БЕСЫ А.С. ПУШКИН
Мчатся тучи, вьются тучи;
Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Вот- теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Там верстою небывалой
Колокольчик дин-дин-дин…
Он торчал передо мной;
Страшно, страшно поневоле
Там сверкнул он искрой малой
Средь невиданных равнин!
И пропал во тьме пустой
«Эй, пошел, ямщик!..» -
Мчаться тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
«Нет мочи:
Коням, барин, тяжело;
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Вьюга мне слипает очи;
Сил нам нет кружиться доле;
Все дороги занесло;
Колокольчик вдруг умолк;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
Кони стали… «Что там в поле?»
«Кто их знает? пень иль волк?»
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам
Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вон уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин…
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…
Сколько их? куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…
Анализ
Стихотворения
“ Бесы”
Это стихотворение «Бесы»,
которое было написано А. С. Пушкиным
Болдинской осенью в 1830 году.
Необъятные зимние просторы, луна, совсем
затерявшаяся в тучах и снежном вихре,
ямщик и ездок в повозке .
Нашим глазам предстает краткий миг человеческой жизни, когда она на волосок от гибели.
Драматический эпизод этот построен по законам драмы: действие в нем, быстро развиваясь, достигает кульминационной точки и разрешается в последней строфе.
В начале стихотворения путник уже во власти метели и душой предчувствует ее волю над собой:
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
Но он еще надеется проскочить опасность:
«Эй, пошел, ямщик!..» Однако ответ ямщика рывком продвигает действие от надежды к нарастающему с каждой строкой отчаянию.
Угроза гибели осмыслена. И дальше действие развивается столь же стремительно.
Первое упоминание беса – простое присловье, как вводное слово «видно», отнюдь не означает «вижу»:
«В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам».
«...Посмотри: вот, вон... играет,
Дует, плюет на меня;
Вот теперь в овраг толкает
Одичалого коня; Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой».
На этом заканчивается первая часть стихотворения, в которой метель предстала в виде двойного
символа – погибели и несущих ее темных сил,
ополчившихся на человека.
Вторая часть начинается повторением начальной строфы:
«Мчатся тучи, вьются тучи...»
Метель не отпускает.
И неспроста... в следующих четырех строках
взрыв максимального напряжения действий:
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали... «Что там в поле?» -
«Кто их знает? Пень иль волк?»
Исходя из контекста в целом, следует думать,
что не пень и не волк, а бес. Потому и…
Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткое храпят...
Вот момент наивысшей, смертельной опасности.
Но... Опять рывком, без промежуточных подробностей
отступление бесовской силы:
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят...
Теперь уже и ездок видит бесовские полчища:
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин .
Их несметное множество, они кружатся,
«будто листья в ноябре»,
но уже где-то в стороне – путь свободен.
Третья часть стихотворения словно глубокий вздох
облегчения после пережитого смертельного ужаса.
Снова – «мчатся тучи, вьются тучи...» Да, метель еще не
кончилась, но опасность отступила.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине...
Вывод:
Все есть в этом таинственном стихотворении: и дыхание смерти в лицо, и мистическое прозрение злобной силы, и чудо. Чем же могли обороняться две погибающие православные души от обступившего их бесовства?
И не свидетельство ли это того, что сам поэт был лишен такой обороны. Именно безблагодатность должна была родить в его душе то «холодное, мрачное, беспокойное состояние», которое нашло свое поэтическое
воплощение в жутком образе этой «фантастической» метели.