СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ урока в контексте педагогической практики студентов

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель студента в ходе педагогической практики в школе заключается в освоении наиболее ценного и актуального опыта, накопленного предыдущими поколениями учителей. При этом овладевая опытом своих наставников (руководителя педагогической практики, педагога-методиста, учителя-наставника) опираясь на знания. Полученный в ВУЗе, свой жизненный опыт, учитель-стажер должен постараться найти и сохранить собственной «Я» в выбранной профессии, раскрыть свой личностный потенциал и полностью реализовать его.Главная цель студента в ходе педагогической практики в школе заключается в освоении наиболее ценного и актуального опыта, накопленного предыдущими поколениями учителей. При этом овладевая опытом своих наставников (руководителя педагогической практики, педагога-методиста, учителя-наставника) опираясь на знания. Полученный в ВУЗе, свой жизненный опыт, учитель-стажер должен постараться найти и сохранить собственной «Я» в выбранной профессии, раскрыть свой личностный потенциал и полностью реализовать его.

Просмотр содержимого документа
«Анализ урока в контексте педагогической практики студентов»

Е.Н. Лебедева

АНАЛИЗ УРОКА

В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ



Главная цель студента в ходе педагогической практики в школе заключается в освоении наиболее ценного и актуального опыта, накопленного предыдущими поколениями учителей. При этом овладевая опытом своих наставников (руководителя педагогической практики, педагога-методиста, учителя-наставника) опираясь на знания. Полученный в ВУЗе, свой жизненный опыт, учитель-стажер должен постараться найти и сохранить собственной «Я» в выбранной профессии, раскрыть свой личностный потенциал и полностью реализовать его.

В процессе профессионального становления учителя в рамках педагогической практики, большую роль играет качественный анализ урока. Рассмотрим содержание понятия «анализ».

Анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение) – метод научного исследования, стоящий в мысленном или фактическом расчленении целого на составляющие элементы.

Анализ – метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей предмета.1

Анализ урока – разбор и оценка учебного занятия в целом и отдельных его сторон, один из видов методической работы учителя, в педагогических учебных заведениях используется как метод обучения студентов педагогическому мастерству.2

Какие же аспекты урока мы должны анализировать в первую очередь, какие из многочисленных схем анализа урока предпочесть?

На наш взгляд, наиболее удобна в работе с учителями стажерами в контексте педагогической практики схема анализа урока, которую предлагает В. Меньшиков, директор межшкольного учебного комбината города Ливны Орловской области.3 Эта схема включает в себя следующие разделы:

  • Структурно-временной анализ урока.

  • Самоанализ и самооценка урока.

  • Комплексный анализ урока.

Структурно-временной анализ урока служит для овладения педагогическими навыками рационального распределения времени урока. Результатом неверного распределения времени при подготовке к уроку является невыполнение плана урока, скомканное окончание урока, нехватка времени на обобщение и рефлексию. Вследствие такой ситуации учитель не имеет четкого представления о том, какие знания дети получили на уроке, что усвоено прочно, что не усвоено совсем, что легко, а что вызывает трудности у учащихся. Как в дальнейшем ему самому следует планировать распределение времени на уроке, что необходимо корректировать в продолжительность различных этапов следующего урока, чтобы обеспечить оптимальное качество процесса обучения?

Самоанализ и самооценка урока. Учитель-стажер дает краткую характеристику целям и задачам урока, а после проведения урока анализирует результаты своей педагогической деятельности, чтобы осознать причины успехов и неудач. Студенту подчас трудно оценить свою работу, а главное понять причины неудач и наметить пути решения своих проблем. В этой работе значение мудрого педагога-наставника трудно переоценить. Важную роль в деятельности любого учителя является умение сформулировать и осознать цель урока. Студент-стажер, начиная готовить самостоятельно фрагмент урока или целый урок, затрудняется ответить на вопрос: «Какова цель вашего урока? Какие задачи вы ставите перед собой для достижения поставленной цели? Какое место вы отводите данному уроку в цепочке уроков в рамках изучаемой темы? Как будет организованна учебная работа на уроке? Какие технологии, методы и приемы вы отобрали для работы на уроке?»

Содержание комплексного анализа урока может быть разным, но традиционно выделяют следующие его направления:

  1. Анализ выполняемых учителем рабочих задач:

  • Как учитываются т отражаются принципы обучения в содержании и методике работы учителя?

  • Насколько полно достигнута цель и задачи, поставленные учителем-стажером перед собой?

  • Насколько удачно сочетались содержание и методы обучения?

  • В какой мере активизировалась познавательная деятельность учащихся на разных этапах урока?

  • Что стимулировало интеллектуальную активность учащихся?

  • Как осуществлялась связь теоретических знаний с практическим выполнением заданий?

  • Насколько объективно оценивался вклад каждого участника урока?

  • Насколько целесообразно использование технических средств обучения на уроке?

  • Как учитывались и использовались учителем-стажером возрастные и индивидуальные особенности школьников?

  1. Анализ воспитательного и эмоционального воздействия урока.

