Интегрированный урок в 7 классе по теме
«Роль причастий в тексте»
Учитель: Миллер С.В.
1. Познавательные:
а) раскрыть роль причастия в тексте;
б) ознакомить с выразительными и стилистическими возможностями причастия.
2. Практические:
а) отработать навыки пунктуационного оформления причастных оборотов;
б) развивать навыки образной выразительной устной и письменной речи;
г) формировать умение распознавать речевые функции причастия.
3. Общепредметные:
а) воспитывать:
интерес к предмету;
языковую личность, владеющую разными видами компетенций;
б) развивать логическое мышление, навыки речевой деятельности, разные виды памяти;
в) формировать умение самостоятельно выполнять задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
(Откройте тетради. Запишите число, классная работа.) Сегодня у нас с вами необычный урок.
2. Воспитательное слово учителя. (Музыка Вивальди)
- Закройте глаза и послушайте музыку.
(Слушают). Какое время года сейчас? Что вы представляете, раздумывая об осени?
Осень. Она разная. Мы любуемся её разноцветными красками, наслаждаемся яркой красотой осеннего пейзажа или грустим вместе с ней падающими листьями и моросящими дождями. Вот и прекрасный композитор Антонио Вивальди в своем знаменитом произведении «Времена года» «Осень» смог показать нам невероятную, тихую осень, яркую, теплую, немного печальную. Мы можем представить себе совершенно разные картины, далеко не печальные. И все это мы чувствуем благодаря этой музыке. Но не только…
- Посмотрите на невероятную картину известного русского художника И.Левитана.
Исаак Левитан особенно любил осень. Он, как и Пушкин, ждал осени – самого дорогого и мимолётного времени года.
Работа с картиной
Задание:
Какие впечатления на вас произвела картина?
(Картина восхищает, радует красотой природы; на этом пейзаже останавливается взгляд, пейзаж очень красивый; картина привлекает яркостью красок).
Какие чувства, настроение вызывает у вас это полотно?
(Праздничное настроение, ведь в природе праздник красоты; восхищение красотой природы; грусть, потому что скоро эта красота исчезнет).
Как удалось художнику передать красоту осеннего дня?
( Он подбирает яркие, золотые краски. Наделяет картину жизненностью)
Его называли лирический художник. Классик изображения русской природы:
Унылая пора, очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А.С.Пушкин
Как называют художников, изображающих природу в своих картинах? (Пейзажист)
-Значит бывает композитор – пейзажист, художник-пейзажист, но еще бывают другие пейзажисты, которые словом заставляют нас почувствовать то или иное изображение природы. Как называются эти художники слова? (Писатели-пейзажисты). А что такое пейзаж в литературе? (Это словесное описание природы)
- Замечательный писатель, знаток и ценитель природы Соколов-Микитов много произведений посвятил осени. Давайте прочитаем фрагмент одного из таких текстов.
Выразительное чтение текста.
Особенно красив и печален лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна клёнов и осин, раскрашенных осенью. Медленно кружатся в воздухе падающие с берез листья. От дерева к дереву тянутся серебристые нити паутины. Шелестит под ногами листва, опавшая с деревьев. Березки, окутанные золотистой шалью, сверкающей на солнце, стоят торжественно. Кое-где попадаются шляпки грибов, краснеющие в поникшей траве. Все увиденное вызывает чувство глубокой грусти и одновременной радости. Идёшь по такому лесу, расцвеченному яркими красками, и поэтическим чувством наполняется душа.
Речевой анализ текста
Задание: (после чтения)
( восхищение яркой красотой леса; лёгкую грусть, потому что скоро этой красоты не будет; радость от хорошего осеннего дня)
Какова тема текста? (текст о ранней золотой осени в лесу)
Какова идея? (автор любит природу, наслаждается её красотой, он хочет поделиться своими чувствами с читателем)
Задание: Озаглавьте текст.
Какой тип речи в тексте? (описание, так как перед нами картина осеннего леса)
Что вы скажете о стиле речи? (стиль художественный, так как автор создаёт образную картину, изображает пейзаж).
За счет какой части речи автор достигает такого невероятного эффекта в описании? (Причастие)
Что такое причастие? Какая морфема указывает нам на причастие? Найдите в тексте причастия, назовите их.
Давайте попробуем прочитать текст без причастий.
Что происходит с текстом? ( текст стал менее выразительным, ярким; не передаются изменения, которые происходили в лесу, даже в некоторых местах происходит обрыв мысли)
Какую роль играют причастия в речи?
