СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Анализ выполнения ВПР по географии 11 класс"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 11 классе прошла ВПР по географии. В данной работе представлен анализ ВПР.

Просмотр содержимого документа
«"Анализ выполнения ВПР по географии 11 класс"»

Анализ выполнения Всероссийской проверочной работы

по географии в 11 классе МБОУ «Макушинская СОШ №1»

учитель С.А.Курий


I. Характеристика структуры и содержания контрольно-измерительных материалов

1. Назначение всероссийской проверочной работы

Всероссийская проверочная работа (ВПР) предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс географии на базовом уровне. Работа проведена 03 апреля 2018 г.

2. Документы, определяющие содержание ВПР

Содержание всероссийской проверочной работы по географии определено на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии, базовый уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

3. Подходы к отбору содержания и разработке структуры ВПР

Содержание и структура ВПР по географии обеспечивают объективную оценку качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования. Содержание ВПР по географии определено требованиями к уровню подготовки выпускников, зафиксированными в Федеральном компоненте государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по географии. Отбор содержания, подлежащего проверке в проверочной работе, осуществлён в соответствии с разделом «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по географии. За основы взяты вопросы курса школьной географии, изучаемые в 8–11 классах:

  • Источники географической информации

  • Мировое хозяйство

  • Природопользование и геоэкология

  • Регионы и страны мира

  • География России

В работе проверяется как знание географических явлений и процессов в геосферах и географических особенностей природы населения и хозяйства отдельных территорий, так и умение анализировать географическую информацию, представленную в различных формах, способность применять полученные в школе географические знания для объяснения различных событий и явлений в повседневной жизни. В проверочной работе используются задания разных типов, формы которых обеспечивают их адекватность проверяемым умениям.

4. Структура и содержание всероссийской проверочной работы

Каждый вариант проверочной работы включает в себя 17 заданий, различающихся формами и уровнями сложности. В проверочной работе представлены задания с разными типами ответов: 1) задания, требующие записать ответ в виде слова; 2) задания на установление соответствия географических объектов и их характеристик; 3) задания, требующие вписать в текст на месте пропусков ответы из предложенного списка; 4) задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенного списка; 5) задания на установление правильной последовательности элементов.

В 7 заданиях предполагается развернутый свободный ответ. ВПР предусматривает проверку уровня подготовки выпускников в соответствии с предъявленными к нему требованиями. Так как достижение ряда требований в различных вариантах проверочной работы может проверяться на содержании различных разделов школьного курса географии, распределение заданий по основным блокам содержания может несколько отличаться от показанного в таблице 1 примерного распределения.


Таблица. Распределение заданий проверочной работы по содержательным разделам курса географии


Содержательные разделы

Количество заданий

1. Источники географической информации

1

2. Население мира

2

3. Мировое хозяйство

4

4. Природопользование и геоэкология

2

5. Регионы и страны мира

2

6. География России

6

ИТОГО

17


Проверочная работа разработана исходя из необходимости проверки требований к уровню подготовки выпускников, указанных в разделе 2 кодификатора. В таблице 2 приведено распределение заданий по основным умениям и способам действий.


Таблица. Распределение заданий по видам умений и способам действий


Основные умения и способы действий

Количество заданий

Знать и понимать смысл основных теоретических категорий и понятий

1

Знать и понимать географические особенности природы России

1

Знать и понимать географические особенности основных отраслей хозяйства России

1

Знать и понимать географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально- экономического развития

1

Знать и понимать специализацию стран в системе международного географического разделения труда

1

Уметь сопоставлять географические карты различной тематики

1

Уметь оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира

1

Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений

1

Уметь использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения различий во времени, чтения карт различного содержания

2

Уметь выделять существенные признаки географических объектов и явлений

2

Уметь находить и применять географическую информацию, для правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития

3

Использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязи природных, социально- экономических, техногенных объектов и процессов

2

ИТОГО

17


В работе содержатся задания базового и повышенного уровней сложности. В таблице 3 представлено распределение заданий по уровню сложности.


