Аннотация к рабочей программе
«Спортивное ориентирование»
Адресат программы. Программа курса предназначена для обучающихся в возрасте от 12 до 14 лет. (6,7,8 классы)
6 класс – 1 час в неделю, всего 35ч
7 класс – 1 час в неделю, всего 35ч
8 класс – 1 час в неделю, всего 35ч
Цель и задачи программы
Цель программы: укрепление и сохранение здоровья обучающихся, обеспечение интеллектуального и физического развития социально-активной личности воспитанников через занятие спортивным ориентированием, формированию культуры здорового образа жизни, воспитание позитивных морально-волевых качеств ребенка.
Задачи программы:
образовательные:
- сформировать высокий уровень личной физической и нравственной культуры учащегося, как элемента здорового, активного образа жизни;
- сформировать познавательные и творческие способности обучающихся;
- познакомить с правилами туристской деятельности в соответствии с требованиями данной программы;
- сформировать информационную грамотность, т.е. совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать информацию с целью удовлетворения потребностей, имеющих образовательное и практическое значение;
- сформировать навыки туристской деятельности;
- сформировать навыки самоконтроля, саморегуляции, коррекции своего здоровья с помощью оздоровительных упражнений.
Развивающие:
- развивать творческие, познавательные, физические способности ребенка;
- развивать у ребенка чувства собственного достоинства;
- развивать двигательные (кондиционных и координационных) способности;
- развивать физические качества учащихся через общую и специальную
физическую подготовку;
- развивать психические процессы учащихся: мышление, память и внимание;
- развивать коммуникативные умения, включающие навыки работы в команде, умение слушать и слышать других.
Воспитательные:
- воспитывать морально-волевые качества, самостоятельности и ответственности;
- воспитывать патриотическое сознание обучающегося: любовь и бережное отношение к природе, к истории и культуре края, в том числе гордость за достижения соотечественников в спорте и туризме.
Валеологические:
- сформировать понятие «Здоровье»;
- приобщать к здоровому образу жизни у учащихся, через систематические занятия спортивным ориентированием;
- совершенствовать физическое развитие;
- прививать основные гигиенические навыки.
Содержание программы
1. Ориентирование
1.1 История возникновения и развития спортивного ориентирования. Ориентирование, как интересная игра. Виды ориентирования.
Организация работы группы в течение года, планы на учебный год. Краткий исторический обзор развития ориентирования в России и за рубежом. Современное состояние спортивного ориентирования. Прикладное значение спортивного ориентирования. Особенности ориентирования. Виды соревнований по спортивному ориентированию. Крупнейшие всероссийские и международные соревнования.
Практика
Беседа, опрос по общим вопросам по спортивному ориентированию. Анкетирование обучающихся. Игра на тему «Давай познакомимся».
1.2. Основы безопасности на занятиях и соревнованиях.
Одежда и снаряжение ориентировщика.
Поведение на улице во время движения к месту занятий, на учебно-тренировочном занятии, в спортивном зале. Техника безопасности при проведении занятий на местности. Контрольное время на тренировках и соревнованиях. Обеспечение безопасности участников (аварийный азимут, ограничивающие ориентиры, умение выходить из леса при потере ориентировки). Снаряжение спортсменов–ориентировщиков. Компас, карточка участника. Одежда и обувь ориентировщиков. Особенности одежды спортсменов в различных погодных условиях
Практика
Подготовка снаряжения и выбор одежды к тренировкам и соревнованиям.
1.3. Топография. Условные знаки. Спортивная карта.
Топографические карты и их особенности, отличие от спортивных карт. Спортивная карта, цвета карты, масштаб карты. Условные знаки. Виды условных знаков. Эволюция спортивных карт. «Старение» спортивных карт.
Практика: Визуальное знакомство с объектами местности, их словесное описание. Выполнение практических заданий и упражнений, направленных на запоминание условных знаков спортивных карт. Измерение расстояний по карте и на местности. Создание простейших планов и схем.
1.4. Понятие о технике спортивного ориентирования.
Значение техники для достижения высоких спортивных результатов. Спортивный компас. Устройство спортивного компаса. Ориентирование карты по компасу. Приемы пользования спортивным компасом. Технико-вспомогательные действия. Отметка на контрольном пункте (КП). Правильное держание спортивной карты. Контрольная карточка и легенды КП. Типичные технические ошибки начинающих ориентировщиков.
