СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Антропогенное воздействие человека на биосферу"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжить формирование научного мировоззрения (природные ресурсы → нерациональное природопользование → экологические проблемы);

- воспитывать и пропагандировать бережное отношение к природе (защита плакатов, буклетов, мультимедийных презентаций);

- ввести в урок элементы эстетического воспитания (оформление доски, просмотр видеофрагмента и мультимедийных презентаций).

продолжить формирование научного мировоззрения (природные ресурсы → нерациональное природопользование → экологические проблемы);

- воспитывать и пропагандировать бережное отношение к природе (защита плакатов, буклетов, мультимедийных презентаций);

- ввести в урок элементы эстетического воспитания (оформление доски, просмотр видеофрагмента и мультимедийных презентаций).

Просмотр содержимого документа
«"Антропогенное воздействие человека на биосферу"»

Развернутый конспект урока по биологии

Класс: 9

1. Тема программы: уровни организации живой природы. Биосферный уровень.

2. Тема урока: антропогенное воздействие человека на биосферу.

3. Цели урока: раскрыть роль человека в сохранении экологического равновесия как необходимого условия существования биосферы и ответственного отношения к природе.

4. Задачи:

  • образовательные:

- повторить изученные понятия (экология, экологические факторы, экосистема, биосфера, пищевые цепи, трофический уровень, экологическая пирамида, экологическая сукцессия, биогенные химические элементы, природные ресурсы);

- расширить знания о влиянии хозяйственной деятельности человека на биосферу;

- обсудить проблему глобального экологического кризиса.

  • Воспитательные:

- продолжить формирование научного мировоззрения (природные ресурсы → нерациональное природопользование → экологические проблемы);

- воспитывать и пропагандировать бережное отношение к природе (защита плакатов, буклетов, мультимедийных презентаций);

- ввести в урок элементы эстетического воспитания (оформление доски, просмотр видеофрагмента и мультимедийных презентаций).

  • Развивающие:

- внимание (просмотр видеофрагмента, мультимедийных презентаций);

- мышление (выполнение заданий экологической викторины);

- память (выполнение заданий экологической викторины);

- речь (формулирование выводов и ответов на поставленные вопросы).

5. Тип, вид, разновидность урока:

тип – комбинированный;

вид – экологическая викторина;

разновидность – экологическая викторина с элементами беседы, дискуссии.

6. Оборудование: портрет В.И. Вернадского, плакаты, буклеты, карточки с заданиями.

7. Техническое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, проектор.

8. Ход урока:


Этапы урока

Время на этап

Содержание. Структура урока

Методы и приемы

1) Оргмомент.

1 мин.

Проверить готовность учащихся к уроку. Отметить отсутствующих.


2) Просмотр видеофрагмента на экологическую тематику.

2 мин.


Учащиеся внимательно смотрят видеофрагмент.

3) Мотивация и целеполагание.

1 мин.

Цель урока:

раскрыть роль человека в сохранении экологического равновесия как необходимого условия существования биосферы и ответственного отношения к природе.


Один из учащихся с помощью учителя формулирует цель урока.

4) Проверка творческого Д/З.

15 мин.

Защита плакатов, буклетов, мультимедийных презентаций.

Несколько учащихся выступают со своими работами, остальные внимательно слушают.

5) Физкультминутка

1 мин.

Гимнастика для глаз.

Учитель проводит физкультминутку, учащиеся выполняют предложенные упражнения.

6) Экологическая викторина.

20 мин.

1 тур – «Творчество»

Задание: нарисовать эмблему своей экологической организации.

Оценивание: 1 балл.

2 тур – «Термины»

Задание: назвать экологические термины.

Оценивание: 1 балл за каждый правильно названный термин.

1) Сообщество живых организмов вместе с их средой обитания, объединенные обменом веществ и энергии в единый комплекс, называется … (Экосистемой).

2) Графическое изображение трофических уровней, включая энергию, передающуюся от первого трофического уровня к последнему, называется … (Экологической пирамидой).

3) Последовательная смена природных сообществ на определенной территории называется … (Экологической сукцессией).

4) Пищевая цепь, начинающаяся с живого растения, называется … (Пастбищной).

5) Пищевая цепь, начинающаяся с отмерших остатков растений, трупов животных, называется … (Детритной).

6) Бактерии и грибы, разлагающие органические вещества на минеральные, называются … (Редуцентами).

3 тур «Цепи питания»

Задание: составить из предложенных звеньев цепь питания и определить ее тип.

Оценивание: 1 балл за составленную цепь питания и 1 балл за определение ее типа. Всего: 2 балла.

1) Мальки рыб, окунь, чайка, водоросли, дельфин.

Ответ: во­до­рос­ли → маль­ки рыб → окунь → чайка → дельфин. Пастбищная.

2) Личинки мух, лягушка, орел, мертвое животное, уж.

Ответ: мертвое животное → личинки мух → лягушка → уж → орел. Детритная.

3) Листья смородины, златоглазка, тля, беркут, скворец.

Ответ: листья смородины → тля → златоглазка → скворец → беркут.

Пастбищная.

4 тур – «Анаграммы»

Задание: расшифровать анаграммы

Подсказка: словосочетания связаны с загрязнением окружающей среды.

Оценивание: по одному баллу за каждую анаграмму. Всего: 2 балла.

1) Натяфяен аклёнп; ситолкные диждо (нефтяная пленка, кислотные дожди).

2) Овтыбые отыдох; яжлыёте етлымал (бытовые отходы; тяжёлые металлы).

3) Роленмышнаяп асжа; диакотираныве вастщеве (промышленная сажа, радиоактивные вещества).

5 тур – «Экосистемы»

Задание: найти искусственные и естественные экосистемы.

Оценивание: 2 балла за правильно выполненное задание.

1) а) тропический лес, б) город, в) река Волга, г) пшеничное поле, д) аквариум, е) лишайниковая тундра.

Ответ: искусственные – б, г, д.;

естественные – а, в, е.

2) а) озеро Байкал, б) плодовый сад, в) хвойный лес, г) поле с посевным горохом, д) Черное море, е) огород.

Ответ: искусственные – б, г, е; естественные – а, в, д.

3) а) водохранилище, б) вишневый сад, в) Тихий океан, г) теплица, д) смешанный лес, е) ковыльная степь.

Ответ: искусственные – а, б, г; естественные – в, д, е.

6 тур – «Плюсы и минусы»

Задание: приведите по 2 примера положительного и отрицательного воздействия человека на биосферу.

Оценивание: 2 балла за правильный ответ.

Примеры положительного воздействия: создание и благоустройство парков; создание заповедников и заказников.

Примеры отрицательного воздействия: вырубка лесов, загрязнение почвы бытовыми отходами.

Учащиеся работают в группах и выполняют задания экологической викторины.

7) Подведение итогов экологической викторины. Вывод.

3 мин.


Учитель подводит итог экологической викторины.

Один из учащихся делает вывод.

8) Д/З.

2 мин.

§ 7.1, 7.2 повторить.

Учитель записывает домашнее задание на доске и поясняет его.


Список литературы

1. Биология 5-9 классы: Рабочие программы: учебно-методическое пособие/сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2016. – 382 с

2. Пасечник В.В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. – М.: Дрофа, 2013. – 303 с.

3. Пасечник В.В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Введение в общую биологию и экологию». – М.: Дрофа, 2009. – 128 с.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!