СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ СОЕДИНЕНИЯМИ ФОСФОРА (исследовательский проект)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ СОЕДИНЕНИЯМИ ФОСФОРА (исследовательский проект)»

59 Районная научно-исследовательская конференция
научное общество учащихся




АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ СОЕДИНЕНИЯМИ ФОСФОРА

Естественнонаучное направление, экология







Выполнила:

обучающаяся 11 «А» класса,

МКОУ «СОШ № 9 г. Аши (с профессиональным обучением)»

Горбатовская Анастасия Владимировна

Руководитель проекта:

учитель МКОУ «СОШ № 9 г. Аши (с профессиональным обучением)»

Зуева Екатерина Владимировна


Аша, 2022



Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. ФОСФОР В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ…………………………………….6

1.1 Фосфор – химический элемент………………………………………………6

1.2 Природные ресурсы…………………………………………………………..6

1.3 Фосфор в биосфере…………………………………………………………...6

1.4 Минеральные удобрения……………………………………………………. 7

1.5 Биогеохимический цикл фосфора…………………………………………...8

1.6 Фосфориты Ашинского района……………………………………………...9

1.7 Соединения фосфора………………………………………………………...10

Вывод по главе I…………………………………………………………………11

Глава II. ВЛИЯНИЕ ФОСФОРНЫХ УДОБРЕНИЙ НА РАСТЕНИЯ….........12

2.1 Дефицит фосфора в почве……………………….………..………………...12

2.2 Опыт на растениях……………………….………………………………….13

2.3 Кислотные дожди- производная проблема химических выбросов в атмосфере………………………………………………………………………...16

2.4 Прямое воздействие кислотных дождей на растениия……………………17

Вывод по главе II………………………………………………………………...19

Заключение……………………………………………………………………….19

Список литературы………………………..……………………………………..21





Введение

Загрязнение окружающей среды – негативные изменения её свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений. Антропогенные поступления приводят в будущем к вредному воздействию на литосферу, гидросферу, атмосферу, животный и растительный мир, на самого человека.

По мнению экспертов, использование фосфора в мире нарушен: в некоторых регионах в почву для выращивания продуктов питания добавляют много фосфора, что способствует загрязнению рек, озер и прибрежных экосистем.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что загрязнение окружающего мира это глобальная проблема.

Цель: рассмотреть антропогенные факторы загрязнения соединениями фосфора в окружающую среду, проведение исследований и анализ полученных результатов.

Задачи:

  1. рассмотреть факторы загрязнения, влияющие на окружающую среду;

  2. рассмотреть факторы влияния соединениями фосфора на живые организмы;

  3. исследовать загрязнения окружающей среды фосфорными соединениями;

  4. сделать вывод по полученному результату.

Объект исследования: антропогенные факторы загрязнения

Предмет исследования: соединения фосфора

Методы экспериментально - теоретического уровня:

  1. эксперимент;

  2. наблюдение;

  3. аналитическая деятельность.

Методы теоретического уровня: изучение и анализ литературы по теме работы.

Научная новизна исследования: установление влияния предприятий по производству фосфора на атмосферный воздух в городе Аша.

Обзор литературы: эта тема рассматривается многими специалистами Н.Л. Глинка, Г.Н Фадеев и другие.

Основные этапы работы: первый этап (сентябрь 2020 г. - май 2021г.) — это сбор необходимой информации для теоретической части, выделение важного для исследования и структурирование первой главы, прохождение производственной практики.

Второй этап (сентябрь 2021 г - февраль 2022 г) включает в себя проведение исследовательской работы для второй практической главы проекта, анализ проведенной работы, написание выводов, заключения, оформление работы.

Проблема: недостаток фосфора ограничивает продуктивность растений во многих водных местообитаниях и что поступление его в реки и озера со сточными водами (особенно в виде фосфорсодержащих детергентов) и с поверхностным стоком с удобряемых полей стимулирует повышение продуктивности водных местообитаний до нежелательного уровня.

Гипотеза: в ходе данной работы мы опробуем способы нахождения причин загрязнения природы соединениями фосфора.

Теоретическая значимость работы: теоретические результаты исследования могут быть использованы в более глубоком рассмотрении факторов загрязнения окружающей среды.

Практическая значимость работы: практические результаты исследования могут пригодиться на практических занятиях по профилю «Лаборант химического анализа».


