Аннотация к рабочей программе по музыке
Рабочая программа для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе ООП НОО гимназии, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерных программ начального общего образования и авторской программы Г.С.Ригиной . Система Л. В. Занкова.
Программа по музыке в начальной школе относится к образовательной области «Искусство».
Место учебного предмета в учебном плане
Количество часов в неделю по учебному плану - 1
Учебных недель - 34
Общее количество часов - 34
Общая характеристика учебного предмета.
В основе концепции музыкального воспитания в начальной школе лежит педагогическая система Л.В. Занкова; ее ведущая идея о взаимосвязанности процессов обучения, развития и воспитания.
Занятия музыкой способствуют воспитанию растущего человека как целостной личности, приобщению его к непреходящим этическим и эстетическим ценностям отечественной и мировой музыкальной культуры. Процесс общения ребенка с музыкальным искусством углубляет и совершенствует его внутреннюю жизнь и отношение к действительности. Приобщение детей к музыкальному искусству необходимо как условие воспитания полноценного зрителя, слушателя, как оптимальный и наиболее соответствующий возрасту способ приобретения творческого опыта, необходимого в любой сфере деятельности: опыта порождения и осуществления собственных замыслов, осознание самого себя как потенциального творца, как оптимальный путь скорейшего выявления тех особо одаренных детей, которые продолжат свое образование в специальных учебных заведениях и, возможно, внесут личный вклад в музыкальную культуру.
В процессе обучения важная роль уделяется деятельностному подходу - приобщению ребенка к музыкальной культуре через деятельность: исполнение, слушание и импровизированна музыки. Исходя из концепции Л.В. Занкова, музыкальное воспитание включает в себя три взаимосвязанных звена; обучение, творческое развитие и воспитание. В связи с этим основополагающая роль принадлежит постановке обучения, от которой зависит развитие творчески активной личности ребенка и воспитание у него любви и интереса к музыкальному искусству.
Процесс обучения музыке опирается на два принципиальных положения: целостный подход к музыкальной деятельности и объединение всех видов деятельности музыкальными темами.
Целостный подход включает в себя: исполнение, слушание и импровизирование музыки. Каждый из этих видов деятельности имеет свое линейное развитие, т.е. постепенное и последовательное усложнение музыкального материала и навыков его освоении. При этом одни и те же навыки по возможности осваиваются в разных видах деятельности, в том числе и в импровизации.
Все виды музыкальной деятельности направлены на осознание учащимися языка музыкального искусства и протекают как творческий познавательный процесс, в ходе которого раскрываются индивидуальные возможности ребенка, проявляется его творческая активность.
Тематизм программы отражает содержание музыкального искусства: сказочные сюжеты, образы природы, исторические сюжеты, героические образы в музыке; русское народное музыкальное творчество и творчество других народов; исполнительское мастерство инструменталистов и вокалистов. Такой тематизм несет в себе возможности для реализации задач воспитания детей, развития их нравственных чувств и переживаний.
Кроме того, в условиях данного тематизма легче возникают аналогии между музыкальными произведениями и произведениями других искусств.
Привлечение рисунков, поэтических строк, художественной прозы, ярких по своей образности и отвечающих теме музыкальных занятий, помогают детям обобщать свои жизненные наблюдения и глубже чувствовать настроение и характер музыкальных произведений, которые они слушают и исполняют. Темы усложняются от класса к классу.
Творческое развитие, на которое направлен процесс обучения, это развитие музыкальности, комплекса музыкальных способностей ребенка и его творческой активности.
Комплекс музыкальных способностей включает в себя эмоциональную отзывчивость на музыку и познавательные музыкальные способности (мелодический, тембровый, динамический и гармонический компоненты интонационного музыкального слуха и чувство ритма), творческое мышление и воображение, музыкальную память.
Творческая активность ребенка проявляется в суждениях о музыке, в поисках нужных исполнительских красок, в попытках импровизирования, т.е. создания собственного музыкального продукта в виде ритмов, мелодий, театрализации, движений под музыку.
Таким образом, возможности музыкального воспитания детей реализуются при такой организации процесса обучения, которая создает условия для наиболее полного и эффективного музыкального развития школьников.
Музыкальное искусство обращено к духовному миру ученика, поэтому цель курса заключается в закладывании основ музыкальной культуры школьника как части его духовной культуры.
Сущность термина «музыкальная культура» включает в себя ряд положений, разработанных музыкальной педагогикой:
• В основе интереса к музыкальному искусству лежит способность его восприятия.
В начальной школе дети учатся воспринимать доступную их возрасту народную, классическую и современную музыку классического направления; на этой основе учитель воспитывает у детей глубокие нравственные чувства, умение сопереживать эмоционально-образному содержанию музыкальных произведений.
• Певческая культура - важнейшая составная часть общей музыкальной культуры школьников.
В ходе обучения младших школьников дети постепенно овладевают навыками хорового пения, выразительного исполнения песен, усваивают знания и навыки, необходимые им для певческой деятельности.
• Воспитательно-образовательный процесс направлен на разбитие творчески активной личности ребенка.
Учитель стремится пробудить у детей младшего школьного возраста их творческие возможности, воспитывать у ребенка инициативность и способность к самостоятельным действиям.
Задачами начального курса являются:
• Расширение представлений детей о мире музыкального искусства, главным образом, программной музыки.
• Становление нравственных позиций личности ребенка при восприятии музыки в разных видах музыкальной деятельности.
• Развитие музыкальных творческих способностей учащихся.
• Формирование достаточного образовательного уровня, необходимого для успешного обучения в среднем эвене школы.
В системе Л.В. Занкова предусматривается разный начальный уровень музыкальной подготовленности детей и их индивидуальное продвижение в процессе обучения. Поэтому в конце каждого года обучения приводятся базовые требования к музыкальному развитию учащихся и дается возможность для овладения дополнительными умениями и навыками.
Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
Ригина Г.С. Музыка: Учебник для 4 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Ригина Г.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для 4 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Материально-техническое обеспечение программы по музыке
4 класс
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2012 г./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
Планируемые результаты начального общего образования/ [Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова / Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2014.
Ригина Г.С. Музыка: Учебник для 4 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Ригина Г.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для 4 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Специфическое сопровождение (оборудование):
аудиозаписи;
видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся композиторов;
видеозаписи фрагментов оперных и балетных спектаклей, выступлений известных певцов, хоровых, оркестровых коллективов;
репродукции картин и фотоматериалы, соответствующие тематике программы по музыке;
портреты композиторов;