7 класс
Тема урока: «Антарктида – «ледяной континент» Земли»
Цель урока: выяснить влияние физико-географического положения на особенности природы материка.
Учебно-воспитательные задачи:
Дать характеристику географическому положению Антарктиды, пользуясь географическими картами и другими источниками информации.
Объяснить причинно-следственные связи на примерах влияния физико-географического положения материка на его природу.
Способствовать развитию самостоятельной работы школьников, используя различные приёмы и методы обучения (работу в группах; практическая работа в парах; информационные средства обучения на уроке)
Ход урока:
Деятельность учителя: Здравствуйте ребята!
Садитесь пожалуйста. Мы продолжим знакомиться с южными континентами Земли. Послушайте одноклассника и определите о каком материке пойдёт речь :
Деятельность ученика ( читает текст на фоне слайдов, задает вопрос классу)
- Я думаю, что вы догадались, что речь идёт об Антарктиде?!
Записывает тему на доске: Антарктида – южный континент Земли.
Деятельность учителя – Посмотрите на слайд, подберите образное выражение для этого материка, или сформулируйте своё (спросить 2-3 детей, кто что подобрал)
- Откройте рабочие тетради и запишите тему урока. Мне наиболее импонирует: «Антарктида – ледяной континент Земли».
учитель – На предыдущем уроке, я давала вам опережающее задание, используя разные источники информации узнать как можно больше об этом материке. Какие вопросы у вас возникли?
учитель – я хочу представить вам своих помощников и ваших консультантов, они внимательно прослушают вопросы и выберут те, которые соответствуют первому уроку по изучению материка, и с помощью компьютера и проектора вы ведут их на экран.
( Учащиеся проговаривают вопросы)
учитель – «Как вы думаете, какова же целя нашего урока?»
(помощники слушают и выводят цель урока на слайд)
Варианты ответа – Раз это первый урок по теме, значит мы должны выяснить физико-географическое положение повлияло на особенности его природы.
Варианты ответа – И почему Антарктида не нагревается, являясь самым южным континентом Земли?!
учитель – Чтобы достичь цели урока, я предлагаю вам ответить на вопросы, используя различные источники информации: дополнительная литература, карты атласа, интернет-ресурсы.
Вы сегодня не просто ученики, вы ученые-полярники.
- Представитесь, пожалуйста! (топографы и метеорологи; работа в группах).
Деятельность учителя - Раздаёт вопросы, ограничивает время в группе – 3 минуты.
- Во время работы, вы можете обращаться за помощью ко мне или к нашим консультантам! (Приложения 1,2)
Учитель – Ребята, время вышло, давайте послушаем вас, а помощников я попрошу выделить главные причины, которые влияют на особенности природы материка и вывести их на слайд.
Деятельность учащихся – Отвечают на вопросы, зачитывая их. Работают с картами у доски! Делают вывод.
Консультанты выводят вывод на слайд (приложение 3)
учитель – Посмотрите на слайд, согласны ли вы с тем, что сформулировали наши консультанты?
- Я попрошу помощников раздать вам основные выводы по первому уроку.
- Как вы думаете, достигли ли мы цели урока?
Учитель – А сейчас, я предлагаю вам выполнить практическую работу в контурных картах (приложение 4, время работы 5-7 минут)
Деятельность учащихся – Выполняют работу, обмениваются контурными картами, проверяют друг друга, ставят оценки.
учитель – Много белых пятен на карте Антарктиды, не случайно у вас сегодня возникло много вопросов, один из них: «Почему этот материк был открыт позже всех континентов Земли?» У меня в руках замечательная книга и я хочу попросить, чтобы кто-то из вас, ребята, зачитал несколько строк от первого лица.
Деятельность учащихся - «Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдинами морях в поисках Южного материка, настолько велик, что я могу взять на себя достаточную смелость, чтобы сказать, что ни один человек никогда не решится на большее, чем сделал я, и что земли, которые могут находиться на юге, никогда не будут исследованы».
учитель – Спасибо. А вот о том кому принадлежит это высказывание об Антарктиде поговорим на следующем уроке.
учитель – благодарит за работу, ставит оценки ученикам
Деятельность учителя – Записывает на доску домашнее задание: параграф 38, подготовить в группах презентацию об исследователях Антарктиды.
Приложение 1
Задание №1 – Топографы.
1. Как расположен материк относительно экватора, тропиков, полярных кругов и нулевого меридиана? Как это влияет на особенности природы материка? (ответ у доски, по карте)
2. Найдите на физической карте Антарктиды Южный полюс. К чему привело положение материка в районе южного полюса?
3. Как изображена Антарктида на карте полушарий и глобусе? Объясните разницу в изображении. (Ответ у доски)
Задание №2 – Метеорологи.
Воздух нагревается не от прямого воздействия солнечных лучей, а от земной поверхности. Подумайте, почему поверхность Антарктиды не нагревается?
Каков угол падения в этих широтах солнечных лучей?
Какой вывод вы можете сделать? (в помощь учащимся дополнительная литература, интернет-ресурсы).
Приложение 2
Задание №1 – Метеорологи.
1) С помощью климатической карты в атласах определить среднесуточную температуру лета и зимы на территории материка. Почему Антарктиду называют полюсом холода Земли?
2) Определите климатические пояса, в которых расположен материк? Какие воздушные массы здесь формируются и каковы их особенности? (в помощь учащимся дополнительная литература, интернет ресурсы).
Ответы:
1) лето - - 30◦С ( не выше )
Зима бывает ниже 70◦С
Там зарегистрирована самая низкая температура на Земле – 89,2◦С
2) Арктический и субантарктический.
Приложение 3
Особенности природы Антарктиды являются следствием следующих причин:
Географическое положение в высоких широтах.
Наличие полярной ночи.
Ледяной покров отражает до 90% солнечного тепла.
В области постоянного высокого давления нет облачности.
Это самый высокий материк Земли (на каждые 100 м вверх температура воздуха понижается на 0,6◦С
Приложение 4
Практическая работа
Подпишите название материка.
Выделите на контурной карте линии градусной сети: южный полюс; нулевой меридиан; южный полярный круг.
Подпишите название объектов береговой линии материка: океаны, омывающие континент; моря; полуострова; океанические течения.
Ответьте письменно в тетрадях на вопрос:
Какую территорию земной поверхности принято называть Антарктикой? (Учебник стр.181)
При выполнении практической работы используйте карты атласа.