СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Архаизмы, историзмы, неологизмы (6 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: ознакомление учащихся с понятием «устаревшие слова», «архаизмы», историзмы», «неологизмы».

Просмотр содержимого документа
«Архаизмы, историзмы, неологизмы (6 класс)»

Технологическая карта урока.

Учебный предмет: русский язык

Класс: 6

Урок №________ Дата _____________

Тема урока: Архаизмы, историзмы, неоглогизмы.

Цели урока: ознакомление учащихся с понятием «устаревшие слова», «архаизмы», историзмы», «неологизмы».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент.


Мотивация к учебной деятельности. Создает условия для осознания и осмысления учебной задачи (не с именами прилагательными.)

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

2. Проверка домашнего задания

Изобразите в тетради схему «Лексика русского языка» по материалам прошлого урока.

Работают над схемой.

3. Целеполагание.

Работа с эпиграфом СЛАЙД 1

В нем (в русском языке) все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно. Н. В. Гоголь

-В чем заключается главная мысль этих слов Н. В. Гоголя?

-Спрогнозируйте тему урока, поставьте цель, определите задачи.

Объявляет тему, цель, задачи урока, план.

Запись на доске и в классном журнале.

Читают, анализируют, осмысливают.

Формируют цели урока.




Оформление тетради. Оформление эпиграфа.

4. Актуализация знаний

- Что такое слово?

- Что называется лексикой?

- Назовите определение слова, обозначающего словарный запас одного человека.

- Ребята, а вы знаете, что словарный запас одного человека составляет примерно 10,000-30,000 слов. А.С.Пушкин использовал 21,000 слов.

-Что изучается в лексикологии?

(Основная единица языка)

(Словарный состав языка)

(Лексикон. )


(Раздел лингвистики, в котором изучается словарный состав языка, его лексика).

5. Работа по теме урока.

Прослушайте отрывок из рассказа К. И. Чуковского «Старое и новое» о том, как на смену старым словам и значениям приходят новые.

Анатолий Федорович Кони, почетный академик, знаменитый юрист, был, как известно, человеком большой доброты. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости.

Но горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык. Кони набрасывался на него со страстною ненавистью.

Его страсть восхищала меня. И все же в своей борьбе за чистоту языка он часто хватал через край.

Он, например, требовал, чтобы слово обязательно значило только любезно, услужливо.

Но это значение слова уже умерло. Теперь в живой речи и в литературе слово обязательно стало означать непременно. Это-то и возмущало академика Кони.

– Представьте себе, – говорил он, хватаясь за сердце, – иду я сегодня по Спасской и слышу: «Он обязательно набьет тебе морду!» Как вам это нравится? Человек сообщает другому, что кто-то любезно поколотит его!

– Но ведь слово обязательно уже не значит любезно, – пробовал я возразить, но Анатолий Федорович стоял на своем.


- Нужно ли нам помнить устаревшие слова? Зачем?


Устаревшие слова в зависимости от причин, вызывающих их выпадения из активной лексики, делятся на историзмы и архаизмы.

Историзмы – это слова, вышедшие или выходящие из употребления в результате исчезновения из жизни самих понятий, которые выражаются этими словами.

В современном языке они не имеют синонимов: князь, купец, кольчуга.

Появление историзмов, как правило, вызвано внеязыковыми причинами (социальными преобразованиями в обществе, развитием производства и т.д.).

Архаизмы – слова, обозначающие сохранившиеся в жизни понятия, но вытесняемые в современном языке синонимами: лицедей – актёр, позорище – театр, виктория - победа, ведать – знать и т.д.

СЛАЙД 2

Неологизмыновые слова, не освоенные полностью языком. Новое слово является неологизмом только до тех пор, пока оно не выходит за пределы пассивного состава словаря.

Многие новообразования бывают неологизмами очень недолго: получив широкое распространение в речи, они становятся достоянием всего народа и входят в его активный словарный запас. Так, недолго оставались неологизмами такие ставшие теперь общеупотребительными слова, как компьютер, дискета, мобильный телефон (мобильник), SMS, СНГ, НБУ, приватизация и др.





Слушают, анализируют, осмысливают, отвечают.













Выполняют физкультминутку.


Работают со схемой учебника: стр. 83.

Работа с рисунками на доске.













Учащиеся предполагают соответствия частей тел, подбирают архаизмам современные слова


6. Закрепление материала.

Упражнение 158 стр.83 (самостоятельно)

-Выпишите сначала историзмы, а затем архаизмы.

Историзмы: боярин, городовой (название должностного лица), челядь (дворовые слуги), волость (администр. названия)

Архаизмы: тать (вор), вертило (парус), живот (жизнь), истукан (статуя).


Упражнение 159 стр.83 (устно)

Работа с карточками.(работа в парах)

Подберите к данным устаревшим словам современные.

Ваятель, вопрошать, ратник, отколе, сирый, смута, брадобрей, водомёт.

Слова для справок: спрашивать, создатель, воин, парикмахер, восстание, откуда, одинокий, фонтан.



