Литература 20-40-х годов
Анна Андреевна Ахматова
(1889-1966)
Анна Ахматова (настоящая фамилия Горенко) начала писать стихи ещё до революции, а завершился жизненный путь поэта (она не разрешала называть себя поэтессой) уже в эпоху космонавтики.
У Ахматовой была трудная судьба, полная трагических событий. Её первый муж — выдающийся поэт Николай Гумилёв. Царский офицер, он не мог принять революцию. У него на квартире несколько раз собирались бывшие офицеры, обсуждавшие формы и методы борьбы с новым режимом. И хотя Гумилёв не был активным участником этого кружка, он был арестован за недонесение и вскоре расстрелян. На долгие годы лагерной каторги был осуждён её сын Лев Николаевич, впоследствии известный учёный, историк и этнограф, автор множества интереснейших книг.
За сына Льва и за мужа Николая Лунина Ахматова заступилась, написав письмо Сталину. Это письмо было отчаянным шагом — продиктовано лишь надеждой на чудо. Чудо свершилось: её родных освободили. Правда, чтобы через некоторое время посадить вновь. Второго ареста Лунин уже не пережил. Семнадцать месяцев Ахматова простаивала в очередях перед воротами тюрьмы НКВД. Этот жуткий опыт, переживания тех лет выражены в её знаменитой поэме «Реквием».
Во время Великой Отечественной войны, когда блокада Ленинграда уже была неизбежной, Сталин послал самолёт, чтобы вывезти из города несколько известных деятелей культуры. Ахматова была в этой немногочисленной группе. Однако всего лишь несколько лет спустя А.А. Жданов, руководивший культурой, подверг её публичному унижению и на несколько лет закрыл её стихам дорогу к читателям.
Расправившись с А.А. Ахматовой и М.М. Зощенко, Союз писателей оставил их фактически без средств к существованию. Их новые произведения больше не печатались, старые — не переиздавались. Поста-
новление ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда” и „Ленинград”» (1946) сломило Михаила Зощенко, стало тяжелейшим ударом для Ахматовой, но она выдержала и продолжила писать стихи. Однако опубликовать свои новые стихи Ахматова смогла лишь гораздо позднее.
Авторитет среди читателей и других писателей и поэтов у Ахматовой был огромен. Он был столь велик, что спустя многие годы А.И. Солженицын недоумевал: как же мог Нобелевский комитет не заметить такого великого поэта!
Становление поэта
Ахматова начинала вместе с поэтами-акмеистами. В 1911 году Николай Гумилёв привлёк её к работе в объединении акмеистов «Цех поэтов», который организовал вместе с С. Городецким. Ахматова одно время была секретарём «Цеха поэтов». Акмеисты противопоставили стилю символистов новые поэтические принципы: чёткость конкретных образов, «вещность мира», отказ от мистики и языка символов. Поначалу они называли себя адамистами, сравнивая себя с библейским Адамом, который пользовался словами в их первоначальном значении. Адам не играл смыслами: названия вещей он узнал от Бога. Акмеисты чувствовали, что символисты играют словами и смыслами. Символы лишь отвлекают от подлинного смысла вещей. Поэтому сборник стихов О. Мандельштама назывался «Камень», ахматовский сборник — «Чётки».
К акмеистам относили себя также поэты В. Нарбут и М. Зенкевич.
Слишком сладко земное питьё,
Слишком плотны любовные сети.
Пусть когда-нибудь имя моё
Прочитают в учебнике дети...
Эти строки оказались пророческими. Без творчества Анны Андреевны Ахматовой невозможно представить себе не только Серебряный век, но и всю русскую поэзию XX века. Полвека Ахматова провела в напряжённом и вдохновенном поэтическом труде. «Я научила женщин говорить» — этими простыми словами она образно описала свой вклад в русскую культуру.
Марина Цветаева писала, что Ахматова «одним ударом даёт всё женское и всё лирическое смятение, — всю эмпирику1! — одним росчерком пера увековечивает исконный первый жест женщины и поэта, которые в великие мгновения жизни забывают, где правая и где левая — не только перчатка, а и рука, и страна света, которые вдруг теряют всю уверенность. Посредством очевидной, даже поразительной точности деталей утверждается и символизируется нечто большее, нежели душевное состояние, — целый душевный строй».
Её долгие годы считали «камерным» поэтом, чутким к самым тонким душевным движениям.
Вся жизнь Ахматовой была противостоянием горестной судьбе. Известны её бытовая неустроенность, неприкаянность, неумение ладить с властями — даже с теми, от которых не так уж много и зависит, но которым вполне по силам испортить жизнь любому человеку. Она жила чувствами, ей была дарована удивительная женская судьба. Её мужья — Н.С. Гумилёв, В.К. Шилейко, Н.Н. Пунин — были людьми образованными, утончёнными, исключительно одарёнными. У неё всегда были незаурядные поклонники — итальянский художник Амедео Модильяни, выдающийся английский учёный и мыслитель Исайя Берлин.
В стихах порой отражался идеал Ахматовой, то, чего никогда не было в жизни.
