СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аппликация в старшей группе «Синички из сердечка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аппликация в старшей группе «Синички из сердечка»

Просмотр содержимого документа
«Аппликация в старшей группе «Синички из сердечка»»

Аппликация в старшей группе «Синички из сердечка»

Ход занятия


I. Организационный момент. (Дети сидят на стульчиках)

II. Основная часть

Звенит колокольчик


Воспитатель: Ребята, сегодня утром мне прислали посылку. Как вы думаете, что там может быть? (Дети перечисляют все возможные варианты)


Воспитатель: У меня есть для вас загадка и если вы ее отгадаете, то узнаете, что лежит в посылке. Слушайте внимательно.


Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (книга)


Воспитатель: Молодцы, это книга.


После отгадывания загадки, воспитатель достает из посылки книгу.


Знакомство с автором

- Эту книгу написал Евгений Чарушин. Сейчас я немного расскажу вам о нем, а потом мы прочтем рассказ. Презентация (слайд 1 с портретом писателя)


Много лет назад в старинном городе Вятке (современный г.Киров) жил мальчик Женя Чарушин. В доме у них водились кошки, собаки, козлята, утки, цесарки. Он помогал лечить раненых и больных зверей, заботился о них, дружил с трёхногим псом Бобкой. Мальчик любил читать книги о путешествиях, о животных, о природе; рисовал птиц и зверей. Женя прекрасно понимал характер, настроение, повадки животных. Все знания, умения помогли ему стать художником и писателем. Он написал много рассказов о животных. (Слайды Обложки книг автора)


Сообщение темы занятия

На сегодняшнем занятии, я познакомлю вас с одним из рассказов Е.Чарушина, который называется «Лисята». (слайд с иллюстрацией к рассказу).


Чтение рассказа

Беседа по рассказу

- О ком говорится в этом рассказе? (о лисятах)


- Какие были лисята? Как называет их автор? (шустрые, беспокойные, ловкачи)


- Как играли лисята? (влезали на занавеску, залезали на шкаф)


- Куда лисята однажды спрятались? (залезали в сапог)


- Как охотник обнаружил лисят?


- Чем заканчивается рассказ?


Повторное чтение

Ребята, вы хотите услышать рассказ еще раз, только запомнить его нам поможет мнемодорожка. Проходит работа над мнемодорожкой, дети вместе с воспитателем "расшифровывают" картинки.


Повторное чтение рассказа.


Варианты пересказа:


1-2 ребенка пересказывают текст, используя мнемодорожку.

Затем еще две пары детей пересказывают сказку без схем. Один ребенок начинает пересказывать, второй продолжает.

Анализ пересказа

- Ребята, вам понравилось как пересказали?


- Использовали ребята слова, выражения автора?


- Какие? (настоящие ловкачи, охотничий сапог и т.д.)


Отгадывание загаки

Говорят, она хитра,

Кур уносит со двора.

Но зато красавица –

Всем ребятам нравится! (Лиса)


Дети отгадывают. Воспитатель показывает картину «Лиса с лисятами». Воспитатель предлагает детям самим придумать загадку про лису.


Вызывает для ответа двух-трех детей. Если дети затрудняются, воспитатель напоминает, какая лиса (хитрая, рыжая, пушистая…), какие у нее повадки (тихо подкрадывается, любит петушков и курочек…).


А сейчас давайте попробуем с вами придумать загадки.


Физкультминутка


«Мы с друзьями»


Солнечным погожим днём

Мы с друзьями в лес идём.

Мы с собой несём корзинки.

Вот хорошая тропинка!

(Ходьба на месте.)


Собираем землянику,

Ищем вкусную чернику,

Голубику, костянику,

Кисловатую бруснику.

(Наклоны вперёд.)


А вокруг полно малины

Пройти мимо не могли мы.

Собираем по кустам.

Здесь отличные места!

(Повороты влево-вправо.)

Снова мы идём по лесу.

(Ходьба на месте.)


А вокруг - так интересно!

(Потягивания-руки в стороны.)

Отдохнуть пора, дружок.

Мы присядем на пенёк.


Воспитатель продолжает беседу.


1. Маленькие лисята были веселые, беспокойные. А как ещё можно сказать про них, какие они? (Шустрые, игривые, шаловливые, озорные.)


2. А если лисята шустрые, игривые, то что они делали? (Кувыркались, носились, возились, шалили, весело играли, прыгали, перевертывались.) (Если дети не назовут действия лисят, воспитатель напоминает, как об этом говорилось в рассказе.)