Выполняют упр.158.






Выполняют упр.1589

Работают с карточками.

Ваятель - создатель

Вопрошать - спрашивать

Ратник - воин

Отколе - откуда

Сирый - одинокий

Смута - восстание

Брадобрей - парикмахер

Водомет - фонтан

7. Рефлексия деятельности

(итог урока) СЛАЙД 3

Что изучили на уроке?

Понятен ли вам новый материал?

Какие вопросы по теме у вас остались?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Для чего в речи иногда употребляются устаревшие слова?

Для чего нужны неологизмы?

Можем ли мы остановить процесс образования новых слов?

Выполняют рефлексию.

8. Домашнее задание

Выполнить упр. 162, выучить правила

Одежда:Армяк-душегрея-зипун-кафтан-камзол-рубаха-тулуп -понева-шушун -порты.

Обувь:онучи

Головной убор: ермолка-картуз-кокошник-малахай-сорока

Записывают домашнее задание.



Подберите к данным устаревшим словам современные.

Ваятель, вопрошать, ратник, отколе, сирый, смута, брадобрей, водомёт.

Слова для справок: спрашивать, создатель, воин, парикмахер, восстание, откуда, одинокий, фонтан.

Подберите к данным устаревшим словам современные.

Ваятель, вопрошать, ратник, отколе, сирый, смута, брадобрей, водомёт.

Слова для справок: спрашивать, создатель, воин, парикмахер, восстание, откуда, одинокий, фонтан.

Подберите к данным устаревшим словам современные.

Ваятель, вопрошать, ратник, отколе, сирый, смута, брадобрей, водомёт.

Слова для справок: спрашивать, создатель, воин, парикмахер, восстание, откуда, одинокий, фонтан.

Подберите к данным устаревшим словам современные.

Ваятель, вопрошать, ратник, отколе, сирый, смута, брадобрей, водомёт.

Слова для справок: спрашивать, создатель, воин, парикмахер, восстание, откуда, одинокий, фонтан.

Подберите к данным устаревшим словам современные.

Ваятель, вопрошать, ратник, отколе, сирый, смута, брадобрей, водомёт.

Слова для справок: спрашивать, создатель, воин, парикмахер, восстание, откуда, одинокий, фонтан.

Подберите к данным устаревшим словам современные.

Ваятель, вопрошать, ратник, отколе, сирый, смута, брадобрей, водомёт.

Слова для справок: спрашивать, создатель, воин, парикмахер, восстание, откуда, одинокий, фонтан.

Подберите к данным устаревшим словам современные.

Ваятель, вопрошать, ратник, отколе, сирый, смута, брадобрей, водомёт.

Слова для справок: спрашивать, создатель, воин, парикмахер, восстание, откуда, одинокий, фонтан.

Подберите к данным устаревшим словам современные.

Ваятель, вопрошать, ратник, отколе, сирый, смута, брадобрей, водомёт.

Слова для справок: спрашивать, создатель, воин, парикмахер, восстание, откуда, одинокий, фонтан.

Подберите к данным устаревшим словам современные.

Ваятель, вопрошать, ратник, отколе, сирый, смута, брадобрей, водомёт.

Слова для справок: спрашивать, создатель, воин, парикмахер, восстание, откуда, одинокий, фонтан.

Подберите к данным устаревшим словам современные.

Ваятель, вопрошать, ратник, отколе, сирый, смута, брадобрей, водомёт.

Слова для справок: спрашивать, создатель, воин, парикмахер, восстание, откуда, одинокий, фонтан.

Подберите к данным устаревшим словам современные.

Ваятель, вопрошать, ратник, отколе, сирый, смута, брадобрей, водомёт.

Слова для справок: спрашивать, создатель, воин, парикмахер, восстание, откуда, одинокий, фонтан.

Подберите к данным устаревшим словам современные.

Ваятель, вопрошать, ратник, отколе, сирый, смута, брадобрей, водомёт.

Слова для справок: спрашивать, создатель, воин, парикмахер, восстание, откуда, одинокий, фонтан.

Подберите к данным устаревшим словам современные.

Ваятель, вопрошать, ратник, отколе, сирый, смута, брадобрей, водомёт.

Слова для справок: спрашивать, создатель, воин, парикмахер, восстание, откуда, одинокий, фонтан.

Подберите к данным устаревшим словам современные.

Ваятель, вопрошать, ратник, отколе, сирый, смута, брадобрей, водомёт.

Слова для справок: спрашивать, создатель, воин, парикмахер, восстание, откуда, одинокий, фонтан.

Подберите к данным устаревшим словам современные.

Ваятель, вопрошать, ратник, отколе, сирый, смута, брадобрей, водомёт.

Слова для справок: спрашивать, создатель, воин, парикмахер, восстание, откуда, одинокий, фонтан.

Подберите к данным устаревшим словам современные.

Ваятель, вопрошать, ратник, отколе, сирый, смута, брадобрей, водомёт.

Слова для справок: спрашивать, создатель, воин, парикмахер, восстание, откуда, одинокий, фонтан.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!