СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анисимова Елена Викторовна

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анисимова Елена Викторовна»

Пояснительная записка

Программа составлена на основе:

- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.;

- Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. №1897;

- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897»;

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования от 8.04.2015 г.;

Рабочая программа составлена на основе учебно-методического комплекса «Информатика. 7 класс» авторского коллектива: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.  Данный учебно-методический комплекс входит в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения от 28.12.2018 г. №345.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации рабочая программа в 7 классе рассчитана на 34 часа (1 ч в неделю).

Календарный учебный график МБОУ СОШ № 30 предусматривает изучение

информатики в 7 классе в количестве 34 часов (1 ч в неделю, 34 уч. недели).

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Изучение информатики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

В личностном направлении:

1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;

2) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

3) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

4) эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;

5) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в

решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

В метапредметном направлении:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

В предметном направлении:

Обучающийся научится в 7 классе:

Введение

  • различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система;

  • различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;

  • оперировать единицами измерения количества информации;

  • приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;

  • узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода - вывода), характеристиках этих устройств;

Обучающийся получит возможность:

  • осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей;

  • узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.

Информационные и коммуникационные технологии

Обучающийся научится:
  • называть функции и характеристики основных устройств компьютера;

  • описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;

  • подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;

  • оперировать объектами файловой системы;

  • применять основные правила создания текстовых документов;

  • использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;

  • научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.

  • работать с формулами;

  • использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций.

Обучающийся овладеет:

  • навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет - сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы; таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);

  • умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;

  • приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет - сервисов;

  • основами соблюдения норм информационной этики и права;

Обучающийся получит возможность:

  • научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах;

  • организации индивидуального информационного пространства;

  • научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;

  • познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в

современных компьютерах и робототехнических системах.


Планируемые результаты изучения курса информатики по темам:


Глава 1. Информация и информационные процессы

Обучающийся научится:

  • понимать сущность основных понятий предмета: инфор­матика, информация, информационный процесс, инфор­мационная система, информационная модель и др.;

  • различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материаль­ных носителях;

  • раскрывать общие закономерности протекания информа­ционных процессов в системах различной природы;

  • приводить примеры информационных процессов - процессов, связанных с хранением, преобразованием и передачей данных - в живой природе и технике;

  • оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных, канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);

  • декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;

  • оперировать единицами измерения количества информации;

  • оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объем памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);

  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить целые двоичные числа в десятичную систему счисления; сравнивать, складывать и вычитать числа в двоичной записи;

  • использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);

  • анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);

  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;

  • строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.

  • осуществлять поиск информации в готовой базе данных;

  • основам организации и функционирования компьютерных сетей;

  • анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;

  • составлять запросы для поиска информации в Интернете;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • углубить и развить представления о современной науч­ной картине мира, об информации как одном из основ­ных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

  • научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;

  • научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита;

  • познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;

  • познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов;

  • познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;

  • научиться строить математическую модель задачи - выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними;

  • расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;

  • научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;

  • познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);

  • закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Глава 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

Обучающийся научится:

  • называть функции и характеристики основных устройств компьютера;

  • описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;

  • подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;

  • классифицировать файлы по типу и иным параметрам;

  • выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);

  • разбираться в иерархической структуре файловой системы;

  • осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

  • систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий.

Глава 3. Обработка графической информации

Обучающийся научится:

  • создавать цифровые графические объекты;

  • решать задачи на поиск информационного объема графического изображения.

Обучающийся получит возможность:

  • систематизировать знания о пространственном разрешении монитора, компьютерном представлении цвета, о видеосистеме персонального компьютера, о растровой и векторной графике, о формате графических файлов,

  • расширить знания о сфере применения компьютерной графики.



Глава 4. Обработка текстовой информации


Обучающийся научится:

  • применять основные правила создания текстовых документов;

  • использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;

  • визуализировать информацию в текстовом документе;

  • определять информационный объем текстового сообщения

Обучающийся получит возможность научиться:

  • систематизировать знания о компьютерных инструментах создания текстовых документов; о форматировании и редактировании текстового документа, о программах оптического распознавания документов, об информационном объеме фрагмента текста.

