СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АОП по истории 6 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«АОП по истории 6 класс»

Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа учебного предмета история для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта образования утвержденного приказом Минобразования России (от от5.03.2004 г. №1089), на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией И.М.Бгажноковой. допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

АОП разработана на основе учебника: И.М. Бгажнокова, Л.В.Смирнова, Мир истории : учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова- М.: «Просвещение», 2021.



Цель: -формирование у учащихся с умственной отсталостью способности изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Дать представление обучающимся об элементарных знаниях курса «Истории Отечества»: крупных исторических событиях, жизни, быте людей данной эпохи.

  • Дать отчётливый образ яркого наиболее события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории.

  • Формировать навыки работы с учебником, с тетрадью, с исторической картой.

  • Учить осмысленно, воспринимать прочитанное.

  • Развивать умение элементарно анализировать изучаемые события.

  • Учить формулировать вопросы, составлять развернутые ответы.

Коррекционные:

  • Способствовать развитию речи, памяти, внимания, восприятия, запоминанию.

  • Развивать элементарное логическое мышление.

  • Развивать умения устанавливать последовательность событий.

  • Применять полученные знания в практической деятельности.

  • Формировать умения анализировать и сравнивать.


Воспитательные:

  • Прививать обучающимся интерес к предмету, к изучению истории Отечественной истории.

  • Воспитывать чувство гордости и любви к своей Родине, её людям, к своей семье.

  • Вызывать чувство восхищения и уважения к героям Отечества.

Общая характеристика предмета

В курсе «История » для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) проводится последовательное изучение исторических событий, что обеспечивает более глубокое понимание материала, ускоряет формирование знаний. Весь исторический материал представлен отечественной историей. За 7-9 класс предполагается изучение истории России с древности до настоящего времени.

В курсе «Истории Отечества» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности. Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом используется уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных, особенностей обучающихся.Работа с обучающимися с интеллектуальными нарушениями имеет свои особенности требует определенного подхода. Организация учебного процесса происходит с учетом психологических, познавательных возможностей и социально-возрастных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 68 часов(2 часа *34 учебные недели), что соответствует образовательной программе для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения истории обучающиеся 6 класса к концу учебного года должны знать:

-какие исторические даты называются точными, приблизительными;

-когда произошли события;

-кто руководил основными сражениями.

уметь:

-пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;

-пересказывать исторический материал с опорой на наглядность по заранее составленному плану;

-соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;

-пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;

-устанавливать последовательность исторических событий на основе дат;

-правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;

-пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.

Основными видами деятельности обучающихся с нарушениями в развитии по предмету история являются:

Формы контроля

Процесс обучения истории постоянно сопровождается контролем. Основным предметом оценки результатов образования являются знания, результаты обучения- умения, навыки, результаты воспитания- мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности.

Текущий контроль в форме практической работы. С помощью его возможно диагностировать дидактический процесс, выявление динамики.

Промежуточный контроль. Метод диагностики- тестирование.

Содержание учебного предмета

Введение.

Глава 1. Имя, отчество, семья, родословная человека.

Представление о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас. История имени. Как возникли имена. Значения имен. Полное и неполное имя. Знаменитые имена в России (2-3 примера).

История фамилии. Происхождение фамилии. Отчество в имени человека. Понятие о семье. Родственники близкие и дальние. Понятие о родословной. Понятия: поколения, предки, потомки.

Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография.

Глава II. Отчий дом. Наша Родина – Россия.

Дом, в котором ты живешь. Где находится твой дом (регион, город, поселок, село). Кто и когда построил этот дом. Толкование пословиц и поговорок о доме, семье, соседях.

История улицы. Название улиц, их происхождение. Улицы, на которых расположены мой дом, моя школа.

Местность, где мы живем (город, село). Название местности, происхождение названия.

Страна, в которой мы живем. Название страны. Столица. Население, национальный состав страны. Главный город страны. Понятие о государственных символах: герб, флаг, гимн. Руководство страны, республики. Понятие о большой и малой родине.

Другие страны мира (обзор, с примерами).

Планета, на которой мы живем. Земля, другие планеты Солнечной системы. Солнце. Луна.