Глава I. ФОСФОР В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ

1.1.Фосфор – химический элемент

Фосфор - это жизненно важный элемент пятой группы периодической таблицы Менделеева Д.И. Фосфор не встречается в природе в свободном виде из-за его химической активности. Одним из основных веществ, содержащих фосфор, является ортофосфат кальция. Основными источниками фосфора являются апатиты и фосфориты. Крупнейшие в мире месторождения апатитов расположены недалеко от города Киров на Кольском полуострове. Кроме того, фосфор входит в состав белков в виде различных соединений, находящихся в мышечных, нервных клетках. Например, в теле человека содержатся около 1,5 кг фосфора, преимущественно в костной ткани.

1.2. Природные ресурсы

Фосфор входит в состав выплавленного вещества земной коры: суммарная масса элемента в гранитном слое литосферы равна 6, 33 • 1015 т. Среднее содержание фосфора в земной коре достигает 0,09%, причем его водная и воздушная миграции относительно невысоки. По данным А. П. Виноградова (1957), среднее содержание фосфора в почвах составляет 0,08%. Доля этого элемента сильно варьируется в зависимости от типа почв, их механического состава, характера почвообразующей породы и т. д. Наиболее высока она в красноземе под густым рододендровым сообществом —0,3%.

1.3.Фосфор в биосфере

Фосфор является одним из главных биофильных и биогенных элементов. В биосфере он играет важную роль, участвуя в синтезе белков. А. Е. Ферсман назвал его «элементом жизни и мысли». Экзотермическая реакция адеиозиитрифосфата с фотосинтезированными углеводами обеспечивает энергией последующие биохимические реакции. Фосфор представляет собой один из основных компонентов нуклеиновых кислот, клеточных мембран, систем переноса энергии, костной ткани и дентина. Он входит в состав нуклеопротеидов, сахаро-фосфатов, фосфатидов, фитина и других соединений. Фосфор активно участвует в процессах обмена веществ и синтеза белка, определяет энергетику клетки, существенно влияет па рост растений, концентрируясь в семенах и точках роста. Соединения фосфора входят в состав тканей живых организмов — мозга, костей, панцирей. Средние содержания его в живых организмах изменяются от 0,12 до 4,4%, причем минимальные значения характерны для наземных растений, а максимальные — для наземных животных.

Отток фосфора с суши в океан увеличивается благодаря возрастанию поверхностного стока воды при уничтожении лесов, распашке почв и внесении фосфорных удобрений. Поскольку запасы фосфора на суше ограничены, а его возврат из океана проблематичен (хотя в настоящее время активно исследуются возможности его добычи со дна океана), в будущем в земледелии возможен дефицит фосфора, что вызовет снижение урожаев (в первую очередь зерна).

1.4. Минеральные удобрения

Растения извлекают из почвы значительные количества фосфора, которые пополняются внесением в нее фосфорсодержащих удобрений. Эти элементы вносятся в почву в виде органических (торф, навоз и др.) и минеральных (продукты химической переработки минерального сырья) удобрений. Производство последних является одной из важнейших отраслей химической промышленности.

Особая роль для питания растений принадлежит фосфору. Он выполняет энергетическую и конституционную функции в растениях. В начале XXI века использование фосфорных удобрений развивалось очень быстро. Для России  с ее бедными почвами применение фосфорных удобрений особенно актуально и должно приоритетно входить в число первостепенных государственных задач.

К важнейшим минеральным удобрениям принадлежат фосфорные удобрения. Природные соединения фосфора – фосфориты и апатиты – содержат фосфор в виде нерастворимого среднего фосфата Ca3(PO4)2, который плохо усваивается растениями.

  1. Простой суперфосфат – удобрение со сравнительной невысоким содержанием питательных веществ.

  2. Двойной суперфосфат представляет собой продукт разложения природного фосфата фосфорной кислотой:

Ca3(PO4)2+4Н3PO4=3Ca(H2PO4)2

  1. Преципитат представляет собой фосфорное удобрение, в составе которого входит гидрофосфат кальция CaHPO4, нерастворимый в воде, но растворяющийся в кислых почвах.

