Анализ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ
по русскому языку в 5-х классах
18.04.2018г.
Назначение ВПР по русскому языку – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Содержание проверочной работы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897).
Подходы к отбору содержания, разработке структуры варианта проверочной работы
Всероссийские проверочные работы основаны на системно- деятельностном, компетентностном и уровневом подходах. В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения выпускников начальной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Тексты заданий в вариантах ВПР в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.
На выполнение проверочной работы отводится один 60 минут.
В 5а классе обучается 15 учащихся. В 5б классе – 12 человек. Работу выполняли 19 человек.
Работу по русскому языку выполняли:
1 часть – 19 человек (100%);
2 часть – 18 человек (95%).
Максимальный балл, который можно получить за всю работу- 45.
Максимум за работу не набрал никто.
Максимальный балл по классу - 44 (Рогатюк Элина).
Минимальный балл – 18.
Структура проверочной работы
Работа содержит 12 заданий, из них 11 задания базового уровня, которые выполняются на базовом уровне сложности, 1 задание повышенного уровня.
Часть 1 проверяет качество списывания предложенного текста, знание основ орфографических правил (правописание гласных и согласных в корне слова), расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения. Успешное выполнение задания опирается на навык чтения (адекватное зрительное восприятие информации, содержащейся в предъявляемом тексте) как одного из видов речевой деятельности. Наряду с предметным умением проверяется сформированность регулятивных универсальных учебных действий (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы – осуществлять самоконтроль).
Часть 2 состоит из 11 заданий:
Задание 2. Выполнить языковые разборы
(1) – фонетический разбор
(2) – морфемный разбор слова;
(3) – морфологический разбор;
(4) – синтаксический разбор предложения.
Задание 3. Поставить знак ударения в словах.
Задание 4. Над каждым словом написать, какой частью речи оно является. Записать, какие из известных частей речи отсутствуют в предложении.
Задание 5. Выписать предложение с прямой речью. Расставьте знаки препинания. Составить схему предложения.
Задание 6. Выписать предложение, в котором необходимо поставить запятые. Написать, на каком основании сделан выбор.
Задание 7. Выписать предложение, в котором необходимо поставить запятую. Написать, на каком основании сделан выбор.
Работа по тексту:
Задание 8. Определить и записать основную мысль текста.
Задание 9. Ответить на вопрос: «Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что то или иное название птицы является звукоподражательным?»
Задание 10. Определить, какой тип речи представлен в предложениях 7-10 текста. Записать ответ.
Задание 11. В предложениях 5-7 найти слово со значением «графический знак для записи какого-либо музыкального звука». Выпишите это слово.
Задание 12. В предложениях 3-5 найти антоним к слову «простой» и выпишите его.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и
проверочной работы в целом.
Задание 1 повышенного уровня оценивается по критериям:
К1 - от 0 до 4 баллов | К2 - от 0 до 3 баллов | К3 - от 0 до 2 баллов |
Максимальное количество - 9 баллов.
Задания базового уровня (задания 2-12) оцениваются следующим образом:
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
К1 | К2 | К3 | К4 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
Максимальное количество - 36 баллов.
Правильно выполненная работа оценивается 45 баллами.
Выполнение задания 1 оценивается по критериям от 0 до 9 баллов. Ответ на каждое из заданий 2, 3, 4, 5 оценивается от 0 до 4 баллов. Ответы на задание 2 оцениваются от 0 до 12 баллов. Ответы на задание 3 оцениваются от 0 до 2 баллов. Ответы на задание 4 оцениваются от 0 до 5 баллов. Ответы на задание 5 оцениваются от 0 до 4 баллов. Ответы на задание 6 оцениваются от 0 до 3 баллов. Ответы на задание 7 оцениваются от 0 до 3 баллов. Ответы на задание 8 оцениваются от 0 до 2 баллов. Ответы на задание 9 оцениваются от 0 до 2 баллов. Ответы на задание 10-12 оцениваются по 1 баллу.
