СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ текста на уроке русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ текста на уроке русского языка»


Интегрированный урок в 7 классе по теме

«Роль причастий в тексте»

Учитель: Миллер С.В.

1. Познавательные:

а) раскрыть роль причастия в тексте;

б) ознакомить с выразительными и стилистическими возможностями причастия.

2. Практические:

а) отработать навыки пунктуационного оформления причастных оборотов;

б) развивать навыки образной выразительной устной и письменной речи;

г) формировать умение распознавать речевые функции причастия.

3. Общепредметные:

а) воспитывать:

  • интерес к предмету;

  • языковую личность, владеющую разными видами компетенций;

б) развивать логическое мышление, навыки речевой деятельности, разные виды памяти;

в) формировать умение самостоятельно выполнять задание.














Ход урока


1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

(Откройте тетради. Запишите число, классная работа.) Сегодня у нас с вами необычный урок.

2. Воспитательное слово учителя. (Музыка Вивальди)

- Закройте глаза и послушайте музыку.

(Слушают). Какое время года сейчас? Что вы представляете, раздумывая об осени?

Осень. Она разная. Мы любуемся её разноцветными красками, наслаждаемся яркой красотой осеннего пейзажа или грустим вместе с ней падающими листьями и моросящими дождями. Вот и прекрасный композитор Антонио Вивальди в своем знаменитом произведении «Времена года» «Осень» смог показать нам невероятную, тихую осень, яркую, теплую, немного печальную. Мы можем представить себе совершенно разные картины, далеко не печальные. И все это мы чувствуем благодаря этой музыке. Но не только…

- Посмотрите на невероятную картину известного русского художника И.Левитана.



Исаак Левитан особенно любил осень. Он, как и Пушкин, ждал осени – самого дорогого и мимолётного времени года.

Работа с картиной

Задание:

Какие впечатления на вас произвела картина?

(Картина восхищает, радует красотой природы; на этом пейзаже останавливается взгляд, пейзаж очень красивый; картина привлекает яркостью красок).

Какие чувства, настроение вызывает у вас это полотно?

(Праздничное настроение, ведь в природе праздник красоты; восхищение красотой природы; грусть, потому что скоро эта красота исчезнет).

Как удалось художнику передать красоту осеннего дня?

( Он подбирает яркие, золотые краски. Наделяет картину жизненностью)

Его называли лирический художник. Классик изображения русской природы:

Унылая пора, очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

А.С.Пушкин

Как называют художников, изображающих природу в своих картинах? (Пейзажист)

-Значит бывает композитор – пейзажист, художник-пейзажист, но еще бывают другие пейзажисты, которые словом заставляют нас почувствовать то или иное изображение природы. Как называются эти художники слова? (Писатели-пейзажисты). А что такое пейзаж в литературе? (Это словесное описание природы)

- Замечательный писатель, знаток и ценитель природы Соколов-Микитов много произведений посвятил осени. Давайте прочитаем фрагмент одного из таких текстов.

Выразительное чтение текста.

Особенно красив и печален лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна клёнов и осин, раскрашенных осенью. Медленно кружатся в воздухе падающие с берез листья. От дерева к дереву тянутся серебристые нити паутины. Шелестит под ногами листва, опавшая с деревьев. Березки, окутанные золотистой шалью, сверкающей на солнце, стоят торжественно. Кое-где попадаются шляпки грибов, краснеющие в поникшей траве. Все увиденное вызывает чувство глубокой грусти и одновременной радости. Идёшь по такому лесу, расцвеченному яркими красками, и поэтическим чувством наполняется душа.

Речевой анализ текста

Задание: (после чтения)

  • Какие чувства вызывает у вас прочитанное?

( восхищение яркой красотой леса; лёгкую грусть, потому что скоро этой красоты не будет; радость от хорошего осеннего дня)

  • Какова тема текста? (текст о ранней золотой осени в лесу)

  • Какова идея? (автор любит природу, наслаждается её красотой, он хочет поделиться своими чувствами с читателем)

Задание: Озаглавьте текст.

  • Какой тип речи в тексте? (описание, так как перед нами картина осеннего леса)

  • Что вы скажете о стиле речи? (стиль художественный, так как автор создаёт образную картину, изображает пейзаж).

  • За счет какой части речи автор достигает такого невероятного эффекта в описании? (Причастие)

  • Что такое причастие? Какая морфема указывает нам на причастие? Найдите в тексте причастия, назовите их.

  • Давайте попробуем прочитать текст без причастий.

  • Что происходит с текстом? ( текст стал менее выразительным, ярким; не передаются изменения, которые происходили в лесу, даже в некоторых местах происходит обрыв мысли)

  • Какую роль играют причастия в речи?