Практика:
Отработка технико-вспомогательных действий на практике: отметка на КП, заполнение и подготовка карточки к старту. Восприятие и проверка номера КП. Правильное держание спортивной карты. Ориентирование карты по компасу.
1.5. Первоначальные представления о тактике прохождения дистанции
Взаимосвязь техники и тактики в обучении ориентировщиков. Последовательность действий ориентировщиков при прохождении дистанции. Взаимосвязь скорости передвижения и тактикотехничсеких действий. Действия спортсмена при потере ориентировки и при встрече с соперником.
Практика: Тактика при выборе пути движения. Подход и уход с контрольного пункта. Раскладка сил на дистанции
1.6. Основные положения правил соревнований по спортивному ориентированию.
Правила соревнований. Виды соревнований по спортивному ориентированию. Права и обязанности участников. Возрастные группы. Контрольное время. Техническая информация о дистанции.
1.7. Техническая и тактическая подготовка.
Приемы и способы ориентирования. Держание карты и компаса. Снятие азимута. Классификация условных знаков: линейные, площадные, точечные, тормозные, опорные. Ориентирование вдоль линейных ориентиров. Чтение объектов с линейных ориентиров. Выбор варианта движения между КП. Ориентирование на коротких этапах с тормозными ориентирами.
Практика: отработка навыка правильного держания карты и компаса, измерение расстояния на местности парами шагов. Определение точки стояния. Сопоставление карты с местностью. Преодоление учебно-тренировочных дистанций по линейным ориентирам. Снятие азимута. Выдерживание азимута на коротких участках. Азимутальный бег по карте на расстояние 50-100 метров. Простейшая топографическая съемка местности вдоль линейных ориентиров. Планирование путей прохождения дистанции при использовании линейных ориентиров. Использование линейных ориентиров как тормозных. Выбор варианта движения между КП. Особенности тактики в различных видах соревнований по ориентированию.
2. Медицинская подготовка
2.1. Питание, режим, гигиена. Врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.
Понятие о гигиене, гигиена физических упражнений и спорта. Отдых. Питание. Значение питания. Витамины и минеральные соли. Врачебный контроль и самоконтроль. Значение и содержание врачебного контроля и самоконтроля при занятиях спортом. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, настроение и работоспособность. Ведение дневника самоконтроля.
2.2. Оказание первой доврачебной помощи. Медицинская аптечка
Гигиена обуви и одежды. Профилактика потертостей. Первая помощь при мелких травмах и заболеваниях. Походная аптечка. Состав. Хранение и транспортировка аптечки. Личная аптечка туриста
Практика: Составление личной аптечки. Оказание первой медицинской помощи
3. Физическая подготовка
3.1. Общая физическая подготовка.
Роль обшей физической подготовки для достижения высоких и стабильных результатов в ориентировании и туризме, средствами общей физической подготовки: общеразвивающие упражнения, занятия различными видами спорта: легкой атлетикой, плаванием, лыжными гонками. Влияние общеразвивающих упражнений на функции сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем.
Практика: Общеразвивающие упражнения, направленные на развитие и
воспитание основных физических качеств, укрепление мышц и связок,
совершенствование координации движений.
Строевой и походный шаг.
Ходьба на носках, на пятках, в полуприседе, в приседе.
Бег вперед и спиной вперед. Бег на носках. Бег с изменением направления и скорости.
Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Сгибание и разгибание
рук, вращения, махи, рывки.
Упражнения для ног. Поднимание на носках, приседания, махи в
лицевой и боковой плоскостях, выпады, подскоки. Прыжки в длину с места,
с разбега, многоскоки.
Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения и повороты
головы. Наклоны туловища вперед, назад, в стороны, круговые вращения. В
положении лежа - поднимание и опускание ног.
Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом. Игры на внимание,
сообразительность, координацию. Эстафеты с преодолением препятствий, с
предметами, прыжками и бегом в различной комбинации.
3.2. Специальная физическая подготовка.
Роль специальной физической подготовки в формировании физических качеств, специфических для спортсменов–ориентировщиков: общей выносливости, быстроты, ловкости, силы.
