СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ текста для подготовки к написанию сочинения - рассуждения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок посвящён подготовке выпускников к написанию сочинения - рассуждения в формате ЕГЭ. В его основе лежит отрывок из романа Чингиза Айтматова "Плаха". Он сопровождается презентацией. Может быть использован учителями русского языка для работы в 10-11 классах.

Просмотр содержимого документа
«Анализ текста для подготовки к написанию сочинения - рассуждения»

Урок русского языка в 11 классе

«Анализ текста при подготовке к написанию сочинения – рассуждения»

Цели:

  1. отработка навыков анализа текста;

  2. работа над умением определять проблему текста, виды комментария, авторскую позицию;

  3. подготовка учащихся к написанию сочинения – рассуждения;

  4. приобщение учащихся к творчеству Ч. Айтматова.

Оборудование:

тексты романа Ч. Айтматова «Плаха», раздаточный материал, презентация.

Ход урока

Вступительное слово учителя

Сегодня мы познакомимся с отрывком из романа Ч. Айтматова «Плаха», киргизского писателя с мировым именем, человека, особенно остро ощущавшего свою ответственность за судьбы людей планеты и вселенной. Чингиз Айтматов отразил в своих последних произведениях все злободневные вопросы земного существования. Но главным на уроке будет анализ текста, предложенный вам для написания сочинения – рассуждения.

-Давайте вспомним задание 27, которое нам предлагает ЕГЭ.

(Читается условие задания 27)

-Перед началом работы необходимо также вспомнить план сочинения – рассуждения.

(Работа по презентации)

-Теперь обратимся к тексту Ч. Айтматова.

Чтение текста.

В том утраченном мире, в далёкой отсюда Моюнкумской саванне, протекала великая охотничья жизнь – в нескончаемой погоне по нескончаемым моюнкумским просторам за нескончаемыми сайгачьими стадами. Когда антилопы-сайгаки, обитавшие с незапамятных времён в саванных степях, поросшими вечно сухостойным саксаульником, древнейшие, как само время, из парнокопытных, когда эти неутомимые в беге горбоносые стадные животные с широченными ноздрями-трубами, пропускающими воздух через лёгкие с такой же энергией, как киты сквозь ус – потоки океана, и поэтому наделённые способностью бежать без передышки с восхода и до заката солнца, - так вот когда они приходили в движение, преследуемые извечными и неразлучными с ними волками, когда одно спугнутое стадо увлекало в панике соседнее, а то и другое, и третье и когда в это поголовное бегство включались встречные великие и малые стада, когда мчались сайгаки по Моюнкумам – по взгорьям, по равнинам, по пескам, как обрушившийся на землю потоп, земля убегала вспять и гудела под ногами так, как гудит она под градовым ливнем в летнюю пору, и воздух наполнялся вихрящимся духом движения, кремнистой пылью и искрами, летящими из-под копыт, запахом стадного пота, запахом безумного состязания не на жизнь, а на смерть, и волки, пластаясь на бегу, шли следом и рядом, пытаясь направить стада сайгаков в свои волчьи засады, где ждали их среди саксаула матёрые резчики, - то звери, которые бросались из засады на загривок стремительно пробегающей жертвы и, катясь кубарем вместе с не й, успевали перекусить горло, пустить кровь и снова кинуться в погоню; но сайгаки каким-то образом часто распознавали, где ждут их волчьи засады, и успевали пронестись стороной, а облава с нового круга возобновлялась с ещё большей яростью и скоростью, и все они, гонимые и преследующие, - одно звено жестокого бытия-выкладывались в беге, как в предсмертной агонии, сжигая свою кровь, чтобы жить и чтобы выжить, и разве что только сам бог мог остановить и тех и других, гонимых и гонителей, ибо речь шла о жизни и смерти жаждущих здравствовать тварей, ибо те волки. Что не выдерживали такого бешеного темпа, те, что не родились состязаться в борьбе за существование - в беге-борьбе, - те волки валились с ног и оставались издыхать в пыли, поднятой удаляющейся, как буря, погоней, а если и оставались в живых, уходили прочь в другие края, где промышляли разбоем в безобидных овечьих отарах, которые даже не пытались спасаться бегством, правда, там была своя опасность, самая страшная из всех возможных опасностей, - там, при стадах, находились люди, боги овец и они же овечьи рабы, те, кто сами живут, но не дают выживать другим, особенно тем, кто не зависит от них, а волен быть свободным…