Следующее стихотворение — это тоска по иной, «простой и мудрой», жизни. Ахматова и была женщиной мудрой (собеседники отмечали её значительность, даже «царственность»), но простой её жизнь никогда не была.
* * *
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины жёлто-красной,
Слагаю я весёлые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озёрной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
1912
Конечно, она не могла сказать, подобно Маяковскому, «моя революция». Однако и в эмиграцию, вслед за десятками других писателей, она не уехала. Это давало ей право написать:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключённый, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы не единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час...
Но в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще нас.
Было и другое стихотворение, также разделяющее Ахматову с эмиграцией.
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну чёрный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
1917
Поэтические летописи
Поэма «Реквием»
Опубликованный уже после смерти Ахматовой «Реквием» — произведение колоссального социального звучания, своеобразное поэтическое завещание.
Над «Реквиемом» Ахматова начала работать в скорбное время унизительного и отчаянного выстаивания в очередях перед тюрьмой НКВД, длившегося почти полтора года. Стоявшая в той же очереди женщина спросила шёпотом в сердцах, возможно ли такое описать... Ахматова взяла на себя высокое обязательство поэта. Она, боясь доверить «Реквием» бумаге, хранила его в своей памяти. Записанная поэма могла стать для неё смертным приговором. Произведение стало величественным и скорбным памятником эпохе:
Хотелось бы всех поимённо назвать,
Да отняли список, и негде узнать.
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,
И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,
Пусть так же оне поминают меня
В канун моего поминального дня.
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем — не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание чёрных марусь,
Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.
И пусть с неподвижных и бронзовых век,
Как слёзы струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
Около 10 марта 1940
«Поэма без героя»
Величественная «Поэма без героя» — произведение, до сих пор не разгаданное до конца. В ней есть всё — связь времён, любовь и измена, рождение и смерть.
Как в прошедшем грядущее зреет,
Так в грядущем прошлое тлеет...
Первая часть «Поэмы без героя» называется «Девятьсот тринадцатый год. Петербургская повесть». Она построена на традиционном театральном сюжете-треугольнике: Пьеро — Коломбина — Арлекин. Пьеро, как обычно, ждёт Коломбину, возвращающуюся с бала. Увы, она возвращается не одна. У Пьеро один выход — самоубийство2:
На площадке пахнет духами,
И драгунский корнет со стихами
И с бессмысленной смертью в груди...
Он — на твой порог!
Поперёк.
Эта традиционная история — лишь декорация, на фоне которой разворачивается жизнь лирического героя. В разгар новогодней ночи сбывается трагическое предчувствие:
Он увидел. Рухнули зданья...
И в ответ обрывок рыданья:
«Ты — Голубка, солнце, сестра! —
Я оставлю тебя живою,
Но ты будешь моей вдовою,
А теперь...
Прощаться пора!»
Однако подлинный сюжет — противостояние личной жизни, интимного мира чувств и безжалостной истории. Неожиданно история врывается на страницы поэмы:
Словно в зеркале страшной ночи
И беснуется и не хочет
Узнавать себя человек,
А по набережной легендарной
Приближался не календарный —
Настоящий Двадцатый Век.
Начатая в 1940 году, поэма была завершена во время Великой Отечественной войны (первая редакция — 1942 год; окончательная редакция — 1965 год). Ахматова была со своим народом. Она разделяла его судьбу, невольно становясь поэтическим летописцем:
От того, что сделалось прахом,
Обуянная смертным страхом
И отмщения зная срок,
Опустивши глаза сухие
И ломая руки, Россия
Предо мною шла на восток.
«Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа», — писала Ахматова в своей автобиографии. Её стихи и стали частью не только её биографии, но биографии всей русской литературы XX века.
Вокруг Ахматовой сложилась поэтическая школа, к которой можно отнести творчество Д. Самойлова, Е. Рейна, И. Бродского, Д. Бобышева, А. Кушнера, М. Петровых, А. Наймана.
Литературная мастерская
Корней Чуковский писал: «Возьмите рассказ Мопассана, сожмите его до предельной сгущённости, и вы получите стихотворение Ахматовой». Она — поэт незабываемых и точных деталей, мастер умолчаний и намёков. Её стихи рассчитаны на чтение тихое, уединённое. Следующее стихотворение очень характерно для Ахматовой. Оно показывает, что ахматовская лирика тяготеет к психологической драме.
Песня последней встречи
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала — их только три!
Между клёнов шёпот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый! —
И я тоже. Умру с тобой!»
Это песня последней встречи.
Я взглянула на тёмный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-жёлтым огнём.
Здесь — разговор с собой. Диалог — воображаемый, ведь слова не произнесены. Героине только хотелось бы их услышать, ответить на них. Стихотворение построено так, что его можно сыграть на сцене.
Даже декорации есть: тёмный дом, в спальне горят свечи, в сад ведут три ступени. Зримо, точно обрисовано внешнее действие: «но шаги мои были легки», «я на правую руку надела перчатку с левой руки», «я взглянула на тёмный дом».
Во всём проглядывает терзающая душевная боль, сумятица. Мы чувствуем порывы, томления, раздумья, ожидания, нарастает и вдруг обрывается внутренний ритм. Исповедь и беседа, монолог и диалог здесь неразлучны.