Практика. Упражнения для развития выносливости.
Бег в равномерном темпе по равнинной и слабопересеченной местности.
Бег с картой.
Упражнения для развития быстроты. Бег с высокого и низкого старта
на дистанции 30, 60 метров. Челночный бег. Бег на месте в быстром темпе с
высоким подниманием бедра.
Упражнения для развития ловкости. Ходьба по гимнастической
скамейке, кувырки на матах вперед и назад. Прыжки в высоту, прыжки
через скамейку, поваленное дерево с одной или с двух ног. Спрыгивание
вниз с возвышения. Упражнения на равновесие. Слалом между деревьями
или опорами.
Упражнения на развитие силы и силовой выносливости. Сгибание и
разгибание рук, лежа на полу. Поднимание туловища из положения лежа.
Приседание на двух ногах. Прыжки и многоскоки на одной и двух ногах.
4. Соревнования. Участие обучающихся в муниципальных соревнованиях спортивному ориентированию.
Планируемые результаты
В процессе освоения программы у учащихся будут сформированы социальные компетентности:
личностные: включающие готовность и способность учащихся к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально–личностные позиции, социальные компетенции, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений; формирование положительного отношения к учению; адекватное понимание причин успешности своей деятельности.
метапредметные результаты – сформированные универсальные учебные действия (УУД):
познавательные: развитие устойчивой потребности к самообразованию;
умение анализировать, обобщать, применять полученные знания на практике, находить способы решения проблем и выход из сложившейся ситуации, формирование устойчивой потребности в изучении и исследовании родного края, страны;
коммуникативные: умение сотрудничать с другими обучающимися и взрослыми, общаться, анализировать свои действия, давать оценку поступкам товарищей, четко и логично излагать свои мысли, выступать с сообщениями и докладами.
регулятивные: адекватно воспринимать оценку педагога, оценивать себя;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль; выполнять учебные действия в материале, в действии, в уме.
Предметные результаты:
по окончании стартового уровня обучающиеся должны
Знать:
- краткую историю развития ориентирования в России и за рубежом;
- особенности ориентирования;
- виды спортивного ориентирования;
- правила поведения на улице во время движения к месту занятий, на учебно-тренировочном занятии, в спортивном зале;
- технику безопасности при проведении занятий на местности;
- снаряжение спортсменов–ориентировщиков;
- топографические карты и их особенности, отличие от спортивных карт;
- условные знаки. Виды условных знаков;
- значение техники для достижения высоких спортивных результатов;
- устройство спортивного компаса. Приемы пользования спортивным компасом;
- последовательность действий ориентировщиков при прохождении дистанции;
- действия спортсмена при потере ориентировки и при встрече с соперником;
- виды соревнований по спортивному ориентированию, правила соревнований;
- права и обязанности участников соревнований;
- приемы и способы ориентирования;
- классификацию условных знаков: линейные, площадные, точечные, тормозные, опорные;
- понятие о гигиене, гигиена физических упражнений и спорта;
- значение питания;
- роль гигиены физических упражнений, правильного питания и
самоконтроля;
- правила оказания первой помощи при мелких травмах и заболеваниях;
- роль обшей физической подготовки для достижения высоких и стабильных результатов;
- роль специальной физической подготовки в формировании физических качеств, специфических для спортсменов–ориентировщиков: общей выносливости, быстроты, ловкости, силы.
Уметь:
применять правила техники безопасности;
подготавливать снаряжения и выбирать одежду к тренировкам и соревнованиям;
измерять расстояния по карте и на местности;
создавать простейшие планы и схемы местности;
правильно держать спортивную карту;
ориентироваться с помощью карты по компасу;
ориентировать карту по компасу;
применять навыки правильного держания карты и компаса, измерение расстояния на местности парами шагов;
определять точки стояния;
сопоставлять карты с местностью;
преодолевать учебно-тренировочные дистанции по линейным ориентирам;
снимать азимут;
выдерживать азимут на коротких участках;
выполнять общеразвивающие упражнения, направленные на развитие и воспитание основных физических качеств, укрепление мышц и связок;
выполнять упражнения для развития специальных упражнений ориентировщиков.