Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа разработана для обучающегося 6-Г класса МБОУ г.Керчи РК « Школа №23» на 2019/2020 учебный год
Адресность программы: адаптированная рабочая программа обучения на дому состав лена для обучающегося пятого года обучения Баранова Юрия на основании коллегиального заключения и справки ВК.
Данная программа разработана на основе нормативных правовых документов:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Федеральным компонентом государственного стандарта образования, утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от05.03.2004г.№1089;
- Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования умственно отсталых обучающихся.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для специальных (коррекционных) классов, программе, учебному плану, годовому календарному графику МБОУ г. Керчи «Школа №23» рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели (аудиторные занятия и часы для самостоятельной работы) Содержание самостоятельной работы указано в рабочей программе и направлено на расширение и углубление практических знаний и умений, на освоение межпредметных связей.
По возможности обучения Юрий относится к группе учащихся, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической; малый объем, упрощенный материал, многократное повторение). Программный материал усваивает на низком уровне. Юра не всегда проявляет интерес к занятиям. Легко отвлекаем. Быстро утомляется. Эмоциональные реакции неадекватны. Работоспособность очень низкая, темп медленный. Мелкая моторика грубо нарушена. Деятельность свою не контролирует. Нуждается в постоянной помощи и контроле со стороны взрослых.
С учётом состояния здоровья, интересов ученика и родителей, для положительной социализации ученика обучение проводится по следующим образовательным дисциплинам: русский язык, математика, чтение, окружающий мир, ИЗО, трудовое обучение, коррекционные занятия.
Содержание по всем учебным предметам имеет практическую направленность.
Программа ориентирована на слияние обучения, коррекции, развития и воспитания обучающегося в единый органичный процесс. Программа содержит материал, помогающий обучающемуся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, которые необходимы для социальной адаптации. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим
Особое внимание обращено на коррекцию психических процессов, на развитие речи, как средства общения, на коррекцию всей личности в целом. Обучение обучающегося с нарушениями интеллектуального развития носит воспитывающий характер.
Цель программы: обеспечение доступного и качественного образования, формирование среды, благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со своими способностями и потребностями в условиях современного общества.
Задачи:
- всесторонне развивать личность
- способствовать умственному развитию
- достичь уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим для социальной адаптации
- исправление дефектов развития.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанника, максимального развития познавательных интересов, индивидуального подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся. Структурно и содержательно программа составлена таким образом, что урівень сложности материала опирается на ранее полученные знания и навыки.
Программа рассчитана на 14 часов в неделю.
При составлении расписания учитываются особенности обучающегося, семьи. Допускается корректировка проведения уроков по часам на 10%.( интенсификация материала, объединение тем и блочное изучение материала). Продолжительность уроков составляет 40 минут.
Распределение часов по учебному плану
Предмет | Количество часов |
за год | по триместрам | в неделю |
I | II | III |
Чтение(Литератур ное чтение) | 68 | 21 | 23 | 23 | 2 |
Русский язык | 68 | 20 | 21 | 22 | 2 |
Математика | 68 | 14 | 21 | 24 | 2 |
Природоведение | 34 | 12 | 12 | 11 | | 1 |
Социально-бытовая ориентировка | 34 | 10 | 11 | 11 | | 1 |
ИЗО | 34 | 10 | 11 | 11 | | 1 |
Профильный труд | 34 | 12 | 12 | 10 | | 1 |
Основы безопасности жизнедеятельнос ти | 34 | 10 | 10 | 12 | | 1 |
Музыка | 17 | 5 | 5 | 6 | | 0,5 |
Физическая культура | 17 | 5 | 5 | 6 | | 0,5 |
Коррекционно-развивающие занятия | 68 | 14 | 22 | 24 | | 2 |
Социально-бытовая ориентировка
Пояснительная записка
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой М.;Просвещение,2006.
Программа рассчитана на 34 учебных часа в год, из расчета 1 час в неделю (34 учебных недели). В соответствии с расписанием учебных занятий темы распределены на 68 часов (из них 34 часов-аудиторные занятия и 68 часов для самостоятельной работы). Содержание самостоятельной работы указано в рабочей программе и напрвлено на расширение и углубление практических знаний и умений, на освоение межпредметных связей.
Учебники: Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие для специальных (коррекционных) школ 8 вида. В. П. Субчева, Владос-М, 2014.
Цель: практическая подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Задачи:
― расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;
― формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
― ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;
― практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;
― усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг);
― развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.
Общая характеристика предмета
Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д.
Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 классы. При этом, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала происходит использование опыта учащихся как базы для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения. Происходит демонстрация учебных кинофильмов, слайдов, способствующих формированию реальных образов и представлений.
Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д.
В планировании обращено внимание на изучение правил техники безопасности, формирование умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д.
Значительное место в программе отводится экскурсиям. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы.
