9а класс 23.01.2023.
Тема: Формула суммы первых п членов арифметической прогрессии.
Цель урока: формировать умение решать задачи, используя формулы n –ого члена арифметической прогрессии; организовать деятельность по осознанию применения формул при решении задач; развивать практические умения и навыки решения задания № 14 из ОГЭ; формировать познавательный интерес к обучению.
Задачи уроки:- образовательная: продолжить изучение арифметической прогрессии, формулы n-ого члена арифметической прогрессии и её применение.
- воспитательная: воспитывать умение слушать своих одноклассников и учителя, развивать навыки самостоятельной работы, формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
- развивающая: продолжить работу над развитием логического мышления, умением анализировать, сопоставлять и обобщать полученные знания.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты.
Познавательные:
сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о применении формул прогрессии при решении заданий ОГЭ;
умение работать с различными источниками информации, включая цифровые;
умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
понимание смысла поставленной задачи;
умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.
Коммуникативные:
сформированность умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи;
умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции;
умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Предметные результаты:
в познавательной (интеллектуальной) сфере:
в ценностно-ориентационной сфере:
применение новых знаний в новой ситуации;
объяснение того, что показывает где применить формулу.
Тип урока: закрепление материала.
Ход урока:
1. Организационный момент:
Подведение обучающихся к теме, цели и задачам урока.
2. Повторить и закрепить изученное:
сегодня на уроке мы будем решать задачи на нахождение суммы первых n-членов арифметической прогрессии, логические задания с применением формул арифметической прогрессии и также подготовимся к ОГЭ ходе решения задач, продолжим отработку вычислительных навыков
Устный опрос:
I.1. Что такое числовая последовательнось ?
2. Назовите способы задания числовой последовательности?
3. Какой метод назвали рекуррентным?
4. Дайте определение арифметической прогрессии?
II. Математический диктант с взаимопроверкой:
1) Записать формулу n-го члена арифметической прогрессии, через ее первый член и разность арифметической прогрессии.
2) Записать формулу n-го члена арифметической прогрессии, зная её соседние члены.
3)Записать формулу суммы первых n-членов арифметической прогрессии, по её первому формулу суммы первых n-членов арифметической прогрессии, по её первому и n-члену.
4) Записать формулу суммы первых n-членов арифметической прогрессии, по её первому формулу суммы первых n-членов арифметической прогрессии, по её первому члену и разности арифметической прогрессии.
Обучающиеся меняются тетрадями и производят взаимопроверку.(ответы записаны на доске)
Критерии оценивания: «5»- 4 правильных ответа
«4»-3 правильных ответа
«3»- 2 правильных ответа
III. На доске записаны последовательности, ответьте на следующие вопросы:
1) Последовательность задана формулой:
Какой номер имеет член этой последовательности, если он равен 144? 225? 100?
являются ли членами этой последовательности числа 48? 49? 168?
2) О последовательности известно, что
Как называется такой способ задания последовательности?
Найдите первые три члена этой последовательности.
3) О последовательности известно, что
Как называется такой способ задания последовательности?
Найдите третий член этой последовательности
4) Найдите для каждой последовательности следующие два члена:
2; 6; 10; 14; 18; …
11; 8; 5; 2; -1; …
5; 5; 5; 5; 5; …
5) Найдите член арифметической прогрессии, обозначенный буквой:
…; 6; х; 10; 12; …
…; 11; х; 19; 23; …
…; 7; х; 13; 16; …
3. Решение задач на повторение формул:
Задание 1. Ракета за 1 секунду пролетела 300 м. За каждую следующую пролетала на 200 м больше, чем за предыдущую. Какое расстояние (в км.) пролетела ракета за 6 секунд.
Дано: м, м. Найти: .
Решение:
4800 м = 4,8 км
Ответ:4,8 км.
Задание 2. Найти сумму всех натуральных чисел, кратных 4 и не превосходящих 170.
Решение:
Ответ: 3612.