Глава 5. Мультимедиа

Обучающийся научится:

  • использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • систематизировать знания о технологии мультимедиа, о компьютерной презентации.


Содержание курса информатики и ИКТ в 7 классе


Информация и информационные процессы (10 ч.)

Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т. п.

Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита. Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Единицы измерения количества информации. Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации.

Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.

Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флеш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.

Передача информации. Источник, информационный канал, приемник информации.

Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.

Аналитическая деятельность:

  • оценивать информацию с позиции ее свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр);

  • приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречающиеся в жизни;

  • классифицировать информационные процессы по принятому основанию;

  • выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах;

  • анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья, пр) системах с позиций управления .

Практическая деятельность:

  • кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования;

  • определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);

  • оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);

  • оценивать числовые параметры информационных процессов (объем памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи ин- формации, пропускную способность выбранного канала и пр .)

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (6 ч)

Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера.

Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система. Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера

Аналитическая деятельность:

  • анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;

  • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

  • определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;

  • анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера;

  • определять основные характеристики операционной системы;

  • планировать собственное информационное пространство.

Практическая деятельность:

  • получать информацию о характеристиках компьютера;

  • оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.);

  • выполнять основные операции с файлами и папками;

  • оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;

  • оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);

  • использовать программы-архиваторы;

осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов спомощью антивирусных программ.

Обработка графической информации (4 ч)

Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;

  • создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора;

создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора.

Обработка текстовой информации (8 ч) Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере.

Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов;

  • форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).

  • вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;

  • выполнять коллективное создание текстового документа;

  • создавать гипертекстовые документы;

  • выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251);

использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов.

Мультимедиа (4 ч)

Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Возможность дискретного представления мультимедийных данных.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • создавать презентации с использованием готовых шаблонов;

записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).

Итоговое повторение (2ч)

Основные понятия курса. Итоговое тестирование за курс 7 класса.

Учащиеся должны уметь:

использовать приобретенные знания и умения при разработке проектов для различных предметных областей.

Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование

В примерную программу внесены изменения. Увеличено количество часов в разделе «Обработка текстовой информации». Уменьшено количество часов в разделе «Итоговое повторение». Внесенные изменения позволят охватить весь учебный материал по программе и повысить уровень обученности учащихся по предмету.

Практические работы:

Практическая работа №1

«Поиск информации в сети Интернет».

Практическая работа №2 «Компьютеры и их история».

Практическая работа №3 «Устройства персонального компьютера».

Практическая работа №4 «Программное обеспечение компьютера».

Практическая работа №5 «Работа с объектами файловой системы».

Практическая работа №6 «Настройка пользовательского интерфейса».

Практическая работа №7 «Обработка и создание растровых изображений».

Практическая работа №8 «Создание векторных изображений».

Практическая работа №9 «Создание текстовых документов».

Практическая работа №10 Подготовка реферата «История развития компьютерной техники'».

Практическая работа №11 «Компьютерный перевод текстов».

Практическая работа №12 «Сканирование и распознавание текстовых документов».

Практическая работа №13 «История развития компьютерной техники».

Практическая работа №14 «Создание мультимедийного приложения».

Практическая работа №15 «Создание интерактивной презентации на свободную тему».














Тематическое планирование на 2019/2020 уч.год

для 7 классов

модуля

Модуль

Кол-во час

1.

Правила техники безопасности и гигиены при работе на ПК. Входная контрольная работа.

2

Информация и информационные процессы – 10 ч.

2.

Представление информации. Информация и её свойства.

Формы представления информации.

2

3.

Измерение информации. Единицы измерения информации.

Дискретная форма представления информации.

2

4.

Преобразование информации. Двоичное кодирование.

2

5.

Информационные процессы. Обработка информации.

Хранение и передача информации.

2

6.

Всемирная паутина как информационное хранилище.

Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы»

2

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией - 6 ч.

7.

Основные компоненты компьютера. Персональный компьютер.

2

8.

Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение.

