СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Античеловеческая сущность войны 1805 – 1807гг

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

  • дать понятие об исторической обстановке, сложившейся в Европе к 1805гг.;
  • обрисовать античеловеческую сущность войны.

Просмотр содержимого документа
«Античеловеческая сущность войны 1805 – 1807гг»

Тема: Античеловеческая сущность войны 1805 – 1807гг.


Цель:

  • дать понятие об исторической обстановке, сложившейся в Европе к 1805гг.;

  • обрисовать античеловеческую сущность войны.

Словарь (IIчасть, I том)

IV глава

Гусары – солдаты и офицеры легкой кавалерии, вооруженные саблями.

Эскадрон – в кавалерии – часть полка, подразделение, соответствующее роте в пехоте.

Зальценек - австрийская деревня близ Барнау.

Юнкер – солдат или унтер-офицер из дворян.

Подъездок – молодая или запасная лошадь.

V глава

Штаб-ротмистр – в дореволюционной русской армии офицерский чин в кавалерии.

VI глава

Инн – река в Австрии, приток Дуная.

Траун – приток Дуная

Энс – река Австрии, приток Дуная.

Арьергард – часть войск, следующая за главными силами с целью охраны их от нападения неприятеля с тыла.

IX глава

Ламбах – местечко в Верхней Австрии.

Амштеттен – местечко в Нижней Австрии.

Мельк – город в Нижней Австрии, на Дунае.

Кремс – город в Австрии.

Шмит – австрийский генерал, приближенный австрийского императора Франца. Во время войны 1805г. состоял при Кутузове. Убит в сражении у Кремса.

Дохтуров Дмитрий Сергеевич – (1756 - 1816) – генерал русской армии. Отличился в сражении под Дириштейном (1805г.), под Аустерлицем (1805г.), Прейсим –Эйлау (1807г.). В 1812г. командовал 4 пехотным корпусом, удачно избежал окружения в районе Лида, совершал марш по 65 км. в сутки, соединился с 1 русской армией, возглавлял оборону Смоленска, в Бородинском сражении командовал центром русской армии, а после ранения Багратиона – левым крылом 2-ой русской армии, вел 18 часовой бой за Малоярославец, преградив Наполеону путь на Калугу и облегчив главным силам Кутузова задачу заставить Наполеона свернуть на Смоленскую дорогу.




X глава

Мюрат Иоахим (1771 - 1815) – маршал Франции, в 1810 -1815г. – неаполитанский король. В 1805г. командовал французской конницей. В 1812г. стоял во главе вей кавалерии.

XII глава

Тулон – французская крепость и порт у Тулонского залива на Средиземном море. В 1793 г. во имя Великой французской революции, Тулон, куда собралось много роялистов (сторонников королевской власти) восстал против Конвента. Восстание было усмирено республиканскими войсками под командованием капитана Бонапарта, положившего этим начало своей известности и возвышению.

Ольмгоц – город и крепость в Моравии на реке Мораве.

Цнайм – город в Моравии (Австрия).

Вейротер – (1754 - 1807) – австрийский генерал. Выполнял обязанности начальника австрийской армии в неудачных сражениях с Наполеоном. Ограниченный военоначальник, упорный сторонник шаблонов и советник Александра I


Ход урока

  1. Беседа по вопросам:

  1. Что характерно для толстовского изображения войны?

  2. Начало войны 1805 – 1807г. (наполеоновские войны).

  3. С какими историческими событиями мы знакомимся во II части?

  4. Что мы узнаем о Кутузове? Его цель в кампании 1805?

  5. Каким видят Кутузова автор и солдаты?

  6. Спасение русской армии Кутузовым.

  7. Сообщения учащихся:

  • Князь Андрей Болконский

  1. Чем князь Андрей выделялся из среды офицеров?

  2. Какие перемены произошли в нем?

  3. С каким чувством едет он к австрийскому двору?

  4. Почему решил он ехать в действующую армию?

  • Капитан Тушин

  1. Первое впечатление о нем.

  2. Как действует Тушин в бою?

  3. Роль Тушина в Шенграбенском сражении.


Комментарий учителя к главам.

Толстой – участник Севастопольской обороны. Здесь познал он цену и жизни и смерти, понял, что о войне нельзя говорить пышными словами. Он первый начал писать о буднях войны, о прозаичности героизма. Толстой презирал людей, которые войну стараются использовать для того, чтобы приобрести почести, наград, славу. В романе 2 войны: 1805г. и 1812г. Две войны – две правды. Нельзя было показать вторую без первой.