Задание 3. Дана арифметическая прогрессия (an) задана условием
an = -0,6+8,6n. Найдите сумму первых 10 её членов.
Физкультминутка.
Задание 4. Фигура составляется из квадратов так, как показано на рисунке.
| | В каждой следующей строке на 6 квадратов больше, чем в предыдущей. Сколько квадратов в 53-й строке? |
Задание 5. Найдите сумму всех положительных членов арифметической прогрессии: 7,6; 7,4; …
4. Самостоятельная работа(приложение №2).
4.Подведение итогов урока.
5.Домашнее задание: п.7.2(повторить основные формулы), А: №473, В: №472, С: №471.
6.Рефлексия: «Ресторан». предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Приложение 1.
Задание 1. Ракета за 1 секунду пролетела 300 м. За каждую следующую пролетала на 200 м больше, чем за предыдущую. Какое расстояние (в км.) пролетела ракета за 6 секунд.
Задание 2. Найти сумму всех натуральных чисел, кратных 4 и не превосходящих 170.
Задание 3. Дана арифметическая прогрессия (an) задана условием
an = -0,6+8,6n. Найдите сумму первых 10 её членов.
Задание 4. Фигура составляется из квадратов так, как показано на рисунке.
| | В каждой следующей строке на 6 квадратов больше, чем в предыдущей. Сколько квадратов в 53-й строке? |
Задание 5. Найдите сумму всех положительных членов арифметической прогрессии: 7,6; 7,4; …
Приложение №2
Задачи обязательного уровня А
№1.Определите, является ли заданная последовательность арифметической прогрессией.
2; 4; 6; 8; 10; 12;…
б) 3; 1; 3; 1; 3; …
№2.Доказать, что последовательность, заданная формулой n-ого члена an=-1,5+4n, является арифметической прогрессией.
№3.Записать первые шесть членов арифметической прогрессии, если
а) a1=-3; d=2 b) an=3-2n
Ответ:-3; -1; 1; 3; 5; 7.
Ответ: 1; -1; -3; -5; -7; -9.
№4. Найдите сто тридцатый член арифметической прогрессии, если a1=-1,2; d=
Ответ: a130=7,8
№5.Число –29 является членом арифметической прогрессии 21; 16; 11; …
Найдите номер этого члена.a11=-29.
б) Является ли число –10 членом этой прогрессии? нет
в) Является ли число 30 членом этой прогрессии? нет
Задачи среднего уровня В
№1. Выясните, является ли последовательность, заданная формулой n-ого члена, арифметической прогрессией? Если да, то укажите первый член и разность прогрессии.
а) an=3*2n нет
б) an= d=-1 . Да, a1= .
№2. Запишите формулу n-ого члена арифметической прогрессии, если известно, что a7=-5; a12=55.
Ответ: an=12n-89 .
№3. Найдите седьмой член арифметической прогрессии, если известно, что a3+a11=20.
Ответ: а7=10
№4. Сколько нужно взять членов в арифметической прогрессии, первый член которой равен 16, а разность равна 8, чтобы сумма членов составила 1840?
Ответ:n=20.
№5. Найдите те значения x, при которых числа 5х+2; 7х+1; 3х-6 образуют арифметическую прогрессию.
Задачи повышенной сложности С
№1. При каких значениях a корни уравнения 3х3-(а+1)х2+(а-2)х=0, взятые в определенном порядке, составляют арифметическую прогрессию?
Ответ:a=-1; 3,5; 8
№2. Найти х из уравнения (х+1)+(х+4)+(х+7)+…+(х+28)=155
Ответ:x=1.
№3. В арифметической прогрессии Sn-a1-an=21; Sn-a2-an-a1-an-1=7. Найдите Sn и n.
Ответ:Sn=35; n=5.
№4. Вычислите первый член арифметической прогрессии с разностью 8, зная, что сумма первых десяти членов в 4 раза больше суммы первых пяти членов.
Ответ: a1=4.
№5. Найти сумму первых тридцати нечетных чисел, которые при делении на 5 дают в остатке 1.
Ответ: S30=4380.