Урок русского языка в 11 классе
«Анализ текста при подготовке к написанию сочинения – рассуждения»
Цели:
отработка навыков анализа текста;
работа над умением определять проблему текста, виды комментария, авторскую позицию;
подготовка учащихся к написанию сочинения – рассуждения;
приобщение учащихся к творчеству Ч. Айтматова.
Оборудование:
тексты романа Ч. Айтматова «Плаха», раздаточный материал, презентация.
Ход урока
Вступительное слово учителя
Сегодня мы познакомимся с отрывком из романа Ч. Айтматова «Плаха», киргизского писателя с мировым именем, человека, особенно остро ощущавшего свою ответственность за судьбы людей планеты и вселенной. Чингиз Айтматов отразил в своих последних произведениях все злободневные вопросы земного существования. Но главным на уроке будет анализ текста, предложенный вам для написания сочинения – рассуждения.
-Давайте вспомним задание 27, которое нам предлагает ЕГЭ.
(Читается условие задания 27)
-Перед началом работы необходимо также вспомнить план сочинения – рассуждения.
(Работа по презентации)
-Теперь обратимся к тексту Ч. Айтматова.
Чтение текста.
В том утраченном мире, в далёкой отсюда Моюнкумской саванне, протекала великая охотничья жизнь – в нескончаемой погоне по нескончаемым моюнкумским просторам за нескончаемыми сайгачьими стадами. Когда антилопы-сайгаки, обитавшие с незапамятных времён в саванных степях, поросшими вечно сухостойным саксаульником, древнейшие, как само время, из парнокопытных, когда эти неутомимые в беге горбоносые стадные животные с широченными ноздрями-трубами, пропускающими воздух через лёгкие с такой же энергией, как киты сквозь ус – потоки океана, и поэтому наделённые способностью бежать без передышки с восхода и до заката солнца, - так вот когда они приходили в движение, преследуемые извечными и неразлучными с ними волками, когда одно спугнутое стадо увлекало в панике соседнее, а то и другое, и третье и когда в это поголовное бегство включались встречные великие и малые стада, когда мчались сайгаки по Моюнкумам – по взгорьям, по равнинам, по пескам, как обрушившийся на землю потоп, земля убегала вспять и гудела под ногами так, как гудит она под градовым ливнем в летнюю пору, и воздух наполнялся вихрящимся духом движения, кремнистой пылью и искрами, летящими из-под копыт, запахом стадного пота, запахом безумного состязания не на жизнь, а на смерть, и волки, пластаясь на бегу, шли следом и рядом, пытаясь направить стада сайгаков в свои волчьи засады, где ждали их среди саксаула матёрые резчики, - то звери, которые бросались из засады на загривок стремительно пробегающей жертвы и, катясь кубарем вместе с не й, успевали перекусить горло, пустить кровь и снова кинуться в погоню; но сайгаки каким-то образом часто распознавали, где ждут их волчьи засады, и успевали пронестись стороной, а облава с нового круга возобновлялась с ещё большей яростью и скоростью, и все они, гонимые и преследующие, - одно звено жестокого бытия-выкладывались в беге, как в предсмертной агонии, сжигая свою кровь, чтобы жить и чтобы выжить, и разве что только сам бог мог остановить и тех и других, гонимых и гонителей, ибо речь шла о жизни и смерти жаждущих здравствовать тварей, ибо те волки. Что не выдерживали такого бешеного темпа, те, что не родились состязаться в борьбе за существование - в беге-борьбе, - те волки валились с ног и оставались издыхать в пыли, поднятой удаляющейся, как буря, погоней, а если и оставались в живых, уходили прочь в другие края, где промышляли разбоем в безобидных овечьих отарах, которые даже не пытались спасаться бегством, правда, там была своя опасность, самая страшная из всех возможных опасностей, - там, при стадах, находились люди, боги овец и они же овечьи рабы, те, кто сами живут, но не дают выживать другим, особенно тем, кто не зависит от них, а волен быть свободным…
Люди, люди – человекобоги! Люди тоже охотились на сайгаков Моюнкумской саванны. Прежде они появлялись на лошадях, одетые в шкуры, вооружённые стрелами, потом появлялись с бабахающими ружьями, гикая, скакали туда-сюда, а сайгаки кидались гурьбой в одну, в другую сторону – поди разыщи их в саксаульных урочищах, но пришло время, и человекабоги стали устраивать облавы на машинах, беря на измор, точь-в-точь как волки, и валили сайгаков, расстреливая их с ходу, а потом человекабоги стали прилетать на вертолётах и, высмотрев вначале с воздуха сайгачьи стада в степи, шли на окружение животных в указанных координатах, а наземные снайперы мчались при этом по равнинам со скоростью до ста и более километров, чтобы сайгаки не успели скрыться, а вертолёты корректировали сверху цель и движение.