(они делают речь выразительной; текст более яркий, образный; они передают изменения, которые происходят с предметом)


Обобщение учителя: Действительно, причастия употребляются в письменной речи, делая её в художественном стиле выразительной, образной, яркой, а в научном, например, – более краткой и лаконичной.

  • В таком случае назовите тем, над которой мы работаем на сегодняшнем уроке.

  • «Роль причастий в художественном тексте»

Работа с причастиями.

Класс: найти причастие.

- Назовите действительное причастие настоящего времени

падающие

- Объясните написание страдательного причастия прошедшего времени

раскрашенных

расцвеченному?

1.Особенно красив и печален лес в ранние ие дни. 2. На золотом фоне пожелте ей листвы выделяются яркие пятна клёнов и осин, | раскраш ых осенью |. 3. Медленно кружатся в воздухе | пада ие с берёз | листья. 4.От дерева к дереву тянутся серебристые нити паутины. 5.Шелестит под ногами листва, | опа ая с деревьев |. 6. Кое-где краснеет шляпка позднего подосиновика.

7. Идёшь по такому лесу, | цвеч ому красками |, и поэтическим чувством наполняется душа.

Задание: - Поясните пунктуацию причастных оборотов.

- Прочтите и поясните предложение с причастным оборотом.

(2) Х, | |.

В каком предложении причастный оборот не обособляется? (3-е предл.)

- Поясните схемами пунктуацию оставшихся причастных оборотов.

У доски: Х, | |. (5)

X, | |… (7)


Задание: - Измените место причастного оборота в пятом предложении.

Что изменится? (не будет обособления).

- Замените в этом предложении причастный оборот на сложноподчинённое предложение со словом который.

Шелестит под ногами листва, которая опала с деревьев

Что изменилось? (предложение потеряло выразительность и краткость).

В какой речи мы употребляем такое предложение? (в устной речи, при разговоре).

Почему в тексте такие предложения нежелательны? (текст будет затянутым, потеряет яркость и выразительность. Текст станет однообразным и скучным).

Вывод: так какую же роль играют причастия в речи?

(причастия помогают кратко и выразительно описать предмет, создают яркую, образную картину, передают изменения, которые происходят с предметом).


«Выразительную краткость» причастий отличал А. С. Пушкин. Он писал: «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя».


ФИЗМИНУТКА

Работа с картиной

А) Задание:

Что общего в пейзаже Левитана и произведении Соколова-Микитова?

(Восхищение красотой ранней осени. Они оба любят природу. В их произведениях есть и радость и грусть, ведь золотая осень – красивое, но короткое время.)

Б) Задание: составьте словосочетания по картине


1 вариант

ххх


ххх

II вариант

Какая?

Причастие + существительное

Ж.р, ед.ч., И.п

Х сущ.

прич.


С чего?

Х прич.

.

Сущ.

| Причастие + существительное |

Сверкающая листва


Опавшая с деревь



Искрящиеся на солнце

Усыпанная листьями

Освещённые солнцем

Осыпающиеся с берёз

Не обтрёпанное ветром

Отражающиеся в воде

Плывущие по небу

Озарённые солнцем

Освещённые лучами солнца



Пожелтевшие берёзы

Текущая река

Поблёкшая трава

Плывущие облака

Желтеющее небо

Покрасневшие листья

Опавшая листва

Застывшая тишина

Облетающие деревья




Задание:

  1. Чем является ваше словосочетание?

(причастный оборот)

2. Поясните написанные причастия.

1. Докажите, что сущ. – гл. слово

2. Как согласуется

причастие с существительным?




Творческая работа.

А) Задание:

А сейчас вас ждет творческая работа.

- Напишите миниатюру-описание осеннего пейзажа по картине «Золотая осень», употребляя причастия и причастия и причастные обороты. Озаглавьте своё сочиенение.

II группа– составьте 5 предложений, включив в них причастные обороты.

Б) Написание миниатюры.


7. Чтение и анализ работ.

А сейчас мы прослушаем и постараемся проанализировать ваши работы.

В этом вам помогут вопросы

На доске: 1. Удалось ли передать красоту осеннего пейзажа?

2. Что вам понравилось в сочинении?

3. Какие недостатки вы отметили?


Ребята, которые составляли предложения сдадут мне тетради в конце урока.

Вывод: Какую же роль играют причастия в речи?

Вывод урока.

Причастия делают речь выразительной, текст более ярким, образным, красочным. Они передают изменения, которые происходят с предметом или явлением и как всякое определение делают речь более поэтичной.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!