Планируемые результаты освоения предмета
Обучающиеся 5 класса должны знать:
-виды одежды, обуви и их назначение, правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов (кожи, резины, текстиля)
-Значение питания; правила безопасной работы режущими инструментами; виды блюд не требующих тепловой обработки; правила сервировки стола; правила мытья посуды и уборки помещения
-родственные отношения в семье; состав семьи, имена, отчества, фамилии и возраст
-основные транспортные средства, имеющиеся в городе, селе;
-наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната;
-варианты проезда до школы рациональными видами транспорта;
-количество времени, затраченное на дорогу;
-правила передвижения на велосипеде;
-виды магазинов;
-назначение продуктовых магазинов, их отделы и содержание продукции;
-правила поведения в магазине; правила покупки товаров; стоимость хлебных, молочных продуктов, 2-3 круп(пшено, рис), десятка яиц, некоторых овощей и фруктов.
Обучающиеся 5 класса должны уметь:
-различать одежду и обувь в зависимости от их назначения: повседневная, праздничная, рабочая, спортивная; родбирать одежду, обувь, головной убор по сезону; сушить и чистить одежду; подготавливать одежду и обувь к хранению; подбирать крем и чистить кожаную обувь;
-прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его изготовления; нарезать хлеб, сырые и варёные овощи; строго соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами;
- записать имя, отчество, фамилию членов семьи; выполнять правила поведения в семье.
- следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя и стоя; следить за своей походкой, жестикуляцией;
правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, красиво и аккуратно принимать пищу; правильно вести себя привстре-чи и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях;
вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым.
-писать адрес на почтовых открытках, конвертах, переводе и телеграмме; писать почтовый адрес своего дома и интерната; правила организации рабочего места школьника.
- чистить зубы, мыть руки, лицо, уши, шею, ноги; расчесывать волосы; стричь ногти и ухаживать за кожей рук, ног с использованием детского крема; стирать носовой платок, носки; установить настольную лампу на рабочем месте.
-совершать вечерний туалет в определенной последовательности; выбирать прическу и причесывать волосы; стричь ногти на руках, ногах; стирать индивидуальные личные вещи и содержать их в чистоте; беречь зрение; корректно отказаться от предлагаемых первых папирос, глотка алкоголя, проявив силу воли.
-соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведение в салоне и при выходе на улицу); соблюдать правила дорожного движения; различать знаки дорожного движения, встречающиеся на пути из дома и обратно.
-выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности; округленно подсчитывать сумму за приобретенные продукты;
оплатить и проверить чек и сдачу; культурно вести себя с работниками торговли.
Содержание учебного курса
Введение. Беседа о цели, содержании и значении предмета социально-бытовой ориентировки. Особенности уроков СБО. Знакомство с кабинетом, правила поведения в нем. Соблюдение правил техники безопасности в кабинете. Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятиях.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны иметь представление о предмете СБО; назначение кабинета и правилах поведения в нем.
Личная гигиена. Тематика 1. Личная гигиена. 2. Уход за волосами (мытье, прическа). 3. Гигиена зрения и слуха. Гигиена чтения. Как смотреть телевизор.
Практические работы: Выполнение утреннего туалета: мытье рук, лица, шеи, ушей, чистка зубов, причесывание волос. Выполнение вечернего туалета. Чистка ушей
Учащиеся должны иметь представление
• о необходимости соблюдения правил личной гигиены для со хранения и укрепления здоровья человека.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;
• периодичность и правила чистки зубов;
• периодичность и правила чистки ушей;
• периодичность мытья головы;
• правила освещения помещения;
• правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач.
Учащиеся должны уметь:
• совершать утренний туалет;
• совершать вечерний туалет в определенной последовательности;
• причесывать волосы и выбирать прическу.
Одежда и обувь. Тематика 1. Виды одежды и головных уборов. 2. Уход за одеждой. 3. Обувь, уход за обувью. Практическая работа: Чистка и сушка повседневной одежды, верхней одежды, обуви. Учащиеся должны иметь представление
• почему нужно содержать одежду и обувь в чистоте;
• как сохранить внешний вид одежды, обуви и головных уборов.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• виды одежды и обуви,
• правила ухода за одеждой и обувью.
Учащиеся должны уметь:
• подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону;
• различать одежду и обувь в зависимости от их назначения (повседневная, праздничная, спортивная);
• сушить мокрую одежду
; • чистить одежду;
• подбирать крем и чистить кожаную обувь;
• чистить замшевую и текстильную обувь;
• сушить мокрую обувь;
• подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению.