Вторая часть первого тома романа-эпопеи начинается изображением стоянки русских войск в городах и селах эрцгерцогства Австрийского в октябре 1805г. В 1805г. была создана коалиция европейских государств против Наполеона (Россия, Англия, Австрия, Швеция и Неаполитанское королевство). Наполеон стремительным маршем направился в Австрию. Александр I двинул на помощь австрийцам 2 армии. В австрийской крепости Браунау инициативе Кутузова назначили военный смотр, чтобы продемонстрировать австрийскому генералу тяжелое положение русского войска, снабжении которого должна была заботиться Австрия.


  1. Беседа с учащимися по вопросам 3, 4, 5.


  1. Комментарий учителя

Во 2 части первого тома мы впервые встретились с Кутузовым перед нами не грозный военачальник, нагоняющий своим появлением страх на подчиненных, а спокойный, уравновешенный старец, умудренный долголетним опытом, трудностями походной и бранной жизни. Он не оставляет без внимания солдатских нужд: «Поглядывая на обувь, он несколько раз грустно покачивал головой и указывал на нее австрийскому генералу. И сапоги, и подвертки – все оглядел он своим единственным взглядом.»

Комментарий к III главе

Кутузов ведет спор с австрийским генералом о характере предстоящих действий русской армии. Заброшенный в глубь Европы с 50-тысячной армией в помощь австрийцам в их борьбе против 200-тысячной армии Наполеона, Кутузов при помощи лазутчиков установил, что положение армии союзника далеко не благополучно. Он должен проявить осторожность, критичность ко всем предложениям австрийского командования. Разговор происходит накануне получения сведений о разгроме ядра австрийской армии под командованием Мака.

Ни австрийский, ни русский императоры не смогли заставить Кутузова погубить русскую армию. Кутузов принимает решение отступать.

Комментарий к IV главе.

Автор рисует крайне неблаговидный поступок офицера Телянина, укравшего у Денисова кошелек с деньгами и ложное понимание офицерской чести, когда офицеры обеспокоены не мерзким поступком Телянина, а необнародование этого поступка. В этой главе заметную роль играет юнкер Н. Ростов. Прототипом Николая Ростова принято считать Николая Толстого, отца писателя, который умер в 1837г., когда Льву Николаевичу было 9 лет.

В 17 лет отец Льва Николаевича против воли родителей потупил на военную службу, участвовал в походах 1813-1814гг., был взят в плен, из которого освобожден, когда русские вошли в Париж, разочаровался в военной службе, подл в отставку и после смерти отца стал наследником имения и огромного количества долгов, чтобы выпутаться из них женился на богатой наследнице Марии Волконской.



Это отступление Кутузова к Вене после поражения австрийского генерала Мака, когда русской армии приходилось сдерживать наседавший на нее авангард Мюрата.

Комментарий к IX - XV главам

Эти главы повествуют о положении русской армии после капитуляции австрийского генерала Мака. Наполеон после разгрома Мака двинул войска к Вене и овладел ею. Русская армия оказалась в мешке-ловушке.

Возможный выход:

  1. Оставаться на месте в Кремсе Кутузов не мог. Он мог быть окружен и пленен значительно превосходящими силами армии Наполеона.

  2. Повести войска через Богемские горы означало, во-первых, потеря всякой возможности соединения с армией Буксгевдена, во-вторых, без дорог и в зимнее время погубить армию.

  3. Отступать из Кремса на Ольмюц, но на пути – столкновение с армией Наполеона, идущей из Вены на Цнайм, где пересекались пути двух армий. И расстояние от Вены до Цнайма меньше, чем от Кремса до Цнайма. Кутузовская армия обречена.

Кутузов спас армию от позора. Не доходя Цнайма, он выделил 4-тысячный авангард под командованием Багратиона и приказал ему форсированным маршем пересечь горы для выхода на венско-цнаймскую дорогу.

Перед отрядом Багратиона была задача: преградить французской армии путь к Цнайму и держаться до последнего солдата, пока русская армия не пройдет Цнайм. Отряд Багратиона совершил марш в 45 верст и на несколько часов раньше французов прибыл к местечку Голлабрул. Задача была невыполнимой: в течение суток удержать натиск огромной армии Наполеона. На выручку русским пришла военная хитрость. Мюрат принял отряд Багратиона за всю русскую армию и, не надеясь на верный успех, решил выиграть время для соединения со всей французской армией. Он вошел в переговоры с Багратионом о перемири а три дня. Это только и нужно было русским. Наполеон, узнав о промахе Мюрата. Пришел в бешенство и приказал немедленно атаковать русских. Началось Шенграбенское сражение



  1. Домашнее задание:

  • Шенграбенское сражение гл. 19 – 20 часть II

Доклад «Батарея Тушина»

  • Аустерлицкое сражение гл. 14 – 15, 16 часть III

Доклад «Подвиг князя Андрея»

  • Ответить на вопрос: Как объясняет Толстой победу русских под Шенграбеном и поражение при Аустерлице?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!