В 1985 г. выработано минеральных удобрений ( в пересчете на 100% питательных веществ) 33,2 млн.т, а в 1900 г. их выпуск достиг 41 – 43 млн.т. Одновременно с ростом количества производимых удобрений будет улучшен и их ассортимент, предполагается увеличить производство наиболее эффективных комбинированных и сложных удобрений.

1.5. Биогеохимический цикл фосфора

Круговорот фосфора в природе сильно отличается от биогеохимических циклов углерода, кислорода, азота и серы, т.к. газовая форма соединений фосфора не участвует в биогеохимическом цикле фосфора. Основные запасы фосфора содержат различные горные породы, которые постепенно отдают свои фосфаты наземным экосистемам. Фосфаты потребляют растения и используют их для синтеза органических веществ. При разложении трупов животных микроорганизмами фосфаты возвращаются в почву.

В восстановительной среде образуется соединения фосфора с двухвалентным железом, и это же способствует выносу фосфора из почвы. Миграция его возможна за счет таких явлений, как водная и ветровая эрозия. Поэтому биогеохимический цикл фосфора значительно менее замкнут и менее обратим, чем циклы углерода и азота, а загрязнение окружающей среды фосфором особенно чувствительно.

В тоже время соединения фосфатов в последнее время становится важнейшим фактором загрязнения речных и озерных вод.

В последнее 50-75 лет общая картина распределения и миграции фосфора в биосфере резко нарушена человеком. Вот слагаемые этого явления:

  1. Мобилизация фосфора из шлаков, производство и применение фосфорных удобрений.

  2. Производство многочисленных фосфорсодержащих препаратов и их использование в быту.

  3. Производство фосфорсодержащих ресурсов продовольствия и кормов, вывоз и потребление их в зонах концентрации населения и больших городах.

  4. Развитие рыбного и китобойного промыслов, добыча морских моллюсков, водорослей влечет за собой перераспределение фосфора с океана на сушу.

В итоге наблюдается процесс фосфотизации суши. Увеличивается содержание фосфора в окружающей среде больших городов, индустриальных центров, и, наоборот, страны, экспортирующие органические продукты и не применяющие фосфорных удобрений, теряют запасы фосфора в своих почвах.

1.6. Фосфориты Ашинского района

Ашинское расположение фосфоритов находится на юго-восточной окраине города Аши в 1,5 км на перегибе мелкосопочной грады г. Куликова. Месторождение представлено тремя промышленными пластами, общей протяженностью в 1600 км, шириной от 10 до 350 м.  Рудные тела залегают в карстовых образованиях фосфоритизированных известняков и состоят из песчано-глинистой массы со стяжением различной размерности фосфоритов с обломками известняка. Месторождение эксплуатировалось карьером до 1972 года. Запасы руды составляют более 3 млн тонн. По заключению №809 от 14 августа 1989 года Ленинградского НИИ радиационной гигиены работа с Ашинскими фосфоритными рудами является радиационно безопасной при соблюдении среднегодового уровня запыленности воздуха рабочей зоны на уровне 5,4 мг/м3. Основными минералами руд является фосфат и глинистые частицы, составляющие 88%, кальцит, гипс, гидроокислы железа и марганца, составляющие 12%.

1.7. Соединения фосфора

Фосфорорганические соединения- это обширный класс органических соединений, которые в своем составе имеют фосфор.

Типичные соединения:

1.С водородом и галогенами. С водородом фосфор образует газообразный фосфористый водород, или фосфин, PH3. Фосфин это бесцветный газ и очень ядовитый. При его горении образуется фосфорный ангидрид и вода: 2PH3+4O2=P2O3+3H2O Основные свойства выражены у фосфина слабо. Соли фосфина – очень непрочные соединения; при взаимодействии с водой разлагаются на галогеноводород и фосфин. Фосфор при соединении с галогенами выделяется большое количество теплоты.

2. С хлором. Хлорид фосфора (III), PCl3. Это жидкость, которая кипит при 750 С. При пропускании хлора в PCl3 получается хлорид фосфора(V) или PCl5, который образует белую массу. Так же он разлагается с водой, образуя хлороводород и фосфорную кислоту. Хлориды фосфора применяются при синтезах различных органических веществ.