Люди, люди – человекобоги! Люди тоже охотились на сайгаков Моюнкумской саванны. Прежде они появлялись на лошадях, одетые в шкуры, вооружённые стрелами, потом появлялись с бабахающими ружьями, гикая, скакали туда-сюда, а сайгаки кидались гурьбой в одну, в другую сторону – поди разыщи их в саксаульных урочищах, но пришло время, и человекабоги стали устраивать облавы на машинах, беря на измор, точь-в-точь как волки, и валили сайгаков, расстреливая их с ходу, а потом человекабоги стали прилетать на вертолётах и, высмотрев вначале с воздуха сайгачьи стада в степи, шли на окружение животных в указанных координатах, а наземные снайперы мчались при этом по равнинам со скоростью до ста и более километров, чтобы сайгаки не успели скрыться, а вертолёты корректировали сверху цель и движение.

Машины, вертолёты, скорострельные винтовки – и опрокинулась жизнь в Моюнкумской саванне вверх дном…

(Текст предложен в виде раздаточного материала.)

Беседа

- С чего начинается работа над сочинением на ЕГЭ?

(С выявления проблемы текста)

-Давайте определим основную проблему данного текста.

(Человек своей деятельностью разрушает природу.)

-Каким может быть первое предложение?

(Текст Ч. Айтматова заставил меня задуматься над проблемой уничтожения природы человеком.)

-Как ещё можно начать сочинение?

Работа над комментированием проблемы

- Найдите в тексте ключевые слова и подчеркните их.

(Утраченный мир, протекала великая охотничья жизнь, жестокое бытие, люди – боги овец, сами живут, но не дают выживать другим, особенно тем, кто волен быть свободным, люди – человекобоги, стали устраивать облавы на машинах, на вертолётах, расстреливая с ходу, опрокинулась жизнь в Моюнкумской саванне вверх дном)

- На какие две части можно разделить текст? Озаглавьте эти части.

(Извечная борьба за существование в процессе естественного отбора. Люди изощрёнными методами стали уничтожать природу саванны.)

- Как построен текст?

(Автор противопоставляет естественное течение борьбы за существование в степи жизни той же степи после вмешательства человека.)

Оформление аргументации

- Для записи аргументов воспользуемся словами-клише.

(Раздаточный материал взят из методических разработок)

- Подумайте, о чём будет первый аргумент.

Образец: В начале текста автор изображает «великую охотничью жизнь» в Моюнкумской саванне. Происходит жестокая борьба за существование между антилопами-сайгаками и волками, уничтожающими их. Но так было всегда. Это закон природы. Автор акцентирует наше внимание на словах: животные вольны жить свободными.

- Давайте теперь подумаем над вторым аргументом. О чём он будет?

Образец: В противовес этому естественному движению жизни Ч. Айтматов упоминает людей, которых иронично называет «человекобоги». Настало новое время, и теперь охотятся на сайгаков не только волки, но и люди. Как отмечает писатель, «человекобоги» устраивают облавы на машинах и вертолётах, уничтожая на своём пути всё живое, что попадается под руку. Они не просто отлавливают животных, а берут их на измор и расстреливают на ходу. Автор возмущается поведением людей и отмечает, что жизнь в саванне опрокинулась вверх дном.

- Теперь нам надо связать эти два примера. Как это сделать?

Образец: Почему именно эти два примера я привела для аргументации? Мне кажется, что, сравнивая жизнь в Моюнкумской саванне до вмешательства человека и после, Ч. Айтматов хотел подчеркнуть губительную для природы деятельность человека и необычайную её жестокость.

Определение позиции автора

- Что хотел нам сказать этим текстом Ч. Айтматов? Какова его позиция7

Образец: Автор считает, что человек должен задуматься над тем, что многие его действия наносят природе непоправимый вред.

Собственная точка зрения

- Что вы скажете по этой проблеме? Приведите собственные аргументы.

(Необдуманное осушение болот, вырубка лесов, загрязнение водоёмов и почвы, истребление животных ради прихоти)

Вывод

- Что можем написать в заключении?

- Давайте вспомним проблему текста и авторскую позицию.

Образец: В заключении ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что каждый из нас должен задуматься о том, какой мы оставим планету будущим поколениям. Надо беречь природу, преумножать её богатства! Только живя в гармонии с природой, человечество может быть счастливым!

Итоги урока

- Вот мы поэтапно проследили весь ход работы по анализу текста для написания сочинения – рассуждения. Какие моменты вам остались не понятны?

Домашнее задание: написать сочинение по данному тексту.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!