СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Антарктида – «ледяной континент» Земли

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Антарктида – «ледяной континент» Земли»

7 класс 


Тема урока:  «Антарктида –  «ледяной континент» Земли»


Цель урока: выяснить влияние физико-географического положения на особенности природы материка.

Учебно-воспитательные задачи:


Дать характеристику географическому положению Антарктиды, пользуясь географическими картами и другими источниками информации. 


Объяснить причинно-следственные связи на примерах влияния физико-географического положения материка на его природу. 


Способствовать развитию самостоятельной работы школьников, используя различные приёмы и методы обучения (работу в группах; практическая работа в парах; информационные средства обучения на уроке) 


Ход урока: 

Деятельность учителя: Здравствуйте ребята!

Садитесь пожалуйста. Мы продолжим знакомиться с южными континентами Земли. Послушайте одноклассника и определите о каком материке пойдёт речь :


Деятельность ученика ( читает текст на фоне слайдов, задает вопрос классу) 
- Я думаю, что вы догадались, что речь идёт об Антарктиде?! 

Записывает тему на доске: Антарктида – южный континент Земли. 

Деятельность учителя – Посмотрите на слайд, подберите образное выражение для этого материка, или сформулируйте своё (спросить 2-3 детей, кто что подобрал) 
- Откройте рабочие тетради и запишите тему урока. Мне наиболее импонирует: «Антарктида – ледяной континент Земли». 

учитель – На предыдущем уроке, я давала вам опережающее задание, используя разные источники информации узнать как можно больше об этом материке. Какие вопросы у вас возникли? 
учитель – я хочу представить вам своих помощников и ваших консультантов, они внимательно прослушают вопросы и выберут те, которые соответствуют первому уроку по изучению материка, и с помощью компьютера и проектора вы ведут их на экран.

( Учащиеся проговаривают вопросы)

учитель – «Как вы думаете, какова же целя нашего урока?» 
(помощники слушают и выводят цель урока на слайд) 

Варианты ответа – Раз это первый урок по теме, значит мы должны выяснить физико-географическое положение повлияло на особенности его природы. 

Варианты ответа
 – И почему Антарктида не нагревается, являясь самым южным континентом Земли?! 

учитель – Чтобы достичь цели урока, я предлагаю вам ответить на вопросы, используя различные источники информации: дополнительная литература, карты атласа, интернет-ресурсы. 
Вы сегодня не просто ученики, вы ученые-полярники. 
- Представитесь, пожалуйста! (топографы и метеорологи; работа в группах). 

Деятельность учителя - Раздаёт вопросы, ограничивает время в группе – 3 минуты.

- Во время работы, вы можете обращаться за помощью ко мне или к нашим консультантам! (Приложения 1,2)


Учитель – Ребята, время вышло, давайте послушаем вас, а помощников я попрошу выделить главные причины, которые влияют на особенности природы материка и вывести их на слайд. 

Деятельность учащихся – Отвечают на вопросы, зачитывая их. Работают с картами у доски! Делают вывод.

Консультанты выводят вывод на слайд (приложение 3)


учитель – Посмотрите на слайд, согласны ли вы с тем, что сформулировали наши консультанты? 
- Я попрошу помощников раздать вам основные выводы по первому уроку.

- Как вы думаете, достигли ли мы цели урока?


Учитель – А сейчас, я предлагаю вам выполнить практическую работу в контурных картах (приложение 4, время работы 5-7 минут) 

Деятельность учащихся – Выполняют работу, обмениваются контурными картами, проверяют друг друга, ставят оценки. 

учитель – Много белых пятен на карте Антарктиды, не случайно у вас сегодня возникло много вопросов, один из них: «Почему этот материк был открыт позже всех континентов Земли?» У меня в руках замечательная книга и я хочу попросить, чтобы кто-то из вас, ребята, зачитал несколько строк от первого лица. 

Деятельность учащихся - «Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдинами морях в поисках Южного материка, настолько велик, что я могу взять на себя достаточную смелость, чтобы сказать, что ни один человек никогда не решится на большее, чем сделал я, и что земли, которые могут находиться на юге, никогда не будут исследованы». 

учитель – Спасибо. А вот о том кому принадлежит это высказывание об Антарктиде поговорим на следующем уроке. 

учитель – благодарит за работу, ставит оценки ученикам 

Деятельность учителя – Записывает на доску домашнее задание: параграф 38, подготовить в группах презентацию об исследователях Антарктиды. 

Приложение 1 

Задание №1 – Топографы. 
1. Как расположен материк относительно экватора, тропиков, полярных кругов и нулевого меридиана? Как это влияет на особенности природы материка? (ответ у доски, по карте)

2. Найдите на физической карте Антарктиды Южный полюс. К чему привело положение материка в районе южного полюса?

3. Как изображена Антарктида на карте полушарий и глобусе? Объясните разницу в изображении. (Ответ у доски) 

Задание №2 – Метеорологи.

Воздух нагревается не от прямого воздействия солнечных лучей, а от земной поверхности. Подумайте, почему поверхность Антарктиды не нагревается?

Каков угол падения в этих широтах солнечных лучей?

Какой вывод вы можете сделать? (в помощь учащимся дополнительная литература, интернет-ресурсы).



Приложение 2 

Задание №1 – Метеорологи. 
1) С помощью климатической карты в атласах определить среднесуточную температуру лета и зимы на территории материка. Почему Антарктиду называют полюсом холода Земли?

2) Определите климатические пояса, в которых расположен материк? Какие воздушные массы здесь формируются и каковы их особенности? (в помощь учащимся дополнительная литература, интернет ресурсы).


Ответы: 
1) лето - - 30◦С ( не выше ) 
Зима бывает ниже 70◦С

Там зарегистрирована самая низкая температура на Земле – 89,2◦С

2) Арктический и субантарктический. 

Приложение 3

Особенности природы Антарктиды являются следствием следующих причин:


Географическое положение в высоких широтах. 


Наличие полярной ночи. 


Ледяной покров отражает до 90% солнечного тепла. 


В области постоянного высокого давления нет облачности. 


Это самый высокий материк Земли (на каждые 100 м вверх температура воздуха понижается на 0,6◦С 


Приложение 4

Практическая работа


Подпишите название материка. 


Выделите на контурной карте линии градусной сети: южный полюс; нулевой меридиан; южный полярный круг. 


Подпишите название объектов береговой линии материка: океаны, омывающие континент; моря; полуострова; океанические течения. 


Ответьте письменно в тетрадях на вопрос: 


Какую территорию земной поверхности принято называть Антарктикой? (Учебник стр.181) 

При выполнении практической работы используйте карты атласа.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!