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0–17 | 18-28 | 29-38 | 39-45 |
Результаты ВПР
Класс | Кол – во человек | Кол – во выполнявших работу | «5» | «4» | «3» | «2» | Качество знаний | Успеваемость |
5 | 27 | 19 | 4 | 7 | 8 | 0 | 57,8 | 100 |
Анализ результатов ВПР по русскому языку в 5 классе
1 часть работы
Списывание текста | % выполнения по ОО | % выполнения по региону | % выполнения по РФ |
1.1. Соблюдение орфографических норм | 50 | 52 | 55 |
1.2. Соблюдение пунктуационных норм | 77 | 54 | 49 |
1.3.Правильность списывания текста | 95 | 88 | 89 |
Второе задание. Выполнение языковых разборов
Критерий | % выполнения по ОО | % выполнения по региону | % выполнения по РФ |
Фонетический разбор | 42 | 56 | 52 |
Морфемный разбор | 72 | 78 | 82 |
Морфологический разбор | 49 | 48 | 50 |
Синтаксический разбор | 47 | 52 | 55 |
Третье задание
Соблюдение орфоэпических норм - 82 % выполнения (по ОО), по региону – 79%, по РФ – 69%.
Четвертое задание
Критерий | % выполнения по ОО | % выполнения по региону | % выполнения по РФ |
Обозначение частей речи в предложении | 67 | 76 | 75 |
Указание отсутствующих частей речи | 63 | 50 | 52 |
Пятое задание. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания
Критерий | % выполнения по ОО | % выполнения по региону | % выполнения по РФ |
Распознавание предложения и расстановка знаков препинания | 95 | 64 | 57 |
Составление схемы предложения | 89 | 48 | 43 |
Шестое задание
Критерий | % выполнения по ОО | % выполнения по региону | % выполнения по РФ |
Распознавание предложения и расстановка знаков препинания | 89 | 55 | 54 |
Объяснение основания выбора предложения | 79 | 43 | 45 |
Седьмое задание.
Критерий | % выполнения по ОО | % выполнения по региону | % выполнения по РФ |
Распознавание предложения и расстановка знаков препинания | 95 | 54 | 57 |
Объяснение основания выбора предложения | 89 | 41 | 45 |
Восьмое задание. Определите и запишите основную мысль текста. Максимальное количество баллов по восьмому заданию набрали 32% (по ОО), 35% (по региону), 45% (по РФ).
Девятое задание. Ответить письменно на вопрос
Максимальное количество баллов по девятому заданию набрали 18% по ОО, 23% по региону, 51% по РФ.
Десятое задание. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 10−13 текста. Запишите ответ.
Максимальное количество баллов по десятому заданию набрали 47% по ОО, 37% по региону, 31% по РФ.
Одиннадцатое задание. В предложениях 9−11 найдите слово со значением «чувство тревоги, беспокойство». Выпишите это слово.
Максимальное количество баллов по одиннадцатому заданию набрали 89% по ОО, 41% по региону, 68% по РФ.
Двенадцатое задание. В предложениях 4−6 найдите антоним к слову и выпишите его. Максимальное количество баллов по двенадцатому заданию набрали 95% по ОО, 81% по региону, 85% по РФ.
