СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анатомия растений ОГЭ, тема Корень (тренажер для повторения, правильные ответы видны только после скачивания

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания составления на основе открытого банка заданий ФИПИ, предазначен для повторения и подготовки к ОГЭ биологии; правильные ответы видны только после скачивания. Проверять себя можно в режиме презентации.

Просмотр содержимого документа
«Анатомия растений ОГЭ, тема Корень (тренажер для повторения, правильные ответы видны только после скачивания»

Анатомия растений ОГЭ  корни

Анатомия растений ОГЭ корни

1. Главной функцией корня является 1) запасание питательных веществ 2) почвенное питание растений 3) поглощение органических веществ из почвы 4) окисление органических веществ 2. Главный корень развивается из 1) боковых корней 2) зародышевого корешка 3) придаточного корня 4) спящих почек 3. Рост корня в длину происходит за счёт деления клеток 1) корневых волосков 2) образовательной ткани 3) зоны проведения 4) корневого чехлика 4. Рассмотрите внутреннее строение корня. Какой цифрой на рисунке обозначена структура, по которой происходит движение воды в стебель? 5. Рассмотрите рисунок, на котором изображено строение корня. Какой цифрой на нём обозначена зона деления?

1. Главной функцией корня является

1) запасание питательных веществ

2) почвенное питание растений

3) поглощение органических веществ из почвы

4) окисление органических веществ

2. Главный корень развивается из

1) боковых корней

2) зародышевого корешка

3) придаточного корня

4) спящих почек

3. Рост корня в длину происходит за счёт деления клеток

1) корневых волосков

2) образовательной ткани

3) зоны проведения

4) корневого чехлика

4. Рассмотрите внутреннее строение корня. Какой цифрой на рисунке

обозначена структура, по которой происходит движение воды в стебель?

5. Рассмотрите рисунок, на котором изображено строение корня. Какой цифрой

на нём обозначена зона деления?

6. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.  Целое Часть  Чашечка Чашелистик  Корень … Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? 1) клубень 2) вегетативный орган 3) корнеплод 4) корневые волоски 8. Верны ли следующие суждения о процессах роста растений? А. У двудольных растений, выросших из черенков, развивается мочковатая корневая система. Б. От главного корня растений отрастают придаточные корни. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Целое Часть

Чашечка Чашелистик

Корень …

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) клубень

2) вегетативный орган

3) корнеплод

4) корневые волоски

8. Верны ли следующие суждения о процессах роста растений?

А. У двудольных растений, выросших из черенков, развивается мочковатая корневая система.

Б. От главного корня растений отрастают придаточные корни.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

9. Вставьте в текст «Жизнедеятельность растения» пропущенные термины из предложенного перечня, ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАСТЕНИЯ Растение получает воду в виде почвенного раствора с помощью __________ (А) корня. Наземные части растения, главным образом __________ (Б), напротив, через особые клетки __________ (В) испаряют значительное количество воды. При этом вода используется не только для испарения, но и как исходный материал для образования органических веществ в ходе процесса __________ (Г). ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: 1) Дыхание 2) корневой чехлик 3) корневой волосок 4) Лист 5) побег 6) стебель 7) Устьица 8) фотосинтез 10. Верны ли следующие суждения о видоизменённых органах растений? А. К видоизменённым корням относят корневища, клубни и луковицы. Б. У гороха имеются усики, которые представляют собой видоизменённые листья. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

9. Вставьте в текст «Жизнедеятельность растения» пропущенные термины из предложенного перечня,

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАСТЕНИЯ

Растение получает воду в виде почвенного раствора с помощью __________ (А) корня. Наземные части растения, главным образом __________ (Б), напротив, через особые клетки __________ (В) испаряют значительное количество воды. При этом вода используется не только для испарения, но и

как исходный материал для образования органических веществ в ходе процесса __________ (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) Дыхание 2) корневой чехлик 3) корневой волосок

4) Лист 5) побег 6) стебель

7) Устьица 8) фотосинтез

10. Верны ли следующие суждения о видоизменённых органах растений?

А. К видоизменённым корням относят корневища, клубни и луковицы.

Б. У гороха имеются усики, которые представляют собой видоизменённые листья.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

11. На рисунке изображено микроскопическое строение корня. В какой из зон был сделан срез? 1) всасывания 2) роста 3) деления 4) Проведения 12. Какой из изображённых органов растений является видоизменённым корнем?  2) 3) 4)

11. На рисунке изображено микроскопическое строение корня. В какой из зон был сделан срез?

