - ядовитого растения.

Слайд 21

3. Этап закрепления нового материала

У. -Мы с вами познакомились с тремя стилями ордерной системы. Назовите их.

Ответ (Дорический, ионический, коринфский.)

– Теперь проверим, насколько безошибочно вы сможете определить стиль колонны, как хорошо вы усвоили материал.


1. ДЕЛЬФЫ. Храм Афины. Какой ордер? (дорический) Слайд22

2. Высокая мраморная колонна увенчанная сфинксом. (? ордер) Слайд 23


У. Перенесёмся в Афинский Акрополь.


3. Перед вами часть кровли и изящные колонны Эрехтейона. К какому ордеру они относятся? (Ионический) Слайд 24

4.Часть фасада Парфенона (ионический) Слайд 25

5.Парфенон (дорический) Слайд 26

– Ребята, наследие древних греков огромно. Прошло много тысяч лет, а люди до сих пор используют технику ордерной системы, созданной еще во времена античности.

Рассмотрите фрагменты зданий и улиц в городе Санкт-Петербурге, Челябинске и определите какой ордер использован в колоннах.

Санкт-Петербург

  • Ионический ордер; Слайд 27 Парадная лестница. Зимний дворец

  • Коринфский ордер; Слайд28 Троицкий собор

  • Ионический ордер; Слайд 29 Строгановский дворец. Картинная галерея

  • Дорический ордер; Слайд 30 Михайловский сад. Павильон с пристанью

  • Ионический ордер. Слайд 31 Фрагмент дворца Белосельских-Белозерских

У. На улицах столицы Юного Урала – Челябинска можно встреть немало зданий, построенных в стиле классицизма и неоклассицизма. Выглядят они солидно, необычно, помпезно, одним словом, навевая античное настроение. И по праву являются украшением города.

Челябинск

  • Коринфский ордер Слайд 32 Кинотеатр Родина

  • Ионический ордер Слайд 33 Публичная библиотека

  • Дорический ордер Слайд 34 Молодёжный театр

  • Коринфский ордер Слайд 35 Театр оперы и балета имени М.И. Глинки

  • Коринфский ордер Слайд 36 Управление ЮУЖД на пл. Революции (1942, архитектор Б. С. Помпеев)

Роль и значение

У. Роль колонны в греческом зодчестве была великой и многообразной. Колонны определяли весь внешний облик храма. Выстраиваясь вокруг городской площади , где происходили народные собрания, или у театра под открытым небом, колонны образовывали портики, служившие убежищем от дождя или зноя. В их тени обосновывались лавочники и менялы; портики часто возвышались и перед частными домами. Так что, согретая южным солнцем, вся жизнь греческих городов, где процветала торговля и бурлили политические страсти, протекала на фоне или под сенью колонн.

Слайд 36

4. Этап инструктажа по выполнению домашнего задания.

Домашнее задание:

1. Нарисовать и красиво оформить наиболее понравившийся ордер

2. Найти примеры ордерной системы в архитектуре города Челябинска и Челябинской области.

(оформить в виде презентации)

3.Выучить: что называют колонной, ордерной системой, капителью, кто такие атланты и кариатиды.


5.Подведение итогов урока. Рефлексия


У. Подведем итоги.

- Что нового мы узнали сегодня на уроке?
– С чем сравнивали древнегреческую колонну?
– На что опирались древние греки при ее создании?

- Что запомнилось?

- Что оказало наиболее яркое впечатление?


У. Прекрасен греческий стих, прекрасна греческая статуя, прекрасна греческая колонна. «Застывшая музыка»

Слайд 37

Это определение принадлежит немецкому философу Шеллингу.

Слайд 38

Гёте, его современник, назвал архитектуру «безмолвной музыкой».... Так наше эстетическое чувство подчас воспринимает архитектуру.



Слайд 39

Греческая колонна — это застывшая симфония четких и полногласных звуков удивительной чистоты и выразительности, это абсолютная законченность частного и целого, это гордое утверждение некоего идеального порядка, к которому извечно стремится человеческий гений

Всё выше сказанное и увиденное подтверждает эпиграф нашего урока -"Человек – мера всех вещей

Позвольте закончить наш урок следующими поэтическими строками:

Слайд 40

Колонны, портики и фризы
Кариатиды и атланты -
Следы застывшего таланта.
В полете замершие звуки.
Плоды строительной науки,
Волшебных снов изображенье,
Свободной мысли выраженье.
Великих зодчих то искусство
В сердцах людских разбудит чувство:
Благоговение, блаженство,
Непостижимость, совершенства.
Фантазии людской полет
В шедеврах каменных живет.

До свидания!

Слайд 41– Спасибо за работу на уроке.











Список литертуры:

1. Варданян Р.В. Мировая художественная культура: Архитектура. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– 400 с.

2. Постникова Т.В. Античность. Науч.-поп. издание для детей. – М.: ООО "Издательство "РОСМЭН-ПРЕСС", 2002.– 127 с.– (История искусства для детей).

3. Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура: Возрождение: Часть 2, книга 2: Учеб. Пособие для старших классов общеобразоват. Учреждений.– М.: ООО "Издательство Астрель", 2001.– 304 с.

4. Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры: XVIII–XIX вв. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.– 320 с.

5. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура . Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.– 608 с.

6. Львова Е.П., Фомина Н.Н., Некрасова Л.М., Кабкова Е.П. Мировая художественная культура. От зарождения до XVIII века. (Очерки истории). – СПб.: Питер, 2006.– 416 с.

7. Энциклопедия для детей. Том 21. Общество. Ч. 2. Культуры мира. – Глав. ред. Е. Ананьева; вед. ред. М. Боярский. – М.: Аванта +, 2004.– 640 с.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!