Ф.И.__________________________________________________ДАТА_______________КЛАСС 11____
АНАЛИЗ ТЕКСТА №1
Прочитайте отрывок из выступления Александра Исаевича Солженицына на круглом столе Российской академии наук.
(1)Упомянув слово культура, я должен пояснить, какого определения я придерживаюсь. (2)Двух. (3)Одно – различающее цивилизацию как возделывание среды, условий обитания и культуру как возделывание внутренней жизни человека, его души. (4) Второе: культура есть совокупность интеллектуальных, мировоззренческих, этических и эстетических достижений. (5) Как видим, определения эти сходятся в одно: главное в культуре – развитие, обогащение, совершенствование нематериальной жизни.
(6) Уже не первое столетие в цивилизованном мире идет далеко не сразу замеченный процесс потери духовной сосредоточенности и высоты, процесс рассеяния, быть может, невосполнимой растраты духовных ценностей.
(7) В 19 веке еще редко кто различал его. (8) Но уже весь 20 век, столь технически успешный, а психологически поспешный, разными путями действовал, снижая уровень культуры. (9) Этот крушительный мировой процесс, неуклонный от десятилетия к десятилетию, застал нас, однако, как бы врасплох. (10) И широко – однако необоснованно – создалась иллюзия культурного пресыщения, культурной усталости: будто уже вся возможная культура исчерпана и уже не питает нас.
Выполните задания к тексту.
1.Озаглавьте текст..................................................................................................................................................
2.Выпишите ключевые слова. .............................................................................................................................
...................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
3.Определите тему текста, ...................................................................................................................................
основную(ые) мысль(и) текста. ............................................................................................................................
4.Объясните лексическое значение слов ИЛЛЮЗИЯ, .......................................................................................
ПРЕСЫЩЕНИЕ. ....................................................................................................................................................
5. Укажите какое утверждение не соответствует содержанию текста?
А) Культура и цивилизация – это не одно и то же.
Б) Культура – это то, что связано с развитием в области духовной жизни человека.
В) Процесс потери духовной высоты начался недавно и всеми был замечен.
Г) ХХ век, несмотря на успехи в области техники, неуклонно разрушал духовные ценности.
6.Сравните: чем различаются слова ОДНАКО в предложениях 9 и 10? Какой частью речи является каждое из слов? ......................................................................................................................................................
..................................................................................................................................................................................
7.Обьясните постановку тире и двоеточия в предложениях:
№3 ...........................................................................................................................................................................
№4...........................................................................................................................................................................
№5............................................................................................................................................................................
№10..........................................................................................................................................................................
8.Укажите № предложений с вводными словами(конструкциями): ...............................................................
9. Укажите стиль текста..................................................................... тип текста..............................................
Ф.И.__________________________________________________ДАТА_______________КЛАСС 11____
АНАЛИЗ ТЕКСТА №2
Прочитайте фрагмент текста.
(1) Язык – это мерило бытия нации, ее веры, нравственности и даже физического благополучия, здоровья людей. (2) Через язык человек познает добро и зло, испытывает на себе их воздействие и постигает, что может сам творить словом добро и зло. (3) И выбор между добром и злом люди впервые делают, именно выбирая между благим и гибельным словом.
(4) Доказано сегодня не только богословами, но и наукой, что словесное давление на человека - это не только метафора, а физическая реальность… 5)Каждое слово, услышанное или увиденное нами, слышат не только наши уши, видят не только наши глаза, но вся личность человека несет в себе отпечатки увиденного и услышанного. (6) Вот почему, интуитивно познав и опытно постигнув силу слова, человечество искони очень осторожно обращалось с ним, вводя запреты на всуе обращенное слово к Богу, на клятву и проклятие, на сквернословие и брань. (по М. Мироновой)
Выполните задания к тексту.
1.Озаглавьте текст..................................................................................................................................................
2.Выпишите ключевые слова. .............................................................................................................................
...................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
3.Определите тему текста ...................................................................................................................................,
основную(ые) мысль(и) текста. ............................................................................................................................
4.Объясните лексическое значение слов МЕРИЛО ...........................................................................................,
ВСУЕ. .....................................................................................................................................................................,
БОГОСЛОВ..................................................................................................................................................................
5. Укажите с помощью чего связано предложение №3 с предложением №2
...............................................................................................................................................................................
предложение № 5 с предложением №4
................................................................................................................................................................................
6. Укажите грамматически правильный вариант предложения: Постигнув силу слова,
А) были созданы замечательные произведения русской классики;
Б) добро сможет победить зло;
В) происходит выбор между добром и злом;
Г) человечество всегда очень осторожно обращалось с ним.
7.Обьясните постановку тире в предложениях:
№1 ...........................................................................................................................................................................
№4...........................................................................................................................................................................
8.Укажите № простых и сложных предложений:
ПП.................................ССП...........................................СПП..........................................БСП..............................
9. Укажите стиль текста..................................................................... тип текста..............................................