МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Конспект урока по предмету
«Эстрадный ансамбль»
Тема урока «Ансамблевое музицирование как способ формирования и воспитания эстетического вкуса детей»
Преподаватель Жуков Ю.А.
Концертмейстер Егорова С.В.
2020 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: «Ансамблевое музицирование как способ формирования и воспитания эстетического вкуса детей»
08.12.2020г.
Тип урока: Комбинированный
Цель урока: Развитие и совершенствование навыков игры в ансамбле в процессе обучения.
Обучающие задачи: - формирование умений и навыков игры в ансамбле; - приобщение к музицированию;
- формирование правильного воспроизведения полученных знаний на практике; - закрепление умения слушать и слышать себя в комплексе музыкальной ткани в процессе исполнения.
Развивающие задачи:
- развитие навыка игры в ансамбле, развитие необходимых технических навыков, свободы игрового аппарата, слухового контроля учащегося; - - формирование общего кругозора, формирование коммуникативной компетенции обучающегося; - развитие умений самостоятельно анализировать изучаемый материал; - развитие мотивации и интереса к получению новых знаний. Воспитательные задачи: - воспитание чувства ответственности в коллективной работе над произведением; - развитие эстетического вкуса; - развитие воли и управления своим поведением; - воспитание настойчивости и целеустремленности в процессе практической деятельности; Здоровьесберегающие задачи: - снятие мышечных зажимов; - правильная организация дыхательного аппарата.
Используемые технологии:
- здоровьесберегающая технология;
- технология активного обучения;
- технология развивающего обучения;
- технология коллективной творческой деятельности, обучение в сотрудничестве.
Методы обучения:
1.Метод показа
2.Метод сравнения и сопоставления фрагментов произведения.
Ход урока:
Организация учащихся на урок
Подготовка инструментов, пультов, нот, настройка инструментов.
Введение в тему урока
Сегодня музыка глубоко проникает в сознание детей. На их слуховое развитие упрямо и настойчиво воздействуют радио, телевидение и кино. Музыку дети слушают с детства, легко воспринимают, пытаются понять, как другие явления мира, окружающие их. Но то, что они слушают, порой недостаточно полно раскрывает стилевое и жанровое многообразие музыки. Многие музыкальные жанры и направления (классическое, народное, камерное, хоровое, джазовое), незнакомые и непонятные детям, остаются без должного внимания. В формировании и воспитании эстетического вкуса детей, повышении общекультурного уровня, а также активного увлечения музыкальным искусством большую роль играет ансамблевое музицирование.
Что такое ансамбль?
Ответы учащихся
Музыкальное ансамблевое музицирование – это одна из самых доступных форм ознакомления, учащихся с миром музыки. Каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня способностей в данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в классе. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность и коллективизм. Ученики знакомятся с выдающимися образцами музыкальной литературы, что наряду с уроками по музыкальной литературе способствует формированию их музыкального кругозора.
Игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, учит считать, слушать паузы, «пустые» такты, вступать вовремя; совершенствует навык чтения с листа. То есть, игра в ансамбле незаменима с точки зрения выработки технических навыков.
И ещё важнее то, что игра в ансамбле учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению и учит тому, что выходит за границы музицирования и имеет психологический и этический смысл (совместная ответственность, взаимная поддержка). Кроме того, искусство игры в ансамбле– это искусство вести диалог с партнёром, т.е. понимать партнёра, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Если это искусство (или мудрость) в процессе обучения хотя бы частично постигается учеником, можно надеяться, что юный музыкант состоялся.
Технически грамотное ансамблевое исполнение подразумевает в первую очередь:
• синхронность при взятии и снятии звука;
• равновесие звучания в удвоениях и аккордах, разделенных между партнерами;
• согласование приемов звукоизвлечения;
• передача голоса от партнера к партнеру;
• соразмерность в сочетании нескольких голосов,
• исполняемых разными партнерами;
• соблюдение общности ритмического пульса;
• единство динамики, фразировки.
Наш ансамбль существует второй год, в него входят учащиеся младших классов (2-3 год обучения игре на инструменте). В составе ансамбля: 2 трубы, 2 саксофона-альта, ударные инструменты (тарелка и малый барабан) и фортепиано.
Основная часть урока – работа с ансамблем.
ПРОГРАММА УРОКА:
Разыгрывание: упражнение «Колечки», гамма F-dur
С. Аллерм – Самба
А. Самонов – Галоп
В качестве разыгрывания учащиеся используют упражнение «Колечки», которое подготавливает игровой аппарат к исполнению пьес и работе на уроке. Упражнение дети играют под руководством преподавателя, каждый звук исполняется по жесту дирижера, тем самым учащиеся знакомятся и привыкают играть одновременно, синхронно, подчиняясь дирижерским жестам руководителя ансамбля.
Исполнение пьесы «Самба», композитор С. Аллерм.
Так как в состав ансамбля входят учащиеся младших классов, оркестровки построены в основном на диалоге различных групп инструментов.