Решаем читательские задачи
Известная исследовательница Эмма Герштейн вспоминала: «Эмма, что мы делали все эти годы? — воскликнула она [Ахматова] в шестидесятых, когда так звенела в воздухе политическая тема. — Мы только боялись!» Попадались ли вам ахматовские строки, в которых отразился этот общий страх? Какой оказывалась позиция лирического героя в этих произведениях?
Поразмышляйте, после каких исторических событий в лирике Ахматовой происходит вторжение социальной тематики. Как это отражается на поэтической тональности?
Какие произведения Анны Ахматовой вам запомнились? Чем они отличаются от произведений других поэтов?
Как работала Ахматова над созданием своих произведений? Каким запомнился мемуаристам этот творческий процесс?
Советуем прочитать
А. Найман. Сэр.
Роман современного писателя посвящён взаимоотношениям Ахматовой и Исайи Берлина.
Л. Чуковская. Записки об Анне Ахматовой.
Трёхтомные воспоминания дочери известного детского писателя, переводчика и литературного критика Корнея Чуковского основаны на многолетнем личном общении с Анной Ахматовой.
Виртуальная кладовочка
http://anna.ahmatova.com/index.htm — сайт посвящён жизни и творчеству А. Ахматовой. Здесь вы найдёте её биографию, произведения, фотографии и портреты, статьи и воспоминания о ней, сможете послушать, как Ахматова читает свои произведения.
http://achmatova.velchel.ru/index.php?cnt=2 — здесь вы можете ознакомиться с биографией, произведениями и посмотреть фотографии Ахматовой.
http://ahmatova.ouc.ru/ — электронная библиотека поэзии содержит биографию А. Ахматовой, её произведения, расположенные по годам написания и жанрам, переводы, статьи о поэте.
http://www.akhmatova.org/ — на сайте представлены биографические сведения, произведения, письма, фотографии и автографы А. Ахматовой, вы сможете послушать аудиозаписи её стихотворений и любимой музыки, узнать о друзьях Ахматовой.
http://www.akhmatova.spb.ru/ — сайт музея А. Ахматовой в Фонтанном доме. Вы сможете совершить фотоэкскурсию по квартире поэта.
http://www.library.ru/2/lit/sections.php?a_uid=66 — на сайте вы найдёте список ресурсов Интернета об А. Ахматовой.
http://www.pravmir.ru/anna-axmatova-galereya-portretov-foto/ — на сайте представлена галерея фотопортретов А. Ахматовой.
Творческое задание (проект)
Художник Ю.П. Анненков в своей знаменитой книге «Дневник моих встреч. Цикл трагедий» вспоминал:
«Печальная красавица, казавшаяся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы! Я сделал с Ахматовой в 1921-м году два портретных наброска: один — пером, другой — в красках, гуашью. Ахматова позировала мне с примерной терпеливостью, положив левую руку на грудь. Во время сеанса мы говорили, вероятнее всего, о чём-нибудь весьма невинном, обывательском, о каком-нибудь ни-о-чём. Портрет, сделанный пером, был сначала воспроизведён в книге моих портретов (изд. „Петрополис", Петербург, 1922), затем, в 1923-м году — во втором издании „Anno Domini". После этого в течение многих лет он воспроизводился во Франции, Германии, Италии, Соединённых Штатах Америки, Аргентине и в других странах. Об этом рисунке Евг. Замятин писал: „Портрет Ахматовой — или, точней: портрет бровей Ахматовой. От них — как облака — лёгкие, тяжёлые тени по лицу, и в них — столько утрат. Они как ключ в музыкальной пьесе: поставлен этот ключ — и слышишь, что говорят глаза, траур волос, чёрные чётки на гребне“».
Портреты Анны Ахматовой создали многие художники — Н.И. Альтман, К.С. Петров-Водкин, А. Модильяни, Г.С. Верейский, Н.А. Тырса, А.Г. Тышлер, О.Л. Делла-Вос-Кардовская, скульптор Н.Я. Данько. Найдите в Интернете эти портреты и скачайте их. Организуйте получившиеся слайды в презентацию. Подберите стихотворения Ахматовой, иллюстрациями к которым могли бы стать эти портреты. У вас получится презентация «Ахматова в изобразительном искусстве». Познакомьте с ней ваших одноклассников или загрузите на свою страничку в социальной сети.
Готовимся к ЕГЭ
Лирика Ахматовой ассоциативна.
В лирике Ахматовой возрождён жанр «лирического фрагмента», когда вполне законченное стихотворение выглядит как фрагментчего-то незавершённого.
Поэт широко использует мифологические символы и образы.
1 Здесь: непосредственный опыт, непосредственное впечатление.
2 Корней Чуковский в статье «Читая Ахматову» пишет, что жизненная драма действительно приключилась в Петербурге в 1913 г. Коломбина — актриса Ольга Афанасьевна Глебова-Судейкина (жена известного художника Судейкина). Позже стало известно и имя Пьеро: это был Всеволод Князев, не лишённый поэтического дара гусарский корнет.
9