Для выявления возможных проблем с сенсорной интеграцией используется метод наблюдения, и заполнение анкеты разработанной на основании опросника Э. Джин Айрес.
Анкета для определения сенсорного профиля.
ФИО ребенка__________________ Возраст ____________
Зрительное восприятие
Замечаете ли Вы, что Ваш ребенок:
Испытывает трудности при закрашивании рисунков, не выбиваясь за линии контуров, или не может проводить линии, когда рисует, раскрашивает или пишет?
Испытывает трудности, собирая мозаику и строит что-либо из кубиков?
Не может рассчитать шаги, поднимаясь/спускаясь по лестнице?
Не любит незнакомые места, так как боится, что легко может там потеряться?
Не видит сходства и различия в узорах или рисунках?
С трудом находит что-либо в ящике стола или различает лицо в толпе?
Долго возится с пуговицами/молниями на одежде или надевает обувь не на ту ногу?
Не может резать ровно по линии и /или склеивать предметы и бумагу в нужном месте?
Звуковое восприятие
Замечаете ли Вы, что Ваш ребенок:
Не всегда отвечает, когда к нему обращаются?
Неверно понимает обращённые к нему слова?
Путает схожие по звучанию слова (например, «принеси кошку» вместо «принеси ложку»)?
Затрудняется повторить за кем-либо слова или предложения?
Невнятно говорит: неправильно произносит слова или спотыкается на многосложных словах (например, говорит «сипед» вместо «велосипед»)
Частично понимает, но пропускает детали внятно произнесенных описаний, указаний или рассказов?
В тишине слышит хорошо, но в шумной обстановке путается?
Не может верно указать направление, откуда идёт звук?
Не может смотреть и слушать одновременно?
На групповых занятиях (играх) несколько отстранен, не интересуется происходящим или вообще избегает групповых мероприятий?
Странно отвечает на вопросы, неправильно их понимая?
Разговаривает монотонно или очень громко?
Демонстрирует высокую чувствительность к шуму и время от времени слышит то, чего не слышат другие?
Выглядит рассеянным или ошарашенным, если вокруг смеются, шумят или разговаривают все одновременно (например, в кафе)?
Тактильное восприятие
Замечаете ли Вы, что Ваш ребенок:
Избегает чужих прикосновений или отворачивает лицо от всего, что находится близко к нему?
Не любит мыть лицо и голову?
Боится осмотров у стоматологов больше, чем другие дети?
Терпеть не может, когда ему стригут волосы или ногти на руках или ногах?
Не любит, когда его касаются, даже по-дружески или из чувства симпатии, уворачивается от объятий, даже если его всего лишь похлопывают по плечу, склонен избегать любого физического контакта с друзьями, хотя с удовольствием болтает и общается с ними?
Каждый раз реагирует на прикосновения по-разному и странным образом?
Негативно реагирует на одевание, определенные виды или особенности одежды (например, на эластичные манжеты, определенную длину рукава, швы и т.д.)?
Тревожится сильнее обычного, если к нему подходят сзади или если он не видит происходящего?
Сильно беспокоится, когда люди находятся близко к нему (например, в очереди или в толпе)?
Испытывает необычную потребность в прикосновении или, наоборот, избегании прикосновений к определенным поверхностям или предметам с конкретной текстурой, таким как одеяла, ковры или мягкие игрушки?
Не любит погружать пальцы в песок, макать их в специальные краски, касаться клея и тому подобных материалов?
Не любит ходить босиком, особенно по песку или траве?
Особенно придирчив к консистенции или температуре пищи?
Вестибулярное восприятие
Замечаете ли Вы, что Ваш ребенок:
В целом развивается типично, но сталкивается с трудностями, учась читать или считать?
Постоянно хочет играть /долго играет в подвижные игры, включающие раскачивание, бег, прыжки, и не устает дольше других детей?
Не может удержать взгляд на движущемся предмете или, переписывая текст с доски в тетрадь, «теряется» в строчках?
Не особенно ловок в спортивных играх?
Чаще сверстников падает и иногда терпит неудачу, пытаясь предупредить падение (или вовсе не пытается удержаться от падения)?
Становится тяжелым, когда Вы пытаетесь помочь ему переместиться в нужное положение и сохранить равновесие?
Не может сидеть прямо или скрючивается, сидя за столом?
Плохо справляется с заданиями, в которых задействованы обе руки или обе стороны тела, например, с разрезанием бумаги ножницами (здесь надо держать одной рукой лист, а другой резать), прыжками с разведением рук и ног, завязыванием шнурков, ездой на велосипеде и т.д.?