1) всасывания

2) роста

3) деления

4) Проведения

12. Какой из изображённых органов растений является видоизменённым корнем?

  • 2) 3) 4)
13. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.  Целое Часть Чашечка Чашелистик Корневая система … Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? 1) столбчатая ткань 2) чешуйка 3) венчик 4) боковой корень 15. Какой корень называют главным? 1) сильно разветвлённый 2) самый длинный в корневой системе 3) отрастающий от стебля 4) развивающийся из корешка зародыша 16. Какие корни называют придаточными? 1) отрастающие от стебля 2) отрастающие от главного корня 3) развивающиеся из корешка зародыша 4) развивающиеся из боковых корней

13. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Целое Часть

Чашечка Чашелистик

Корневая система …

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) столбчатая ткань

2) чешуйка

3) венчик

4) боковой корень

15. Какой корень называют главным?

1) сильно разветвлённый

2) самый длинный в корневой системе

3) отрастающий от стебля

4) развивающийся из корешка зародыша

16. Какие корни называют придаточными?

1) отрастающие от стебля

2) отрастающие от главного корня

3) развивающиеся из корешка зародыша

4) развивающиеся из боковых корней

17. Что представляет собой корневой волосок? 1) длинный вырост наружной клетки 2) сосудисто-волокнистый пучок 3) корень, имеющий небольшие размеры 4) корень, отрастающий от главного корня 18. Чем характеризуется мочковатая корневая система? 1) развитием многочисленных придаточных корней 2) наличием нескольких главных корней 3) отсутствием корневых волосков 4) развитием проводящей зоны в боковых корнях 19. Какие признаки характерны для корней растений? Выберите три верных ответа из шести 1) охлаждают растения, испаряя воду с его поверхности 2) всасывают воду и минеральные вещества 3) выполняют якорную функцию 4) осуществляют синтез органических веществ из неорганических 5) имеют устьичные клетки 6) содержат зону проведения

17. Что представляет собой корневой волосок?

1) длинный вырост наружной клетки

2) сосудисто-волокнистый пучок

3) корень, имеющий небольшие размеры

4) корень, отрастающий от главного корня

18. Чем характеризуется мочковатая корневая система?

1) развитием многочисленных придаточных корней

2) наличием нескольких главных корней

3) отсутствием корневых волосков

4) развитием проводящей зоны в боковых корнях

19. Какие признаки характерны для корней растений? Выберите три верных ответа из шести

1) охлаждают растения, испаряя воду с его поверхности

2) всасывают воду и минеральные вещества

3) выполняют якорную функцию

4) осуществляют синтез органических веществ из неорганических

5) имеют устьичные клетки

6) содержат зону проведения

20. Какую роль играют корни в жизни растения? 1) образуют органические вещества из неорганических 2) охлаждают растения 3) запасают органические вещества 4) поглощают углекислый газ и выделяют кислород 21. Почему изображённое на рисунке растение, к корням  которого не поступает воздух, имеет угнетённый вид? 1) испытывает недостаток кислорода 2) испытывает недостаток углекислого газа 3) испытывает недостаток света 4) затруднено передвижение веществ 22. На рисунке изображены результаты опыта, иллюстрирующего у растений 1) синтез полимеров из мономеров 2) образование кислорода в процессе фотосинтеза 3) выделение углекислого газа в процессе дыхания 4) испарение воды листьями

20. Какую роль играют корни в жизни растения?

1) образуют органические вещества из неорганических

2) охлаждают растения

3) запасают органические вещества

4) поглощают углекислый газ и выделяют кислород

21. Почему изображённое на рисунке растение, к корням

которого не поступает воздух, имеет угнетённый вид?