Таблица .Распределение заданий по уровню сложности



Уровень сложности

заданий



Количество заданий



Максимальный балл

Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 22

Базовый

12

15

68

Повышенный

5

7

32

ИТОГО

17

22

100


5. Особенности выполнения и проверки работы школьников

Проверочная работа включает в себя 17 заданий. На выполнение работы по географии отводится 1 час 30 минут (90 минут).

При выполнении заданий работы участникам можно было использовать необходимые карты атласов 8-11 классов.

Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный уровень выполнения – 60–90%); П – повышенный (40–60%).


Таблица.Уровни сложности задания


Проверяемые элементы содержания

Уровень сложности

Макс. балл за выполнение задания

1

Природа России

Б

1

2

Географические модели. Географическая карта, план местности

Б

1

3

Хозяйство России

Б

1

4

Атмосфера, погода и климат

Б

1

5

Природа России

Б

1

6

Регионы России

П

1

7

Часовые зоны на территории России

Б

1

8

Население и хозяйство России и мира

П

1

9

Мировое хозяйство

Б

1

10

Страны мира

Б

1

11

Многообразие стран мира. Основные типы стран

Б

1

12

Мировое хозяйство

Б

2

13

Природные ресурсы

П

2

14

Все содержание курсов экономической и социальной географии России и мира

Б

1

15

Все содержание курсов экономической и социальной географии России и мира

Б

1

16

Все содержание курсов экономической и социальной географии России и мира

П

1

17

Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства

П

4


II. Результаты выполнения ВПР по географии в ОО Курганской области


Количество участников ВПР 22 чел.

Школьники выполняли задания в двух вариантов (5 и 6). Распределение первичных баллов по вариантам ВПР показано в таблице. Наблюдается более высокое качество выполнения заданий пятого варианта.

6 баллов набрал 1 участник, выполнявших работу 6 варианта из 11 участников.


Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Кол-во уч.

5








1




2

2

1

2

2



1




11

6






1


3




2

2


2

1







11

Таблица . Распределение первичных баллов по вариантам




Качество выполнения каждого из заданий работы по ОО отражено в таблице

Таблица. Выполнение заданий по количеству участников по ОО



количество участников

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17K1

17K2

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

2

22

15

13

20

8

12

11

18

15

15

18

22

21

14

13

6

5

17

9



Нормы оценки за выполненную работу:

оценка «2» - 0-7 первичных баллов,

оценка «3» - 8-14 первичных баллов,

оценка «4» - 15-18 первичных баллов,

оценка «5» - 19-22 первичных баллов.

% выполнения-95, % качества обучения- 59, средний балл- 3,6



Сравнение по вариантам.

Вариант

Всего обучающихся

Оценки

% успев.

%

качества

средний балл

«2»

«3»

«4»

«5»

5

11

0

3

7

1

100

73

3,8

6

11

1

5

5

0

91

45

3,4





III. Аналитическая справка

по итогам проверки работ учащихся 11 кл. по географии в 2017 году


Анализ результатов выполнения отдельных заданий


Таблица . Результаты выполнения отдельных заданий

по участникам.



Номер

зада

ния

Проверяемые элементы содержания / умения

Уровень сложности задания

Проверяемые элементы содержания

Проверяемые умения

Выполнили

не преодолев-ших мини-мальный балл

1

Природа России

Умение определять продолжительность дня и ночи в зависимости от географической широты

Б

15

7

2


Географические модели. Географическая карта, план местности

Умение сопоставлять политико-административную карту и карту районов

Б

13

9

3

Хозяйство России

Умение сопоставлять политико-административную карту и карту отрасли хозяйства

Б

20

2

4

Атмосфера, погода и климат

Умение работать с синоптической картой

Б

8

14

5

Природа России

Умение работать с климатической картой

Б

12

10

6

Регионы России

Умение работать с политико-административной и тематическими картами

П

11

11

7

Часовые зоны на территории России

Умение определять время по карте часовых поясов

Б

18

4

8

Население и хозяйство России и мира

Умение определять естественный и механический прирост населения

П

15

7

9

Мировое хозяйство

Умение работать со статистическими показателями, определяющими особенности динамики производства