(они делают речь выразительной; текст более яркий, образный; они передают изменения, которые происходят с предметом)
Обобщение учителя: Действительно, причастия употребляются в письменной речи, делая её в художественном стиле выразительной, образной, яркой, а в научном, например, – более краткой и лаконичной.
В таком случае назовите тем, над которой мы работаем на сегодняшнем уроке.
«Роль причастий в художественном тексте»
Работа с причастиями.
Класс: найти причастие.
- Назовите действительное причастие настоящего времени
падающие
- Объясните написание страдательного причастия прошедшего времени
раскрашенных
расцвеченному?
1.Особенно красив и печален лес в ранние ие дни. 2. На золотом фоне пожелте ей листвы выделяются яркие пятна клёнов и осин, | раскраш ых осенью |. 3. Медленно кружатся в воздухе | пада ие с берёз | листья. 4.От дерева к дереву тянутся серебристые нити паутины. 5.Шелестит под ногами листва, | опа ая с деревьев |. 6. Кое-где краснеет шляпка позднего подосиновика.
7. Идёшь по такому лесу, | цвеч ому красками |, и поэтическим чувством наполняется душа.
Задание: - Поясните пунктуацию причастных оборотов.
- Прочтите и поясните предложение с причастным оборотом.
(2) Х, | |.
В каком предложении причастный оборот не обособляется? (3-е предл.)
- Поясните схемами пунктуацию оставшихся причастных оборотов.
У доски: Х, | |. (5)
X, | |… (7)
Задание: - Измените место причастного оборота в пятом предложении.
Что изменится? (не будет обособления).
- Замените в этом предложении причастный оборот на сложноподчинённое предложение со словом который.
Шелестит под ногами листва, которая опала с деревьев
Что изменилось? (предложение потеряло выразительность и краткость).
В какой речи мы употребляем такое предложение? (в устной речи, при разговоре).
Почему в тексте такие предложения нежелательны? (текст будет затянутым, потеряет яркость и выразительность. Текст станет однообразным и скучным).
Вывод: так какую же роль играют причастия в речи?
(причастия помогают кратко и выразительно описать предмет, создают яркую, образную картину, передают изменения, которые происходят с предметом).
«Выразительную краткость» причастий отличал А. С. Пушкин. Он писал: «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя».
ФИЗМИНУТКА
Работа с картиной
А) Задание:
Что общего в пейзаже Левитана и произведении Соколова-Микитова?
(Восхищение красотой ранней осени. Они оба любят природу. В их произведениях есть и радость и грусть, ведь золотая осень – красивое, но короткое время.)
Б) Задание: составьте словосочетания по картине
1 вариант
ххх
ххх
II вариант
Какая?
Причастие + существительное
Ж.р, ед.ч., И.п
Х сущ.
прич.
С чего?
Х прич.
.
Сущ.
| Причастие + существительное | Сверкающая листва
Опавшая с деревь
Искрящиеся на солнце Усыпанная листьями Освещённые солнцем Осыпающиеся с берёз Не обтрёпанное ветром Отражающиеся в воде Плывущие по небу Озарённые солнцем Освещённые лучами солнца |
Пожелтевшие берёзы
Текущая река
Поблёкшая трава
Плывущие облака
Желтеющее небо
Покрасневшие листья
Опавшая листва
Застывшая тишина
Облетающие деревья
Задание:
Чем является ваше словосочетание?
(причастный оборот)
2. Поясните написанные причастия.
1. Докажите, что сущ. – гл. слово
2. Как согласуется
причастие с существительным?
Творческая работа.
А) Задание:
А сейчас вас ждет творческая работа.
- Напишите миниатюру-описание осеннего пейзажа по картине «Золотая осень», употребляя причастия и причастия и причастные обороты. Озаглавьте своё сочиенение.
II группа– составьте 5 предложений, включив в них причастные обороты.
Б) Написание миниатюры.
7. Чтение и анализ работ.
А сейчас мы прослушаем и постараемся проанализировать ваши работы.
В этом вам помогут вопросы
На доске: 1. Удалось ли передать красоту осеннего пейзажа?
2. Что вам понравилось в сочинении?
3. Какие недостатки вы отметили?
Ребята, которые составляли предложения сдадут мне тетради в конце урока.
Вывод: Какую же роль играют причастия в речи?
Вывод урока.
Причастия делают речь выразительной, текст более ярким, образным, красочным. Они передают изменения, которые происходят с предметом или явлением и как всякое определение делают речь более поэтичной.