Тема. Аппликация из геометрических фигур «Снеговик».
Цель: формирование умения составлять композицию из геометрических фигур.
Задачи.
Образовательные.
1.Продолжать формировать умение анализировать аппликацию по вопросам учителя, планировать ближайшую операцию с помощью предметно-операционного плана.
2.Обучать приемам разметки по шаблону и вырезывания по разметочным линиям.
Развивающие.
1.Развивать умение правильно размещать детали аппликации относительно друг друга и плоскости листа.
2.Развивать мелкую моторику на основе упражнений в вырезывании.
Воспитательные.
1. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к урокам труда.
Оборудование: презентация, предметно-операционный план работы, образец, шаблоны (круги разных размеров), альбомный лист, картон синего цвета, карандаш, ножницы, салфетка, клей.
Речевой материал: снеговик, круг.
Ход урока.
I Организационный момент.
Поприветствуем гостей, улыбнѐмся веселей.
Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.
II . Работа над темой урока
1.Беседа по картине « Зимние забавы детей».
-Какое время года изображено на картине? (Зима).
-Чем заняты дети? (Ребята катаются на санках с горы, на лыжах, на коньках, играют в снежки, лепят снеговика).
2. – Отгадайте загадку:
Меня не растили,
из снега слепили.
Вместо носа ловко
вставили морковку.
Глаза – угольки,
Губы – сучки,
Холодный, большой,
Кто я такой? (Снеговик) - А почему его так называют? (Потому что его лепят из снега).
-А тебе приходилось лепить снеговика?
- Какие детали нужно слепить, чтобы потом из них собрать снеговика? ( Ответы).
3.Сообщение темы, цели и задач урока.
Сегодня на уроке мы с вами выполним аппликацию из бумаги « Снеговик». Вы будете учиться составлять снеговика из геометрических фигур. Будете выполнять разметку деталей по шаблону и вырезать детали по разметочным линиям. Поучимся правильно размещать детали на листе картона. Выполнять работу будете по предметно-операционному плану. Он поможет вам правильно и аккуратно выполнить работу.
4. Анализ образца.
- Внимательно рассмотрите образец. ( Показываю готовую поделку «Снеговик» на синем картоне).
- Какую форму имеют детали? ( Форму круга ).
- Одинакового ли размера круги? ( Нет, они все разные ).
- Как они располагаются по отношению друг к другу? ( Внизу побольше, к верху уменьшаются ).
5. Организация рабочего места:
- Что нам понадобится для изготовления снеговика? ( синий картон, цветная , белая бумага, салфетка).
- А какие инструменты, приспособления нам пригодятся? (клей, ножницы, клеенка).
6. Повторение правил безопасности при работе с клеем.
Прежде чем мы начнем работать, давай вспомним, как нужно пользоваться клеем.
* Много выдавливать нельзя клея, чтобы не испачкать одежду и стол.
* Нельзя испачканными руками вытирать глаза или брать пальцы в рот.
* Вытирать руки надо тряпочкой.
7. Повторение правил работы с ножницами.
Передавай ножницы кольцами вперед.
.Не оставляй ножницы открытыми.
Не играй ножницами, не подноси их к лицу.
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».
- Чтобы руки точно выполняли действия, давайте их подготовим, разомнѐм:
Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять. («шагать» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («лепить» комочек двумя ладошками)
Птичек крошками кормили, («крошить хлеб» всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)Все в снегу домой пришли. (отряхивать ладошки)
Съели суп (движения воображаемой ложкой)
И спать легли. (руки под щѐку)
8. Пооперационный показ.
- Ребята, для того, чтобы выполнить работу, нам нужно понять порядок работы.
Посмотрите на доску. Вам будут помогать карточки, на которых показано, что и как надо делать.
У вас на столе шаблоны кругов. Они разного размера и цвета. Выполняйте разметку точно и аккуратно. Плотно прижимайте шаблон одной рукой, а другой обводите его контур как можно точнее. Не сдвигайте шаблон во время работы.
1. Сначала берем большой синий круг, укладываем на белую бумагу и обводим карандашом.
Затем обводим средний белый круг.
Потом обводим маленький желтый круг (каждый последующий круг приставлять к верхушке предыдущего).
Наконец вырезаем круги по разметочным линиям. (Выполнение работы по предметно операционному плану)
Повторить последовательность выполнения работы.
ФИЗМИНУТКА.
Раз – рука, два – рука Вытягиваем вперѐд одну руку,
затем другую
Лепим мы снеговика (Имитируем лепку снежков).
Мы скатаем снежный ком (Ладонями выполняем круговые движения).
Вот такой (Разводим руки в стороны, показывая большую величину кома)
А потом поменьше ком (Ладонями круговые движения)
Вот такой (Показываем руками величину кома поменьше.)
А наверх поставим мы маленький комок
(Соединяют пальцы рук вместе, держа ладони на расстоянии).
Вот и вышел Снеговик -Снеговичок
Очень милый толстячок!
Ставят руки на бока и делают
повороты корпуса вправо-влево.
А теперь сложим из кругов снеговика.
2. Сначала вырезанные детали расположите на основе из цветного картона так, как показано на образце. (Размещение композиции на картоне). (Демонстрация карточки предметно – операционного плана).3.Затем все детали приклеиваем к основе. Будьте внимательны и аккуратны, не сдвигайте детали и не меняйте их местами. (Демонстрация карточек предметно –операционного плана).
4.Чего-то не хватает у снеговика? Правильно, у него нет лица.
Потом делаем лицо. Вырезаем два маленьких черных кружка – это глаза, треугольник – это нос, две черных полоски – это руки. (Демонстрация карточки предметно – операционного плана).
5. Наконец получился портрет снеговика.
Повторение этапов выполнения работы.
Выполнение аппликации учащимися.
Выставка работ учащихся
III. Закрепление.
1.Отчет о проделанной работе по вопросам учителя.
-Что мы сегодня делали на уроке?
-Из чего мы сделали снеговика?
-С чего начали нашу работу?
- Какую операцию выполняли затем…
-Потом…
-Наконец…
(Ученики с опорой на предметно-операционный план называют действия и порядок
работы.)
IV. Итог урока.
1.Оценка качества готовых работ.
– Оцените свои работы. (Рефлексия).
– Кому понравилась своя работа?
– Сравните свою работу с образцом.
– Как выполнена работа аккуратно, хорошо или не очень?
– Что не получилось?
– Чья работа понравились больше всех? Почему?
(Обращаю внимание на правильность размещения кругов по отношению друг к
другу. На качество вырезания. Чистоту работы.)
- Работа вам понравилась?
- Трудно было выполнять эту работу?
Ваши работы поставим на выставку в классе. Другие ребята будут приходить
и любоваться вашими работами.
На следующем уроке мы продолжим работу с бумагой. Будем составлять узор
из геометрических фигур.