Индивидуальные результаты участников
N | ФИО | Класс | Вар. | Выполнение заданий | Перв. балл | Отм. | Отм. по журналу | |
№ | | |
| 1 К1 | 1 К2 | 1 К3 | 2 К1 | 2 К2 | 2 К3 | 2 К4 | 3 | 4(1) | 4(2) | 5(1) | 5(2) | 6(1) | 6(2) | 7(1) | 7(2) | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
| 4 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | |
| 5 А |
|
1 | 5001 | 5 А | 19 | | 4 | 3 | 2 | 0 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 41 | 5 | 5 | |
2 | 5002 | 5 А | 20 | | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 41 | 5 | 5 | |
3 | 5003 | 5 А | 20 | | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 0 | 2 | 0 | 1 | 1 | 29 | 4 | 4 | |
4 | 5004 | 5 А | 19 | | 2 | 3 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 23 | 3 | 3 | |
5 | 5006 | 5 А | 20 | | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 0 | 0 | 2 | 1 | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 31 | 4 | 4 | |
6 | 5007 | 5 А | 20 | | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 36 | 4 | 4 | |
7 | 5009 | 5 А | 19 | | 4 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 40 | 5 | 5 | |
8 | 5010 | 5 А | 20 | | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 44 | 5 | 5 | |
9 | 5011 | 5 А | 19 | | 0 | 2 | 2 | 0 | 3 | 0 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 28 | 3 | 3 | |
10 | 5012 | 5 А | 20 | | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 31 | 4 | 4 | |
11 | 5014 | 5 А | 19 | | 1 | 3 | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 | 0 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 19 | 3 | 3 | |
12 | 5017 | 5 А | 19 | | 0 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 18 | 3 | 3 | |
13 | 5018 | 5 А | 20 | | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 27 | 3 | 3 | |
14 | 5019 | 5 А | 19 | | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 33 | 4 | 4 | |
N | ФИО | Класс | Вар. | Выполнение заданий | Перв. балл | Отм. | Отм. по журналу | |
№ | | |
| 1 К1 | 1 К2 | 1 К3 | 2 К1 | 2 К2 | 2 К3 | 2 К4 | 3 | 4(1) | 4(2) | 5(1) | 5(2) | 6(1) | 6(2) | 7(1) | 7(2) | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
М а к с | 4 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | |
| 5 Б |
|
1 | 5005 | 5 Б | 19 | | 1 | 3 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 2 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 19 | 3 | 3 | |
2 | 5008 | 5 Б | 19 | | 3 | 2 | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 35 | 4 | 4 | |
3 | 5013 | 5 Б | 20 | | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 0 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 30 | 4 | 4 | |
4 | 5015 | 5 Б | 19 | | 3 | 3 | 1 | 0 | 3 | 2 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 23 | 3 | 3 | |
5 | 5016 | 5 Б | 20 | | 0 | 3 | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 18 | 3 | 4 | |
Выполнение заданий |
сводная таблица по ОО (в % от числа участников) |
ОО | Кол-во уч. | 1 К1 | 1 К2 | 1 К3 | 2 К1 | 2 К2 | 2 К3 | 2 К4 | 3 | 4(1) | 4(2) | 5(1) | 5(2) | 6(1) | 6(2) | 7(1) | 7(2) | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
4 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
Вся выборка | 1300922 | 55 | 49 | 89 | 52 | 82 | 50 | 55 | 69 | 75 | 52 | 57 | 43 | 54 | 45 | 57 | 45 | 45 | 51 | 31 | 68 | 85 |
Ставропольский край | 23795 | 52 | 54 | 88 | 56 | 78 | 48 | 52 | 79 | 76 | 50 | 64 | 48 | 55 | 43 | 54 | 41 | 35 | 23 | 37 | 41 | 81 |
Степновский муниципальный район | 225 | 48 | 54 | 81 | 56 | 81 | 51 | 59 | 78 | 79 | 52 | 66 | 49 | 52 | 39 | 42 | 33 | 38 | 18 | 35 | 40 | 80 |
МКОУ «СОШ №7» | 19 | 50 | 77 | 95 | 42 | 72 | 49 | 47 | 82 | 67 | 63 | 95 | 89 | 89 | 79 | 95 | 89 | 32 | 18 | 47 | 89 | 95 |
Статистика по отметкам
ОО | Кол-во уч. | Распределение групп баллов в % |
2 | 3 | 4 | 5 |
Вся выборка | 1300922 | 15.1 | 39.7 | 33.9 | 11.3 |
Ставропольский край | 23795 | 15.8 | 41.9 | 33.7 | 8.6 |
Степновский муниципальный район | 225 | 18.7 | 41.3 | 32.9 | 7.1 |
МКОУ «СОШ №7» | 19 | 0 | 42.1 | 36.8 | 21.1 |
Распределение отметок по вариантам | |
| |
Вариант |
3 | 4 | 5 | Кол-во уч. |
6 | 2 | 2 | 10 |
19 |
20 | 2 | 5 | 2 | 9 |
Комплект | 8 | 7 | 4 | 19 |
Распределение первичных баллов
Вариант/ первич. балл | 18 | 19 | 23 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 33 | 35 | 36 | 40 | 41 | 44 | Кол-во уч. |
19 | 1 | 2 | 2 | | 1 | | | | 1 | 1 | | 1 | 1 | | 10 |
20 | 1 | | | 1 | | 1 | 1 | 2 | | | 1 | | 1 | 1 | 9 |
Комплект | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 19 |
Гистограмма соответствия отметок за выполненную работу и отметок по журналу
| Кол-во уч. | % |
Понизили ( Отм. | 1 | 5 |
Подтвердили(Отм.= Отм.по журналу) | 18 | 95 |
Повысили (Отм. Отм.по журналу) | 0 | 0 |
Всего: | 19 | 100 |
Группы учащихся с разным уровнем подготовки
Проверочная работа по русскому языку в 5-х классах выявила четыре группы.