Глава III. О том, что такое время и как его изучают.

Понятия об историческом времени: век (столетие), тысячелетие, историческая эпоха, лента времени. Краткие исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь). Понятия (ориентировка): давно, недавно, вчера – прошлое; сегодня, сейчас – настоящее: завтра, через день, через месяц, через год – будущее. Части века: начало века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век, тысячелетие, основные события XX в. (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (XX в.).

Глава IV. Что изучает наука история.

История - наука о развитии человеческого общества. Значение исторических знаний для людей.  Историческая память России (3-4 примера).

Способы получения знаний о прошлом. Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография, геральдика, нумизматика и др.

Источники исторических знаний: письменные памятники материальной и духовной культуры (странные книги, летописи, надписи и рисунки на скалах, в пещерах, археологические находки: памятники строительства, зодчество, архитектуры, устные источники (фольклор).

Исторический музей, краеведческий музей. Понятие об историческом пространстве, исторической карте.

Составляющие части исторической науки: история местности, история страны, история культуры, науки, религии.

Глава V. История Древнего мира.

Время появления человека прямоходящего. Внешний вид первобытных людей. Среда обитания.

Человек умелый. Время появления. Его отличие от предков и от современного человека. Места обитания. Стадный образ жизни. Занятия. Древние орудия труда. Начало каменного века.

Древние люди. Время появления. Изменения во внешнем облике. Появление орудий труда, совершенствование занятий. Защита от опасностей. Образ жизни. Охота, собирательство. Причины зарождения религиозных верований.

Древний человек приходит на смену древнейшему. Время появления. Внешний вид. Зарождение речи. Места обитания. Кочевники. Первые сообщества. Изменения климата Земли. Наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий. Борьба за выживание. Способы охоты на диких животных. Изобретение лука. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека, основные занятия, образ жизни.

Время и место появление человека разумного. Внешний вид. Образ жизни и основные занятия. Развития орудия труда. Защита от опасностей. Конец ледникового периода и расселение человека разумного по миру. Влияние различных климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы первых людей.  Понятия о семье, общине, роде, племени.

Глава VI. История вещей. Занятия человека на Земле.

Природные источник огня. Способы добычи огня древним человеком. Очаг. Причины сохранения огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных.

Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов и др.

Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения.

Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная. Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Экологические последствия получения тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых: угля, торфа, газа, лесов. Роль энергетических ресурсов земли для жизни всего человечества.

Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий.

Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство. Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель.

Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения.

Использование человеком воды для получения энергии. Использование воды при добычи полезных ископаемых.

Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.

Понятия о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаши, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища, материалы, используемые для строительства жилья у разных народов в зависимости от климатических условий. История совершенствования жилища. Материалы для строительства, используемые с глубокой древности до наших дней. Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий.

Уточнение представлений, обучающихся о мебели, о назначении, видах, материалах для её изготовления.

История появления мебели. Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели (общие представления). Изучение мебельного производства в исторической науке. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель. Профессии людей, связанных с изготовлением мебели.

Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище человека в разные периоды развития общества.

Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы добывания пищи: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие (выращивание зерновых культур, огородничество, садоводство), скотоводство. Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека.

История хлеба и хлебопечения. Способы хранения, накопления продуктов питания в связи с климатом, средой обитания, национально-культурными традициями.

Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов. Употребление традиционной пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.

Понятие о посуде и её назначении. Материалы для изготовления посуды.

История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды (3 – 4 примера).

Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, её виды. Преимущества деревянной посуды для хранения продуктов, народные традиции её изготовления (3 – 4 примера).

Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство.

Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.

Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде. Пословицы и поговорки об одежде, о внешнем облике человека.

Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды (2 – 3 примера).

Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона).

История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др.

Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.

Глава VII. Человек и общество.

Первобытные люди. Содружество людей как способ выживания в трудных природных условиях. Зарождение традиций и религиозных верований у первобытных людей. Появление семьи.

Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире (общие представления).

Причины зарождения религиозных верований. Язычество. Истоки возникновения мировых религий: буддизм, христианство, ислам. Взаимодействие науки и религии. Значение религии для духовной жизни человечества.