3. Один лисёнок остался в норке, потому что ему не хотелось играть с братьями и сестрами. Какой это был лисёнок, как про него можно сказать? (Спокойный, тихий, невеселый, грустный, печальный.)


Воспитатель показывает иллюстрацию автора к рассказу: (Слайд с иллюстрацией к рассказу, где лисенок сидит в сапоге.)


Посмотрите, вот наш веселый лисёнок в сапоге сидит. Правда, смешно? Про одного лисёнка скажем: веселый, смешной. А если их двое, скажем: они … весёлые, смешные (подчеркнуто произносит окончания). Послушайте, об одном или о двоих лисятах я сейчас скажу: шустрый… озорные… шаловливые… пушистый.


А это слово о ком: хитрая - … о лисёнке или о лисе? Правильно, о лисе. Лиса хитрая, а лисёнок … хитрый (подчеркнуто произносит окончания). "Хитрая лисёнок" – можно так сказать? Как сказать правильно? Наш лисёнок хитрый, веселый. Подумайте, о чём ещё можно сказать весёлый. (День, праздник, человек, танец, рассказ и т. д.) А о ком или о чём можно сказать слово весёлая? (Песня, музыка, игра, сказка, книга, пляска.) О ком или о чём мы скажем весёлые? (Ребята, дети, танцы и др.)


Скажите что-нибудь про лисёнка с весёлой (радостной) интонацией (шустро кувыркался лисёнок; у лисёнка веселое настроение).


Ребята, садитесь за столы.


Рисование по схеме

А теперь по схемам давайте нарисуем друзей для наших лисят (У каждого ребенка лежит схема рисования лисенка из геометрических фигур).


III. Подведение итогов

Как называется рассказ, который мы прочитали на сегодняшнем уроке? (Лисята)

Кто автор этого рассказа? (Е.Чарушин)

Кто главные герои этого рассказа?


Ход занятия:

Организационный момент «Ладошка» (пальчиковая гимнастика)


Твоя ладошка – это пруд,


По ней кораблики плывут. (медленно водим согнутым указательным пальцем по ладошке)


Твоя ладошка, как лужок,


А сверху падает снежок. (дотрагиваемся кончиками пальцев до ладошки)


Твоя ладошка, как тетрадь,


В тетради можно рисовать. (указательным пальцем рисуем)


Твоя ладошка, как окно,


Его помыть пора давно. (трем ладошку пальцами, сжатыми в кулак)


Твоя ладошка, как дорожка,


А по дорожке ходят кошки. (переступаем указательным и средним пальцами)


Предлагаю детям сесть на стулья, стоящие полукругом. Показываю коробку с красным крестом (внутри лежат книги)


-Как вы думаете, ребята, что спрятано внутри этой коробки? (ответы детей)


- Послушайте загадку:


«Есть листок, есть корешок.


А не куст и не цветок.


Нету лап, нету рук.


А приходит в дом как друг.


На колени к маме ляжет,


Обо всём тебе расскажет.»


«Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает.»


- Верно, в этой коробке лежат книги. А почему на ней красный крестик? (ответы) Это больница для книг, книжная больница. Давайте посмотрим вместе, что с ними случилось.


Открываем коробку и рассматриваем книги, которые нуждаются в ремонте.


- Я недавно перебирала книжечки в нашей групповой библиотеке и увидела несколько из них вот в таком плачевном состоянии, кто-то из наших ребят позабыл, как нужно обращаться с книгами, вот они и пострадали. Напомните мне, пожалуйста, как нужно брать книгу в руки, как переворачивать страницы. (ответы детей).


- Как мы сможем помочь им? (подклеить)


- Давайте все вместе подлечим наши книжечки, чтобы они радовали нас своими интересными историями и яркими рисунками. Я приготовила вам полоски бумаги, ножницы, клей, салфетки и кисточки. Нужно будет отмерить длину полоски по книге, отрезать лишнее, согнуть полоску бумаги вдоль пополам и затем крепко приклеить к корешку книги. Все необходимые материалы приготовлены на столах. Давайте вспомним, как нужно работать ножницами (ответы детей).


Дети проходят за столы и начинают работать (звучит музыка). Во время работы помогаю отмерять нужную длину, сворачивать полоски бумаги, напоминаю, как смазывать её клеем.


- Книгу первую мою


Берегу я и люблю.