Вывод по Главе I

Перед началом исследовательской работы была поставлена следующая цель - рассмотреть антропогенные факторы загрязнения соединениями фосфора в окружающую среду, проведение исследований и анализ полученных результатов. Задачи были определены следующим образом: рассмотреть факторы загрязнения, влияющие на окружающую среду; рассмотреть факторы влияния соединениями фосфора на живые организмы; исследовать загрязнения окружающей среды фосфорными соединениями; сделать вывод по полученному результату.

Гипотеза состояла в том, что в ходе исследования я научусь находить причины загрязнения природы соединениями фосфора. Гипотеза, исходя из проведенной работы, подтвердилась.

По теоретической главе, где рассматривался фосфор в природной среде, можно сделать вывод:

1.Фосфор является одним из главных биогенных элементов. В биосфере он играет важную роль, участвуя в синтезе белков.

2.Фосфорные удобрения – это важнейшие минеральные удобрения, которые влияют на урожайность сельскохозяйственных растений.

3.Фосфор входит в состав многих органических соединений и прежде всего тех, которые содержатся в клеточном ядре.

4.Это основное питательное вещество важно для деления клеток и поэтому играет основную роль для образования цветочных почек, развития молодых плодов и на рост побегов.



Глава II. ВЛИЯНИЕ ФОСФОРНЫХ УДОБРЕНИЙ НА РАСТЕНИЯ

2.1 Дефицит фосфора в почве

Главные симптомы недостатка фосфора таковы: растения низкорослые, с тонким стеблем, листья тускнеют и нередко приобретают лиловый, фиолетовый или бронзовый оттенки, особенно заметные на обратной стороне листьев. Дефицит также проявляется в задержке цветения, слабом завязывании плодов, удлинении созревания тех, что смогли завязаться. Следует отметить, что при хронической нехватке фосфора растения просто не успевают созреть до конца вегетации.

В чём причины дефицита фосфора? Нередко он возникает уже на стадии высадки рассады. Если это делается достаточно рано, то фосфор, даже если его содержание в почве достаточное, не усваивается растениями, — этот процесс нормализуется при температуре грунта выше 13 градусов. Поэтому решением проблемы будет являться повышение температуры грунта. Растения поливают тёплой водой и устанавливают плёночные укрытия.

Нехватка фосфора может быть вызвана и несбалансированным питанием. Раствор коровяка, который огородники нередко используют для подкормок, этого элемента очень мало. Поэтому данное удобрение не подходит для подкормок культур, требовательных к фосфору. Дефицит, который вызван несбалансированным питанием, можно устранить внесением двойного суперфосфата. Удобрение высыпают полосой и растворяют при поливе.

Ещё одна причина нехватки фосфора заключается в его переходе в нерастворимые, а значит недоступные для растений соединения. Причём такая фиксация внесённого с удобрениями фосфора наблюдается и на кислых, и на щёлочных почвах, при этом образуются разные соединения. Избежать этого явления можно, если вносить удобрения малыми дозами, а также использовать готовые смеси, содержащие фосфор. Неплохой профилактикой является также поддержание слабокислой реакции почвы.

2.2. Опыт на растениях


Для проведения эксперимента я взяла растения и посадила в разные горшки. В одном горшке цветок, который будет поливаться обычной водой. В другом горшке цветок, который будет поливаться насыщенным раствором фосфорных удобрений.

Рисунок 2.1 – 1 неделя полива водой

Рисунок 2.2 – 1 неделя полива фосфорными удобрениями



Рисунок 2.3 – 2 неделя, полив водой


Рисунок 2.4 – вид сверху, полив водой


Рисунок 2.5 – 2 неделя, полив насыщенным раствором фосфорных удобрений



Рисунок 2.6 – 2 неделя, полив насыщенным раствором фосфорных удобрений


Рисунок 2.7 - полив водой, 3 неделя

Рисунок 2.8 - полив фосфорными удобрениями, 3 неделя

Рисунок 2.9 - 4 неделя полива водой

Рисунок 2.10 – 4 неделя, полив насыщенным раствором фосфорных удобрений


Рисунок 2.11- 5 неделя полива водой

Рисунок 2.12 - 5 неделя, полив насыщенным раствором фосфорных удобрений


Рисунок 2.13 - полив водой на 6 недели

Рисунок 2.14- 6 неделя, полив насыщенным раствором фосфорных удобрений




Итак, можно сделать вывод, что при поливе насыщенным раствором фосфорными удобрениями цветок начинает желтеть, опадают листья. Происходит ускоренное развитие растения, что в итоге он быстро стареет, кончики листьев отмирают.