Машины, вертолёты, скорострельные винтовки – и опрокинулась жизнь в Моюнкумской саванне вверх дном…
(Текст предложен в виде раздаточного материала.)
Беседа
- С чего начинается работа над сочинением на ЕГЭ?
(С выявления проблемы текста)
-Давайте определим основную проблему данного текста.
(Человек своей деятельностью разрушает природу.)
-Каким может быть первое предложение?
(Текст Ч. Айтматова заставил меня задуматься над проблемой уничтожения природы человеком.)
-Как ещё можно начать сочинение?
Работа над комментированием проблемы
- Найдите в тексте ключевые слова и подчеркните их.
(Утраченный мир, протекала великая охотничья жизнь, жестокое бытие, люди – боги овец, сами живут, но не дают выживать другим, особенно тем, кто волен быть свободным, люди – человекобоги, стали устраивать облавы на машинах, на вертолётах, расстреливая с ходу, опрокинулась жизнь в Моюнкумской саванне вверх дном)
- На какие две части можно разделить текст? Озаглавьте эти части.
(Извечная борьба за существование в процессе естественного отбора. Люди изощрёнными методами стали уничтожать природу саванны.)
- Как построен текст?
(Автор противопоставляет естественное течение борьбы за существование в степи жизни той же степи после вмешательства человека.)
Оформление аргументации
- Для записи аргументов воспользуемся словами-клише.
(Раздаточный материал взят из методических разработок)
- Подумайте, о чём будет первый аргумент.
Образец: В начале текста автор изображает «великую охотничью жизнь» в Моюнкумской саванне. Происходит жестокая борьба за существование между антилопами-сайгаками и волками, уничтожающими их. Но так было всегда. Это закон природы. Автор акцентирует наше внимание на словах: животные вольны жить свободными.
- Давайте теперь подумаем над вторым аргументом. О чём он будет?
Образец: В противовес этому естественному движению жизни Ч. Айтматов упоминает людей, которых иронично называет «человекобоги». Настало новое время, и теперь охотятся на сайгаков не только волки, но и люди. Как отмечает писатель, «человекобоги» устраивают облавы на машинах и вертолётах, уничтожая на своём пути всё живое, что попадается под руку. Они не просто отлавливают животных, а берут их на измор и расстреливают на ходу. Автор возмущается поведением людей и отмечает, что жизнь в саванне опрокинулась вверх дном.
- Теперь нам надо связать эти два примера. Как это сделать?
Образец: Почему именно эти два примера я привела для аргументации? Мне кажется, что, сравнивая жизнь в Моюнкумской саванне до вмешательства человека и после, Ч. Айтматов хотел подчеркнуть губительную для природы деятельность человека и необычайную её жестокость.
Определение позиции автора
- Что хотел нам сказать этим текстом Ч. Айтматов? Какова его позиция7
Образец: Автор считает, что человек должен задуматься над тем, что многие его действия наносят природе непоправимый вред.
Собственная точка зрения
- Что вы скажете по этой проблеме? Приведите собственные аргументы.
(Необдуманное осушение болот, вырубка лесов, загрязнение водоёмов и почвы, истребление животных ради прихоти)
Вывод
- Что можем написать в заключении?
- Давайте вспомним проблему текста и авторскую позицию.
Образец: В заключении ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что каждый из нас должен задуматься о том, какой мы оставим планету будущим поколениям. Надо беречь природу, преумножать её богатства! Только живя в гармонии с природой, человечество может быть счастливым!
Итоги урока
- Вот мы поэтапно проследили весь ход работы по анализу текста для написания сочинения – рассуждения. Какие моменты вам остались не понятны?
Домашнее задание: написать сочинение по данному тексту.