Понятие о науке. Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения (2-3 примера). Направления в науке: астрономия, математика, география и др. Изменение среды и общества в ходе развития науки.

Причины возникновения речи как главного средства для общения и коммуникации. Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо (образные примеры). История латинского и славянского алфавита. История книги и книгопечатания (общие представления).

Понятие о культуре и человеке как носителе культуры.

Искусство как особая сфера человеческой деятельности. Виды и направления искусства (общие представления).

Сообщества первых людей (повторение и уточнение понятий). Появление семьи. Родовая община. Племя. Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Понятие о гражданских свободах, государственных законах, демократии (доступно, на примерах).

Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли. Понятие о богатом и бедном государстве.

Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.



Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Имя, отчество, семья, родословная человека

6

3

Отчий дом. Наша Родина -Россия

11

4

О том, что такое время и как его изучают

5

5

Что изучает наука история

6

6

История Древнего мира

9

7

История вещей. Занятия человека на Земле

15

8

Человек и общество

15



68 часов













Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока, раздела

Кол-во  часов

Дата


1

Введение.Почему нужно изучать историю?

1


Глава I. Имя, отчество, семья, родословная человека.



2

История имени.

1


3

Отчество и фамилия человека.

1


4

Семья.

1


5

Биография.

1


6

Поколение людей.

1


7

Повторительно-обобщающий урок.

1


ГлаваII. Отчий дом. Наша Родина- Россия.



8

О доме.

1


9

Название городов и улиц.

1


10

Родник «Двенадцать ключей».

1


11

Истоки.

1


12

Наша Родина - Россия.

1


13

Наша Родина - Россия.

1


14

Как устроено государство.

1


15

Герб, флаг, гимн России.

1


16

Москва – столица России.

1


17

Мы жители планеты Земля.

1


18

Повторительно-обобщающий урок.

1


Глава III. О том, что такое время и как его изучают.



19

Что такое время.

1


20

История календаря.

1


21

Русский земледельческий календарь.

1


22

Счет лет в истории. Историческое время.

1


23

Повторительно-обобщающий урок.

1


Глава IV. Что изучает наука история.



24

Что такое история.

1


25

Какие науки помогают истории.

1


26

Как работают археологи.

1


27

Исторические памятники.

1


28

Историческая карта.

1


29

Повторительно-обобщающий урок.

1


ГлаваV. История Древнего мира.



30

Земля и космос.

1


31

От кого произошел человек.

1


32

Человек умелый.

1


33

Следующее поколение людей каменного века.

1


34

Наступление ледников.

1


35

Как жили древние охотники, кочевники и собиратели.

1


36

Как жили древние охотники, кочевники и собиратели.

1


37

Новые занятия людей.

1


38

Повторительно-обобщающий урок.

1


Глава VI. История вещей. Занятия человека на Земле.



39

Огонь в жизни древнего человека.

1


40

Огонь, глина, гончар.

1


41

Огонь открывает новую эпоху в жизни людей.

1


42

Вода, ее значение в жизни человека.

1


43

Вода и земледелие.

1


44

Вода как источник энергии.

1


45

Какие дома строили древние люди.

1


46

Как появилась мебель.

1


47

Как появились каша и хлеб.

1


48

История об обыкновенной картошке.

1


49

О керамике, фарфоре и деревянной посуде.

1


50

История появления одежды.

1


51

Одежда и положение человека в обществе.

1


52

Повторительно-обобщающий урок.

1


53

Как люди украшали себя.

1


ГлаваVII. Человек и общество.



54

О далеких предках – славянах и родовом строе.

1


55

Как люди понимали мир природы в древности.

1


56

Современные религии, как они появились.

1


57

Современные религии, как они появились.

1


58

Искусство и культура.

1


59

Письмо.

1


60

Первые книги.

1


61

От изобретения колеса - к новым открытиям.

1


62

Изобретения человека.

1


63

Изобретения человека.

1


64

Человечество стремится к миру.

1


65-66

Человечество стремится к миру.

1


67-68

Повторительно-обобщающий урок.

1












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!