2

9

Файлы и файловые структуры. Пользовательский интерфейс.


2

Обработка графической информации - 4 ч.

10

Формирование изображения на экране компьютера. Компьютерная графика.

2

11

Создание графических изображений.

Контрольная работа №2 по теме «Компьютер, обработка графической информации».

2

Обработка текстовой информации – 8 ч.

12

Текстовые документы и технологии их создания.

Создание текстовых документов на компьютере.

2

13

Прямое форматирование.

Стилевое форматирование.

2

14

Визуализация информации в текстовых документах.

Распознавание текста и системы компьютерного перевода.

2

15

Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).

Обобщающий урок. Контрольная работа №3 по теме «Обработка текстовой информации».

2

Мультимедиа - 4 ч.

16

Технология мультимедиа. Компьютерные презентации.


2

17

Создание мультимедийной презентации.

Итоговое повторение.

2

Итого: 17 модулей (34 ч.). КР – 3.






Учебно-методическое обеспечение

1. Информатика. 7 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. –М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

2. Информатика. 7–9 классы. Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, А.В. Анатольев, Н.А. Аквилянов. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

3. Информатика. Примерные рабочие программы. 5–9 классы: учебно - методическое пособие / сост. К.Л. Бутягина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2018.

4. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса: в 2 ч. Ч 1. / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.

– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

5. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса: в 2 ч. Ч 2. / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

6. Информатика. 7–9 классы: сборник задач и упражнений / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Н.А. Аквилянов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

7. Информатика. 5–7 классы: занимательные задачи / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова,  И.М. Бондарева. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

8. Информатика. 7 класс: самостоятельные и контрольные работы. / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, А.А. Лобанов, Т.Ю. Лобанова – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

Интернет-ресурсы:

1. Методическая служба издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» http://lbz.ru/metodist/authors/

2. Авторская мастерская Босовой Л.Л. (http://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/).

3. Электронное приложение к учебнику 7 класса (http://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor7.php).

4. Интерактивные ресурсы к учебнику 7-го класса ФГОС УМК Л. Л. Босовой; автор Антонов А.М. (http://lbz.ru/metodist/iumk/informatics/er.php)

5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

(http://school-collection.edu.ru/)

6. Решу ОГЭ (https://inf-oge.sdamgia.ru/)


Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ


В результате изучения курса информатика и ИКТ 7 класса обучающиеся должны:

знать/понимать

  • об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации;

  • о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;

  • о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;

  • о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; об основных средствах и методах обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации; о технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;

  • о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;

  • о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

уметь:

  • приводить примеры информационных процессов, источников и приемников информации;

  • кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;

  • переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы;

  • создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом. Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.

Критерий оценки устного ответа

  • Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

  • Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

  • Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

  • Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

  • Отметка «1»: отсутствие ответа.

Критерий оценки практического задания

  • Отметка «5»: 1)работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2)работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

  • Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

  • Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

  • Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

  • Отметка «1»: работа не выполнена.

Критерий оценки тестов

  • При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

  • 50-70% — «3»;

  • 71-85% — «4»;

  • 86-100% — «5».

  • По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.

Перечень ошибок

Грубые ошибки

1. Незнание определений основных понятий, правил, основных положений теории, приёмов составления алгоритмов.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения блок-схем алгоритмов, неправильно сформулированные вопросы задачи или неверное объяснение хода её решения, незнание приёмов решения задач, аналогичных ранее решённых в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения,  неверное применение операторов в программах, их незнание.

4. Неумение читать программы, алгоритмы, блок-схемы.

5. Неумение подготовить к работе компьютер, запустить программу, отладить её, получить результаты и объяснить их.

6. Небрежное отношение к компьютеру.

7. Нарушение требований правил безопасного труда при работе на компьютере.

Негрубые ошибки

1. Неточность формулировок, определений, понятий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки синтаксического характера.

2.  Пропуск или неточное написание тестов в операторах ввода-вывода.

3. Нерациональный выбор решения задачи.

Недочёты

1. Нерациональные записи в алгоритмах, преобразований и решений задач.

2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

5. Орфографические  и пунктуационные ошибки.





12




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!