1) испытывает недостаток кислорода

2) испытывает недостаток углекислого газа

3) испытывает недостаток света

4) затруднено передвижение веществ

22. На рисунке изображены результаты опыта,

иллюстрирующего у растений

1) синтез полимеров из мономеров

2) образование кислорода в процессе фотосинтеза

3) выделение углекислого газа в процессе дыхания

4) испарение воды листьями

23. В результате утолщения боковых и придаточных корней образуются 1) воздушные корни 2) корневые клубни 3) корнеплоды 4) корни-присоски 24. Рассмотрите рисунок. Что позволяет обнаружить данный опыт? 1) корневое давление 2) влажность почвы 3) значение воды для растения 4) испарение воды 25. Установите последовательность участков корня от его верхушки. 1) зона корневых волосков 2) зона деления 3) зона роста 4) корневой чехлик 5) зона образования боковых корней 26. Грибницу, опутывающую корни растения, называют 1) микоризой 2) лишайником 3) плесенью 4) привоем

23. В результате утолщения боковых и придаточных корней образуются

1) воздушные корни

2) корневые клубни

3) корнеплоды

4) корни-присоски

24. Рассмотрите рисунок. Что позволяет обнаружить данный опыт?

1) корневое давление

2) влажность почвы

3) значение воды для растения

4) испарение воды

25. Установите последовательность участков корня от его верхушки.

1) зона корневых волосков

2) зона деления

3) зона роста

4) корневой чехлик

5) зона образования боковых корней

26. Грибницу, опутывающую корни растения, называют

1) микоризой

2) лишайником

3) плесенью

4) привоем

27. Установите соответствие между характеристикой и органом растения, которому она свойственна: ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАН РАСТЕНИЯ   1) Корень 2) лист А) осуществляет минеральное питание Б) всасывает воду и минеральные вещества В) охлаждает растение Г) имеет устьичные клетки Д) содержит зону размножения Е) выполняет якорную функцию 28. Установите соответствие между характеристикой и органом растения, которому она свойственна: ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАН РАСТЕНИЯ  1) Корень 2) лист А) осуществляет воздушное питание Б) всасывает воду и минеральные вещества В) охлаждает растение Г) имеет устьичные клетки Д) содержит зону проведения Е) выполняет якорную функцию

27. Установите соответствие между характеристикой и органом растения, которому она свойственна:

ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАН РАСТЕНИЯ

1) Корень 2) лист

А) осуществляет минеральное питание

Б) всасывает воду и минеральные вещества

В) охлаждает растение

Г) имеет устьичные клетки

Д) содержит зону размножения

Е) выполняет якорную функцию

28. Установите соответствие между характеристикой и органом растения, которому она свойственна:

ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАН РАСТЕНИЯ

1) Корень 2) лист

А) осуществляет воздушное питание

Б) всасывает воду и минеральные вещества

В) охлаждает растение

Г) имеет устьичные клетки

Д) содержит зону проведения

Е) выполняет якорную функцию

29. При пересадке рассады капусты у нее прищипывают верхушку корня для 1) ускорения фотосинтеза в листьях 2) усиления образования придаточных корней 3) образования столонов 4) уменьшения испарения 30. Установите правильное обозначение видов корней. 1) 1 − придаточный корень, 2 − боковой корень, 3 − главный корень 2) 1 − главный корень, 2 − придаточный корень, 3 − боковой корень 3) 1 − главный корень, 2 − боковой корень, 3 − придаточный корень 4) 1− боковой корень, 2 − придаточный корень, 3 − главный корень 31. Установите соответствие между функцией и органом растения. ФУНКЦИЯ ОРГАН РАСТЕНИЯ  1) Корень 2) стебель А) почвенное питание Б) вынесение листьев к свету В) проведение питательных веществ к плодам Г) закрепление в почве Д) удерживает цветки

29. При пересадке рассады капусты у нее прищипывают верхушку корня для

1) ускорения фотосинтеза в листьях

2) усиления образования придаточных корней

3) образования столонов

4) уменьшения испарения

30. Установите правильное обозначение видов корней.

1) 1 − придаточный корень, 2 − боковой корень, 3 − главный корень

2) 1 − главный корень, 2 − придаточный корень, 3 − боковой корень

3) 1 − главный корень, 2 − боковой корень, 3 − придаточный корень

4) 1− боковой корень, 2 − придаточный корень, 3 − главный корень

31. Установите соответствие между функцией и органом растения.

