Чтобы выявить уровень сформированности представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста мы провели педагогическое исследование на базе МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Радуга». В исследовании приняли участие дети из двух старших групп в количестве 40 человек, посещающих детский сад постоянно. Из 20 детей оставляем экспериментальную группу и 20 детей - контрольную группу. Обе группы детей занимаются регулярно по комплексной программе «Радуга» под руководством воспитателя.
Для оценки сформированности представлений о родном городе, у детей старшего дошкольного возраста, использовалась методика «беседа с картинками» в которую мы включили вопросы в соответствии с темой нашего исследования. Методика диагностики включает вопросы к детям с использованием иллюстративного материала. Для работы по теме нашего исследования мы ограничили набор картинок с городской архитектурой, в соответствии с поставленной задачей. Беседа проводится индивидуально и так, чтобы ребенок не только высказал свое суждение, но и обосновал его. Вопросы беседы стимулируют детей к проявлению активного поведения и интереса к родному городу, его архитектуре. Результаты беседы заносятся в протокол (приложение А).
Вопросы к беседе:
- Как называется город, в котором ты живешь?
- Столицей какой республики является наш город?
- По каким признакам можно отличить город и село?
- Назови здания, которые тебе нравятся в г. Абакане?
- Что ты можешь о них рассказать?
- Посмотри на картинки, скажи, что это за здания?
- Где они расположены?
- На какой улице стоит это здание? Что ты о нем знаешь?
- Как называется улица на которой стоит наш детский сад?
- Какие улицы нашего города ты знаешь?
- Есть ли красивые здания на этих улицах?
- Почему здания в городе отличаются друг от друга?
Ответы детей оцениваются по трем уровням от 1 до 3-х балов.
Высокий уровень - 3 балла: понимает содержание картинок, верно выполняет предложенное задание, активно действует и высказывает личное суждение.
Средний уровень - 2 балла: понимает содержание картинок, верно выполняет предложенное задание, но действует недостаточно уверенно, испытывает отдельные затруднения в высказывании личного суждения в ответах на вопросы 6-12.
Низкий уровень - 1 балл: понимает содержание картинок, действует малоактивно, не стремится высказывать личное суждение, испытывает трудности в ответах на вопросы 6-12.
По результатом беседы был выстроен ранговый ряд, который позволил выявить уровень сформированности представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах (таблица 1). Минимальное количество, которое могли набрать дети составило 12 баллов, максимальное 36 баллов.