2.3.Кислотные дожди - производная проблема химических выбросов в атмосферу

Попадая в атмосферу, многие загрязнения подвергаются химическим или фотохимическим превращениям с участием воздуха. Суммарное воздействие атмосферных загрязнений на сельскохозяйственные культуры определяется как кислотными дождями, так и сухими осадками (аэрозолями кислотного характера, кислотными газами).

Попадая на поверхность биологических объектов, строительных конструкций и других предметов, загрязнения и продукты их превращения интенсифицируют физико-химические процессы разрушения органических веществ, металлов и неорганических материалов.

Ущерб, наносимый живой природе атмосферными загрязнениями и продуктам производственной деятельности человека, трудно оценить, но гибель лесов, загрязнение водных бассейнов, распространение аллергических заболеваний, нарушение биологического равновесия в экосистемах не в последнюю очередь связаны с высокими концентрациями агрессивных примесей в атмосфере.

2.4. Прямое воздействие кислотных дождей на растения

Гибель растений в наибольшей степени ощущается вблизи от выбросов загрязнений, в радиусе нескольких десятков километров от их источника. Главной причиной является высокая концентрация двуокиси серы.

Это соединение адсорбируется на поверхности растения, в основном на его листьях, и оказывает на него вредное влияние. Двуокись серы, проникая в организм растения, принимает участие в различных окислительных процессах. Эти процессы протекают с участием свободных радикалов, образованных из двуокиси серы в результате химических реакций. Они окисляют ненасыщенные жирные кислоты мембран, тем самым изменяя их проницаемость, что в дальнейшем отрицательно влияет на многие процессы (дыхание, фотосинтез и др.).

1) генетические изменения;

2) видовые изменения;

3)нанесение прямого вреда растительности.

Естественно, в зависимости от чувствительности вида и размеров нагрузки масштаб воздействия может простираться от восполнимого
(обратимого) ущерба до полной гибели растения.

В первую очередь погибают наиболее чувствительные виды, например, отдельные лишайники, которые могут сохраниться только в самой чистой среде, поэтому их считают "индикаторами" чистого воздуха. Обычно в сильнозагрязненных местах образуется "лишайная пустыня". В современном городе она существует уже при средней концентрации двуокиси серы 100 мкг/м". Во внутренних его районах лишайник вообще отсутствует, а на окраинах его можно встретить очень редко. Впрочем, существуют также виды лишайника, хорошо переносящие нагрузки двуокиси серы, поэтому отдельные сопротивляющиеся виды иногда занимают место погибших видов лишайника.

Однако кислотные атмосферные соединения, естественно, могут также оказывать прямое вредное воздействие и на растения более высокого класса.

Непосредственный вред, приносимый двуокисью серы, зависит от многих факторов -- местного климата, вида деревьев, состояния почвы, способов обработки леса, рН влажных осадков и др. Опасный уровень атмосферной двуокиси серы оказался гораздо ниже, чем считалось раньше, так как определенные физиологические и биохимические изменения могут происходить без каких-либо признаков гибели. Однако эта опасная граница становится еще ниже при воздействии двуокиси азота, озона, кислотного дождя и т.д.

Вывод по главе II

Фосфор — один из жизненно важных элементов, который оказывает как негативное, так и положительное воздействие на окружающую среду. Человек определённо оказывает влияние на биогеохимический цикл фосфора, в основном тем, что нерационально использует фосфорные удобрения в сельском хозяйстве.

В ходе эксперимента мы выяснили, что при недостатке и при избытке фосфора наблюдается задержка в развитии растительных культур: цветение и созревание наступает позже, цветов и плодов становится меньше, резко снижается урожайность. Таким образом, сделаем вывод, что для развитее сельского хозяйства норма фосфора и других растений необходима.

Фосфор входит в состав генов и молекул, переносящих энергию внутрь клеток. В различных минералах фосфор содержится в виде неорганического фосфатиона (PO43-). Фосфаты растворимы в воде, но не летучи. Растения поглощают PO43- из водного раствора и включают фосфор в состав различных органических соединений, где он выступает в форме так называемого органического фосфата. По пищевым цепям фосфор переходит от растений ко всем прочим организмам экосистемы.При каждом переходе велика вероятность окисления содержащего фосфор соединения в процессе клеточного дыхания для получения организмом энергии. Когда это происходит, фосфат в составе мочи или ее аналога вновь поступает в окружающую среду, после чего снова может поглощаться растениями и начинать новый цикл.