  • Как знания помогли осмыслить и оценить явления социальной действительности, события в жизни страны, города, школы, класса?

  • Что на уроке способствовало эмоциональной окраске материала урока, формированию гражданской позиции?

  • Какой характер носили взаимоотношения между учащимися класса в процессе работы, между учителем и учащимися?

  1. Анализ педагогических возможностей и особенностей деятельности учителя.

- Каким образом проявились способности, особенности личности в деятельности учителя:

- в умении «видеть» класс, мотивировать и активизировать труд учащихся;

- в умении определять типичные ошибки в работе школьников и устранять их;

- в умении оценивать результаты своего труда и итоги работы школьников;

- в умении быстро корректировать ход урока;

- в умении следовать законам педагогической этики;

- в соответствии внешнего вида учителя профессиональному dress-code.

4. Анализ деятельности учащихся на уроке может быть произведен по следующим направлениям:

  • Реализация результатов предшествующей учебной деятельности школьников, достигнутых на предыдущих занятиях.

  • Определение уровня работоспособности учащихся на уроке (умение мыслить, работать самостоятельно и в группах, оказывать помощь товарищу, проявить пытливость, демонстрировать устойчивость интереса).

  • Умение школьников применить теорию в практической деятельности.

В. Сухомлинский обращал внимание на «ключевые умения учителя, которые позволяют сделать его работу наиболее эффективной. Это умение провести через все уроки темы главную идею изучаемого материала, умение в течение всех уроков в рамках темы повторять основные, ведущие вопросы материала, отбирая наиболее эффективные методы работы».4

Урок спланирован, проведен, проанализирован, все учтено, выполнено. Однако осталось чувство внутреннего неудовлетворения. Как выявит причину? Как организовать методическую работу студента творчески и конструктивно, акцентируя удачи, выявляя недостатки в конструировании и проведении урока.

Мы предлагаем следующую организации работы студента в процессе анализа урока. Часто на стажерскую практику к одному учителю выходит несколько студентов, иногда они присутствую на уроках друг друга. Распределяем «роли»: «учитель» - проводит урок, «коллега», «администратор», «учащиеся» обсуждают», анализируют урок.

  1. «Учитель» выполняет самоанализ и структурно-временной анализ урока.

  2. «Коллега» отвечает на следующие вопросы:

  • насколько точно и грамотно сформулирована тема урока (даже если она не объявляется учащимся, учитель все равно выделяет ее для себя);

  • как коррелируются тема урока и цели и задачи. Которые стоят перед учителем и учащимися на уроке;

  • насколько технологии, применяемые на уроке, способствуют достижения целей учителем и учениками;

  • каково общее впечатление от урока (атмосфера, манера поведения учителя и стиль его общения с учениками, интересен ли был урок);

  • как была организованна деятельность учащихся на уроке, все ли дети были вовлечены в учебный процесс;

  • удалась ли рефлексия в конце урока;

  • какие сильные стороны или «находки» учителя хотелось бы позаимствовать;

  • что необходимо скорректировать к следующему уроку.

  1. «Администратор» выполняет комплексный анализ урока по предложенной конструкции

  2. «Ученики» стараются ответить на следующие вопросы:

  • понравился ли урок в целом;

  • время урока прошло не заметно или тянулось долго;

  • насколько сложными и интересными были задания;

  • были вы заняты в течение всего урока или было время пообщаться с соседом по парте;

  • узнали ли вы что-то новое, что хотелось бы рассказать дома родителям или друзьям;

  • какие эмоции и чувства вы испытали на уроке.



Наибольший практический результат дает анализ урока именно с точки зрения учащегося. Учитель-стажер, а зачастую и работающий учитель, редко задают себе необходимые вопросы: «Как чувствует себя ребенок на уроке, как он воспринимает материал? Насколько комфортно для него распределение времени во время урока? Почему дети перестают работать во время урока и начинают отвлекаться? Как настрой самого учителя и его эмоциональное состояние влияет на качество проведения урока.»

Анализ урока в условиях деловой игры проходят не формально, студенты –стажеры высказываются более непосредственно, свободно, эмоционально. Замечания воспринимаются как стимул к дальнейшему творчеству, плодотворной работе, приходит осознание того, что анализ урока –не столько оценка работы учителя на уровне «плохо», «хорошо», сколько поиск творческих решений, постановка новых целей и задач.

Содержание и формы анализа урока всегда должны служить задачам развития, задачам включения учителя в режим творчества. В Сухомлинский считал: «Подлинному педагогическому творчеству свойственны черты исследования, творческого обобщения своего труда».5 Он отмечал, что умение анализировать урок – одно из ключевых умений учителя, которое может служить основой его педагогической характеристики.



-

1 Современный толковый словарь русского языка // С.М. Сгорская.-СПб.,2001.С.942

2 Педагогическая энциклопедия //И.А. Карпов, Ф.Н. Петров.-М.: Советская энциклопедия, 1964.С. 830.

3 Электронный ресурс:http.direktor/ru(24.02.2018)

4 Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. Учитель. Серия «Управление образованием».-Псков. 1996.С.440.

5 Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. – М.,1973.С.28.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!