Меняет руки, выполняя задание (например, при письме), хотя ему уже больше 6 лет?
Путает право и лево, верх и низ?
Переворачивает буквы зеркально, например, Я и R, или пишет не слева направо, а в иных направлениях?
Избегает пересекать среднюю линию своего тела: например, предпочитает повернуться всем телом вместо того, чтобы протянуть руку поперек осевой линии тела?
Демонстрирует резкие и неритмичные движения?
Выглядит неорганизованным или «потерянным в пространстве»?
Гравитационное восприятие.
Замечаете ли Вы, что Ваш ребенок
Становится тревожным, будучи оторван от земли, или упорно старается сохранять вертикальное положение, стремясь к тому, чтобы ноги всегда находились внизу?
Очень боится упасть, боится высоты?
Боится ездить на эскалаторе и в лифте?
Реагирует на движение или изменение положения головы появлением симптомов стресса?
Избегает наклонять голову вниз или в сторону, и ему не нравится кувыркаться через голову или просто переворачиваться, лежа на полу?
Не получает, в отличие от сверстников, большого удовольствия от игры на детской площадке с гимнастическими снарядами, не любит движущихся игрушек и не играет в них?
Избегает прыгать с высоты, но если и прыгает, то прыжок отнимает у него много времени и сил?
Медленно ходит по лестнице, чаще других детей хватается за перила?
Никуда не поднимается, даже когда имеет возможность держаться обеими руками?
Пугается подъема по наклонной поверхности, словно вопреки реальности высота ему кажется слишком большой?
Особенно боится потерять равновесие?
Во время поездок на машине боится резко поворачивать за угол или не любит очень извилистых дорог?
Ошибается в оценке пространства и расстояний?
Тревожится, если его внезапно потянут за плечи, когда он сидит?
Избегает игр, предполагающих непредсказуемое перемещение окружающих, особенно тех, что угрожают его равновесию (пятнашки, футбол, «вышибалы»)?
Выглядит тревожным, незащищенным, попадая на открытое пространство?
Если в каком-либо разделе имеется более, чем 3 положительных ответов, то у ребенка имеются признаки нарушения сенсорной интеграции в его деятельность целесообразно ввести упражнения сенсорно-интегративной коррекции.
Признаки нарушения сенсорной интеграции в поведении ребенка.
Проявления вестибулярной дезинтеграции:
Ребенок постоянно хочет играть в подвижные игры с бегом, раскачиваниями,
Не устает дольше других;
Переписывая текст с доски теряется в строчках;
Не ловок в спортивных играх;
Плохо справляется с заданиями, в которых задействованы обе половины тела (резание бумаги ножницами, езда на велосипеде, завязывание шнурков);
Избегает пересекать среднюю линию тела;
Проявления гравитационная дезинтеграции:
Становиться тревожным, будучи оторван от земли;
Боится упасть и высоты;
Пугается подъема по наклонной поверхности;
Избегает игр, угрожающих равновесию (пятнашки, футбол);
Избегает наклонять голову вниз, в сторону, не нравиться переворачиваться, лежа на полу;
Проявления тактильной дезинтеграции:
Ребенок избегает чужих прикосновений;
Не любить мыть лицо, голову;
Не любит погружать пальцы в песок, крайне тяжело и негативно реагирует;
Крайне негативно переносит загрязнения рук;
Негативно реагирует на одевание, определенные виды одежды;
Не любит ходить босиком;
Особенно придирчив к текстуре и температуре пищи;
Тревожиться, если к нему подходят сзади;
Проявления зрительной дезинтеграции:
Не может раскрашивать замкнутые области, не выходя за край;
С трудом собирает мозаику;
Не любит незнакомые места, боится потеряться;
Долго возиться с пуговицами;
Не может ровно резать по линии, заниматься поделками;
Не видит сходства или различия в узорах или рисунках;
Проявления слуховой дезинтеграции:
Не всегда отвечает на вопросы;
Неверно понимает обращенные слова;
Затрудняется повторить;
Не может указать направление, откуда идет звук;
Не может смотреть и слушать одновременно;
Монотонно и громко разговаривает;
Высокая чувствительность к шуму;
Выглядит обеспокоенным, когда вокруг все одновременно разговаривают, шумят, смеются;
Если у ребенка выявляются признаки нарушений сенсорной интеграции, то целесообразно ввести упражнения, основанные на методах сенсорно-интегративной коррекции.