В отличие, например, от углекислого газа, который, где бы он ни выделялся в атмосферу, свободно переносится в ней воздушными потоками пока снова не усвоится растениями, у фосфора нет газовой фазы и, следовательно, нет свободного возврата в атмосферу. Попадая в водоемы, фосфор насыщает, а иногда и перенасыщает экосистемы. Обратного пути, по сути дела, нет. Что-то может вернуться на сушу с помощью рыбоядных птиц, но это очень небольшая часть общего количества, оказывающаяся к тому же вблизи побережья. Океанические отложения фосфата со временем поднимаются над поверхностью воды в результате геологических процессов, но это происходит в течение миллионов лет. Следовательно, фосфат и другие минеральные биогены почвы циркулируют в экосистеме лишь в том случае, если содержащие их отходы жизнедеятельности откладываются в местах поглощения данного элемента. В естественных экосистемах так в основном и происходит. Когда же в их функционирование вмешивается человек, он нарушает естественный круговорот, перевозя, например, урожай вместе с накопленными из почвы биогенами на большие расстояния к потребителям.

Также стоит отметить, что биосфера будет эволюционировать в дальнейшем, т.к. развитие человечества остановить невозможно. Кроме того, активированные человеческой деятельностью потоки элементов и веществ приводят к развитию негативных процессов, изменяют биогеохимические циклы и приводят к эволюционным изменениям органического мира, как необратимого процесса. Антропогенные преобразования среды обитания и экосистем в большинстве случаев носят пока локальные и региональные проявления. В целом на планете глобальные биогеохимические циклы пока сбалансированы регуляторным потенциалом экосистем и биосферы в целом.




Заключение

На практике было показано, как избыток фосфорных удобрений влияет на цвет и развитие живых организмов. Работа выполнена пошагово по ГОСТу, утвержденному в Российской Федерации.

Источником загрязнения атмосферы являются выбросы с предприятий черной и цветной металлургии, которые содержат оксиды углерода, азота, фосфора, серы, соединения металлов, а также пыль.

Воздействие сернистого газа и его производных на человека и животных проявляется, прежде всего, в поражении верхних дыхательных путей, под их влиянием происходит разрушение хлорофилла в листьях растений, в связи с чем ухудшается фотосинтез и дыхание, замедляется рост, снижается качество древесных насаждений и урожайность сельскохозяйственных культур, а при более высоких и продолжительных дозах воздействия растительность погибает.

Общее количество выбросов сернистого газа в атмосферу нашей планеты тепловыми электростанциями, металлургическими заводами, нефтеперерабатывающими предприятиями и другими антропогенными источниками с 1905 по 1965 г. возросло в 4 раза и в настоящее время достигло 150 млн т. Из этого количества до 110 млн т (более 70% мировых выбросов сернистою газа) приходится на страны Европы.

Загрязнение атмосферного воздуха таит в себе угрозу не только здоровью людей, но и наносит большой экономический ущерб. Наличие в воздухе соединений серы ускоряет процессы коррозии металлов, разрушение зданий, сооружений, памятников культуры, ухудшает качество промышленных изделий и материалов. Установлено, например, что в промышленных районах сталь ржавеет в 20 раз, а алюминий разрушается в 100 раз быстрее, чем в сельской местности.


Вредные для человека и для природы выбросы могут перемещаться в воздушных потоках на громадные расстояния. Например, установлено, что выбросы промышленных предприятий Германии и Великобритании переносятся на расстояния более 1000 км и выпадают на территории Скандинавских стран, а из северо-восточных штатов США - на территории Канады. Вредоносные последствия загрязнения среды сказываются и в нашей стране. Так, по данным Европейской экономической комиссии ООН, через границу Казахстана в воздушных потоках с востока на запад идет в 4 раза больше серы, чем в обратном направлении.

Нам же остается надеяться на то, что главы промышленных предприятий, задумаются о том, какой вред они наносят окружающей среде, в частности атмосферному воздуху, и примут меры по внедрению в производство вышеуказанных инновационных технологий.

Цель работы достигнута, задачи выполнены.
















