СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ стихотворение А. С. пушкина "Бесы"

Категория: Литература
Тема: Бесы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворение А. С. пушкина "Бесы"»

 БЕСЫ  А.С. ПУШКИН

БЕСЫ А.С. ПУШКИН

Мчатся тучи, вьются тучи; Посмотри: вон, вон играет, Дует, плюет на меня; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Вот- теперь в овраг толкает Одичалого коня; Мутно небо, ночь мутна. Еду, еду в чистом поле; Там верстою небывалой Колокольчик дин-дин-дин… Он торчал передо мной; Страшно, страшно поневоле  Там сверкнул он искрой малой Средь невиданных равнин! И пропал во тьме пустой   «Эй, пошел, ямщик!..» - Мчаться тучи, вьются тучи; Невидимкою луна «Нет мочи: Коням, барин, тяжело; Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Вьюга мне слипает очи; Сил нам нет кружиться доле; Все дороги занесло; Колокольчик вдруг умолк; Хоть убей, следа не видно; Сбились мы. Что делать нам! Кони стали… «Что там в поле?» «Кто их знает? пень иль волк?» В поле бес нас водит, видно, Да кружит по сторонам

Мчатся тучи, вьются тучи;

Посмотри: вон, вон играет,

Дует, плюет на меня;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Вот- теперь в овраг толкает

Одичалого коня;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Там верстою небывалой

Колокольчик дин-дин-дин…

Он торчал передо мной;

Страшно, страшно поневоле

Там сверкнул он искрой малой

Средь невиданных равнин!

И пропал во тьме пустой

«Эй, пошел, ямщик!..» -

Мчаться тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

«Нет мочи:

Коням, барин, тяжело;

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Вьюга мне слипает очи;

Сил нам нет кружиться доле;

Все дороги занесло;

Колокольчик вдруг умолк;

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам!

Кони стали… «Что там в поле?»

«Кто их знает? пень иль волк?»

В поле бес нас водит, видно,

Да кружит по сторонам

Вьюга злится, вьюга плачет; Кони чуткие храпят; Вон уж он далече скачет; Лишь глаза во мгле горят; Кони снова понеслися; Колокольчик дин-дин-дин… Вижу: духи собралися Средь белеющих равнин.  Бесконечны, безобразны, В мутной месяца игре Закружились бесы разны, Будто листья в ноябре… Сколько их? куда их гонят? Что так жалобно поют? Домового ли хоронят, Ведьму ль замуж выдают? Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. Мчатся бесы рой за роем В беспредельной вышине, Визгом жалобным и воем Надрывая сердце мне…

Вьюга злится, вьюга плачет;

Кони чуткие храпят;

Вон уж он далече скачет;

Лишь глаза во мгле горят;

Кони снова понеслися;

Колокольчик дин-дин-дин…

Вижу: духи собралися

Средь белеющих равнин.

Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре…

Сколько их? куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне…

Анализ Стихотворения “ Бесы”

Анализ

Стихотворения

Бесы”

Это стихотворение «Бесы», которое было написано А. С. Пушкиным  Болдинской осенью в 1830 году. Необъятные зимние просторы, луна, совсем затерявшаяся в тучах и снежном вихре,  ямщик и ездок в повозке .

Это стихотворение «Бесы»,

которое было написано А. С. Пушкиным

Болдинской осенью в 1830 году.

Необъятные зимние просторы, луна, совсем

затерявшаяся в тучах и снежном вихре,

ямщик и ездок в повозке .

Нашим глазам предстает краткий миг человеческой жизни, когда она на волосок от гибели. Драматический эпизод этот построен по законам драмы: действие в нем, быстро развиваясь, достигает кульминационной точки и разрешается в последней строфе. В начале стихотворения путник уже во власти метели и душой предчувствует ее волю над собой: Страшно, страшно поневоле Средь неведомых равнин!

Нашим глазам предстает краткий миг человеческой жизни, когда она на волосок от гибели.

Драматический эпизод этот построен по законам драмы: действие в нем, быстро развиваясь, достигает кульминационной точки и разрешается в последней строфе.

В начале стихотворения путник уже во власти метели и душой предчувствует ее волю над собой:

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

Но он еще надеется проскочить опасность:  «Эй, пошел, ямщик!..» Однако ответ ямщика рывком продвигает действие от надежды к нарастающему с каждой строкой отчаянию.  Угроза гибели осмыслена. И дальше действие развивается столь же стремительно. Первое упоминание беса – простое присловье, как вводное слово «видно», отнюдь не означает «вижу»:  «В поле бес нас водит, видно, Да кружит по сторонам».