ФУНКЦИЯ ОРГАН РАСТЕНИЯ

1) Корень 2) стебель

А) почвенное питание

Б) вынесение листьев к свету

В) проведение питательных веществ к плодам

Г) закрепление в почве

Д) удерживает цветки

32. Установите правильное обозначение видов корневых систем. 1) 1 − стержневая, 2 − мочковатая, 3 − мочковатая 2) 1 − стержневая, 2 − стержневая, 3 − мочковатая 3) 1 − мочковатая, 2 − стержневая, 3 − мочковатая 4) 1 − стержневая, 2 − мочковатая, 3 − стержневая 33. Для усиления образования боковых побегов следует 1) пересадить растение 2) обеспечить интенсивный полив растения 3) уменьшить освещение растения 4) прищипнуть верхушечную почку 34. Что необходимо сделать при пересадке рассады растений на грядки? 1) удалить мелкие боковые корни 2) отряхнуть корни от старой почвы 3) сохранить старый почвенный ком на корнях 4) тщательно смыть с корней старую почву 35. Растение Венерина мухоловка «поедает» насекомых из-за 1) неспособности к фотосинтезу 2) нехватки органических веществ 3) нехватки азота 4) перехода к паразитическому образу жизни

32. Установите правильное обозначение видов корневых систем.

1) 1 − стержневая, 2 − мочковатая, 3 − мочковатая

2) 1 − стержневая, 2 − стержневая, 3 − мочковатая

3) 1 − мочковатая, 2 − стержневая, 3 − мочковатая

4) 1 − стержневая, 2 − мочковатая, 3 − стержневая

33. Для усиления образования боковых побегов следует

1) пересадить растение

2) обеспечить интенсивный полив растения

3) уменьшить освещение растения

4) прищипнуть верхушечную почку

34. Что необходимо сделать при пересадке рассады растений на грядки?

1) удалить мелкие боковые корни

2) отряхнуть корни от старой почвы

3) сохранить старый почвенный ком на корнях

4) тщательно смыть с корней старую почву

35. Растение Венерина мухоловка «поедает» насекомых из-за

1) неспособности к фотосинтезу

2) нехватки органических веществ

3) нехватки азота

4) перехода к паразитическому образу жизни

36. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь. Объект Процесс Образовательная ткань Деление Корневой волосок … Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? 1) растяжение 2) проведение 3) защита 4) Всасывание 37. Установите последовательность участков корня, начиная с его верхушки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) зона всасывания 2) зона деления 3) корневой чехлик 4) зона роста 5) зона проведения

36. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Объект Процесс

Образовательная ткань Деление

Корневой волосок …

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) растяжение

2) проведение

3) защита

4) Всасывание

37. Установите последовательность участков корня, начиная с его верхушки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) зона всасывания

2) зона деления

3) корневой чехлик

4) зона роста

5) зона проведения

ВИДОИЗМЕНЕНИЯ КОРНЕЙ

Видоизменения корней связаны с выполнением одной из дополнительных функций. Запасающие корни служат для отложения в них запасных веществ (крахмала, сахаров, витаминов и др.). Они разрастаются, становятся толстыми, мясистыми. Различают два типа запасающих корней: корнеплоды и корневые клубни (корневые шишки). Корнеплоды формируются за счёт главного корня и части побега. Корневые клубни формируются за счёт отложения запасных веществ в боковые и придаточные корни (у георгина, ятрышника, чистяка и др.).

Большинство этих растений являются двулетниками или многолетниками. Осенью их надземная часть отмирает, а корни, накопившие питательные вещества, сохраняются и зимуют. Весной из почек запасающих корней развиваются новые надземные органы.

Микориза особое изменение корня вследствие симбиоза с грибницей грибов. Благодаря грибнице корни получают возможность всасывать воду с гораздо большей площади, а гриб получает доступ к органическим веществам растения. У большинства деревьев грибница гриба не проникает внутрь корня. У многих трав, а также некоторых деревьев сосны, яблони грибница и ткани корня плотно

срастаются друг с другом, представляя единое целое. Клубеньки образуются в тканях коры корней бобовых растений из-за того, что там поселяются

азотфиксирующие бактерии. Они питаются органическими веществами растения, вызывая разрастание основной ткани и возникновение опухоли клубенька. При этом бактерии способны преобразовывать атмосферный азот в азотистые соединения, которые усваивает растение, улучшая своё азотное питание. Таким образом, и микориза, и клубеньки это изменения корней, способствующие улучшению почвенного питания растения.

Используя содержание текста «Видоизменения корней», ответьте на следующие вопросы.

1) Вследствие чего у корней возникают разнообразные видоизменения?

2) Назовите не менее трёх овощных культур, у которых хорошо развит корнеплод.

3) Как называют отношение между корнями бобовых растений и азотфиксирующими бактериями?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!