«Самба» - веселый зажигательный танец, содержит простейшие джазовые ритмы (синкопы). В пьесе 2 темы: первая более напевная (1 и 2 цифры), вторая – острая, танцевальная, синкопированная (3 и 4 цифры).
Работа над темами с каждой группой инструментов:
- группа медных духовых (трубы),
- группа деревянных духовых (саксофоны).
Задачи, которые стоят перед учащимися:
- слышание двухголосия, чистота интонации;
- синхронность исполнения, ритмичность;
- единство штрихов.
Сложный синкопированный рисунок дети отрабатывают все вместе (способы работы – проговаривание, пропевание без инструмента).
Отработка вступления с барабанщиком, поиск доступной учащемуся ритмической пульсации (более легкая – четвертями, более сложная – восьмыми). Работа барабанщика с концертмейстером, внимание учащегося заостряется на слушании аккомпанемента и на синхронности игры с фортепиано.
Исполнение произведения по цифрам, а затем целиком. Анализ качества исполнения и ошибок, которые допустили дети.
Вторая пьеса называется «Галоп». Пьеса подвижная, веселая в стиле «буги-вуги».
Исполнение пьесы.
Пьеса построена на активном диалоге оркестровых групп: перекличка, которая состоит из короткого затактового мотива. Поэтому стоит задача: отработать ритмическую точность вступления, единство темпа и умение слушать друг друга.
Работа над синхронностью исполнения штриха с каждой группой инструментов.
Отдельная работа с барабанщиком, который должен слышать аккомпанемент фортепиано и держать единый темп.
На любом этапе работы над произведением внимание каждого участника ансамбля должно быть направлено на выработку умения слышать общее звучание, уметь решать звуковые проблемы (нюансы, общую динамику). А также обращать внимание на ровность звукового баланса каждого инструмента, на более точное звуковое соотношение между партиями.
Опорой и помощником для учащихся является концертмейстер, который задает ритм и динамику. Учащиеся должны слышать и понимать аккомпанемент концертмейстера, чтобы достичь ансамблевого единства.
Заключение.
В последнее десятилетие интерес к ансамблевому музицированию ещё больше возрастает. Поэтому особенно актуальным становится воспитание музыканта-ансамблиста.
Ансамблевая игра привлекает исполнителей с точки зрения обогащения и разнообразия звучания инструмента.
Ансамблевое творчество расширяет исполнительские возможности музыканта, делая доступным исполнение сложных произведений, тем самым, расширяя и обогащая музыкальный кругозор исполнителя.
Сотворчество исполнителей дисциплинирует мышление, совместные творческие поиски развивают воображение, способствуют приобретению навыков ансамблевой техники.
Помимо этого, повышенное эмоциональное состояние, вызываемое совместной игрой, обогащает музыканта и способствует развитию его как сольного исполнителя.
Коллективное музицирование даёт возможность реализоваться самому слабому учащемуся, создаёт условия для его активного участия в концертной деятельности.
Занятия ансамблем и специальностью в классе преподавателя по инструменту решают одни и те же задачи учебного процесса, что поднимает исполнительский уровень по обоим предметам. Работая с учениками своего класса в ансамбле с первых лет обучения и до выпускного класса, преподаватель создает в школе сплоченный музыкальный коллектив. Занятия в классе ансамбля развивают у детей целый ряд совершенно необходимых моральных качеств: чувство ответственности за исполняемую партию, чувство товарищества, взаимовыручку, поддержку. Таким образом, ансамблевое музицирование становится самым действенным стимулом музыкально-творческого самоусовершенствования. А более совершенная игра всегда доставляет удовольствие и располагает к более интенсивным занятиям на инструменте.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Асафьев Б.В.Путеводительпо концертам. 2-е изд. ‑ М.: Советский композитор,1978. – 200с.
Гайдамович Т. Инструментальные ансамбли. – М.: Музгиз, 1960. – 55с.
Гончарова Н. Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей со средними природными данными. / Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – С. 91.
Готсдинер А. Подготовка учащихся к концертным выступлениям (К вопросу об эстрадном волнении) // Методические записки по вопросам музыкального образования: Сб. статей / Ред.-сост. А. Лагутин. ‑ М.: Музыка, 1991. – 230с.
Диков Б. О штрихах духовых инструментов. / Б. Диков, А. Седракян // Методика обучения игре на духовых инструментах; под общ. ред. Ю. Усова. ‑ Вып.2 ‑ М.: Музыка, 1966. ‑ С.182 – 211.
Драгайцева Д.Г. Ансамблевое музицирование в классе общего фортепиано как фактор развивающего обучения в ДМШ: Дис. канд. пед. Наук. / Московский государственный педагогический институт ‑ М., 2005. – 18с. ‑ www.disserr.com/contents/159742.html
Кузнецова Т. Возрастные особенности дыхания детей и подростков. ‑ М.: Медицина, 1986. – 127с.
Куус И. Коллективное музицирование в ДМШ и его значение в музыкальном воспитании учащихся. // Вопросы методики начального образования. ‑ М.: Музыка, 1981. – С.91 – 103.