Б

15

7

10

Страны мира

Умение определять местоположение географических объектов на карте

Б

18

4

11

Многообразие стран мира. Основные типы стран


Умение работать с картограммой

Б

22

22

12

Мировое хозяйство

Умение работать с картами природных ресурсов, экономическими картами, картами состава интеграционных групп стран

Б

21

1

13

Природные ресурсы

Умение определять ресурсообеспеченность

П

14

8

14

Все содержание курсов экономической и социальной географии России и мира

Умения отбирать карты и работать с ними

Б

13

9

15

Все содержание курсов экономической и социальной географии России и мира

Умение отбирать информацию из географических текстов

Б

6

16

16

Все содержание курсов экономической и социальной географии России и мира

Умение отбирать информацию из географических текстов

П

5

17

17К1

Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства

Умение работать с географическими текстами,

П

17

5

17 К2

формулировать и обосновывать свою точку зрения,

П

9

13






Уровень качества выполнения заданий не одинаков. Это, прежде всего, зависит от сложности заданий (задания базового и повышенного уровня) и его географического содержания. По содержанию задания можно разделить на 3 группы:

а) задания (№№1-7) по содержанию курса географии России (8-9 кл.)

б) задания (№№8-13) по содержанию курса экономической и социальной географии мира (10-11 кл.)

в) задания (№№ 14-17) по содержанию курсов географии России и экономической и социальной географии мира, выполнение которых происходит с использованием приведённого текста.

Выполнение разных видов заданий по группам участников отражено в таблице 10. По всем группам участников задания базового уровня выполнены лучше, чем повышенного. Причем, чем слабее подготовлены учащиеся, тем больше разница в уровне выполнения заданий.

По всем группам участников, за исключением группы самых подготовленных, наиболее высокий процент выполнения заданий, различающихся по содержанию, характерен для заданий по географии России, минимальный – для заданий, выполнение которых происходит с использованием приведённого текста. Наиболее подготовленные учащиеся по этим заданиям получили наилучший результат.


Выполнение разных видов заданий по уровню сложности и содержанию по участникам




Всего обучающихся

Количество участников, преодолевший минимальный порог

Количество участников


базовый


повышен-ный


география России

экономич. и социальн. география мира

с использо-ванием приведён-ного текста.

22

21

8

Задания 1-7

Задания 8-13

Задания 14-17К2




14

18

10


Для всех групп участников наиболее сложными заданиями оказались задания №№ 4,15,16,17К1, 2.


Рекомендации по итогам ВПР 2018г

Анализ результатов проверки ВПР 2018 года позволяет дать следующие рекомендации для учителей географии.

1. Проанализировать результаты ВПР по географии в 11-м классе 2017/118 и определить причины пробелов у разных групп учащихся по уровню подготовки.

2. Продолжить работу по организации практических работ с картами, текстами, статистическими материалами, дополнительными источниками информации; по использованию средств ИКТ для подготовки школьников.

3. Включить в уроки географии задания, которые ученики выполнили на низком уровне:

- умение отбирать информацию из географических текстов формулировать и обосновывать свою точку зрения;

- определение типа климата и показатели климата;

-умение работать с климатической картой.

-регионы России.

4. Включить задания, в которых ошиблось большинство учеников, в диагностические работы для учащихся 10-х классов в конце учебного года и 11-х классов в начале учебного года.

5. Использовать в работе задания открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий, размещенных на сайте ФИПИ, представленных в изданиях, рекомендованных ФИПИ.

6. В процессе обучения географии необходимо целенаправленно формировать и развивать у учащихся следующие умения:

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и объяснять их;

- систематизировать знания, оценивать и прогнозировать географические процессы, решать задачи;

- аргументировать и грамотно оформлять собственные суждения по наиболее актуальным проблемам социально-экономического развития России и стран мира, геополитическим и геоэкологическим проблемам;

- работать с географическими текстами, тематическими картами, статистическими материалами, анализировать схемы, таблицы со статистическими данными, вести по ним расчеты для того, чтобы учащиеся могли приобрести навыки такой работы.


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!