Хоть пока и по слогам,


Я ее читаю сам –


И с конца, и с серединки,


В ней красивые картинки,


Есть стихи, рассказы, песни.


С книгой жить мне интересней!


- Вот какими нарядными и красивыми стали наши книжечки! Спасибо вам, ребята, что вы вылечили их! Теперь мы с вами будем обращаться с ними аккуратно и бережно, чтобы они оставались целыми и долго радовали нас. А теперь мы наведём порядок на столе и немного отдохнём.


Физминутка


«Художник-невидимка


По городу идет:


Всем щеки нарумянит,


Всех за нос ущипнет.


А ночью он, пока я спал,


Пришел с волшебной кистью


И на окне нарисовал


Сверкающие листья.»


(Маршируют по кругу друг за другом с


высоким подниманием колена.


Останавливаются, встают лицом в круг,


трут щеки ладонями. Щиплют себя за нос.


Идут на цыпочках друг за другом.


Останавливаются лицом в круг,


«рисуют» листья воображаемой кистью.)


По окончании физминутки дети садятся на стулья за другой стол.


- Скажи, Алёша, когда ты подклеивал книжечку, ты догадался, о чём она? (ответ ребёнка) Ты уже умеешь читать? А как ты догадался? (по картинкам)


-А ты, Лиза, поняла? Какие картинки в твоей книге? Как называется сказка? (ответ)


- А какие книги вам больше нравятся: с картинками или без них? (показываю взрослую книгу без картинок) (ответы)


- Такие картинки называются иллюстрации. Давайте вместе скажем: иллюстрации.


- А для чего они нужны? Можно обойтись без них? (ответы детей)


-Да, вы правы, детские книги с яркими иллюстрациями всегда интересно и читать и просто рассматривать. Глядя на них, можно легко догадаться о характере героев, их настроении.


- Как вы думаете, кто рисует иллюстрации к книгам: автор книги или настоящий художник? (ответы)


- Как правило, иллюстрации рисует настоящий художник или человек, который умеет очень хорошо рисовать, но бывают и исключения. Сегодня я хочу познакомить вас с необыкновенным человеком, который не только писал рассказы о животных, но и сам рисовал иллюстрации к своим книгам.


- Зовут его Евгений Иванович Чарушин. (Показ портрета)


- В доме Е. И. Чарушина всегда были животные: собаки, кошки, птицы. Вместе со своей мамой будущий художник лечил и выхаживал уток, тетерок… Родные и знакомые часто дарили мальчику животных и птиц. Маленький Женя мог часами наблюдать, как его питомцы устраивали гнезда, выводили птенцов. Он начал зарисовывать понравившиеся ему случаи из жизни животных (выставляю его иллюстрации на доску). Так и появилось у мальчика сильное увлечение - рисование. Изучая природу и животный мир, Чарушин попытался выразить свои наблюдения и впечатления в словах, и в нём начал проявляться дар писателя. А то, что он не мог выразить словами, ему помогали передавать кисть и карандаш. И оказалось, природа наградила его и даром художника.


- Особенно трепетно и нежно относился Евгений Иванович к детёнышам зверей, птиц и животных. Поэтому не случайно его первые рассказы – о них, да и называются они ласково: «Волчишка», «Медвежата», «Лисята». (Показ книг)


- Рисунки Е. И. Чарушина ни с чьими другими спутать нельзя. Посмотрите внимательно на них и скажите: какие цвета использовал художник, изображая животных? (натуральные – серые, белые, коричневые, др.)


- Правильно, он использовал натуральные цвета, такие как в жизни, в природе.


- Как изображал художник своих животных на иллюстрациях, крупно или мелко?


- Почему? (Крупным планом. Для того чтобы можно было рассмотреть их характерные черты)


- Да. Обратите внимание, зверята у Чарушина изображены всегда в движении: бегают, прыгают, играют, и т. д.


- Рисовал Е. И. Чарушин своих животных карандашом и красками. То сильнее нажимая карандашом, то еле касаясь бумаги. То оставляя острые, тонкие штрихи, то покрывая мелкими точками лист. Поэтому мех у животных пушистый, то светлее, то темнее.


- Нарисованные им волчата, олешки, лисята, зайчата вызывают чувство нежности. Они как будто живые, так и хочется погладить их пушистую шерстку.


- Ребята, вы заметили, что главные герои рисунков Е. И. Чарушина только звери и птицы? Художников, которые рисуют только зверей и птиц называют анималистами, от латинского слова «анимал», что означает «животное». Поэтому Е. И. Чарушина можно назвать художником-анималистом.