Питание. Тематика 1. Продукты питания (хлеб, мясо, овощи, фрукты и т. д.). Значение разнообразия продуктов питания для здоровья человека. 2. Место и условия приготовление пищи. Кухонные принадлежности и приборы, посуда. Правила пользования и ухода за ними. Химические средства для ухода за посудой. 3. Приготовление завтрака. Простые и комбинированные, горячие и холодные бутерброды. 4. Яйца отварные, яичница и омлет. 5. Приготовление салата, винегрета. 6. Заваривание чая. 7. Сервировка стола к завтраку. Практические работы: Приготовление бутербродов, салата, винегрета, яичницы, варка яиц, заваривание чая, сервировка стола к завтраку. Чистка и мытье кухонных принадлежностей и посуды. Учащиеся должны иметь представление о
• значении продуктов питания для здоровья человека;
• витаминах, содержащихся в основных продуктах питания.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• виды бутербродов;
различные меню завтрака;
• санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи;
• правила сервировки стола к завтраку;
• правила заваривания чая;
• назначение кухонных принадлежностей и посуды;
• правила пользования ножом, плитой, электрическим чайником;
• санитарно-гигиенические требования к использованию химических средств для ухода за посудой.
Учащиеся должны уметь:
• резать ножом продукты для бутербродов;
• отваривать яйца, жарить яичницу и омлет;
• нарезать вареные овощи кубиками и соломкой;
• накрывать на стол с учетом конкретного меню;
• мыть и чистить кухонные принадлежности и посуду;
• пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам. Культура поведения. Тематика 1. Осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя. 2. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. 3. Формы обрашения с просьбой, вопросом к старшим и сверстникам. 4. Разговор со старшими и сверстниками. 5. Правила поведения за столом.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя;
• правила поведения при встрече и расставании;
• формы обращения с просьбой, вопросом;
• правила поведения за столом.
Учащиеся должны уметь:
• следить за своей осанкой;
• принимать правильную позу в положении сидя и стоя;
• следить за своей походкой и жестикуляцией;
• правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях;
• вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым;
• тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками;
• правильно вести себя за столом во время приема пищи ( пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу).
Жилище. Тематика 1. Виды жилых помещений в городе и деревне. 2. Жилой дом, интернатские помещения. Варианты квартир и подсобных помещений, виды отопления. 3. Почтовый адрес дома и школы-интерната. Практическая работа: Заполнение почтового адреса на открытках. Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• виды жилых помещений в городе и деревне и их различие;
• почтовый адрес своего дома и школы-интерната.
Учащиеся должны уметь:
• писать адреса на почтовых открытках.
Транспорт. Тематика 1. Наземный городской транспорт. 2. Проезд в школу-интернат (маршрут, виды транспорта). 3. Поведение в транспорте, поведение на улице. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.
Экскурсии Коллективные поездки в транспорте. Практическая работа: Изготовление знаков дорожного движения, встречающихся на пути к дому, школе.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната;
• варианты проезда до школы различными видами транспорта; количество времени, затрачиваемого на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут;
• правила передвижения на велосипеде.
Учащиеся должны уметь:
• соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу);
• соблюдать правила дорожного движения.
Торговля. Тематика 1. Продовольственные и промтоварные магазины, универсамы, супермаркеты, специализированные магазины. Их назначение. 2. Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах.
Экскурсии Экскурсия в продовольственный магазин.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• основные виды магазинов, их назначение;
• виды отделов в продовольственных магазинах и правила по купки товаров в них;
• стоимость продуктов, используемых для приготовления завтрака.
Учащиеся должны уметь
• выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню;
• оплачивать покупку;
• соблюдать правила поведения в магазине.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел программы | Количество часов |
Аудиторные занятия | Самостоятельные часы |
1 | Гигиена | 3 | 6 |
2 | Одежда и обувь | 5 | 10 |
3 | Питание | 8 | 16 |
4 | Семья | 3 | 6 |
5 | Транспорт | 5 | 10 |
6 | Жилище | 2 | 4 |
7 | Культура поведения | 5 | 10 |
8 | Торговые предприятия | 3 | 6 |
| Итого | 34 | 68 |
Критерии оценивания
Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей обучающихся, необходимо учитывать:
правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения практических работ;
самостоятельность ответа;
умение переносить полученные знания на практику;
степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.
Отметка «5» - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, ответ самостоятельный с опорой на ранее приобретенные знания.
Отметка «4» - ответ полный, правильный, но нарушена последовательность изложения, не точно сделан вывод, по дополнительным вопросам последовательность восстанавливается.
Отметка «3» - ответ не полный, но правильный, нарушена последовательность изложения материала, по дополнительным вопросам затрудняется ответить, допускает ошибки при использовании учебных пособий при ответе.
Отметка «2» - ответ неправильный, основное содержание не раскрыто, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, неумение работать с учебным материалом.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой; 7 е издание. – М.: Просвещение, 2010г.
Сборник коррекционно-развивающих упражнений: Методическое пособие для учителей и воспитателей коррекционных учреждений. /Под редакцией Ф.Ш. Мухаметзянова, Л.Ф. Курневой. – Казань: РИЦ «Школа», 2002. – 56 с.