Аннотация к адаптированной образовательной программе
дошкольного образования
для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи,
Рабочей программе учителя-логопеда
Лисовой Виктории Викторовны
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения Луганской Народной Республики
«Ясли-сад комбинированного вида №2 «Мечта» г.Алчевск
на 2023-2024 учебный год
Данная Программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда составлена на один учебный год и предназначена для детей 4 – 7 лет с различными речевыми патологиями (ФНР, ФФНР, ОНР и др.), зачисленных в логопедическую группу №14 ГДОУ ЛНР №2 «Мечта».
Коррекционно-развивающая программа составлена в соответствии с
Законом Российской Федерации «Об образовании»,
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,
Конвенцией ООН о правах ребенка,
Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей,
Декларацией прав ребенка,
Уставом учреждения
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573) и от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62297).
Рабочая программа разработана на основе программ:
1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, – М.: Просвещение, 2016 (5-е издание).
2. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (в соответствии с ФГОС ДО) – ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург, 2016г.
Содержание рабочей программы соответствует Федеральным государственным стандартам, установленным в соответствии с требованием ст. 12, ст. 2 «Закона об образовании», Уставу ГДОУ ЛНР №2 «Мечта», целям и задачам Адаптированной Образовательной Программы ГБДОУ ЛНР №2 «Мечта». Содержание коррекционной работы в соответствии с ФГОС ДОО направлено на овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Настоящей рабочей программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.
Цель Программы:
Обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста с ТНР, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья, построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий специалистов ДОО, родителей.
Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (ОНР). Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Задачи программы:
• реализация содержания Программы;
• овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования;
• реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).
• коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ТНР;
• охрана и укрепление физического, психического здоровья и эмоционального благополучия обучающихся с ТНР;
• создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• формирование общей культуры личности обучающихся с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
• формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ТНР;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных
представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ТНР;
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
- принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;
-онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи учебного материала;
- принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
- принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
- принцип обеспечения активной языковой практики.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный:
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Пояснительная записка.
Цели и задачи реализации рабочей программы.
Принципы и подходы к формированию рабочей программы.
Характеристика возрастных особенностей детей с нарушениями речи.
Планируемые результаты.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы.
2.3. Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОНННЫЙ
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета.
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Срок реализации программы 2023-2024 учебный год.
Заведующий ГБДОУ ЛНР «Ясли-сад комбинированного вида №2 «Мечта»
____________ /Пирожкова И.В./