В первой группе учащиеся не достигли требований ФГОС на базовом уровне и набрали от 0 до 17б.
Во второй группе – учащиеся с устойчивой базовой подготовкой, которые получили от 18 до 28 б.
В третьей группе учащиеся, обладающие устойчивыми знаниями, которые набрали от 29 до 38 б.
К четвертому уровню относятся учащиеся с высоким уровнем подготовки, которые набрали от 39 до 45 б.
Распределение учащихся на группы с разным уровнем подготовки
Предмет | Процент обучающихся, которые продемонстрировали уровень подготовки |
Группа 1 | Группа 2 | Группа 3 | Группа 4 |
Русский язык | 0% | 42% | 37% | 21% |
Анализ ошибок, допущенных при выполнении ВПР
№ | Блоки ПООП НОО | Количество обучающихся, допустивших ошибки |
К1 | Соблюдение орфографических норм | 3 |
К2 К3 | Соблюдение пунктуационных норм Правильность списывания текста | 3 2 |
2 | Фонетический разбор Морфемный разбор 3.Морфологический разбор 4.Синтаксический разбор | 5 3 6 6 |
3 | Поставить ударение в словах | 1 |
4 | Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи и дописать какие известные части речи отсутствуют в предложении | 3 |
5 | Выписать предложение с прямой речью и составить схему | 1 |
6 | Выписать предложение, в котором надо поставить запятую и объяснить её постановку ( обращение) | 4 |
7 | Выписать предложение, в котором надо поставить запятую и объяснить её постановку ( сложное предложение) | 2 |
8 | Определение основной мысли текста | 12 |
9 | Нахождение фактов из текста | 15 |
10 | Определение типов речи | 10 |
11 | Лексическое значение слова | 2 |
12 | Подобрать антоним к слову | 1 |
ВЫВОД:
Анализ результатов выполнения ВПР позволил выделить несколько недостатков в подготовке по русскому языку:
- умение проводить фонетический разбор слова, распознавать простые предложения с обращением и однородными членами, определять лексическое значение слова, выделять основную мысль текста.
В содержательной линии «Орфография» недостаточно высокий процент выполнения зафиксирован по заданиям базового уровня сложности, направленных на оценку следующих планируемых результатов: умение определять наличие в словах изученных орфограмм.
Продолжить работу над разборами слов (1,2,3,4); анализом текстов.
В соответствии с вышеизложенным необходимо:
1. Повторить орфограммы:
- правописание безударной проверяемой и непроверяемой гласной в корне слова;
- правописание согласной в корне слова;
- правописание з и с в приставках;
- правописание чередующейся гласной в корне;
- правописание не с разными частями речи;
- правописание –тся и –ться в глаголах;
- правописание личных окончаний глаголов;
- правописание ь и ъ в разных частях речи;
- правописание з и с в приставках.
2. Выполнение различных заданий на отработку умений по определению грамматической основы предложения.
3. Выполнение различных заданий на отработку умений по определению знаков препинания в предложениях.
4. Усилить работу по распознаванию различных частей речи в предложении.
5. Усилить работу по языковым разборам (морфологический, морфемный, словообразовательный, фонетический разборы).
6. Усилить работу по развитию речи (фразеологизмы, антонимы и синонимы)
Учитель русского языка и литературы Дьякова А.А.