Список литературы

1. Петрова, Е.Ю. Биогеохимические циклы: методические указания к практическим работам [Текст] / Е.Ю. Петрова, Г.Л. Петров, Т.В. Неупокоева. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2015. – 25 с.

2. Лабутова, Н. М. Основы биогеохимии: Учебное пособие [Текст] — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. — 240 с.

3. Седнев, К. В. Шагитова, М.Н. Особенности круговорота фосфора в природе [Электронный ресурс]: сборник статей XI Международной научно-практической конференции «Аграрная наука — сельскому хозяйству», г. Барнаул, 04-05 февраля 2016. — 573 с.

4. Моисеенко, Т.И. Эволюция биогеохимических циклов в современных условиях антропогенных нагрузок: пределы воздействий [Электронный ресурс] / Т.И. Моисеенко // Геохимия. — 2017. — №10. — С. 841-842 — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30046301

5. Геппа, И.С. Антропогенное влияние на биогеохимический цикл фосфора [Электронный ресурс]: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции «Проблемы научно-практической деятельности. Поиск и выбор инновационных решений, г. Киров, 04 мая 2020 г. — С.6-8. — Режим доступа:  https://elibrary.ru/item.asp?id=42784862

6. Теучеж, А.А. Роль фосфора в развитии живых организмов [Электронный ресурс]: Экологический вестник Северного Кавказа. — 2018. С.50-53 Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32845083

7. Лихачев, С.В. Экология: учебное пособие / С.В. Лихачев; М-во с.-х. РФ, ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА. – Пермь: Изд-во ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА, 2012. – с. 35-37

8. Опекунова, М.Г. Биоиндикация загрязнений: учеб. пособие [Текст] / М.Г. Опекунова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2016. - 300 с.

9. Иванов, В.В. Экологическая геохимия элементов: Справочник: В 6 кн. / под ред. Э.К. Буренкова — М.: Недра, 1994. — Кн. 2: Главные р-элементы. — С. 197-214.

10. Добровольский, В. В. Основы биогеохимии: Учебник для студ. высш. учеб, заведений / В. В. Добровольский. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — с. 192-194.

11. Глинка, Н.Л. Общая химия: учебное пособие для студентов нехимический специальностей высших учебных заведений / Н. Л. Глинка – М.: КНОРУС, 2012. - 752 с.

12. Миркин, Б.М. Основы общей экологии: учебное пособие [Текст] / Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова. – М.: Москва, 2005. - 346 с.

13. Ахметов, Н.С. Общая и неорганическая химия: учеб. для вузов [Текст] / Н.С. Ахметов. – М.: Высш. шк., Изд. центр «Академия», 2001. – 743 с.

14. Кидин, В.В. Агрохимия [Текст] / В.В. Кидин, С.П. Торшин.- М.: Проспект, 2018. - 619 с.

15. Наумов, Г.Б. Геохимия биосферы [Текст] Учеб. пособие для студ. высш. проф. образований / Г.Б. Наумов.- М.: Издательский цент «Академия», 2010. - 384 с.

16. Хорват, Л. Кислотный дождь : пер. с венг. В.В.Крымского; под ред. Ю.Н.Михайловского [Текст] / Л.Хорват. – М.: Строй-издат, 1990. – 80 с.

17. Болбас, М.М. Транспорт и окружающая среда [Текст] Учебник /М.М. Болбас, Е.Л. Савич, Г.М. Кухаренок, Р.Я. Пармон, С.В. Дорожко. – Мн.: Технопринт, 2003. – 262 с.

18. Кабиров, Р.Р. Оценка качества окружающей среды [Текст] учебно-методическое пособие / Р.Р. Кабиров, Е.В. Сугачкова, А.И. Фазлутдинова – Уфа: Изд-во БГПУ им. М.Акмуллы, 2019. – 160 с.

19. Федоров, А.А. Аналитическая химия фосфора [Текст] / А.А. Федоров, Ф.В. Черняховская, А.С. Вернидуб, Н.П. Ананьевская, В.П. Замараев. – М.: Издательство «Наука», 1974. – 220 с.

20. Заиков, Г.Е Кислотные дожди и окружающая среда [Текст] / Г.Е Заиков, С.А Маслов, В.Л. Рубайло. – М.: Химия, 1991. – 144 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!