- А хотите послушать один из его рассказов о маленьких щенках? (Чтение рассказа «Томка»)


У охотника я увидел пёсика.


Он вот какой. Уши длинные, хвост короткий.


Охотник рассказал, какой пёсик понятливый, как на охоте помогает, и умный-то, и не грязнуля…


От этого пёсика, говорит, есть щенки.


Приходите поглядите. И мы с ним пошли.


Щенки небольшие — только что научились ходить.


«Который-то из них, — думаю, — мне будет помощник на охоте? Как узнать — кто толковый, а кто не годится?»


Вот один щенок — ест да спит. Из него лентяй получится.


Вот злой щенок — сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. И его не возьму — не люблю злых.


А вот ещё хуже — он тоже лезет ко всем, только не дерётся, а лижется. У такого и дичь-то могут отнять.


В это время у щенят чешутся зубы, и они любят что-нибудь погрызть. Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он её или не почует?


Щенок начал искать. Других щенят всех обнюхал — не у них ли деревяшка. Нет, не нашёл. Ленивый спит, злой рычит, незлой злого лижет — уговаривает не сердиться.


И вот он стал нюхать, нюхать и пошёл к тому месту, куда я её спрятал. Почуял.


Я обрадовался. «Ну, — думаю, — вот это охотник! От такого и дичь не спрячется».


Назвал его Томкой. И стал растить помощника.


- О ком говорится в этом рассказе? ( ответы детей: про щенят.)


- Одинаковые ли по характеру были щенки? ( ответы детей: ленивый, сердитый, простодушный, охотничий.)


- Что делали щенки? (ответы детей) (Показываю иллюстрацию автора к рассказу)


- Как автор выбирал себе охотничью собачку? (ответы)


- Как он её назвал? (Томка)


- Про одного щенка скажем: веселый, смешной. А если их двое, скажем: они … ( ответы детей: весёлые, смешные, четко произносим окончания).


- Послушайте, об одном или о двух щенках я сейчас скажу: ленивый… озорные… шаловливые… пушистый…


- А эти слова о ком: верная - … о собаке или о щенке? ( ответы детей: о собаке).


- Собака добрая, а щенок (добрый, четко произносим окончания).


- Хорошо. А теперь давайте представим себя маленькими зверушками и поиграем.


Физкультминутка


Пойдем мягко, как лисята,


И как мишка косолапый,


И как заинька – трусишка,


И как серый волк – волчишко,


Посидим, как олененок,


И свернёмся как ежонок,


Обе лапки отряхнём


И в обратный путь пойдём.


Садятся полукругом на стульчики.


- Я предлагаю вам поиграть в игру «Четвёртый лишний» (три картины Чарушина, а одна – Васнецова). Догадайтесь, какая из картин лишняя и отличается от других. (Ответы детей)


- А как вы догадались, что именно эта картина лишняя, ведь здесь тоже нарисованы животные?


(на этой картине сказочные животные, они в русской народной одежде, а на трёх других – обычные животные, какими они бывают в жизни).


- Да, вы верно догадались. Сказочных животных в русских костюмах рисовал художник Юрий Васнецов, вот его иллюстрация. А другие иллюстрации кто нарисовал? (Е. Чарушин)


- Молодцы!


Рефлексия.


- Чем мы с вами сегодня занимались? (ответы)


- Как зовут художника – иллюстратора, с которым мы сегодня познакомились? (ответы)


- Кого он рисовал? (ответы)


- Как называются его рассказы? («Медвежонок», «Лисёнок»)


- Кто такой художник – анималист? (ответы)


- Знаете, ребята, оказывается, сын Чарушина Никита и внучка Наташа тоже стали художниками и рисовали иллюстрации для детских книг о природе. Представляете, целая семья художников – анималистов!


- Художник – иллюстратор Евгений Иванович Чарушин очень любил животных и заботился о них. Я думаю, что и мы с вами будем заботиться о животных, восхищаться их красотой. А ещё мы все вместе будем с удовольствием читать книги о животных и рассматривать замечательные иллюстрации Евгения Чарушина и других художников-иллюстраторов, будем бережно относиться к книгам и в детском саду, и дома.


- Вам понравилось играть и беседовать со мной, ребята? Вы узнали много нового? И мне было очень приятно поделиться с вами новыми интересными знаниями, спасибо вам большое за помощь и внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!