Но он еще надеется проскочить опасность:

«Эй, пошел, ямщик!..» Однако ответ ямщика рывком продвигает действие от надежды к нарастающему с каждой строкой отчаянию.

Угроза гибели осмыслена. И дальше действие развивается столь же стремительно.

Первое упоминание беса – простое присловье, как вводное слово «видно», отнюдь не означает «вижу»:

«В поле бес нас водит, видно,

Да кружит по сторонам».

      «...Посмотри: вот, вон... играет, Дует, плюет на меня; Вот теперь в овраг толкает Одичалого коня; Там верстою небывалой Он торчал передо мной; Там сверкнул он искрой малой И пропал во тьме пустой». На этом заканчивается первая часть стихотворения, в которой метель предстала в виде двойного  символа – погибели и несущих ее темных сил,  ополчившихся на человека.

«...Посмотри: вот, вон... играет,

Дует, плюет на меня;

Вот теперь в овраг толкает

Одичалого коня; Там верстою небывалой

Он торчал передо мной;

Там сверкнул он искрой малой

И пропал во тьме пустой».

На этом заканчивается первая часть стихотворения, в которой метель предстала в виде двойного

символа – погибели и несущих ее темных сил,

ополчившихся на человека.

Вторая часть начинается повторением начальной строфы: «Мчатся тучи, вьются тучи...» Метель не отпускает.   И неспроста... в следующих четырех строках  взрыв максимального напряжения действий: Сил нам нет кружиться доле; Колокольчик вдруг умолк; Кони стали... «Что там в поле?» - «Кто их знает? Пень иль волк?»  Исходя из контекста в целом, следует думать, что не пень и не волк, а бес. Потому и… Вьюга злится, вьюга плачет; Кони чуткое храпят...

Вторая часть начинается повторением начальной строфы:

«Мчатся тучи, вьются тучи...»

Метель не отпускает.

И неспроста... в следующих четырех строках

взрыв максимального напряжения действий:

Сил нам нет кружиться доле;

Колокольчик вдруг умолк;

Кони стали... «Что там в поле?» -

«Кто их знает? Пень иль волк?»

Исходя из контекста в целом, следует думать,

что не пень и не волк, а бес. Потому и…

Вьюга злится, вьюга плачет;

Кони чуткое храпят...

Вот момент наивысшей, смертельной опасности.  Но... Опять рывком, без промежуточных подробностей отступление бесовской силы: Вот уж он далече скачет; Лишь глаза во мгле горят... Теперь уже и ездок видит бесовские полчища: Вижу: духи собралися Средь белеющих равнин . Их несметное множество, они кружатся, «будто листья в ноябре», но уже где-то в стороне – путь свободен.

Вот момент наивысшей, смертельной опасности.

Но... Опять рывком, без промежуточных подробностей

отступление бесовской силы:

Вот уж он далече скачет;

Лишь глаза во мгле горят...

Теперь уже и ездок видит бесовские полчища:

Вижу: духи собралися

Средь белеющих равнин .

Их несметное множество, они кружатся,

«будто листья в ноябре»,

но уже где-то в стороне – путь свободен.

Третья часть стихотворения словно глубокий вздох облегчения после пережитого смертельного ужаса.  Снова – «мчатся тучи, вьются тучи...» Да, метель еще не  кончилась, но опасность отступила.  Мчатся бесы рой за роем В беспредельной вышине...

Третья часть стихотворения словно глубокий вздох

облегчения после пережитого смертельного ужаса.

Снова – «мчатся тучи, вьются тучи...» Да, метель еще не

кончилась, но опасность отступила.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине...

Вывод:  Все есть в этом таинственном стихотворении: и дыхание смерти в лицо, и мистическое прозрение злобной силы, и чудо. Чем же могли обороняться две погибающие православные души от обступившего их бесовства?  И не свидетельство ли это того, что сам поэт был лишен такой обороны. Именно безблагодатность должна была родить в его душе то «холодное, мрачное, беспокойное состояние», которое нашло свое поэтическое воплощение в жутком образе этой «фантастической» метели.

Вывод:

Все есть в этом таинственном стихотворении: и дыхание смерти в лицо, и мистическое прозрение злобной силы, и чудо. Чем же могли обороняться две погибающие православные души от обступившего их бесовства?

И не свидетельство ли это того, что сам поэт был лишен такой обороны. Именно безблагодатность должна была родить в его душе то «холодное, мрачное, беспокойное состояние», которое нашло свое поэтическое

воплощение в жутком образе этой «фантастической» метели.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!